?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Комментатор "stageurhr 14 Авг, 2010" приводит Чеховский текст, заставляющий задуматься о том, что важнейшие православные понятия нуждаются в богословском осмыслении не на поздних традициях 200-300 летней давности, а на истоках Евангельского Откровения, которое, увы! мы часто упускаем из виду. Привожу здесь полный текст комментария и свои размышления по поводу:

«как прав Антон Павлович!
- Светский человек не может судить архиереев.
- Почему же, дьякон? Архиерей такой же человек, как и я.
- Такой да не такой, - обиделся дьякон, принимаясь за перо. - Ежели бы вы были такой, то на вас почила бы благодать и вы сами были бы архиереем, а ежели вы не архиерей, то, значит, не такой.
- Не мели, дьякон! - сказал Самойленко с тоской... Чехов "Дуэль"»

Как же, всё-таки, смотреть на архиерея? Такой же человек, как и я, или нет? Ну что касается физиологии, архиерей ничем не отличается от других людей: так же ест, пьёт и спит; так же болеет и умирает. А что касается морали? Если спросить его самого, скажет: «я грешник», а что подумает, только Бог знает. Когда его ставят, поют «Аксиос». Никто не задумывается, что означает такое свидетельство: воистину достоин? Или это формальность, утратившая смысл? Народ в храме не спрашивают, его приучили молчать.
Мы подошли к главной особенности архиерея, на которую ссылается дьякон:
«почила благодать». Согласно православной вере, благодать почила на христианине в Крещении и миропомазании, на дьяконе, священнике, архиерее -при рукоположении. Различная благодать или одна и та же? Апостол Павел говорит: «служения различны, а Дух один и тот же». Это значит, различия функциональные. Больше того, «От полноты Его (Слова) все мы приняли благодать на благодать» (Ин.1,16). Кто это «все мы приняли» сугубую благодать? Разве апостол говорит от имени архиереев? Но если все христиане получили двойную благодать, чем архиереи отличаются от христиан, от священников, от дьяконов?
По богословской малограмотности Чеховский дьякон полагает, что благодать почивает только на архиерее. Он не обратил внимания на текст пасхального евангелия о «сугубой благодати», поскольку читает его, заботясь о музыкальной интонации, а не вникая в его смысл. Первое Послание апостола Петра, где апостол называет всех верующих во Христа «царственным священством и народом святым» (1Петр.2: 5,9), забыто не только дьяконом. Оно выпало из церковного вероучения, о нём стараются не вспоминать. Подобно сектантам, мы не замечаем тех слов Евангелия, которые не вписываются в устоявшуюся идеологическую концепцию, чтобы не утомляться решением богословских проблем. Отняв у себя самих Божественное Откровение, которое одно только может ответить на наши вопросы, мы выбиваем почву у себя из под ног и повисаем без опоры на ниточках рассудка и очень поздних традиций. Эта паутинка не даст нам вразумительных, а главное, богооткровенных ответов на наши сомнения.

Comments

( 66 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
postescriptum
15 авг, 2010 13:04 (UTC)
Ваша статья навела на мысль которая давно не дает покоя. Часто слышу "Я священник, а ты кто такой ?" или "Я священник, я все время в церкви, а ты сколько ходишь в церковь (или а ты вообще вне церкви". Все правильно. Все верно. Вот только что-то не дает покоя.
oleg_fireman
15 авг, 2010 13:27 (UTC)
Re:
да, когда много пребываешь в храме может сложится впечатление что ты уже спасен. Вот те, кто в храм не ходили, те да..
.кто их поймет? умерли? Ну я даже не знаю о каком их спасении можно говорить. Вот если бы в храм ходили регулярно... тут видимо только до Суда Божия когда дойдет. Вот тогда узнаем! Что? теперь и в храм не ходить? Какие глупости!!! ты ходи, да не зарывайся...Тоже мои мысли
(без темы) - postescriptum - 15 авг, 2010 15:55 (UTC) - Развернуть
andrey2
15 авг, 2010 13:39 (UTC)
что касается физиологии, архиерей ничем не отличается от других людей: так же ест, пьёт и спит; так же болеет и умирает.
Боюсь, это не совсем так. Хотя здесь надо говорить не в связи с положением человека в иерархии земной Церкви. Скажем, пот праведника благоухает, пот "обыкновенного" человека вонюч. Забавно, что младенцы благоухают.
Далее, есть библейские указания, что у праведников сердце справа, Предание, а именно канонические иконописные изображения, говорит, что сотник Лонгин ударил копьем Иисуса в правую часть грудной клетки, и евангельсеое описание последовавшего кровотечения как будто подсказывает, что попал он при этом в сердце Спасителю.
Насчёт еды, скажем, Нил Мироточивый (если не путаю) прямо говорил, что в разные эпохи есть будут по-разному, и если в благочестивые времена насыщались малым, то в худшие времена будут обжираться - есть в семь раз больше, чем при Ниле, и не смогут насытиться. То есть пищеварение праведника и развратника устроено по-разному. То есть, если Ппаведен архиерей - то ест и пьёт он совершенно по-другому, нежели язычник и неправедник.
С болезнями тоже всё интересно, читать болезни следует.
Ну и т.д.
triponaciy
15 авг, 2010 15:15 (UTC)
О, да!!!!! Раз, по мнению Андрея2, "пищеварение праведника и развратника устроено по-разному" , то и фекалии должны быть разными! И можно , например, чтить фекалии "старца", ну, или архиерея, которые, видимо, должны благоухать! Только непонятно как это 2000 лет до этого богословы не додумывались?
))):-))))))
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
lussiliberts
15 авг, 2010 13:51 (UTC)
Велико искушение сравнивать и оценивать. Но воздержание от подобного спасительнее.
triponaciy
15 авг, 2010 15:17 (UTC)
Во-во,примерно тоже самое мудрые фарисеи Христу говорили.....
)))))
(без темы) - lussiliberts - 15 авг, 2010 17:33 (UTC) - Развернуть
ne_mov
15 авг, 2010 15:23 (UTC)
Вера зиждется часто "вопреки". Об этом, наверное, не всем есть смысл задумываться, но уже кому Богом дано - дело тоже нужное. Ибо без периодической очистки озеро превращается вначале в болото, а потом и вовсе зарастает так, что уже никто и не вспомнит, что оно вообще здесь когда-то было.
hammond_man
15 авг, 2010 16:27 (UTC)
Католики уже давно вернулись к понимаю термина "царственное священство".

