?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В 1959 году в селе Гайворон Черниговской области семинарист зарегистрировал свой брак с сельской девушкой Верой. Венчаться решили в ее родном селе. 13 июля 1959 г. невеста, жених, его мать и три товарища приехали в Гайворон. Было около семи часов утра. Село пробуждалось. Путешественники весело плескались у колодца, смывая дорожную пыль. В калитку постучал «выконавец» (укр. посыльный).
- Вам повестка. Всем прибывшим срочно явиться в сельсовет. Распишитесь. «Всякая душа да будет покорна высшим властям» /Рим. 13, 1/. Собрались и пошли в сельсовет. Председатель всех пригласил в свой кабинет. Беседа не клеилась.
- С какой целью приехали?
- Здесь живут родители моей невесты. Мы у Вас зарегистрировали брак и приехали венчаться.
- У нас здесь много лет никто не венчался. Это событие бросит тень на постановку научно-атеистической работы в нашем селе. Вы бы ехали в другое место. Дверь отворилась. Не вошел, а стремительно влетел человек тяжелой комплекции. Он был сильно возбужден.
- Где они? Вы зачем приехали?
Леня Свистун, не учитывая накала обстановки, задорно ответил:
- Невест искать! - Пришедший вспыхнул.
- Я здесь десять лет работаю. Еще не было такого безобразия. Как! – загремел он, - в Советской деревне попы девушек соблазняют! И нашлась же такая дура! - Жених встал.
- Прошу не забываться. Вы нас вызвали, вероятно, не для того, чтобы оскорблять. Если Вы лицо официальное, изложите Ваши претензии. -Прибывший оказался лицом официальным – председателем колхоза по фамилии Малёваный. К возражениям он не привык.
- Молчать!!! - Самообладание отказывало ему. Он лихорадочно искал по столу что-нибудь тяжелое. Под руку подвернулась квадратная темно-синяя чернильница на мраморной подставке. Он зажал ее в руке.
- Я контуженый. Я тебя на фронте защищал, молокосос! Убью и отвечать не буду! - Мать жениха схватила его за руку:
- Остепенитесь! -Малёваный в ярости заметался по кабинету. Все поднялись. Было ясно, что разговор не получится. Председатель сельсовета жестом отпустил приглашенных. Ушли встревоженные. Увы, предчувствия не обманули.
Дома мать невесты рассказала, что по селу идет слух, будто было постановлено на комсомольском собрании не допустить венчание в церкви.
- Пусть только попробуют венчаться! Войдем в церковь, с невесты фату сорвём – заверил комсорг. Снова не удалось позавтракать. В калитку постучали: «Повестка. Срочно явиться в сельсовет. Распишитесь». Около сельсовета стоял синий мотоцикл с коляской. Несколько милиционеров сидели в кабинете председателя.
- Начальник районного отделения милиции. Ваши документы. Меня вызвали по поводу учиненного Вами хулиганства. Объяснитесь !
- Мне нечего объяснить. В каких хулиганских действиях Вы меня обвиняете?
- Вы ворвались толпой в кабинет председателя, буянили, оскорбляли представителей местной власти. На вас составлен акт. Вот написано, читайте: «топал ногами, скрипел зубами, наводил ужас на окружающих». Вам лучше признаться.
- Это неправда. Мы пришли по вызову.
- Как, неправда? Акт подписали четыре коммуниста, а вы – попы! Кому я должен верить?
- Советские граждане равны перед законом.
- Ты мне еще права качать будешь? Завтра придешь за паспортом в отделение. Я с тобой разберусь. У твоих друзей есть паспорта?
- Мы киевляне. Живем в трех часах езды отсюда. Поэтому паспорта с собой они не взяли. Здесь не паспортированное село. (Сельское население не имело паспортов)
- Пусть немедленно явятся. Я арестую их до выяснения личности.
Вернувшись домой, быстро собрали ребят и спрятали в дальнем конце села у знакомых. Милиции сообщили, что ребята вернулись в Киев. Нечего было и думать венчаться в Гайвороне: священника предупредили, чтобы он не вздумал венчать. На попутной машине поехали за 40 км в село Дептовку. Встречный ветер освежал лицо. Дорожные впечатления остудли возбуждение. Местный священник принял сердечно. Обрядили невесту. Народу не было. Собралось несколько случайных старушек. Хора тоже не было. Но все пережитое наполнило венчание необычной торжественностью. Невеста на долгие годы запомнила, как Лёня Свистун с восторгом пел «многая лета».

Треволнения злой суеты
обернулись счастливою былью:
заснежённая тканью фаты,
ты, сложив лебединые крылья,
стала перед святым аналоем
моей верной женой и судьбою.

звонко в куполе «многая лета»
многократное эхо вторит
и поток лучезарного света
над тобою венец золотит.
Повторилось бы все это снова -
я венца не желал бы иного.

