?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Иерархия и клир

Слово «иерарх» образовано от слова «архиерей» путём перестановки двух греческих корней, составляющих слово. Архиерей–слово древнее, евангельское. Этим именем назывались иудейские первосвященники. Этот чин Бог дал Аарону. В нём положил Бог корень освящения. «Священник по чину Ааронову» являл освящающую благодать, укоренённую в ветхозаветной традиции. Источником святости всегда был Святой Дух. Началом освящения твари Бог избрал человека. Как в Адаме открывается творческий замысел, так в Аароне Бог указывает корень освящения. Званием архиереев евангелист обозначает Анну и Каиафу: не за их личные достоинства, но по преемственности установленной Богом традиции, действие которой не может остановить человеческое недостоинство. Слово «иерархия» возникло позже и приобрело более широкий смысл лестницы, вмещающий не только архиерейский чин, но всю полноту «церковной иерархии» или три степени священства: епископа, священника и диакона. Слово «иерархия» расширилось за пределы церковной жизни и выразило светские понятия: иерархия ценностей, чиновничья, воинская и прочие иерархии. Теперь мы видим, что любая структура власти строится по иерархическому принципу. Это пирамида, расширяющаяся сверху вниз и вертикаль власти, принимающая форму лестницы.
Современное употребление понятия «церковная иерархия» потеряло первоначальный образ лестницы, ступени которой связаны между собой в порядке возрастания от ступени к ступени. Благодатное единство трёх степеней священства в Святом Духе теперь приобрело новый смысл. Оно обозначает только одну высшую степень священства–епископов. Новый смысл слова «иерархия» не вмещает ни священников, ни диаконов. Иереи и диаконы, возведённые на иерархическую ступень благодатью Святого Духа через рукоположение, выпали из понятия «церковной иерархии». В переведённом на русский язык «священноначалии» вовсе померк библейский смысл «начала», которым запечатлены первый стих Евангелия от Иоанна «εν αρχη» и первый стих книги Бытия (Ин.1,1; Быт.1,1). Онтологическую глубину библейского «начала» заслонила бюрократическая функция «священного начальства». Усвоение этого имени только одной из трёх степеней священства, осущест-вляющей в церкви правовую власть, отождествило понятие «иерархии» с понятием «олигархии». Замкнутая в непроницаемую касту, «олигархия» не связана с народом Божиим ни общими интересами, ни общей жизнью, ни духовным общением. Вместо лестницы со ступенями восхождения возникли закрытые касты с полупроводниковой связью. «Над всеми сими между вами и нами пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам не возмогут, ни иже оттуду, к нам преходят» (Лк.16, 19). Откуда взялась эта пропасть? Между архиерейской корпорацией и народом Божиим нет обратной связи. Народ не выбирает епископа. Для епископа епархия является новой и чужой територией. Он никогда здесь не был, не знает паству и не обещал ей любви и заботы. Назначая епископа, Священный Синод не интересуется мнением местной церкви. Она обязана с радостью принять незнакомого человека в качестве родного отца и безоговорочно ему довериться. Станет он отцом, хорошо. Если станет отчимом, придётся его терпеть до самой смерти. Мнение паствы не спрашивают. На её вопросы не отвечают. Жалобы не слушают. Пренебрежение высшей церковной власти к мнению местной церкви роет пропасть между ними. Катастрофический разрыв между народом Божиим и его иерархическим Олимпом становится главной бедой РПЦ. Прежде мы были вместе. Теперь церковная олигархия приобрела новый круг друзей. Она дружит с президентами, генералами и министрами. Стесняясь признать нас за своих братьев и соратников, они принимают от нас божеские почести, рабское поклонение и дань.
Так странно трансформируется евангельское учение о духовном родстве христиан в Крещении и приобщении от одной Чаши; учение о терпении, кротости и смирении; учение о любви и власти: «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так. Но кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом. Так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но что бы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20, 25-28). Такой принцип власти РПЦ не приняла. Христос не позволяет рассматривать церковную власть как обладание человеком. Христос понимает власть как заботливое служение высших низшим. Ещё 30 лет назад характер архиерейского служения подчёркивал обряд «омовения ног». Подобно Христу, омывшему ноги ученикам, епископ рассаживал священников на средине храма, опоясывался полотенцем и поочерёдно омывал ноги священникам, «путь добрейший смирения нам показуя». Исполнение этого обряда трудно себе представить в наши дни, когда епископ величественно и неприступно парит над стадом, недостойным его величия.
Понятие «клира» и его облик совершенно изменились по сравнению с эпохой не только Лескова, но эпохой Собора 1917-18 г. В то время «клир» состоял из священно- и церковнослужителей. В наше время церковнослужители выпали из клира. В настоящее время «клир» ограничен двумя категориями, имеющих священный сан: священники и диаконы. Остальные церковнослужители:
псаломщики, регенты, чтецы, певцы, иподьяконы, паномари и проч. не состоят в клире. Вопреки требованию свят. Василия Великого и Вселенского собора, они не получают церковного пострижения, посвящения и назначения от епископа при своём поставлении. «Принятый в церковнослужение без моего разрешения, будет мирянином»(Васил.В.89). «Никому да не будет позволено с амвона возглашати божественная словеса народу, по чину сопричтённых к клиру, разве кто будет удостоин посвящения с пострижением, и получит благословление от своего пастыря согласно с правилами. Аще кто усмотрен будет творящим вопреки предписанному: да будет отлучен» (Шест.33)
Современные Уставы Церкви, советского- и постсоветского периода используют термин «клир», не уточняя содержание, определяемого этим термином понятия. «Епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги» (Устав. 10,12). На практике архиерей назначает не «клириков», а только «духовенство» или «священнослужителей». Понятие «клир» ограничено их пределами. Других «клириков» архиерей не постригает, не посвящает и не назначает. Поэтому они не существуют. Следующая статья Устава уточняет объём понятия «клир», ограничивая его и отождествляя с понятием «духовенство»(Устав,10,13). По буквальному смыслу правила Василия В.современные церковнослужители являются мирянами.

