?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Тюремный быт

Начальником следственной тюрьмы был майор. Он активно занимался ремонтом помещений и приглашал на работу насельников камер. Это было нарушением изоляции. Подследственных нельзя выводить без охраны. Но внутри тюрьмы куда они денутся? Бродить по тюрьме интереснее, чем сидеть взаперти, и я охотно согласился работать. Работа не была обременительна, и оставляла свободное время для изучения внутреннего пространства тюрьмы. Меня назначили подмастерьем маляра к квалифицированному мастеру. Его личная трагедия заключалась в пьянстве. Вино лишило его семьи, здоровья и привело в тюрьму. Здесь он не мог пить вина, стал здоровым человеком и на высоком профессиональном уровне выполнял работу. В основном мы «курили». С 8 до 11 ничего не делали: «сиди, кури» - командовал мой начальник. В 11 он начинал и к 12 заканчивал работу, всегда выполненную красиво и качественно. Когда я предлагал:
- Чего бестолку сидеть, лучше поработать, -он неизменно спрашивал:
- Ты что, на заработки сюда приехал? Когда вдали появлялся охранник, я сообщал:
- Шуба! Он, не спеша, оборачивался и презрительно махал рукой:
- Какая шуба! Полушубок.- После обеда процесс повторялся : до 17 «курили», час работали и расходились. Начиналось самое плодотворное время: обследования тюрьмы. Никто меня не ограничивал, и я мог обойти беспрепятственно все помещения. Самой интересной находкой было помещение конфиската, хранившегося с древних времён. За обычной, всегда незапертой дверью располагалась очень большая комната без мебели. Справа лежала куча радиоприёмников и прочей техники, а посредине огромная куча книг.
Это было целое богатство: книги, которые не издавались в стране. В этой куче можно было найти самую неожиданную литературу. Пришло время готовиться к судебному процессу, и я разыскал юридические книги, ставшие моими первыми учебниками права. В куче книг я раскопал добротный сундук с церковными принадлежностями. Это был передвижной храм: облачения и книги, Антиминс и сосуды, крестильный ящик и Святые Дары во флаконе из толстого стекла с притёртой пробкой. Святые Дары были просушены и хорошо сохранились. Я высыпал их в мой носовой платок, повесил на грудь, и получил возможность причащаться в течение всего лагерного срока. Иногда меня посылали за пределы тюрьмы. Следовало сходить на склад за краской, шпаклёвкой и др. материалами. Склад находился неподалёку от тюрьмы, прогулка в склад занимала полтора часа. Возникала возможность поглядеть на город и прохожих. Иногда, по каким-то делам мы выезжали за город. Начальство было уверено, что я не убегу, и машина не запиралась.
Интересными приключениями были набеги на стройплощадки и заводы, в которые нас время от времени отправлял начальник. Если начальнику требовался цемент, который планом не был предусмотрен, мы выходили на промысел. Двое несли носилки в сопровождении автоматчиков. Приходили на стройплощадку, клали два-три мешка цемента и уходили. Однажды нас застиг прораб. Возмущённо матерясь, он проводил нас до ворот тюрьмы, но приблизиться к автоматчикам и отнять цемент не рискнул. Начальник задумал сделать пульт наблюдения за коридорами и камерами. В камерах сидело несколько инженеров, способных выполнить эту работу. В конфискате было достаточно деталей, но были нужны разноцветные глазки. Напротив СИЗО находился какой-то завод, и туда завезли шкафы с электронным оборудованием. Железные ящики изобиловали подходящими цветными стёклышками. Нас четверых вооружили плоскогубцами и отвертками и послали под охраной автоматчиков за добычей. Мы благополучно перебрались через забор, миновав проходную, и раскурочили эти шкафы, впрочем, не взяли ничего кроме пластмассовых глазков. Представляю, какое возмущение наутро вызвал наш набег у инженеров, которым из-за пластмассовой мелочи пришлось прозвонить массу электроники. Сторож нас не видел, да и что он мог сделать со своей берданкой против двух автоматчиков!Жизнь в тюрьме нельзя назвать унылой. Она была наполнена приключениями.

Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
fi1618
4 июл, 2010 13:36 (UTC)
Если бы все это описать пером Войновича ...
Прочитав такое, начинаешь понимать, что страна жила по каким то законам палаты №6.
Человека заключают в следственный изолятор КГБ Узбекской ССР, но серьезно к нему не относятся, либо понимают, что все высосано из пальца и гроша ломаного не стоит, либо им совсем делать было нечего и они растеряли остатки профессионализма.
Одни набеги, организованной группой под прикрытием, автоматчиков на стройки и предприятия это минимум кража перешедшая в разбой.
Но что спрашивать с палаты №6.
Но вот сделать вывод, что это было плохо, я бы не рискнул.
simeonus
4 июл, 2010 13:56 (UTC)
Потрясающая история! Найти в тюрьме Святые Тайны! Представляю, как Вы были счастливы! Да ещё хватило на целый срок. Батюшка, а что было с антиминсом? У Вас во время срока была возможность служить Литургию? Наверное я преждевременно забегаю вперёд.
adelgeim
4 июл, 2010 18:25 (UTC)
что было с антиминсом?
Антиминс я спрятал и вывез из лагеря домой. Служить Литургию там было невозможно. Ну прежде всего, я был один. Всё остальное можно было восполнить. Литургия - не келейное богослужение, если бы даже было где служить одному. В сталинских лагерях была церковь, много христиан, которым была нужна Литургия. В моём лагере я был один. Верующих, которые хотели бы причащаться, я не встретил. За три года из религиозных людей, интересовавшихся своей верой, я встретил одного баптиста, сидевшего за отказ от армии; двух иеговистов и одного мусульманина -афганца. Православные не встретились.
sleepost
4 июл, 2010 21:32 (UTC)
Re: что было с антиминсом?
Интересно, что я тоже в свое время чудесным образом нашел Антиминс, когда освящал квартиру одной женщины. :)

Цитирую новость с нашего сайта благочиния:
"Неожиданное и радостное событие произошло 21 февраля 2009 г. в Красногорске. Клирик Успенского храма Красногорска священник Павел Островский в беседе с одной из прихожанок услышал, что она нашла у себя дома какой-то непонятный плат.
Этот плат находился за иконой Спасителя в киоте. А саму икону некогда передала ей родная прабабушка Мария Семёновна Клюева и наказала бережно хранить святой образ. Мария Семёновна умерла в 1978 г., прожив от роду 82 года, а икона осталась у её правнучки Натальи.
По описанию найденного плата священник Павел сразу понял, что речь идёт об антиминсе, и попросил хозяйку иконы передать его Церкви. Женщина согласилась. Плат, действительно, оказался антиминсом, причём, очень хорошо сохранившимся; в нём остались вшитыми и Святые мощи.
Антиминс этот был священнодействован Преосвященным Феофилактом, епископом Переяславским и Дмитровским 12 августа 1779 г. для церкви Воскресения Словущего в с. Яркино Клинского уезда Московской губернии.
В обиходе она называлась "Воскресенская церковь"; по имеющимся сведениям, основана была в 1700 г., построена к 1759 г. на средства Федоровых. Храм был кирпичным, в стиле барокко, однокупольным с восьмилепестковым основанием; имел приделы Успенский и Трехсвятительский.
С XIX в. церковь Воскресения Словущего в с. Яркино была приписана к Лазаревскому погосту. Закрыта в середине 1930-х годов, сломана на кирпич на рубеже 1940-1950-х. За несколько дней до взрыва храма служивший в нём диакон Димитрий подарил своей внучке - Марии Семёновне Клюевой - ту самую икону Спасителя, в киоте которой теперь нашли антиминс.
В настоящее время с. Яркино находится в Солнечногорском районе, поэтому на следующий день после обретения антиминс был передан благочинному Солнечногорского округа священнику Сергию Ванюкову.
Интересно, что по рассказам Натальи, возвратившей Церкви антиминс, её прабабушка принесла домой не одну икону, а целых пять. Теперь эти иконы уже оказались у других людей, но есть надежда найти их и проверить, не скрыты ли и в них антиминсы. Дело в том, что до революции в той местности вокруг села Яркино, как раз располагались 5 храмов, в дальнейшем закрытых."

