?

Log in

Previous Entry | Next Entry

«Мирянами» в РПЦ называют православных христиан, не посвящённых в священный сан и не постриженных в монашество. Официальные источники называют «православными» 70-80% населения РФ. В действительности, определить их численность невозможно, поскольку не договорились, кого пересчитываем. Принявшие крещение числятся православными in corpora, но их абсолютное большинство не имеет ни формальной, ни реальной связи с приходом.
Древняя церковь была представлена общинами. Христиане, рассеянные среди иудеев или среди язычников, могли идентифицировать себя только в собрании общины. Собравшиеся участвовали в Евхаристии, делили трапезу, вместе молились, готовясь принять мученическую смерть. Община не была связана формальными отношениями, но все знали лично друг друга. Образ жизни и семейные проблемы были прозрачны для общины. Отлучение от общины означало для каждого жизненную катастрофу.
Приход возник позднее, когда крещение сделалось поголовным. Приходское общение объединяло по территориальному признаку. Все прихожане вписывались в Приходскую книгу и становились формальными участниками церковной жизни данного храма. Российское законодательство обязывало всех прихожан храма выполнять церковные правила при осуществлении гражданских правоотношений. Например, в вопросах брака:
«Как все дела брачные подлежат ведомству и рассмотрению духовного начальства, то нарушения вышеуказанных запрещений судятся, и последствия их определяются духовным судом по правилам Церкви» («Свод гражданских законов», кн.1; раздел 1; гл.1; Отделение 1, ст19).
«Желающий вступить в брак должен уведомить священника своего прихода об имени своём, прозвании и чине или состоянии, равно как и об имени, прозвании и состоянии невесты. По сему уведомлению в храме производится оглашение в три ближайшие воскресные дни, после Литургии, и затем составляется обыск по правилам, предписанным Духовным начальством. По оглашении все, имеющие сведения о препятствиях к браку, должны сообщить о том священнику немедленно»(Там же, Отделение 2, ст.22-24).
Сегодня в России христиане снова рассеяны среди «чужих». Храм объединяет их по территориальному признаку, но не связывает ни формальными, ни личными отношениями. Миряне свободны выбрать храм по любому другому признаку. В обоих случаях формальные отношения с храмом не устанавливаются.
Церковный суд является формальной организацией. Субъекты права должны быть связаны с ним формальными отношениями, которых лишены миряне. В храмах не существуют Приходские книги, отражающие текущую жизнь и состояние прихожан. Миряне лишены регистрации и, в качестве прихожан храма, формально не существуют. Ни епископ, ни священники не имеют на них анкетных данных: фамилий, адресов, года рождения и проч. Неизвестна их принадлежность конкретному храму и численность. Не отражено их фактическое участие в литургической жизни. Они крестятся в одном храме, причащаются в другом, венчаются в третьем. Многие прихожане в храме случайны. Они то появляются, то исчезают на месяцы и годы. Справки о крещении или венчании – «филькины грамоты», пока не существуют регистрационные книги, обосновывающие эти записи. Миряне остаются за пределами правового поля церкви. Церковное право для них излишне, как и сами они недосягаемы для канонической ответственности.
Наряду с опустевшим понятием «клир» и неопределённым понятием «миряне», Устав РПЦ вводит понятие «должностные лица и сотрудники канонических подразделений; сотрудники епархиальных учреждений» (Устав, 1. 9; 10, 12). Так в правовом пространстве церкви возникает новое сословие: вездесущая бюрократия. Разумеется, бюрократия в церкви была всегда. Но Устав не выделял её в отдельную от мирян категорию. Из Устава нельзя понять, как участвует бюрократия в литургической жизни. Не имея поставления - посвящения или пострижения - церковные чиновники получают назначение на должности, предоставляющие им права, определённые служением. Если эти чиновники крещены и пребывают в положении простых мирян, непонятно зачем потребовалось выделять их в особую категорию. Устав умалчивает об их особом каноническом или екклезиологическом положении. Устав не говорит, что архиерейского назначения достаточно для их функционирования и не обязывает их креститься. Устав не предъявляет чиновникам никаких нравственных требований, обязательных для клириков и мирян. Например, на церковных чиновников, монашествующих и епископов, не распространяются «вступившие в законную силу постановления церковных судов, обязательные для исполнения каноническими подразделениями и всеми членами РПЦ» (Устав, гл.7.ст. 8; Там же, ст.4 а).
В правовое пространство РПЦ Устав помещает священников, диаконов. Сюда же попадают 10 мирян из каждого прихода, подписавших протокол учредительного собрания. В необозначенном положении остаются епископы, монашествующие и бюрократия. Их членство в РПЦ устав не установил. Правовое пространство, неравноценно очерченное Уставом РПЦ для субъектов права, не отвечает духу и букве «священных канонов, устанавливающих судебную систему РПЦ» (Устав7, ст.2).
Выделение епископов и церковной бюрократии в элиту, живущую по другим правилам, нежели сословие «клириков и мирян», не отвечает каноническим традициям, сложившимся за тысячелетия в Церкви Христовой. Пропасть, разверстая Уставом РПЦ, по одну сторону которой иерархией и бюрократией, а по другую, -клирики и миряне, увлекает обеих в бездонную глубину отчуждения.

