?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В СМИ обсуждается проблема приготовления ко Крещению. Какой должна быть катехизация? Готовить к Крещению систематически можно 10 лет. Можно готовить 2-3 года. Можно предоставить человеку самому ходить на регулярные беседы о Библии, Евангелии и христианстве сколько ему захочется. Можно провести беседу перед крещением, сообщив вкратце суть происходящего, задачи жизни во Христе и ответственность за принятое служение. Человеческое достоинство требует осознавать смысл своих поступков. Принимая Крещение и входя в Церковь, человек должен понимать куда и зачем идёт.
Согласно Евангелию, вера является условием крещения. Катехизация веру не даёт. Веру даёт Бог. «Никто не приходит к Отцу, токмо Мною. Никто не приходит ко Мне, если не призовёт его Отец Мой небесный». Катехизация даёт сумму церковных знаний, необходимых для понимания христианской веры, надежды и любви. Катехизация даёт христианское понятие о Боге и человеке, выявляет содержание его духовной жизни, сообщает нравственные основы, раскрывает смысл церковного ритуала.
Нельзя совершать подмену. Катехизация нужна не в качестве условия крещения, а для сознательной жизни в Церкви и стяжания плодов этой жизни. Вот и посылает Христос Своих апостолов: «идите и научите все народы крестя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча соблюдать всё, что Я заповедал вам». Знания не дают гарантий. «Кто уверует и крестится, спасен будет, а кто не уверует, осуждён будет». Крещение не поможет: «кто не уверует, осуждён будет». Не поможет Крещение, не спасут знания. Вера является необходимым и единственным условием Крещения. Если необходимым, можно ли крестить младенца? Можно, если он растёт в христианской семье. Онтологические решения могут принять за дитя его родители. И ребёнок в них и вместе с ними становится соучастником их решения. Родители не спрашивают ребёнка хочет ли он родиться, быть и жить на земле. Они вынуждены принять это решение без него, ибо его пока нет. Спросить некого. Когда он родится, спрашивать поздно. Его бытие состоялось.
Родители не могут спросить согласия ребёнка на его воспитание. В силу малолетства он не может им посоветовать в каких нравственных и религиозных нормах его воспитывать. Родители вынуждены воспитывать его в тех нормах, которых придерживаются сами. И если они христиане, почему лишать их права крестить своё дитя? Если без его согласия могут дать ему физическое бытие, почему не могут дать ему христианское бытие?
Возникает вопрос о мотивах крещения. А если человек воспринимает Крещение как магический обряд, чтобы не болеть, удачно жениться, поступить на хорошую работу...можно его крестить? Христос помогал людям в их земной жизни. Он исцелял болезни, претворял воду в вино, кормил хлебом и рыбой. Его чудеса вели одних к духовному преображению, а другие -завидовали и озлоблялись. Разумеется, главным делом Его служения было возрождение человека для жизни вечной. С этой целью Он апостолов послал проповедовать Евангелие Царствия. Апостолы проповедовали Евангелие и умирали за него, но сердце их сохраняло сострадание и заботу о людях.
Апостолы научали, но в то же время Филипп крестил евнуха без катехизации, лишь по вере во Христа. Наследовали жизнь и не крестившиеся мученики.
Как и Учитель, апостолы не совершали насилия ни над кем и никогда. Особенно, не насиловали совесть. Когда Синод проводит катехизацию указами, а священники обязаны писать рапорты, возникает опасность бюрократизировать таинство Крещения. При благих намерениях оно оставит в людях горькие воспоминания. Насилие ни к чему хорошему не приведёт. Есть ещё одна опасность в насильственной катехизации. Попытаюсь объяснить.
В моём приходе есть Православная школа, которая 9-11 лет обучает детей христианскому богословию, этике и ритуалу, приготовляя к служению и жизни в церковной общине. Школа даёт сертификат псаломщика и регента церковного хора.
Второй возможностью обучения служит катехизация, которая проводится в группе из десяти –двенадцати человек по тщательно подготовленной системе о.Георгия Кочеткова в течение одного-двух лет. Изучается Библия, этика, богословие, ритуал.
Третью возможность предлагают еженедельные «библейские чтения». Они совершаются уже 15 лет каждый вторник. Читаем Библию и обсуждаем проблемы приходской и индивидуальной жизни в Церкви. Можно задавать любые вопросы и делать сообщения, соглашаться, спорить, предлагать своё решение проблемы. Посещение свободное.
Четвёртая возможность рассказать о Христе и жизни в Церкви возникает при крещении тех, кто пришёл крестить ребёнка, но не умеет объяснить свои мотивы и не интересуется христианской верой. Крестить или не крестить? Архим.Борис Холчев и архим. Серафим Суторихин, старые священники, к которым я питаю глубокое уважение, говорили мне, молодому священнику: «Сделай то, что можешь сделать. Бог привёл их креститься. Объяснить свои мотивы они не умеют. Не отказывай никому, не откладывай, крести».
Можно потребовать, чтобы пришли на определённое число бесед. В этом случае придётся либо проводить индивидуальные беседы с каждым, либо формировать группы. Индивидуальные беседы с каждым в отдельности трудно потянуть одному священнику, особенно при ежедневном богослужении и прочих нагрузках. Формировать группу даже в пять–семь человек означает затянуть крещение на длительный срок.
Возникает, казалось бы, очень простое и удобное решение - организовать общегородские курсы при епархии или Кафедральном соборе. Будут проводить катехизацию в 10-20 бесед, выдавать справку о катехизации и напрвление на Крещение в любом храме. Согласно направлению, любой священник обязан крестить без платы, поскольку катехизация будет оплачиваться. Перенаправив денежные потоки, Епархия за крещение и венчание получит хороший доход, который до катехизации получали храмы. Очень быстро вся катехизация сведётся к оплаченной справке, к удовольствию обеих сторон. И будет им последняя горше первых.
"Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными", - говорится в рекомендациях Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации МП. Нельзя не согласиться. Надо готовить людей к Крещению и к Венчанию. Только надо избежать при этом бюрократизации и насилия.