Фото можно здесь увидеть: http://krasnoblag.ucoz.ru/news/2009-02-24-139
solunanin
5 июл, 2010 06:31 (UTC)
Умиляет детской непосредственностью sleepost, он же «сытый батюшка» (дневник священника Павла Островского) - наконец-то он сменил свой некошерный ник - otec pavel - на более благопристойный. Однако, ЖЖет не по деццки : «Антиправославный интернет руками православных»: «Я горячо убежден, что большинство наших православных священников, моих доблестных сослуживцев - это духовные и молитвенные люди, которые благочестиво со страхом Божиим предстоят перед Престолом, и ревностно пасут паству, данную им от Бога».
Да уж паства ревностно напасення, что сказать: продажа коттеджей – Мякинино (Красногорский район), общ. площадь — 1631 кв. м., площадь участка - 100 соток, цена - 1 050 000 000 (миллиард!) руб. (http://krasnogorsk.kvadroom.ru/zagorod_sale.htm).
А слабо, попытаться проповедовать такой жирно напасенной пастве, христианскую любовь к ближнему, стремление к бескорыстию, желание поделиться с православными Забайкалья, Якутии, Ямало-Ненеции, откуда выкачанны эти нефтегазовые миллиарды и закачаны в Подмосковье.
Правда, что бы иметь на такую проповедь моральное право, - надо послужить годов эдак десяток в Сибири, Заполярье, Средней Азии, а не игратся в «красных следопытов» в 3-х км. от Кремля, дававшего, в свое время, команду разрушать храмы, в т. ч и Воскресенскую церковь.
И если говорить о пастырской солидарности и взаимопомощи, то надо предложить коллегам по благочинию, произвести добровольную ротацию (обмен) клира Подмосковья и, допустим, клира Читинской области.
vnuk_katona
5 июл, 2010 08:34 (UTC)

Вы предлагаете сытых священников уничтожать?
Или подвергать оплеванию и заушению?
Или просто публичному поносу?

Зачем эти злобные словесные судороги?

Для каких целей? Для создания нового царства милосердия и любви?
Для компрометации этих страниц?
solunanin
5 июл, 2010 12:40 (UTC)
Куда конь с копытом
Глубокоуважаемый vnuk_katona, ну где Вы увидели "злобные словесные судороги"? Я отношусь к sleepost – vs/otec pavel, как, впрочем, и к любому другому человеку из РПЦ МП, совершенно нейтрально (может быть, за исключением О. П. Адельгейма), тем более, не вижу в МП потентенциала для "нового царства милосердия и любви". Просто, мой возраст и жизенный опыт, позволяют сделать достаточно! деликатное замечание молодому человеку без чувства такта (знаете, вот так: раз, два, три - пауза - раз, два, три). В данном случае, это выражается народной пословицей: "Куда конь с копытом - туда рак с клешней". - Отец Павел Адельгейм нашел Св.Дары и антиминс в отсидке, куда попал по доносу "друга" - священника и сберег их рискуя, как минимум, собственным здоровьем, а о. П. Островскому плат принесла прихожанка, что тут-же было распиарено СМИ благочиния, как знак почти что особой "святости" чада начальника церковного округа. И уж совсем полное бесстыдство, - использовать для самопиара ЖЖ о. Павла Адельгейма.
Что же, касаемо, такого моего "изуверства" и "садизма" по отношению к клирикам Подмосковья, как предложение добровольной ротации с читинцами - то Чита тут заявила уже, что такого "счастья" им и с доплатой не нужно. К тому же, Вы, наверное, упустили слово «добровольная».
vnuk_katona
5 июл, 2010 14:44 (UTC)
Достаточно деликатное замечание
Словесными судорогами я называю использование маргинального сленга. Недоброжелательная окраска, по-моему, всем очевидна.

Кроме того, Вы используете риторический прием, указывая на стоимость земли в окрестностях прихода о.Павла Островского. У Вас есть достоверная информация, что он землей приторговывает?

