?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Право в РПЦ занимает значимое место, как обоснование её иерархической власти. Фундаментом церковного права является признание епископа источником права в церкви. Это существенно отличает позицию РПЦ от богословия протопр. Николая Афанасьева, который полагал, что «самому праву в Церкви места нет. Право проникло в Церковь только тогда, когда оскудела любовь» (http://|kiev-orthodox.org/meetings/2034/ ).
Другая принципиальная особенность понимания права в РПЦ - отсутствие единого правового поля. На едином правовом поле построено Вселенское каноническое право. Каноны накладывают равную ответственность на епископа, клирика и мирянина. В РПЦ нет единого правового поля. Епископы находятся в одном, а клир и миряне – в другом правовом поле.
«Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни» Понятие «внутрицерковной жизни» оставлено неопределённым. «Судебная власть в РПЦ осуществляется церковными судами» (Устав РПЦ.1,9; 7,1).
«Юрисдикция РПЦ простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории РПЦ: в России, Украине, Белоруссии,Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в неё православных, проживающих в других странах (Устав.1,3).
«Единство судебной системы РПЦ обеспечивается: а. Соблюдением всеми церковными судами установленных правил церковного судопроизводства; б. Признанием обязательности исполнения каноническими подразделениями и всеми членами РПЦ судебных постановлений, вступивших в законную силу» (Устав РПЦ. 7; 3 а-б).
Устав РПЦ определяет юрисдикцию и единство судебной системы, с одной стороны, как волю церковной власти, а с другой стороны, как послушание ей.
«Полнота церковной власти в РПЦ принадлежит Архиерейскому Собору РПЦ. Полнота судебной власти в епархиях принадлежит епархиальным архиереям» (Положение,ст.3, 1-2). «Постановления церковных судов являются обязательными для всех без исключения клириков и мирян»(Устав РПЦ.7,8). Епископы здесь упомянуты только для того, чтобы подчеркнуть, что им принадлежит вся полнота власти в епархии.
Вопрос об ответственности в РПЦ оставлен не прояснённым. Устав и Положение разделяют права и ответственность между разными субъектами. Иерархия существует в области права (имеет права и власть), а члены РПЦ находятся в сфере подчинения. Понятие «член РПЦ» не получило определения в Уставе и в «Положении о церковном суде». Для ясности следует подчеркнуть, что епископ нигде не называется членом РПЦ. Этим термином Устав РПЦ обозначает только клириков и мирян. Возникает ограниченное понимание ответственности. Понятие ответственности возникает только в случае неподчинения клириков и мирян епископу. Церковная дисциплина приобретает абсолютный характер и безусловный приоритет над догматами, культом и нравственными принципами.
К вероучительным, моральным и богослужебным проступкам клириков и мирян иерархия относится снисходительно, чего никак не скажешь о дисциплинарных нарушениях. Неповиновение епископу является совершенно нетерпимым грехом, как «хула на Святого Духа».

Comments

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
solunanin
23 июн, 2010 10:56 (UTC)
Этот пафосный снаружи, но безграмотный внутри, Устав РПЦ, на который Вы сослались, не только не применим к реальной жизни (в силу своей юридически-правовой никчемности), но еще и приносит огромный моральный вред. "Глава I. Общие положения. 3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, и т.д., а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах."
Уже здесь видна умышленная антитеза, причем, конфликтующая с гражданским законодательством. Выходит, по Уставу, православные в СНГ - ОБЯЗАТЕНЫМ ПОРЯДКОМ попадают в юрисдикцию РПЦ, и ЛИШЬ те, кто за пределами – суть добровольные прихожане РПЦ. Этот факт, трансформируется в мозгах молодых батюшек СНГ, как ощущение, якобы свыше предназначенного им начальственного статуса над вся и всеми. Объясняешь такому, что ты старше его в 2 раза, а значит и по жизни более опытный, что в деле, полезном для Церкви, за которое взялся, кстати, добровольно есть профессионалом, и в бессмысленно-бестактном руководстве не нуждаешся. В ответ амбиции, обиды, отсылки к руководящим документам - к тому же Уставу. А, ведь, всем известно, что исповедные росписи отменены.
Причем, такая ситуация создает почву для интриг, карьерных устремлений и желания поруководить материальными ресурсами, отставляя на второй план главное - пастырскую работу. Спрашивается, - зачем человек становился священником, если его призвание быть предводителем команчей. Общий вывод такой – в Церковь ходить нужно как можно реже, в приходской жизни не учавствовать, за работу для Церкви не браться – меньше шансов нарватся на рьяное желание со стороны церковного причта, тобой поруководить, а требу, по необходимости, проще купить. Такая Церковь с таким Уставом, объединяет, хотя бы формально, людей? – Нет, разъединяет.