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
fi1618
5 авг, 2010 00:57 (UTC)
А зачем?
Ну хорошо, захотели, сделали, завели книги.
Вот здесь перд каждым и возникнет проблема, хочу ли я оставлять свои персональные данные, чтобы кому ни попадя давать адрес. А вдруг, я передумал, священник не нравится и решил сменить приход. Зная отечественные бюрократические традиции, можно предположить, что возникнет такая бюрократия, что без взяток, ничего не сделаешь?
Единственное преимущество, что сразу будет видно, какая эта "православная" страна, т.к. предстоит пожертвовать своими персональными данными. Думаю, что и 5% не наберется зарегистрированных.
adelgeim
5 авг, 2010 07:10 (UTC)
Re: А зачем?
Во-первых, я рассказываю церковное устройство до революции.
Во-вторых, кому интересны мои персональные данные и зачем?
В-третьих, переход из прихода в приход никак нельзя ограничить: встал, и пошёл в другой храм. Для этого никакие бумаги не требуются, разве что свидетельство о крещении, на основании которого записываешься в Приходскую книгу. Паспорт в Приходскую книгу записывать не обязательно.
batushkaroman
5 авг, 2010 08:11 (UTC)
Re: А зачем?
Я думаю, что эта бюрократия, в хорошем смысле слова, похожа на регистрацию брака.
А зачем? Нет искренности, нет доверия, нет любви. Тогда и возникают эти вопросы: А зачем это? Я вас ничем не обязан. Священник не нравится? :) Надо перед браком встречаться некоторое время! :)
Мы свои телефоны раздаём кому попало. В магазине, когда заказываем товар, мастеру плиточнику, слесарю, врачу, а вот братьям в церкви... это дать "кому попало". Почему так? Может они в приходе не братья вовсе? Или я не хочу становиться кому-то братом.
Ну позвонить и поздравить то вас с днем ангела надо? :)
Единственное преимущество - это один из малых шагов к единству церкви.
solunanin
5 авг, 2010 09:47 (UTC)
Рассеяние христиан среди "чужих" - это свобода!
Благословите, отец Павел.

Сей докУмент под названием "Устав РПЦ" созданный "архиерейской корпорацией" для "архиерейской корпорации", связав архипастырей обязанностью корыстной опеки над материальной составляющей (Священные предметы, земля, недвижимость, мебель, генератор мыльных пузырей) жизнедеятельности Церкви и, как замечательно Вы определили, -"оставив мирян за пределами церковного правового поля", вместе с тем наделил ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН, в рамках т. н. «канонической территории», невообразимой личностной свободой (которую трудно даже сразу всю охватить и осмыслить), с точки зрения НЕ!!! ОБЯЗАННОСТЕЙ.

Подумать только, -

1. Главное, - православный христианин, как лицо не попавшее под действие современного Устава РПЦ (такого термина и понятия там просто нетути!), НЕ ОБЯЗАН принимать толкования Евангелия и Символа Православной Веры исходящие от "архиерейской корпорации", а свободно может их воспринимать, руководстсвуясь лишь призывами личной совести и собственным пониманием евангельских текстов.
2. Православный христианин не обязан быть членом прихода, поскольку параграф 31 Главы XI Устава РПЦ, гласящий - «Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом» лишен конкретики при отсутствии формальных механизмов приобретения статуса прихожанина.
3. Православный христианин, тем более, не обязан быть членом Приходского и Епархиального собраний, причем, даже нет намека на причины и мотивы становиться таким членом.
4. Следовательно, абсолютно лишается смысла п. 33 Главы XI Устава: «На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма». Таковые обязанности автоматически переводяться на спонсоров, местные власти или на лиц желающих получить церковную награду «на память».

