?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Словами «апостольская церковь» Символ Веры выражает единство Церкви во времени. Церковь Христова существует до наших дней, и пока сохраняет апостольскую традицию и преемство, остаётся апостольской. В традиции многое изменилось за века. Важно отличать вечные ценности, сохраняющие идентичность, от изменяемых, которые стабилизируют церковь во времени, связывают с эпохой и выражают взаимопонимание с «миром», преображая его через апостольское служение. Нужно различить дары: одни мы приняли через апостолов, личные дары принимаем сегодня от Бога, а иные приобрели в ходе истории через культуру и творчество.
Школьное богословие отождествляет служение епископа с апостольским служением, наделяя каждого епископа апостольским авторитетом. Нельзя терять ни сходство, ни различие обоих служений. Церковь верует в преемственность благодати, передаваемой Духом Святым через возложение рук. Апостолы возлагали руки на учеников, призывая Подателя Даров: «приди и вселись в нас». Через молитву и возложение рук апостолов Святой Дух подал епископам благодать священнодействия. Возлагая руки, епископы сами низводили благодать на своих учеников и передавали дар из рода в род, образуя непрерывную цепь священства. Апостол призывает хранить « и образ, и силу благочестия». Что бы в Церкви не прервалось действие Святого Духа, необходимо сохранять содержание апостольского благовестия в присущих ему формах.
Православная традиция нынче имеет не одну версию, которую выражает РПЦ МП, а десятки других версий. Их представляют версии РПЦЗ, РИПЦ, Катакомбная, РПАЦ, УПЦ КП и многие, многие другие. Разные версии православной традиции отрицают друг друга, ругаясь сектантами и раскольниками. У одних находят разрыв преемственности, у других –искажение традиции в догматах, обрядах, канонах и этике. Возникают острые противоречия внутри одной и той же версии православия. Конфликты обостряются из-за отсутствия диалога, без которого не разрешим ни один конфликт.
Поставление епископа, принимающего Дар, похоже на апостольское и требует от епископа морального уподобления для хранения и действия Дара. На этом настаивает апостол, определяя в посланиях нравственный образ, которому обязан соответствовать епископ: «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит,1, 7-9). Дальше следует перечень условий хранения благодати.
Кроме сходства в поставлении и служении, имеются существенные различия, как в образе жизни, так и в содержании самого служения апостолов Христовых и современного епископа.
Образ жизни апостолов, стремящихся привести ко Христу все концы земли и «не имеющих зде пребывающего града, но грядущего взыскующих» не похож на образ жизни епископа, стабильно пребывающего в городе и носящего его титул. Апостолы обходили моря и земли, отказавшись от благополучия, рискуя потерять жизнь.
Епископ живёт в довольстве, богатстве и почёте, ничем не жертвуя и не рискуя. Служение епископа также существенно отличается от апостольского.
Первое отличие: Вместо чудотворений - ритуал. Чудеса, которые совершал Христос и апостолы, не связаны ритуалом. Апостолы чудотворили без ритуала: посредством слова и возложения рук. Святой Дух отзывался на их молитву благодатными дарами, поражавшими воображение. В действиях епископа очевидна перестановка: многословный и впечатляющий ритуал и невидимый глазами результат действий.
Второе отличие – очевидность слова. Христос говорит расслабленному: «чадо, отпускаются тебе грехи». Результат слов неочевиден. На возмущение фарисеев Христос ответил: «что легче, сказать: отпускаются тебе грехи или встань и ходи?» Действие слов «отпускаются грехи» не очевидно. Слово нельзя уличить в бессилии. Христос продолжает: «чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи- говорит расслабленному – встань, возьми постель и иди в твой дом». Все замерли в ожидании, и опыт подтвердил силу слова: «Расслабленный встал, взял постель и пошёл в дом». Слово Христа исполнилось, обнаружив власть прощать грехи и исцелять. Так же действует ап. Петр, исцеляя хромого: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи. Взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени. И, вскочив, стал и начал ходить, и вошёл с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога» (Деян.3, 6-8). Действие слова очевидно.
Третье отличие: дар чудотворения включён в харизму апостольства. «Призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф.10: 1; 8). Хиротония не наделяет епископа даром чудотворения. Дар чудотворения не зависит от иерархического сана. Чудо может совершить мирянин, клирик или епископ – кому Бог даст дар. Никто не просит епископа воскресить мёртвого. Все понимают, что епископ не сможет. Никто не осуждает за это епископа, ибо чудотворство не входит в его харизму. Епископ отпустит грехи, но не удостоверит их прощение, подобно Христу и апостолам.
Четвёртое различие: поставление апостола не нуждалось в подтверждении его нравственного достоинства. При поставлении епископа, ему возглашают«Аксиос», удостоверяя, что епископ соответствует апостольским требованиям. В наши дни «Аксиос» превратился в пустой обряд. Он не несёт свидетельства церкви. В результате, нарекания на недостойные поступки епископов слышатся из всех епархий.
Пятое отличие в способе поставления. Апостол один поставлял епископа с ведома церкви. Один епископ не может поставить другого епископа. Первое правило святых апостолов гласит: «Епископа поставляют два или три епископа» (Ап.1).
Шестое различие. Термин «власть» имеет два разных значения: господство и служение. Секулярный мир знает власть господства и насилия. Ленин определил власть как «аппарат насилия». Христос даёт власть для служения любви. Христос отрицает насилие и господство. Его ученики не должны обладать и господствовать.
Школьное богословие очерчивает круг служения епископа тремя действиями: Как первосвященник, епископ совершает богослужебный ритуал. Учительство выражено в проповеди веро- и нравоучения. Проблемы возникают с пастырством. Современный епископ МП не общается с мирянами, переложив эту заботу на клир. Общение с клиром сведено к назначению, перемещению и суду - исполнительной и судебной власти через указы и приговоры, решения и резолюции. Объём чиновной власти над клириками не имеет границ и отдаёт в руки епископа МП судьбу каждого клирика и его семьи. Епископ приобрёл над клиром власть, которую Бог попустил над праведным Иовом: «Вот, он в руке твоей, только жизнь его сбереги» (Иов.2, 6). Пастырское служение епископа в РПЦ МП не состоялось. Оно превратилось в судебно-административную власть чиновника, которую Спаситель запретил Своим апостолам. Наверное, каждая версия имеет свои издержки. Самое главное, что бы эти издержки не препятствовали действию благодати Святого Духа в церкви.