Comments

( 70 комментариев — Оставить комментарий )
ne_mov
30 июл, 2010 08:22 (UTC)
Всё верно. Иерархия ( в современном понимании) не заинтересована в расширении понятия "клир". А также в "лишних" посвящениях. Ибо, чем меньше людей, требующих олигархически-рассчётливых отношений, тем в такой системе лучше. Аналог - партноменклатура советского периода.
solunanin
30 июл, 2010 09:57 (UTC)
Где же христианство спотктнулось?
Благословите, отец Павел.

Современные церковная "иерархия" и "церковноначалие" заложники бюрократических процедур основанных на языческих принципах римского права, и технологий имперского (по сути рабовладельческого) государственного управления. ТОЧКА ОТСЧЕТА – принятие "почетного данайского дара" АРХИЕРЕЙСКОЙ МАНТИИ от византийских императоров патриархами Константинополя. Смысл этого дара состоял в том, что император как бы вверял избранному патриарху полноту власти над церковным народом и попечение о его нуждах, то есть, как бы делился своей властью с патриархом, ибо мантия была царским облачением. Тем самым, с принятием этого «дара», на духовные начала управления в Церкви как бы распространились все бюрократические процедуры и технологии силового управления поддаными, принятые в империи.
Одно лишь забывают наши "церковноначальники" - христиане избранники Христа-Бога и воздействовать на них посредством "права силы" или "силой права", вряд ли возможно. "Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. К свободе призваны вы, братия …» (ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА).
А выход к свободе, как мне видится, один - максимальное рассредоточение по небольшим общинам, как можно более не зависящих от "вертикали" церковной власти. Пусть это будет в некоторой мере через отколы или расколы (почти все из которых, к сожалению, несут бюрократическую матрицу «материнской» структуры), - в некоторой мере через создание "параллельных" религиозным, светских благотворительных, или других общественно-социальных структур. Не зря же сказано:"19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." (МАТФ.18).
adelgeim
31 июл, 2010 11:32 (UTC)
Где же христианство спотктнулось?
Вам трудно возразить: аргументы жёсткие и точные. Но Вы нарисовали путь к протестантизму. Без таинств и священства остаются общины и общение, но нет Тела Христова – Церкви, как богочеловеческого организма христовой жизни. Подробно рассказав о том, как должно устроить церковную жизнь и как священнослужители должны «хранить таинство веры в чистой совести», апостол заповедует Тимофею «как поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И, беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим.3,15-16). И всё это было в моей жизни на моей памяти. Было! И может быть! Споткнулось не христианство. Споткнулась РПЦ. И как поддержать её, и возможно ли, не знаю.
batushkaroman
30 июл, 2010 10:34 (UTC)
про выборы
Ситуация с выборами епископа или священника складывается ещё более плачевно. (мой взгляд)
Из-за того, что уже пропасть великая имеется между "нами и ими" то это обе стороны стали (или становятся) чужими друг другу. Складываются отношения "директор магазина" и покупатели. Церковное собрание формируется из "никаких" граждан. "Никакой" - т. е. ему должно быть всё равно, чтобы не мешал. Так сказать "вменяемый" это староста :) потому что, он помощник батюшки "по деньгам". Наверно, советское время (?) толкало на эту схему. Церковное собрание (20-ка 10-ка) надо формировать из "болящих", чтобы не мешали батюшки. Вот и пришли логически к идиотизму: "А кто ж будет выбирать? Та ты посмотри на народ - там одни болящии!" Класс! Приехали. Сами их отобрали из здоровых, а теперь, конечно есть оправдание решения вопроса "без этих болящих". И конечно, выборы епископа и священника сейчас уже стали почти невозможными, из-за отсутствия "вменяемого личного состава"
Слава Богу, что эта схема работает не на 100 процентов и нормальные люди в приходе всё же есть! :) Но они имеются не благодаря, а вопреки этому вирусу в системе.