А что же остается? -

- Любой православный христианин (в том числе и клирик РПЦ), дабы не впадать в протестантизм, может быть требо- и таинствопотребителем (за деньги или по договоренности с настоятелем) в любом из сервисных пунктов «архиерейской корпорации», снабженных специально обученным персоналом и соответствующим образом оборудованных. Ведь в параграфе 33 Главы XI Устава, - «Каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода», термин ОБЯЗАННОСТЬ, в силу расплывчатости обозначения терминов и, следовательно, отсутствия уставных механизмов контроля, превращается в ВОЗМОЖНОСТЬ.
- Любой, целеустремленный и энергичный православный христианин с психологией подвижника, среди "чужих" может быть организатором, учредителем и руководителем, законным образом созданных, общественных организаций и бизнес-структур, стараясь наполнять их функционирование христианским содержанием.
- Любой православный христианин, имея свободную трудовую книжку (таких даже среди клира РПЦ большинство), может быть полноценным штатным сотрудником коммерческой или государственной структуры, в т. ч. школьным или вузовским преподавателем, или работником собственной семейной фирмы по пошиву палаток, мотивируя (если нужно) ситуацию такой своей финансовой и организационной независимости от "архиерейской корпорации", необходимостью получения пенсионного стажа, а в то же время образцовой христианской добросовесностью, ответственным отношением к производственным поручениям, избранной профессии, делами служить христианской миссии.
Кроме того, ничто не запрещает клирику быть одновременно сотрудником "на полставки" на приходе или в учреждении РПЦ.
mikhail_bar
5 авг, 2010 10:39 (UTC)
Re: Рассеяние христиан среди "чужих" - это свобода!
Да,очень часто сейчас встречаются статьи,книги,реплики,ругающие секуляризацию и "светскость". А между тем то великое благо именно для христиан!Послать бы такого ругателя светскости в царствование тишайшего и боголюбивого Алексея Михайловича - с воем и плачем скоро запросится обратно , в светское общество.
vlnyj_obschnnk
5 авг, 2010 10:26 (UTC)
Миряне и чиновники...
Отче Павле, благословите.
___Трудно судить теперь о том, как было "до 17-го года", и как бы надо обустраивать всё нынче, но вот в жизнеописании валаамского игумена НАЗАРИЯ я нашёл, что в 1804 году, когда он отправился на покой в Саровскую пустынь, и проезжал через Воронежскую губернию, то в одном (не названном) селе он увидел такую картину:
"...Время пришло ко всенощному служению для воскресного дня; но о.Назарий не примечает, чтобы священник готовился к служению всенощной, и спросил: "Батюшка, разве с утра у вас правится воскресное служение всенощной?" Священник ответил, что он весьма редко служит... "Хотя приход мой большой, раскола нет, но никто из крестьян не ходит в церковь в дни праздничные; собираются только на игры на погост церковный, а в церковь и не заглянут; и храм всегда бывает пуст - так охладели, а с ними и я обленился..."
___Ну, с о. Назарием у них там всё наладилось... Надолго ли?!
___Так что понятно, что и "до 17 года" не всё было прекрасно в Русском государстве... И ещё мне интересно: а какое это село? И долго ли продержалась благодать, устроенная там о. НАЗАРИЕМ? И что сделали селяне с церковью и батюшкой после 17 года? И стоит ли до сих пор то село, или давно на его месте пустошь заросшая и мерзость запустения?!
___Простите за длинный текст...
onachenko_igor
5 авг, 2010 12:05 (UTC)
Когда я вышел из баптизма и вошел в лоно Православной Церкви, для меня одним из болезненных моментов была такая разобщенность среди прихода. Привык я в баптистской общине постоянно общаться с друзьями, знать многих, а тут увы. Многие на приходе, и я в том числе, стоим рядом на Божественной Литургии, молимся и даже не знаем друг друга, это плохо... У нас нет никакого общения, мы община, но мы разобщены. Дай Бог, чтобы этот очень болезненный для нашей Церкви момент был излечен по милости Божьей.
Есть также некоторая надежда в этом плане и на нашего Патриарха... Дай Бог.
opiano
5 авг, 2010 15:29 (UTC)
единство противоположностей?
Как примирить бюроКратию с ПАНТОКРАТОРОМ?
"каждый сверчёк знай свой шесток".