Comments

( 28 комментариев — Оставить комментарий )
tapirr
28 сент, 2010 08:47 (UTC)
Спасибо! Не со всем согласен, но, в целом, очень ценные наблюдения и мысли.

----Православная традиция нынче имеет не одну версию, которую выражает РПЦ МП, а десятки других версий. Их представляют версии РПЦЗ, РИПЦ, Катакомбная, РПАЦ, УПЦ КП и многие, многие другие.---

Как-то выпала из этого перечисления Вселенская Православная Церковь (состоящая из поместных церквей). Надо ведь учитывать, что к ней не принадлежат ""РИПЦ, Катакомбная, РПАЦ и многие, многие другие""
michailam
28 сент, 2010 09:52 (UTC)
Да, и если согласиться с этим, то нарушается свойство единства Церкви. Не всё перечисленное можно назвать разной традицией Апостольской Церкви.
А издержки традиций Дух Святой исправит,опыт исторический показывает.
adelgeim
4 окт, 2010 14:13 (UTC)
Не всё перечисленное традиция Апостольской Церкви.
Преемственность, традиция (вероучение, богослужение и проч),каноны и этика составляют необходимое условие принадлежности каждой поместной церкви к Единой Вселенской Церкви. Нарушение догматов и отказ от канонов и евангельской этики не рассматриваются как "издержки", как и прерыв преемственности. Такие "издержки" ставят под вопрос Вселенское качество местной церкви.
michailam
4 окт, 2010 18:36 (UTC)
Re: Не всё перечисленное традиция Апостольской Церкви.
Вы меня не поняли. Я говорил не о всей Церкви поместной, а об издержках отдельных членов Поместных Церквей нарушающих догматы и отказывающихся от канонов и евангельской этики. Пусть даже это будет достаточно много членов Церкви и даже если и иерархи. Часто Господь делает Своё дело (если не всегда) не благодаря, а вопреки нам и им. А если вся Церковь отступит от догматов и Евангелия, то она просто умрёт или продолжит маргинальное бытие. А с точки зрения Евангельской этики я про себя ничего хорошего не могу судить, что уж там про других. Пусть сами в "зеркало" смотрят и причёсываются.
adelgeim
5 окт, 2010 11:03 (UTC)
если Церковь отступит от догматов и Евангелия, то умрё
Именно эту опасность я имею ввиду, говоря о разрушении соборности церкви, выраженном в её канонических документах, и повреждении канонов и евангельской этики одними иерархами при молчаливом попустительстве м согласии других.
michailam
5 окт, 2010 17:30 (UTC)
Re: если Церковь отступит от догматов и Евангелия, то ум
Какие конкретно канонические документы выражают соборность? Как они нарушаются?
adelgeim
6 окт, 2010 08:54 (UTC)
Re: если Церковь отступит от догматов и Евангелия, то ум
Догмат о Соборной церкви утверждает Символ Веры.
Нарушает его Устав РПЦ, Устав Прихода 2009г, Положение о церковном суде. Анализ этих документов я приводил многократно, можете посмотреть даже в архиве этого ЖЖ. Конечно, практика выходит далеко за формальные пределы документов.
adelgeim
4 окт, 2010 14:02 (UTC)
к ней не принадлежат...
Вселенская Православная Церковь не выпала. Статья говорит о споре, который ведут меж собой указанные церкви в принадлежности к единой Вселенской Церкви, ссылаясь, кто на отсутствие преемственности, кто на нарушение традиции, а кто на отказ от канонов и этики. На каком основании Вы так уверенно определяете, кто из них прав?
tapirr
4 окт, 2010 16:26 (UTC)
Re: к ней не принадлежат...
Окончательного решения я , конечно, не выношу (не возьму на себя такой смелости). Такое решение вынесет история. И Господь.