II. О проведении литургической подготовки и о достижении деятельного участия в Литургии

14. Матерь Церковь горячо желает, чтобы все верующие пришли к тому полному, сознательному и деятельному участию в совершении Литургии, которого требует сама её природа, на которое христианский народ — "род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел" (1 Петр 2, 9; ср. 1 Петр 2, 4-5) — в силу Крещения имеет право и к которому он обязан.
И самое главное
19. Пусть пастыри ревностно и терпеливо заботятся о литургическом воспитании и деятельном участии верных — как внутреннем, так и внешнем — соответственно их возрасту, положению, образу жизни и уровню религиозной культуры, исполняя тем самым одну из главных обязанностей верного домостроителя таин Божиих. В этом предмете они должны руководить своей паствой не только словом, но также и примером.
Второй Ватиканский Собор.
Надо сказать, эти постановления они выполняют. Миряне самым непосредственным образом задействованы в мессе. Всеобщее пение. Целование мира, не просто ритуал как у нас, правда, католики лишь пожимают друг другу руки.
dobry_krot
15 авг, 2010 17:27 (UTC)
Думается, Википедия - не тот источник, на который можно ссылаться в данном вопросе.
Пусть отец павел, и все кто знает, подскажут, но помнится, что Благодать - едина, и если и было какое-то условное разделение,то на Призывающую и.... не помню... Освещающую помоему (поправте).
Но всё равно, это одна Благодать.

А что касается начальствующих в Церкви, то я бы перефразируя Апостола Павла, сказал: - Да будь ты хоть кем, но если любви в себе не имеешь, то ты - медь звенящая и кинвал звучащий...

Откуда вообще это пошло? Не с тех ли пор, когда во епископы ставили бояр, как более образованных и состоятельных, что было немаловажно по мнению иосифлян? Ни это ли боярское высокомерие и плёвое отношение к представителям низших сословий, а уж тем более к крепостным, мы наблюдаем до сих пор?
vlnyj_obschnnk
15 авг, 2010 18:21 (UTC)
Об архиерее...
Отче Павле, благословите.
___У кого-то из священников, постоянно ведущих странички в "Живом Журнале", нашёл ссылку на "Записки сельского священника", ещё 19 века. Третий день сижу - читаю. Очень познавательно. И вдруг дочитал до места, где он говорит о роли и правах епископа, архиерея. Это в главе 25.
___И прочёл там такие слова: "...прежде всего, не мудрствуя лукаво, поосновательнее изучить учение Православной Церкви о церковной иерархии, и при этом взглянуть хоть только в одно место Св. Писания, именно Послание Апостола Павла к Титу, гл.1, ст.5. Он увидел бы, что пастырство принадлежит епископу, а пресвитер есть не более, как его помощник, избираемый им в помощь ему. Право избирать пресвитеров, или священников, принадлежит епископу...
... Епископ избирает себе помощников, - священников, он имеет и право отстранять лиц, не соответствующих своему назначению. ... Конечно, суды епископов не всегда безусловно справедливы..."