И опять я про ту Книгу. Надо формировать приход из нормальных людей и тогда будет из кого выбирать. Сегодня же контингент в приходе таков: бабуси-прихожане и спонсоры-едаки престольные. Из кого и кто будет выбирать? Хотя это больше относится к приходу, а не к епархии. Там вопрос сложнее. Но епархия формируется из приходов.
adelgeim
31 июл, 2010 12:05 (UTC)
про выборы
Мы прошли "точку невозврата". Реальных путей восстановления церковных норм я не вижу. Конечно, можно что-то строить в своём приходе маленькое-маленькое, но Христово. Можно строить, пока не заметит архиерей. Увидит-растопчет. Все силы я положил на устройство прихода и его социальных структур. Надежда родилась в конце 80-х, удалось сделать много - всё, что задумал. Но пришёл Евсевий, всё разрушил и уничтожил: нет приюта, нет хора, вот уже и школы нет. Приход захирел, приходит в упадок духовно и физически. И только архиерей по-прежнему анафематствует, запрещает, отнимает, получает за это награды и благоденствует. Пробуйте, если есть дерзновение. О сделанном не жалею, оно открывает глаза.
Re: про выборы - opiano - 1 авг, 2010 18:56 (UTC) - Развернуть
victor_vlad
30 июл, 2010 14:00 (UTC)
Прежде всего, важно говорить об этом вслух, потому что все это первостепенные вопросы. И спасибо о. Павлу за постоянное напоминание о них. Ведь большинство церковного народа поглощено обсуждением второстепенных проблем, а то и вообще псевдопроблем.

Для преодоления того тупика, в который зашла церковь (а церковный народ часто и не видит, что это тупик) нужно вернуться к иному видению церкви. Надо перестать видеть в ней, по преимуществу, общественный институт и его идеологию, но увидеть в нем собрание верных, вместе славящих и благодарящих Бога. Такое видение надо воспитывать, хотя, может быть, нам и не суждено увидеть плодов этого воспитания. Если оно есть, это сразу снимет множество проблем. Такое видение предполагает и сдвиг центра тяжести церковной жизни из надепархиальных структур в епархии и приходы, и ответственность епископата перед епархией, а священника и низшего клира перед прочим церковным народом, и изменение отношения к крещению (тогда и вопросы захожанства и "примата старушек" снимутся), и многое другое.

Путь этот уже намечен (хотя, конечно, не расписан во всех деталях) тем направлением в богословии, которое называют "евхаристической экклезиологией" (Афанасьев, Шмеман и – с оговорками – Зизиулас). В какой-то малой степени, он даже и был реализован в нынешней Православной церкви Америки (бывшей митрополии Московского патриархата). Странам "исторического" православия не мешает у нее поучиться.
adelgeim
31 июл, 2010 12:23 (UTC)
"евхаристическая экклезиология"
РПЦ МП такую экклезиологию не принимает. У нас господствует "клерикальная экклезиология". Афанасьев и Шмеман всегда были не в чести. Раньше меня это удивляло, теперь-нет.
mikhail_bar
30 июл, 2010 14:47 (UTC)
Может немного не в тему...
Случайно попалась пара номеров псковской газетки "Благодатные огни" ( или лучи?)Газетка жалкая, с глупыми виршами,антиамериканскими статьями,"письмами старца" и восхвалениями епископа. Но между делом там и слова самого еп.Евсевия. По прочтении их стало немного понятнее, почему его так воротит... Еп.Евсевий любит мифологему Третьего Рима,хочет крепости,мощи и неподвижности государства и полагает это важнейшей христианской задачей (и наверняка всех диссидентов отвергает), уповает на мифологему Святой Руси,видит основание христианской веры в ЦСЯ,постах,долгих службах, старом стиле. Соответственно этому и себя как охранителя понимает.
Вокруг него всеобщее единение и обожание, а тут всякие палки в колеса вставляют.Какое там "право", "суд","община"? Надо государство крепить, овец словесных пасти, с губернаторами дружить,освящать все кругом и заразе американской противостоять.
Вряд ли он способен прислушаться к тому, что говорите Вы, о.Павел.