Но чисто формально ко Вселенской Православной церкви не принадлежат те общины, кто не находится в общении с Константинополем и остальными поместными церквами.
adelgeim
5 окт, 2010 10:54 (UTC)
кто не находится в общении с Константинополем
Чтобы далеко не ходить, в истории отношения РПЦ и Констанинополя прекращались не раз. Последней раз они прекратились при П.Алексии 2-ом в связи со спором по поводу Эстонской Православной Церкви. Формальные точки отсчёта всегда оказываются неустойчивыми.
iofan
28 сент, 2010 09:29 (UTC)
Каждая из церквей утверждает, что именно в ней присутствует Святой Дух. Видна конкуренция за прихожан в праве на благодатность между церквями.
Почему именно та или иная церковь выбирается или отвергается каждым конкретным человеком?
Во-первых, просто по традиции воспитания. Очень и очень сложно отвергнуть правильность и праведность своей семьи и перейти в другую церковь.
Во-вторых, уровень манипулятивности прихожанами, который может быть весьма и весьма высок в небольших церквах.
Наконец главное, что определяет выбор - ощущение благодати Святого Духа. Либо с человеком случается внешнее чудо в духе апостольских времён, либо просто Дух Божий касается души человеческой.
adelgeim
4 окт, 2010 14:27 (UTC)
Почему именно та или иная церковь выбирается
Вы указываете на частный или случайный повод к выбору подлинной церкви. Церковь есть Тело Христово. Оно единственно. И признаки подлинности есть: апостольское преемство, догматы, богослужение, каноны и евангельская этика. Утрата этих ценностей ставит под вопрос подлинность церкви. Разговор о подлинности Вселенской Церкви не может быть обоснован семейной традицией, зомбированием и "ощущениями". Это не обоснование, а оправдание выбора.
iofan
4 окт, 2010 18:17 (UTC)
Re: Почему именно та или иная церковь выбирается
Отец Павел, я общался с людьми из других Православных церквей, с католиками, вообще с иноверцами. Каждый настолько же уверен в своей правоте, как и я. Каждый. Я не смею утверждать, что умнее или лучше них. И я ничем от них не отличаюсь, когда что-либо утверждаю, например говорю, что исповедую Истину. Качественной разницы между нами найти невозможно. Каждый со своей колокольни считает, что прав.
Я не вижу рационального способа разорвать это.
adelgeim
5 окт, 2010 11:13 (UTC)
Каждый со своей колокольни считает, что прав.
Иначе быть не может. Истина, Красота и Любовь не имеют формальных признаков. Могут быть оценены только по внутренним критериям. Они у всех разные, да ещё зависят от духовной зрелости своих ценителей,
их культуры, образования, талантов и ещё много от чего. Спорить сложно, но Церковь Христова остаётся высшей ценностью для христианина, и он не может отказаться от духовной борьбы за неё.
pingback_bot
28 сент, 2010 14:05 (UTC)
Апостольское служение и епископат
User aleksy_lj referenced to your post from Апостольское служение и епископат saying: [...] Вот здесь [...]
pingback_bot
28 сент, 2010 15:00 (UTC)
Хиротония епископа не наделяет его даром чудотворения
User daily_courier referenced to your post from Хиротония епископа не наделяет его даром чудотворения и не прибавляет мозгов saying: [...] действию благодати Святого Духа в церкви. Via: http://adelgeim.livejournal.com/53174.html [...]
fi1618
28 сент, 2010 17:04 (UTC)
"Пастырское служение епископа в РПЦ МП не состоялось. Оно превратилось в судебно-административную власть чиновника, которую Спаситель запретил Своим апостолам."
Если задуматься над этими словами, то можно сделать вывод, что реальная власть епископа в РПЦ, не есть от Христа, а если так, то в силу бинарности ответа, эта власть от противоположного Христу.
Но тогда следующий вопрос--Что есть РПЦ МП?
23w
29 сент, 2010 08:20 (UTC)
Наверное, нельзя так обобщать под одну гребенку и ставить знак равенства "Епископ - административный чиновник", бросая тень сразу на всех. И епископы разные бывают, ближайшие примеры: св. архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), св. патриарх Тихон (также епископского сана). Разве можно назвать их "чиновниками", "противоположными Христу"? Да и среди апостолов был Иуда - предавший Господа (и кстати в свое время также изгонявший бесов, но потом все же отпавший от Господа).