А когда совершился обряд,
ко кресту приложился губами,
понял, не оглянувшись назад,
что архонты явились за нами.
Разве с чем-нибудь спутать я мог
грузный топот кирзовых сапог?

Запихали друзей в «Чёрный ворон».
завизжали дверные запоры
с проржавевшей эмблемой закона
и с добычею хищники взмыли
и растаяли в облаке пыли.
Вслед им строго смотрели иконы.

На глазах жениха и невесты «дружек» затолкали в «Чёрный ворон» и увезли. Беспаспортные…Мы вернулись в Гайворон на грузовике. Снова не пришлось позавтра… нет, уже поужинать. Взволнованная мать жены вбежала в калитку:
- Солдаты! Целый грузовик. Оцепляют деревню. - Ни тюрьма, ни расстрел не грозили. Но кто знает, что взбредет в голову блюстителям порядка! Как бы не пришлось провести первую брачную ночь в соседних камерах.
- На сегодня с нас хватит сельсовета. Бежим! - Снова в путь. Огородами вышли в луга. Низко висела огромная луна. Впереди шли обе матери. Позади – молодая пара. Было тихо. В теплом воздухе пахли луговые цветы.
Ночью дошли до деревушки, немного поспали. Рано утром сели на поезд до Киева.

Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
kostaki
11 авг, 2010 23:23 (UTC)
"Выконавец" - это "исполнитель" (а "исполком" - "выконком").
feoddora
12 авг, 2010 01:36 (UTC)
Да, нелегко приходилось верующим...
batushkaroman
12 авг, 2010 04:46 (UTC)
интересное было время
отличный сценарий для фильма! :)
было же время....
про архиереев:
Один батюшка рассказывал про службу в СССР.
Все знают как накладно приглашать владыку (дорогая у него треба), это и всей его свите надо деньги давать. Бабульки вспоминают об этом с негодованием. А вот есть обратные свидетельства. Когда у нас (Ростовская еп) был митрополит Владимир Сабодан, его поездки по приходам запомнили с такой стороны: как дела, батюшка, как семья? и т д. Далее он ложил в карман настоятелю деньги....
Не ему давали, а он давал! :) Однако, время было другое...
v_pavlichenko
12 авг, 2010 05:45 (UTC)
Re: интересное было время
Видел документальный фильм о митрополите Владимире. Там много рассказывалось о ростовском периоде его службы. Поразило с какой любовью относятся к нему простые люди, как много их пришло встретить любимого владыку после расставания. Ваш комментарий стал еще одним объяснением увиденному в фильме.
У о.Павла прошу прощения за уход в сторону от основной темы.
(Удалённый комментарий)
batushkaroman
13 авг, 2010 07:20 (UTC)
Re: интересное было время
Батюшка, скажите пожалуйста.
В конце 60-х (вроде) было такое положение, что нельзя крестить детей после 2х летнего возраста. Можно уточнить, это в уставе того времени было так?

Речь про то, как у нас под давлением государства легко меняется устав и т д.
adelgeim
13 авг, 2010 14:37 (UTC)
Re: интересное было время
В 60-х Устава РПЦ ещё не было. Действовал церковный документ "Положение об управлении РПЦ" принятое Поместным Собором 1945 г. и
Постановление ВЦИК и Совнаркома "О религиозных объединениях". Ничего подобного в обоих нет. Запрещали крестить несовершеннолетних
в отсутствие родителей. Бывали случаи, когда крестили бабушки без ведома родителей. Это был способ самозащиты, когда отца- руководителя и коммуниста разбирали за крещение ребёнка. Он оправдывался: мать покрестила без моего ведома. Все запреты были неписаные. Власть давала указания архиереям, а они поступали в меру своего усердия. Одни из них не подчинялись и молчали, другие давали устные и даже письменные циркуляры по епархии. Возможно, были какие-то подзаконные акты, не помню. В августе-сентябре этого года выйдет моя книжка "Своими глазами" (записки очевидца) о той эпохе, написанная в 70-е годы. Там я рассказываю об этих беззакониях. Было немало архиереев, которые забыли свой долг перед Церковью и угождали требованиям атеистов. Иные из них теперь достигли высокого положения. Было ещё Определение Архиерейского собора об изменениях в
«Положении об управлении РПЦ» от 1961.г., передавшее приходскую власть от настоятелей Исполнительному органу прихода. Через исполорган уполномоченный мог напрямую проводить свои запреиы в приходах.

batushkaroman
13 авг, 2010 15:10 (UTC)
Re: интересное было время
спасибо, будем ждать книгу
odziy
12 авг, 2010 06:03 (UTC)
Прям детектив.
svonnik
12 авг, 2010 07:24 (UTC)
Вслед им строго смотрели иконы.
Что за дом притих,
Погружен во мрак,
На семи лихих
Продувных ветрах,
Всеми окнами
Обратясь в овраг,
А воротами -
На проезжий тракт?