Comments

( 79 комментариев — Оставить комментарий )
florentioslg
6 сент, 2010 23:14 (UTC)
да, это будет поле для изображения благочестия, сочетание приятного с полезным.
все таки, одного приведения мало. наличие веры, дает человеку возможность покаяния. Покаяние же есть несомненно не менее важное условие без которого крещение превратится в профанацию таинства. Так что можно и нужно судить о готовности человека к Крещению (или к какому-либо таинству вообще) по наличию готовности оставить грех, и признания греха грехом. Без
этого точно нельзя.
adelgeim
7 сент, 2010 13:06 (UTC)
судить о готовности к Крещению по решимости оставить
Это самый конкретный критерий. Вера и знание иногда оказываются расплывчатыми понятиями. Решимость оставить грех ради Христа указывает серьёзность решения. Так Христос оценил слова Закхея:
- Половину имения моего отдам нищим, и кого обидел, воздам вчетверо.- И Господь оценил его раскаяние:"ныне пришло спасение дому сему,ибо и он сын Авраама".
pingback_bot
7 сент, 2010 02:26 (UTC)
Из френдленты: о. Павел о крещении младенцев и вообще, --
User igumen_aga referenced to your post from Из френдленты: о. Павел о крещении младенцев и вообще, -- о катехизации и проч... saying: [...] гут принять за дитя его родители. И ребёнок в них и вместе с ними становится соучастником их решения. Родители не спрашивают ребёнка хочет ли он родиться, быть и жить на земле. Они вынуждены принять это решение без него, ибо его пока нет. Спросить некого. Когда он родится, спрашивать поздно. Его бытие состоялось.
Родители не могут спросить согласия ребёнка на его воспитание. В силу малолетства он не может им посоветовать в каких нравственных и религиозных нормах его воспитывать. Родители вынуждены воспитывать его в тех нормах, которых придерживаются сами. И если они христиане, почему лишать их права крестить своё дитя? Если без его согласия могут дать ему физическое бытие, почему не могут дать ему христианское бытие?