Возможно, Вы, отче Павле, хорошо знакомы с данным текстом. Но для меня эти "Записки...", как и "Соборяне" Лескова, во многом объясняют трагедию 1917 года и нынешнее положение в стране...
vaysburd
15 авг, 2010 19:03 (UTC)
Благодать не может "почить". Дух дышит, где хочет. Где ОН хочет, а не мы. Утверждая, что на ком бы то ни было (будь он хоть патриарх) постоянно "почивает" благодать, мы дерзаем повелевать Духу.
belokrylaya
15 авг, 2010 20:46 (UTC)
«служения различны, а Дух один и тот же»
А что понимать тогда под благодатью священства?
Что дает рукоположение?
adelgeim
15 авг, 2010 21:46 (UTC)
Re: «служения различны, а Дух один и тот же»
Рукоположение даёт дар совершать таинства. В первохристианской общине было множество разных даров. Ап.Павел перечисляет дары чудотворения, разумения, проповеди, истолкования и т.д. В нынешней общине мы встречаем один дар - священство, совершающее таинства. Поэтому некоторые полагают, что имеющие сан обладают всеми этими дарами, а не имеющие сана остаются бездарными. Это современное заблуждение.
(Удалённый комментарий)
batushkaroman
16 авг, 2010 14:55 (UTC)
Браво, отец Павел?
скорее: Браво, отец Пётр!
«царственным священством и народом святым» (1Петр.2: 5,9)
а вот жеш... - opiano - 16 авг, 2010 20:39 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - opiano - 17 авг, 2010 06:05 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - opiano - 17 авг, 2010 13:44 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - opiano - 17 авг, 2010 19:18 (UTC) - Развернуть
batushkaroman
16 авг, 2010 16:57 (UTC)
хотели как лучше, а получилось как всегда
Желание возвеличить священный сан привело к странным результатам. Сакрализация не по-разуму привела к профанации смысла служения предстоятеля в церковном собрании.
Возвеличивают: вы за нас молитесь, у вас благодать, вы особенный, это только батюшки можно мясо перед причастием кушать.
На самом деле на священника хотят "повесить" все христианские обязанности, сваливая их с себя. Хотят возвеличить, а на самом деле унижают. "Да, батюшка вы великий и святой отец." "Куда там нам грешным." И далее логически идёт самое главное - плод такого подхода:" вот вы и молитесь и поститесь ЗА НАС, а мы, ох, какие грешники." Такое возвеличивание: "природа другая у священника", не от благоговения, а от нежелания брать на себя ответственность. В этом стиле рассуждения архиерея делают "жрецом", который "всё сделает за нас". Так римские христиане из своего главного батюшки сделали "папу римского".
opiano
16 авг, 2010 20:33 (UTC)
Re: хотели как лучше, а получилось как всегда
+
"есть многое в сей жизни, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам". :)
fi1618
17 авг, 2010 05:23 (UTC)
правая рука Бога на земле
Согласно Лео Таксилю Папа Римский - это правая рука Бога на земле!
Согласно учению РПЦ,каждый архииерей в своей епархии-это Иисус. Сколько тогда на земле живых Иисусов?
"Я священник, а ты кто такой?"
Это уже учение о кастах, как в Индии.
Право хочется отойти от такой церкви подальше.
opiano
17 авг, 2010 06:16 (UTC)
Re: правая рука Бога на земле
Полно вам, фи1618, врать- нет такого учения в Церкви. Это Вы говорите здесь, у о. Павла? Откройте, ради Бога глаза.
Есть бедолаги по гордости или неграмотности, на зап.украине воспитанности, которые искренне считают, что раз он в рясе, то Бог от него никуда не денется, как он о Нём скажет, так и есть.
И, право, никто вас не заставляет отказаться общаться с теми, кто НЕ считает себя наместником или какой-либо рукой Бога.
"У чистого всё чисто, а у нечистого всё - нечисто" , так что Подобное - к подобным. Возлюбите правду и чистоту, и придёт к вам. У вас самого, наверное, не все комнаты или уголки без сора и паутины, и грязный угол вашего дома ещё не говорит нам, что нам надо бежать из Вашего дома, т.к. мы знаем, что ВЫ- дорогое нам в вашем доме, а уголки очистим!
nik777777
23 авг, 2010 11:21 (UTC)
о. Павел, извиняюсь, я не совсем по теме... А может ли мирянин инициировать в Церковном суде процедуру отлучения другого мирянина? За публичное исповедание и пропаганду ереси внутри Церкви. Задаю такой вопрос потому как иерархи на подобные вещи совсем равнодушно взирают, но надо ведь как то это останавливать.
adelgeim
23 авг, 2010 20:02 (UTC)
может ли мирянин инициировать в Церковном суде
Каждый мирянин может подать жалобу в церковный суд. Если суд найдёт её достойной исследования, может начать процесс.
simeonus
26 авг, 2010 14:42 (UTC)
Один близкий мне по духу батюшка сказал:сколько раз нужно причаститься, чтобы один раз покаяться. Мне кажется это так и есть. Ведь только соеденяясь со Христом мы начинаем видеть свою греховность.Вы согласны?
adelgeim
26 авг, 2010 21:17 (UTC)
соеденяясь со Христом мы начинаем видеть
Это проблема взаимно однозначного соответствия. Сознавая грехи, просим прощения и причащаемся и, причащаясь, осознаём глубину своих грехопадений и раскаиваемся.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 66 комментариев — Оставить комментарий )