Ох, устал я, устал,- а лошадок распряг.
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!
Никого,- только тень промелькнула в сенях,
Да стервятник спустился и сузил круги.

В дом заходишь как
Все равно в кабак,
А народишко -
Каждый третий - враг.
Своротят скулу,
Гость непрошеный!
Образа в углу -
И те перекошены.

И затеялся смутный, чудной разговор,
Кто-то песню стонал и гитару терзал,
И припадочный малый - придурок и вор -
Мне тайком из-под скатерти нож показал.

"Кто ответит мне -
Что за дом такой,
Почему во тьме,
Как барак чумной?
Свет лампад погас,
Воздух вылился...
Али жить у вас
Разучилися?

Двери настежь у вас, а душа взаперти.
Кто хозяином здесь?- напоил бы вином".
А в ответ мне: "Видать, был ты долго в пути -
И людей позабыл,- мы всегда так живем!

Траву кушаем,
Век - на щавеле,
Скисли душами,
Опрыщавели,
Да еще вином
Много тешились,-
Разоряли дом,
Дрались, вешались".

"Я коней заморил,- от волков ускакал.
Укажите мне край, где светло от лампад.
Укажите мне место, какое искал,-
Где поют, а не стонут, где пол не покат".

"О таких домах
Не слыхали мы,
Долго жить впотьмах
Привыкали мы.
Испокону мы -
В зле да шепоте,
Под иконами
В черной копоти".

И из смрада, где косо висят образа,
Я, башку очертя гнал, забросивши кнут,
Куда кони несли да глядели глаза,
И где люди живут, и - как люди живут.

...Сколько кануло, сколько схлынуло!
Жизнь кидала меня - не докинула.
Может, спел про вас неумело я,
Очи черные, скатерть белая?!
1974 . http://www.youtube.com/watch?v=-mbAH-FDRAg&feature=related
Почему поэт написал и поёт это? Пооочемуууу...
(Удалённый комментарий)
adelgeim
13 авг, 2010 19:17 (UTC)
с беспаспортными друзьями
Сегодня ответил, а текст исчез. Всё закончилось благополучно. Отправив мать с женой в Киев, я вернулся райотдел милиции за паспортом и ребятами. Меня встретил майор, начальник оперотдела КГБ из области, вернул паспорт, извинился и сказал, что ребят уже отправили в Киев.
jan1302
12 авг, 2010 08:44 (UTC)
От знакомства до венчания прошло меньше недели. И вот уже больше 50 лет вместе! Поздравляю, батюшка!
fi1618
12 авг, 2010 08:50 (UTC)
Про советскую законность,и , мыслишки о нынешней....
Случай свидетельствует о полном отсуствии законности в СССР, законы заменяла идеология. Кроме того, это свидетельствует о влиянии статочетности на жизнь "У нас здесь много лет никто не венчался. Это событие бросит тень на постановку научно-атеистической работы в нашем селе. "
А как относиться к мурлу уголовника-ветерана-председателя "- Я контуженый. Я тебя на фронте защищал, молокосос! Убью и отвечать не буду! "? Это ведь угроза убийством, при обстоятельсвах, создающих реальную опасность.
А правоохранительные органы: "- Как, неправда? Акт подписали четыре коммуниста, а вы – попы! Кому я должен верить?
- Советские граждане равны перед законом.
- Ты мне еще права качать будешь? Завтра придешь за паспортом в отделение. Я с тобой разберусь. У твоих друзей есть паспорта?"?
А что сечас то изменилось в деятельности начальства? Только произошла смена идеологических приоритетов, теперь они же стали ярыми православными!
pretorya
12 авг, 2010 12:02 (UTC)
Очень Здорово! Влад! Исправьте, что Гайворон в Черкасской области
jan1302
12 авг, 2010 12:14 (UTC)
Гайворон
По справочнику почтовых отделений СССР насчитывается 5 или 6 сел с таким названием.
batushkaroman
12 авг, 2010 14:33 (UTC)
я контуженый
Извиняюсь, что не совсем про венчание :)
Отец Павел, та я опять про новый устав. Изменилось юридическое название приходов.
Раньше название не было привязано к недвижимости: "Местная православная религиозная организация Свято-Покровский приход с. Гайворон."
Теперь же название привязано к конкретному храму: Местная православная религиозная организация приход храма Покрова Божией Матери с. Гайворон."
К чему бы это ?
sergeserov
12 авг, 2010 21:41 (UTC)
галя звонит: когда дома будешь? по "культуре" отца павла показывают.
как раз под конец передачи возвращаюсь. застал немного, но как приятно - как повидались. вы на экране прекрасно держитесь. кто бы догадался большой фильм снять.

( 16 комментариев — Оставить комментарий )