Мне кажется, что, например, приходской журнал должен иметь характер не столь регистрационно-отчётный, сколь быть ему Дневником прихода (судовым журналом). Был на одном сельском приходе, так там и был именно такой журнал. Приятно удивили. Журнал сей лежит для всех. Поскольку в храме нет оплачиваемых никого кроме регента и священника, то постоянно в храме - миссионерская вахта: прихожане парами поочереди "дежурят и сторожат. Дежурные с 8 до 17 в храме (пенсионеры, конечно)поочереди читают псалтирь, обходят с приходом и отпуском храм с молитвою Богородице, убирают, готовят снеди, смотрят за огородом, поливают, но самое главное - встречают распростёртыми объятиями идущую к Богу в храм душу. Записано там всё: кто пришёл, что делали, кто звонил, что хотели приходившие, что нужно заметить следующим за ними дежурным.Вобщем, бортовой журнал.
Святость у нас теперь не в чести. ставленники для хиротонии люди ли жаждущие деятельности, или же святости в себе и в каждом? И епископы сегодня подбираются не по признаку благочестия, "светильника" не под спудом благодатию христовою горящие, а чаще блеском админ. таланта или сиянием богословского значка коптящие.
Даже простое духовенство сегодня более ориентировало себя не на стяжание благодати, а на функционирование. Из таковых дезориентированных "пастырей" и приходов получаются "департаменты по псевдорелигиозному обслуживанию населения" со всяким должностями, завуалированными под благочестивое слово "послушание".
Если патриарх или епископ, или непосредственно - пастырь не осознают в Ком, а не в чём смысл нашего существования, собрания, трудов и спасения, то и получится то, что имеем сегодня, и дальше - везде хуже прежнего. Ныне административность поставлена в Церкви выше святости. Вот нам и зверина икона на святом месте - "мерзость запустения, реченная через Даниила пророка".
Любое право в Церкви без права Любви - ложь. И эту ложь победят те, кто учится или научился руководствоваться Любовью для созидания любовного права в Церкви Того, Иже Любы есть.
Вот примерно так переживаю, простите, что многословно.
Всех приветствую поклоном и целованием ради Богородицы, явившей в обители Почаевской чудотворную Свою икону для чудесных нам побед над агарянами видимыми и невидимыми, таящимися снаружи стен, внутри канцелярий и моего сердца!
batushkaroman
5 авг, 2010 18:34 (UTC)
всё про приходскую книгу
Мысль неплохая - "быть ему Дневником прихода (судовым журналом)"
Так и получится скорее всего потому, что для старшего эта книга будет "странным рукописанием" ( а может и нет) Может со временем судовой журнал эволюционирует во что-то более серьёзное.
opiano
6 авг, 2010 04:43 (UTC)
Re: всё про приходскую книгу
Знаете, что говорится в народе : "счёт дружбы не теряет". Это есть так, когда счёт такой делается для подстраховки, во избежание ошибок, а не пересчёт по недоверию .
Сегодняшние формы "мониторинга" приходов - позор Церкви- бюрократов бред. Составлены формы отчётов по принципу "докажи, что ты не вор и не бездельник, докажи!". Может быть, что судят по себе? Сначала ставят на приходы за мзду, чтобы эту мзду потом ещё не раз "доверенные" конвертировали.
С архиереем надо не просто делиться, о нём надо заботиться. Но когда преосвященнейший отец "ничтоже сумняшеся" детям лезет в карман с проверками - чувство родства заменяется чувством позорного обыска.
В Церкви нет презумпции невиновности, и не будет, покуда этой любви не возжелают. Но если её не хочет Ваш "священноначальник", то хотя бы в "первичной организации" - общине, среди друг-друга это обязано быть, несмотря на административный верх, а вперяясь очами в Верх истинный, а дальше - будь, что Будет.
alexeisem
6 авг, 2010 05:24 (UTC)
Христос и Антихрист в Церкви борется.
священник Павел Адельгейм:
Древняя церковь была представлена общинами. Христиане, рассеянные среди иудеев или среди язычников, могли идентифицировать себя только в собрании общины. Собравшиеся участвовали в Евхаристии, делили трапезу, вместе молились, готовясь принять мученическую смерть. Община не была связана формальными отношениями, но все знали лично друг друга. Образ жизни и семейные проблемы были прозрачны для общины. Отлучение от общины означало для каждого жизненную катастрофу.
http://adelgeim.livejournal.com/48149.html

Увы, но нет древней Церкви и новой Церкви, а есть Церковь Христа и апостолов по самой букве и Духу Евангелия, а есть Церковь Антихриста и его служителей по букве и духу Антиевангелия. Ибо для всякого разумеющего хотя бы чуть – чуть в богословских, вероучительных вопросах очевидно, что Евангелие Христово в Церкви давно подменено Антиевангелием, потому, что ад и рай, Царство Небесное и царство Антихристово в Церкви борется. (Мф.16// 2-е Фесс: 2 // Откр:13).
( 11 комментариев — Оставить комментарий )