simeonus
30 июл, 2010 20:40 (UTC)
Как раз в тему. Мне кажется и в Евангелии про это написано. Ведь Господь боролся именно с такими иерахами. Именно с этой системой или религией, как писал о.Александр Шмеман. Такое ощущение, что ничего не изменилось. Опять виноградником завладели наёмники.
Мне тоже кажется, что выход в образовании евхаристических общин. Нужно объединяться вокруг истинных пастырей, не уходя в раскол. В большом городе это наверное сделать проще. Конечно, будут мешать, но когда нас много, мы тоже сила и с нами Христос, а Он победил их тогда и всегда будет побеждать. Другого выхода не вижу.
sleepost
30 июл, 2010 20:07 (UTC)
"между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лк.16,25)

Сравнение архиереев со священниками, как ад и рай - это ошибка.

Причем сами же себе и противоречите, так как потом пишите, что если "Станет он отцом, хорошо." - следовательно, не такая уж и пропасть большая, раз "хорошо".

"Остальные церковнослужители:
псаломщики, регенты, чтецы, певцы, иподьяконы, паномари и проч. не состоят в клире."
И слава Богу, что не состоят, так как не так уж и много псаломщиков, регентов, чтецов, певцов, иподьяконов и пономарей, который относятся к своему делу, именно как к служению Богу, а не как к работе.

Так распинаете архиереев, отец Павел, будто бы священники и дьяконы - это верх святости, и пример для подражания.
Проблем в Церкви со священством много, но решать их подобным способом (особенно сравнивая архиерейский чин с адом) - это тупик.

p.s. Про выражения "закрытая каста", "церковная олигархия", "архиерейская корпорация" даже писать не хочется.
Не могу вспомнить, чтобы какие-либо святые отцы, когда кого-то обличали (а не осуждали!) употребляли бы столь резкие (это самое мягкое определение) выражения.
А уж про "рабское поклонение" епископам от низших чинов я вообще молчу. Что-то незаметно (особенно по этому блогу) в нашей стране, чтобы было модно хвалить священноначалие... Привычнее для всех поплевывать на вышестоящих... неважно причем знаем ли мы их жизнь или нет.
d_st75
31 июл, 2010 19:51 (UTC)
Если писать не хочется, зачем пишете? А не можете вспомнить, потому что, наверное, толком и не читали. Вам бы все поучать. Вы бы, отец Павел, сперва текст научились читать грамотно :)
(без темы) - sleepost - 1 авг, 2010 04:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - d_st75 - 3 авг, 2010 20:51 (UTC) - Развернуть
vikyakov
30 июл, 2010 22:46 (UTC)
К слову
О принятом обращении "Владыко" известный иконописец как-то заметил: "Совершенно неуместное слово. Ничем он не владеет и не должен владеть. Он - пастух порученного ему стада, не более".
nikolay12_1_88
31 июл, 2010 09:02 (UTC)
Re: К слову
Если епископ пастух, то кто же тогда ваш "отец Павел"? Очевидно подпасок?
Re: К слову - vikyakov - 31 июл, 2010 10:04 (UTC) - Развернуть
Re: К слову - nikolay12_1_88 - 31 июл, 2010 10:20 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
batushkaroman
31 июл, 2010 05:53 (UTC)
Сравнение
отец Павел Островский как всегда прекрасен, в искусстве говорить не по существу :)

p.s. я за мир...если что..
vikyakov
31 июл, 2010 10:39 (UTC)
Re: Сравнение
С батюшкой Островским просто беда, видно, диалог и впрямь невозможен. Ловит, ловит на слове, но быть ему без улова. Поначалу думал, что он искренне заблуждается, что, мол, еще не открылось ему. Случай, когда собственное, обласканное воображением и ничего не имеющее общего с реальностью представление о жизни в церкви, дороже истины. Кроме того, проблемы с логикой, с образным и ассоциативным мышлением.
В приведенной аналогии пропасти, о которой говорит Авраам, он с готовностью спецназовца способен видеть только прямое – в лобешник – «сравнение архиереев со священниками, как ад и рай», - даже не заметив ключевое слово «пропасть». Потом вдруг радуется, что в клире не состоят псаломщики, чтецы и проч.: «И слава Богу, что не состоят, так как не так уж и много псаломщиков, регентов, чтецов, певцов, иподьяконов и пономарей, который относятся к своему делу, именно как к служению Богу, а не как к работе». И опять не желает замечать, что и священников, и дьяконов искренно, «всем сердцем, душой, разумением» стремящихся послужить Богу, не так уж много, и чем дальше – тем меньше, зато все больше угодников архиерейских. Уж этого рабского поклонения епископу даже я нагляделся в Пскове сверх всякой меры. А в честном старании о. Павла увидеть и назвать причины болезней РПЦ батюшка Островский и вовсе ничего не видит, кроме поплевывания. Недобросовестно так-то. Потому и нет теперь никакого желания обсуждать с ним что-либо.
Re: Сравнение - sleepost - 1 авг, 2010 04:30 (UTC) - Развернуть
Re: Сравнение - i_z_o - 1 авг, 2010 11:07 (UTC) - Развернуть
Re: Сравнение - opiano - 5 авг, 2010 06:36 (UTC) - Развернуть
Re: Сравнение - adelgeim - 5 авг, 2010 07:24 (UTC) - Развернуть
Re: Сравнение - opiano - 6 авг, 2010 08:56 (UTC) - Развернуть
vlad_chestnov
31 июл, 2010 07:30 (UTC)
Ну и как, теперь не раскаиваетесь в своей "правозащитной" деятельности? Или так и не поняли, что привели семь бесов всемеро хуже одного прежнего?
i_z_o
31 июл, 2010 08:25 (UTC)
семь бесов
Вы один из "них"?
alexeisem
31 июл, 2010 14:29 (UTC)
Господом Богом, а не клиром или миром.
Как хорошо, что вера не зависит ни от клира, ни от мира, но оттого, кому Отец хочет дать её. Как хорошо, что плоды Духа Святаго невзирая ни на клир, ни на мир могут быть даны уверовавшему в разумении и исповедании слово Божиего, и на это нет, и не может быть поставлено ограничения ни от клира, ни от мира.
simeonus
1 авг, 2010 08:34 (UTC)
Хочу поделиться - может кому-то будет интересно.http://anaphora.ru/content/view/112/145/
simeonus
1 авг, 2010 09:30 (UTC)
"Поэтому, быть может, лучший путь к объединению не путь возрождения приходов, а путь организации внеприходских братств, братств, в которых объединятся те, в ком уже есть зародыш религиозного устремления друг к другу, зародыш Христовой любви, объединятся во главе с пастырями, которых сами изберут и признают своими руководителями. В братствах возродится" первая, оставленная церковью любовь, христианство просветит своим светом всю полноту жизненных связей и отношений, расширится, заполнив собою все, не оставив ничего языческого и безблагодатного"

Цитата из выше указанной ссылки.
ivannikov_ru
1 авг, 2010 08:46 (UTC)
Многая лета, отче!
adelgeim
1 авг, 2010 11:15 (UTC)
Всех благодарю за поздравление
Утро я встречаю, как подарок Божий.
Вечерами кашляет за окошком старость.
То, совсем немногое, что ещё осталось,
С каждым днём становится всё дороже.
Затихают с возрастом страсти и волнения,
И всё больше радости дарует общение.
simeonus
1 авг, 2010 12:55 (UTC)
Присоединяюсь к поздравлениям и пожеланиям!
an_lan
1 авг, 2010 15:05 (UTC)
Отец Павел, многая лета! Дай Бог Вам здоровья и сил!
solunanin
1 авг, 2010 15:55 (UTC)
С днем рожденья, отец Павел!

Все прожитые годы Вера была с Вами, поэтому у нас есть Надежда.
a_tanj
1 авг, 2010 16:06 (UTC)
Дорогой о.Павел, с днем рождения! Многие лета! Вдохновения и сил!
chitinets
1 авг, 2010 17:37 (UTC)
C днем рождения, дорогой отче! Многая и благая Вам лета!
anna_prosto_tak
1 авг, 2010 19:22 (UTC)
Отче, с днём рождения! Многое Вам лета! Храни Вас Господь!
igoralexeev
2 авг, 2010 09:51 (UTC)
Многое Вам лета! Да хранит Вас Господь!
( 70 комментариев — Оставить комментарий )