Ни изуверства, ни садизма в Вашем предложении по ротации я не увидел. Увидел брезгливость по отношению клирикам московской епархии. Людишки, мол, второго сорта. Не думаю, что это чувство (при всей его индивидуальной извинительности) стоит публично провозглашать в качестве нормы.

Как правило, такие риторические приемы используются для вывода оппонента из круга людей, с которыми можно и дОлжно спорить, в круг нелюдей, с которыми коммуникации невозможны. Людской мусор. Ничтожество. Так поступали во все времена. Так поступили со Спасителем. Так поступали с красными комиссарами в 37-м. Так поступают евсевианцы по отношению к о.Павлу. Не стоит ли нам удаляться от этих приемов?

Почему для Вас географическая близость к Кремлю (сатанинскому?) является клеймом? Вы имеете в виду конкретный нынешний Кремль? Советский? Царский? Великокняжеский? Или вообще проблему земной власти? Если Советский Кремль стал источником разрушения среды обитания гадких имперских архиереев-"скоморохов", то, собственно чем же плохо? В общем, ничего не ясно, кроме желания побраниться.

Мою иронию насчет "царства милосердия" Вы неправильно поняли. Я уже понимаю (по Вашим текстам), что для Вас МП является обветшавшими мехами, соломой, неплодной смоковницей и проч. И Вы весьма немилосердно браните ее сытого и благовоспитанного служителя, имея в виду его недостоинство какому-то особенному, известному Вам земному царству милосердия.

Именно это противоречие (за которое русские так дорого заплатили в 20м веке) меня и смутило.

С уважением,
ВК
solunanin
5 июл, 2010 17:52 (UTC)
Re: Достаточно деликатное замечание
Пусть простит нас о. Павел за использование его журнала для личных перепалок, но учитывая Ваше доброжелательное к нему отношение, еще раз попытаюсь объясниться.

1. "Вы используете риторический прием, указывая на стоимость земли в окрестностях прихода о.Павла Островского."
Поясняю;- этим риторическим приемом я указываю не стоимость земли или жилья (как раз я указывал на стоимость коттеджа), а стоимость паствы окормляемой Красногорским благочинием. Если перейти на личности, - то, например, если я за 10 лет могу купить на зарплату в Киеве 3-х ком. квартиру, стоимостью 150 000 дол., то это в переносном смысле, моя стоимость в зарплатном выражении. Личности, проживающие на территории Красн. благочиния, так же легко могут позволить купить себе за 40 000 000 (сорок миллионов) дол. особняк. Говорят - они (эти личности) столько стоят. Думаю, риторический вопрос, как раз, звучит так: какова корреляция между финансовым весом паствы и финансовым весом пастырей?

2. Еще раз повторяю, на сей момент к МП, Кремлю, священству, политикуму, отношусь нейтрально. В разное время, будучи в расколе - рьяно боролся против РПЦ, в силу определенных причин, с раскаянием вернувшись в УПЦ (МП), так же рьяно боролся против раскола. На сегодня практически ни с кем не общаюсь, ни с тем ни с другим лагерем. Взял тайм-аут, занимаюсь внуками, пытаюсь во всех церковных перпетиях, в которых сам принимал участие, разобраться, и хотя бы для внуков сформулировать какой-никакой философский базис по отношению к религии и вере, как таковой.

3. Насчет маргинального сленга. Есть такой грех. После службы в армии, неоднократно получал замечание и от мамы, за то, что ругался даже во сне. И если хозяин этого ЖЖ, или его модератор, увидят в моих постах, что-то явно оскорбительное, или непотребное, готов смиренно понести наказание, и также смиренно, просить прощения.
vnuk_katona
5 июл, 2010 18:48 (UTC)
личные перепалки
Я бы личное и не осмелился писать у о.Павла.
Меня смутила "террористическая" позиция по поводу "сытых" батюшек (желание "голову назад рожею заворотить").

Кстати, как и почти во всех нынешних вопросах, история Церкви уже сталкивалась с проблемой "сытости" в донатистском расколе [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC].

Ну и конечно, с удовольствием читаем у Аввакума немного по другому поводу:

"... лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано... сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя. Христос же Бог наш тонкостны чювства имея все, якоже и богословцы научают нас... А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, ... устрояет все по-фряжскому, сиречь по-неметцкому...