Никому ведь неохота, руководствуясь здравым смыслом, ввязыватся в любые – будь-то хозяйственные, будь-то неформально-дружеские, будь-то формализованные каким-нибудь церковным документом отношения с церковной общностью, если человек себя чувствует при этом бесправным крепостным, а вместо опоры и поддержки - мрачная засасывающая трясина. Однажды попробовав, стараюсь, дистанцироваться от любых, даже ничем не обязывающих отношений с церковными структурами. Уже в силу вышеизложенного, церковное началие, даже если оно поначалу ограничилось формальными внутрицерковными (юридически ничтожными в гражданском правовом поле) документами, старается избежать дальнейшей фиксации статуса прихожанина и сотрудника. «Глава XI. Прихожане. 31. Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом. 33. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма. В обязанности Приходского собрания входит: е) планирование финансово хозяйственной деятельности прихода; л) утверждение штатного расписания и определение содержания членам причта и Приходского совета». На практике эта декларация трансформируется в абсолютно ТЕНЕВЫЕ, товарно-денежные махинации, зачастую с криминальным уклоном (например, торговля контрабандными ювелирными изделиями, под видом религиозной атрибутики). В этом случае, церковноначальнику уже просто необходимо держать впутанного в эти дела кадра в максимально неопределенном и подвешенном на крючке состояниии - ибо великое дело КРУГОВАЯ ПОРУКА. Будет ли приближать такая «церковь» к себе невоцерковленных, порядочных людей? – Нет, они ей НЕ НУЖНЫ. Будут ли самостоятельные, ответственные перед собой, и близкими, люди добровольно идти в такую «организацию» - вопрос тоже риторический. И если поглубже разобраться – налицо признаки тоталитарной секты – как "особого рода авторитарной организации, которая направлена на власть и деньги для руководства и ближайшего окружения, которая прикрывается религиозной маской, и для которой характерно: обман при вербовке, контролирование сознания, эксплуатация членов, регламентация всех аспектов их жизни (по А. Дворкину).
n_ermak
23 июн, 2010 18:17 (UTC)
Простите, но я не верю, что именно внутрицерковные неурядицы отвращают Вас от Церкви.
Будьте откровенны: или Вам не хватает веры во Христа, или просто страшно стать христианином.
Или Вы лукавите: "дайте мне достойную меня Церковь, чтобы я мог воцерковиться".
Лично мне кажется, что я и такой не достоин.
С уважением,
Николай
solunanin
23 июн, 2010 19:06 (UTC)
внутрицерковные неурядицы отвращают Вас от Церкви
Нет, Николай, никоим образом не отвращают. Я уже достаточно пожилой, чтобы привыкнуть к тому, что на Земле нет ничего идеального. Просто стало неловко, что на пост о. Павла, никто долго не реагировал. Вот, оперативно и выплеснул в ЖЖ,что было на сей момент в голове и не слишком "оффтопное". Я, ведь, знаю многих священников в Украине,и не только в УПЦ, а и в УГКЦ, в УАПЦ, в УПЦ КП, двух-трех римокатоликов, сохранилось даже Евангелие с дарственной надписью президента Украинского Библейского общества 1999 г., епископа пятидесятников М.А. Мельника. Люди эти, скажем так, все уровня порядочности, значительно выше среднего. Поэтому отвращения к Христовой Церкви из-за человеческих неурядиц, у меня не может быть. Вот, и отец Павел, который достоин всяческого уважения и поддержки, тоже принадлежит к оной. Просто, Церковь, я вижу по-своему и общаюсь именно с той Церковью, которую вижу и так, как Ее воспринимаю. Только,вот, извращенно-клерикальный маргинес иногда со своих задворок и подворотен, наскакивает на правильных людей, и тогда хочется найти приемы, и попытатся создать механизмы защиты от этого. Может, молитвами св. вмч. Димитрия, смогу во всем разобраться и изложить на бумаге (на клавиатуре). Не хватает времени. Спасибо за то, что откликнулись.
n_ermak
23 июн, 2010 19:57 (UTC)
Re: внутрицерковные неурядицы отвращают Вас от Церкви
Одно дело судить извне и совсем другое изнутри.
Мне было бы куда интереснее знать ваше мнение именно как члена РПЦ :)
Очень жаль, что Вы лишаете меня такой возможности :)
o_sergiy_ru
5 авг, 2013 18:55 (UTC)
Re: внутрицерковные неурядицы отвращают Вас от Церкви
Очень согласен с n_ermak. Спасибо!
adelgeim
23 июн, 2010 21:22 (UTC)
Устав РПЦ, на который Вы сослались,
Благодарю за интересный отзыв. Свой комментарий на него попомещаю в новый пост в связи с объёмностью.
andudarev
23 июн, 2010 18:54 (UTC)
Основная коллизия, на мой взгляд, возникает из-за того, что праву, может быть, места в церковном собрании и не должно быть (согласно о. Н. Афанасьеву), а вот суду (по типу ветхозаветных судей) должно быть. А с судом сложнее, тут нужна традиция, харизматические судьи (люди Божьи), мудрость и т.д. Куда проще канцелярию создать... Даже если в РПЦ появится единое правовое поле, в чем я лично сомневаюсь, это будет лишь аналог секулярного судопроизводства... А нормальный суд может возникать лишь в небольших очагах духовной жизни.
Из сказанного не следует, что не надо заниматься созданием единого правового поля и защитой прав верующих внутри канонических структур РПЦ. Надо. Но слишком большие надежды с этим я бы связывать не стал...
adelgeim
23 июн, 2010 19:34 (UTC)
суд в небольших очагах духовной жизни
40 лет назад даже в голову не могло придти, что в церкви нужен суд.
Вопросы решались просто. Возник конфликт с соседом-дьяконом. Иду к отцу Борису. Он мудро рассудит как быть. Можно пойти к архиерею, без рассчёта на его административную власть. Он меня понимает, и вмешивать свою власть не станет, а посоветует, как мирно выйти из конфликта. Когда служил в Кафедральном соборе Ташкента, конфликты случались, людей в штате было много, и очень разные. Не все друг другу нравились, не сходились характером, но вражды не было, и к архиерею на суд обе стороны могли пойти с полным доверием. Не было лицеприятия, хватало духу сказать и выслушать кто не прав.
Не знаю, куда это делось.
andudarev
24 июн, 2010 05:09 (UTC)
Re: суд в небольших очагах духовной жизни
По-видимому, ситуация сильно изменилась.
( 9 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner