?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Много лет прихожане псковских храмов приобщались певческому искусству православной церкви, слушая церковный хор под управлением Закревского Александра Вадимовича. Мы слушали песнопения за богослужением, в концертном исполнении, рождественские колядки, выразившие любовь ко Христу и Его Пречистой Матери в поэтических образах народного сознания. Хор храма святых Жен Мироносиц под управлением А.В. Закревского пел не только в храме. Его приглашали в Германию и Голландию. Он звучал в театре. Разве не удивительно слышать богослужебные песнопения с театральной сцены? Что общего между театром и храмом? Искусство! Оно объединяет и позволяет художественными средствами проповедовать Евангелие за пределами храма. Миссионерское служение не навязчиво. В театре совершается служение красоте. Театр несёт два благородных служения.
Во-первых, организует человеческое общение. Люди собираются вместе радоваться, плакать, надеяться, понимать друг друга, учиться сочувствию. Общество не существует без общения. Когда люди перестают разговаривать, начинают стрелять.
Во-вторых, служение красоте пробуждает добрые чувства. «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Служение красоте объединяет в бескорыстии. В творчестве человек раскрывает свою душу и отдаёт жертвенному служению себя и своё. Служение красоте называют искусством. Средствами искусства совершается служение в храме. Искусством пользуются в своём служении и театр, и храм. Храм собирает все музы на служение Богу, воссоздавая подлинную красоту творения, как бы впервые выходящего из рук Творца.
Нередко спрашивают: «Зачем ходить в храм? Молиться можно дома».
Христос заповедал два разных и одинаково необходимых способа молитвы.
Уединённую молитву: «Когда молишься, войди в комнату твою, и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф.6,6).
Общественную молитву. Она называется «общим делом» или по-гречески, «Литургией». Молитва в храме отличается общественной значимостью от уединённой молитвы в келье: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»(Мф.18,19-20).
Храм являет Космос, что по-гречески, означает «красота» - божественное творение, запечатлевшее нерукотворный лик Творца. Вторая идея храма – Воплощение. Спасая человека, Сын Божий воспринял нашу природу. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Храм вмещает церковь -богочеловеческий союз. Третья идея - перед Богом предстоит Его образ, в котором Бог должен отразиться, как в зеркале, чтобы узнать Себя. Произведение зодчества- храм - являет образ предстояния Богу. Формы православного храма повторяют формы молящегося. Крест на куполе подобен рукам, простёртым к небу. Смиренно сознавая недостаточность человеческого служения, мы приносим бескровную Жертву, и Бог принимает её от наших рук, открывая в человеческом служении таинственное бытие и полноту благодатных энергий: совершенную Святыню, осуществлённую Истину и богозданную Красоту. Бог – имя невыразимой тайны. Христианин приходит в храм, чтобы погрузиться в эту тайну всем существом и воспринять богослужение сердцем, разумом и органами чувств.
В застывшую музыку зодчества вписаны святые лики. Храмовое действо питает чувства обоняния, зрения, слуха, вкуса и осязания. Издалека мы слышим колокольный звон - инструментальную музыку. Входя в храм, обоняем ладан, возносимый иконам и молящимся. Помазываемся елеем, окропляемся святой водой. Освящаем хлеб и вино, причащаясь Тела и Крови Христовых. Иконы Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы, ангелов и святых представляют удивительное искусство иконописцев, имеющее тысячелетние традиции. Слушаем церковную поэзию: гимны, молитвы и проповедь. Более всего содержание богослужения насыщено пением. Оно наполняет церковное богослужение: поёт священник, дьякон, народ, поёт хор. Даже чтение в храме исполняется мелодично. На фоне церковной музыки в храме развивается священнодействие. Песнопения на крыльях несут молитву церкви к Престолу Царя славы.
Исполнение творческого замысла открывает четвертую идею храмовой жизни- обоженное человечество, явленное в Деве Марии. Православие мариологично, пронизано почитанием Богоматери, ибо в Ней восстановлен образ и подобие Божие. Дева Мария являет не воплощение Божества, как Её божественный Сын, а обоженное человечество. Богоматерь олицетворяет славу преображённого творения, которое в Ней достигло совершенства. Мы в изумлении узнаём человеческую природу, превознесённую выше ангельской: «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Здесь подлинные корни христианского гуманизма, основанного не на пустых претензиях, а на двух богооткровенных фактах: «Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил» (Быт.1,27).
«Воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы,и вочеловечившагося» (Символ веры). Римский историк и чиновник Плиний младший в письме императору Траяну так описывает христианское богослужение: «Они имеют обыкновение сходиться в известный день перед рассветом и петь попеременно друг с другом песнь Христу как Богу»
Развитие храмовой музыки требует профессиональных навыков. За изяществом исполнения гимнов, которые так легко и непринуждённо парят под куполом храма, остаётся незаметной творческая работа композитора, регента, певчих, нелёгкий труд обучения и спевок. В 6 веке песнотворцы- так называли церковных поэтов- свободно исполняли в храмах новые сочинения. Этой замечательной традиции следует издание произведений Псковских церковных песнотворцев. К Миллениуму Крещения Руси в Пскове был издан сборник «Церковные песнопения современных псковских композиторов». Презентацию сборника посвятили 1100-летию основания Пскова.
В сборник вошли 34 духовных произведения трёх псковских композиторов: прот.Михаила Зимарскаого, Александра Меркулова и Александра Закревского. Их творчество продолжает традицию псалмопевца царя Давида: «Всякое дыхание да хвалит Господа».
Новый сборник рождественских колядок, предлагаемый вниманию музыкантов, полагает начало серии музыкальных произведений А.В. Закревского, которые станут подарком церкви и принесут радость многим поколениям любителей церковной музыки.

Comments

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
sergeserov
10 июл, 2010 18:16 (UTC)
как глубоко и многозначно про храм!
simeonus
12 июл, 2010 04:50 (UTC)
С праздником дорогой о.Павел!
vnuk_katona
12 июл, 2010 05:06 (UTC)
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие ...

Поздравляю Вас с именинами, дорогой о.Павел.
Искренне желаю Вам духовной помощи от "твердых и боговещанных проповедателей".
solunanin
12 июл, 2010 10:40 (UTC)
День Святых апостолов Петра и Павла
С именинами, отец Павел!

"...брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. 14 Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, 15 потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал".(Деян.22).

Желаю Вам и нам вместе с Вами, наконец, познать Его волю.
Здоровья Вам и Вашей семье.
С уважением, Дмитрий.
gnomara
12 июл, 2010 18:13 (UTC)
С Праздником!
Отец Павел, поздравляю Вас с Тезоименитством, желаю Вам радости и здоровья,Вашей семье и родным мира и спокойствия.Будте счастливы, пусть все бури и волнения будут усмирянны нашим Господом Иисусом Христом и в Вашей жисни наступит время тишины и благодатного лета.
chitinets
12 июл, 2010 19:09 (UTC)
Присоединяюсь к поздравлениям!
adelgeim
12 июл, 2010 20:12 (UTC)
Благодарю всех за поздравление с днём небесного Покровителя.
( 7 комментариев — Оставить комментарий )