Ox, ox, бедныя! Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступов и обычаев! А Николе Чюдотворцу имя немецкое: Николай. В немцах немчин был Николай, а при апостолех еретик был Николай; а во святых нет нигде Николая. Только с ними стало. Никола Чудотворец терпит, а мы немощни: хотя бы одному кобелю голову ту назад рожею заворотил, да пускай бы по Москве той так ходил..." [http://his95.narod.ru/doc00/avv_besed.htm]
[http://feb-web.ru/feb/avvakum/critics/i22-3023.htm]

Спасибо за простые слова. Здоровья Вам и внукам.

С уважением,
ВК
nik_amurskiy
5 июл, 2010 10:12 (UTC)
Упаси Бог!!! Нам одного «западного» священника хватает по «гроб». Я имею в виду епископа Евстафия. Если и остальные будут «святыми», то уж извините – мы как-нибудь сами – «по-босятски». А то опять начнут просвещать нас «диких» (по пальмам лазающих), «сидящих во тьме и сене смертней», святому Православию.
Да и сами «западные» попы не захотят служить под началом епископа Евстафия – «лучше быть пятнадцатым священником в Москве, чем первым в Чите».
sleepost
6 июл, 2010 11:43 (UTC)
Надеюсь Господь простит вас за ваши слова.
Уже много раз замечал, как батюшки приезжающие из далеких краев служить в Московскую епархию (ослепленные небылицами о несметных богатствах московских попов), обжигались и потом тихонечько уезжали обратно.

У меня брат родной (иерей Иоанн Островский) служит в деревне Марьино Красногорского района - это всего лишь 4-5 километров от Москвы.
Так вот, учитывая его бедственное положение, наша семья постоянно помогает ему и храму его материально... ибо средств у него просто нет... а вокруг как раз и Мякинино и прочее "адское наслаждение".

Мой отец служил на Сахалине, в Хабаровске; мы прислуживали ему в алтаре. И что - мы теперь станем святыми в ваших глазах.

Ей Богу, противно все это даже комментировать.

Простите.
adelgeim
6 июл, 2010 14:57 (UTC)
помогает ему и храму его материально
Как не странно, три года назад мы отправили в качестве материальной
помощи бедному храму в США (РПЦЗ) несколько комплектов облачений, сосуды. напрестольное Евангелие и кресты и много прочей церковной утвари. Мне казалось, что они могут нам помочь, а на деле они нуждаются в нашей помощи.
sleepost
6 июл, 2010 19:22 (UTC)
Re: помогает ему и храму его материально
А наш храм в свое время предлагал нескольким храмам бедных епархий материальную помощь также в виде облачений, служебных книг и утвари - и никто не забирал.
В итоге отдали в соседний строящийся храм.
skundel
5 июл, 2010 13:56 (UTC)
" Святые Дары были просушены и хорошо сохранились."

Выходит, Сам Господь телом Своим с Вами томился в этом узилище.
adelgeim
6 июл, 2010 14:50 (UTC)
Господь телом Своим с Вами томился в этом узилище.
Как обещал: "Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века".
Тем более Господь не оставляет нас в скорбях.
ondrash
5 июл, 2010 15:41 (UTC)
Если увижу в продаже книгу: "Священник Павел Адельгейм - "Дневники"" - непременно приобрету.
ondrash
7 июл, 2010 15:20 (UTC)
Простите,может,я не к месту.Я мать священника,которого отправили на самый бедный приход.На Литургии 5 бабушек.Понимаете,заработок -меньше не придумаешь.Молю Бога об укреплении его в Вере.Двоих деток нужно кормить.Но мы не унываем.Певчие приносят молочка,яиц.Всему рады и благодарим Господа.
magdaxs
18 сент, 2010 14:35 (UTC)
На сегодняшний момент произвести продажу коттеджей не так просто как кажется, стоит остерегаться неликвидных продавцов и других неприятностей. Мой совет - достоверно проверяйте все бумаги и вас точно не введут в заблуждение.
( 19 комментариев — Оставить комментарий )