http://adelgeim.livejournal.com/50464.html [...]
areksi
7 сент, 2010 03:01 (UTC)
Согласен с Вами, очень трезвые и мудрые слова...
gribkish
7 сент, 2010 05:32 (UTC)
Платная катехизация? О_о
frgeorgio
7 сент, 2010 08:25 (UTC)
Спаси Христос!
Согласен с Вами. Действительно, не всегда родители могут объяснить мотивы крещения детей. Пытаюсь в предварительной беседе указать на ложность "магической" мотивации, направить их к пониманию взятой ответственности и христоцентричности веры. Думаю, это главное, что мы можем сделать.
adelgeim
7 сент, 2010 13:29 (UTC)
объяснить мотивы крещения
Возможно, многим священник должен помочь осознать и сформулировать стремление, которое привело их в храм. Это будут пределы катехизации, которую человек способен понять и принять. Пока у человека не сложились вопросы, ответ он не сможет услышать. Сократ говорил, что он, как бабка-повитуха, помогает родиться вопросам. Он умел помочь правильно ставить проблему. Это всем трудно, и значимость мыслителя именно в умении поставить вопрос, а не ответить на него.
tapirr
7 сент, 2010 08:36 (UTC)
----поскольку катехизация будет оплачиваться----

Отче, откуда такая информация?
Если это буде так, то это - безумие!
Это очередная будет препона на пути катехизации, которых (препон) и так очень много!

(Впрочем, это всё же лучше, чем Крещение ЗА ДЕНЬГИ. Крещение за деньги - это просто симония, торговля благодатью.

Лучше всего это сформулировал отец Арсений (Соколов):

Главное препятствие к возрождению катехизации - материальная заинтересованность священников и приходов в совершении крещений.

Как это препятствие устранить? Да просто! Прописать повсюду, от учебников по "Закону Божию" до катехизисов: взимать плату за совершение крещения - ГРЕШНО.

http://ortodoxportugal.livejournal.com/223767.html?mode=reply
gribkish
7 сент, 2010 09:34 (UTC)
"Впрочем, это всё же лучше, чем Крещение ЗА ДЕНЬГИ."

А какая разница, если после катехизации последует Крещение? Все равно за деньги получается((

v_pavlichenko
7 сент, 2010 08:58 (UTC)
Спасибо Вам, о.Павел. Конечно же вера - наиглавнейшее для желающих креститься в сознательном возрасте. А на счет родителей, то разве может у них быть сомнение, что дают они своим деткам самое большое благо в жизни. И как радостно будет поднести своего малыша к Причастию.
prav_osetia
7 сент, 2010 09:03 (UTC)
****Апостолы научали, но в то же время Филипп крестил евнуха без катехизации, лишь по вере во Христа*****

Батюшка, а почему вы пишете неправду?.
Давайте обратимся к тексту Писания

27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, 28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. 29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. 30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? 31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. 32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. 33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. 34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя [сказать]: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? 35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. 36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? 37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. 38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. 39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. 40 А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.

Из этого мы видим что апостол провел с евнухом очень даже серьезную беседу, изъясняя ему Писания.

Христос дал совершенно однозначное повеление ученикам идти и научить. Если человек пришел, его крестили по первой просьбе только потому что пришел, так он из храма и уйдет и будет жить как атеист, только с той разницей, что будет теперь считать себя православным. И как, простите, вы собираетесь его в таком случае искать и наставлять в вере. Он уже получил, что захотел.
Учить надо перед крещением, чтобы человек сознательно мог решить нужно ли ему креститься или нет. Если он не хочет читать Евангелие, жить по Божьим заповедям, если не знает и знать не хочет Кто такой Христов, так зачем же его крестить?

adelgeim
7 сент, 2010 12:22 (UTC)
Филипп крестил евнуха без катехизации, лишь по вере во
"без катехизации", в смысле систематических встреч. Между ними состоялась одна беседа о гл. 53 Исаии, но основанием для крещения послужило не христианское образование евнуха, а его вера: "Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий". Услышав это признание, Филипп крестил его. Не умаляя значение христианского знания, подчеркиваю значение веры. Количество встреч и объём богословских знаний вторичен. В посте я обращаю внимание на неоднозначность проблемы. Решая её однозначно, Вы удовлетворились одной строной Истины. Священник в практике крещения соприкасается с обоими сторонами Истины, и вынужден видеть обе. Вспомните притчу о семени. Второе семя быстро проросло и скоро увяло, ибо не имело корня. Многие бывают ревностны в начале, а потом остывают и отходят, несмотря на обильные знания. Примеры известны. Есть много некрещёных. Если человек не хочет ничего знать о Христе, вряд ли пойдёт креститься.
(без темы) - porfiriy_goose - 7 сент, 2010 13:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - prav_osetia - 7 сент, 2010 16:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - simeonus - 7 сент, 2010 15:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - prav_osetia - 7 сент, 2010 16:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - simeonus - 7 сент, 2010 19:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - simeonus - 7 сент, 2010 19:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tapirr - 7 сент, 2010 19:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - simeonus - 7 сент, 2010 20:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - simeonus - 7 сент, 2010 20:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - prav_osetia - 8 сент, 2010 15:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - simeonus - 9 сент, 2010 08:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - simeonus - 9 сент, 2010 13:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - florentioslg - 8 сент, 2010 00:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - simeonus - 8 сент, 2010 07:26 (UTC) - Развернуть
jan1302
7 сент, 2010 11:27 (UTC)
катехизация
О.Павел! Мне кажется, что здесь важен также ответ на вопрос -кто будет заниматься катехизацией. По словам Патриарха Кирилла в Псковской епархии более 150 священников не имеет богословского образования. В городских храмах проблему решить еще как-то возможно, но в сельской глубинке... Какие знания мы получим в итоге?
adelgeim
7 сент, 2010 12:44 (UTC)
кто будет заниматься катехизацией
Важная проблема, чему научит катехизатор, насколько сам способен отличать плевелы от пшеницы. Дело не только в его богословской грамотности. Важно, чем он сам живёт, как молится и любит. В Пскове мало священников с богословским образованием, Святейший прав. Но есть кому поручить это служение. Есть люди, которые будут делать дело с любовью. Вряд ли митрополит увидит их и поручит им. Из моего угла кажется, что с проблемой катехизации в Псковской епархии глухо. Утверждать не берусь, достаточной информации не имею. Проблема катехизации в РПЦ пока решается только энтузиастами - бессеребренниками на свой страх и риск.
batushkaroman
7 сент, 2010 16:39 (UTC)
мехи ветхие и молодое вино
Как бы в дополнение к сказанному о. Павлом.
Думается мне, что даже самое подробное и длительное наставление из-за отсутствия или ветхости, так сказать, фундамента прихода - крепкой общины, будет иметь нулевой результат или даже противоположный.
Исходя из того, что крещение есть таинство вхождения верующего в церковь, результатом всего должно быть воцерковление новопросвещённого. Старание катехизатора может стать тем евангельским "вливанием молодого вина в мехи ветхие". Это досадное обстоятельство имеет место быть... Надо обратить особое внимание на создание и укрепление прихода как общины - церковной семьи, которая принимает или готовится принять новопросвещенного в свои объятья.
Моё мнение что, надо решать проблему ведения просветительской деятельности и обязательного наставления перед принятием крещения надо целостно, не разделяя единую задачу воцерковления и не оставляя вопрос устроения приходской общины «на потом».
prav_osetia
7 сент, 2010 18:56 (UTC)
Re: мехи ветхие и молодое вино
Верно!!!
oleg_gavrysh
9 сент, 2010 17:03 (UTC)
Понравилось. Спасибо больщое.
( 79 комментариев — Оставить комментарий )