Каждому человеку, не взирая на сан или должность, дана свобода выбора с кем быть и этот выбор мы делаем всякий раз когда совершаем поступки.
opiano
29 сент, 2010 17:58 (UTC)
Что делать?
Для себя отвечаю: "искать". Первый и последний мой Душепопечитель - сам Господь. "Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец". И в человецех мне лично, общине христиан, или их объединению в епархию таков и "подобаше архиерей", который в первую очередь будет НЕ НРАВСТВЕННЫЙ ЕРЕТИК, а первым в учениках Христовых (по апостолу: "несквернен, незлобив, отлучен от грешник...", которому даётся омофор в знак искомой и носимой им на своих плечах овцы Христова стада. Именно "носимой", а не погоняемой.
"Друг друга тяготы носите, тако исполните закон Христов", и одним из первых показателей епископского соответствия Христу есть его понимание себя как слуги Божьего и Его стада. "Кто из вас хочет быть первым, да будет всем слугой". Этот показатель для меня во всяком должен быть, кого я приму как своего во Христе учителя, и неважно кто он - епископ, священник или мирянин.
fi1618
29 сент, 2010 19:44 (UTC)
Вы бы еще их с апостолами сравнили... .
Речь идет не о давно ушедшем епископате, а современном, который есть плод тайного плана КПСС, предусматривающего подрыв церкви изнутри, путем постановки соответствующих архииреев. Поэтому сравнения с Лукой Ясенецким некорректно.
23w
1 окт, 2010 11:37 (UTC)
Власть есть власть, и времена всегда одинаковы. Искушения и испытания всегда были в том или ином виде. Подобными как КПСС методами, например, действовала католическая Польша на Украине в 16-17 веках пытаясь задушить православие и ничего из этого не вышло, даже епископов к себе переманивала, унию с католиками сделала и результат - нулевой. Народ хранил веру, да и люди знатного рода (далеко не все правда) за православие держались и в сейме польском много раз за права церкви и достойных священиков боролись. Поэтому если будем верху хранить, даст Бог и эти испытания переживем, а роптать на священство начнем, на всех подряд без разбору, будем из церкви бежать т.к. епископы дескать все негодны - сами в себе веру и задушим.

Мое мнение таково, что если священники стали "как чиновники", тогда они - тоже самое, что и власть имущие, а эти - всегда как отражение нашего народа. Какие черты есть у нас, такие же в усиленном виде будут и у них. Т.е. если мы в себе и детях своих будем лучшие черты воспитывать - все станет на свое законно место и в настоятелях наших увидим чистый образ и лицо Церкви.
23w
5 окт, 2010 08:59 (UTC)
дополнение...
Я должен сделать маленькое дополнение к своему историческому примеру. Перечитав раздел истории Украины касательно приведенного примера я увидел, что был не прав, поэтому исправляюсь:

К сожалению политика Польши относительно православной веры на Украине в начале 18 века все-таки имела результат: уния на польской территории Украины почти полностью заменила православие даже в среде народа. Причем на столько, что уже через некоторое время именно уния в западных землях Украины стала считаться "своей верой". В Киеве и центральных землях Украины попытка ввести унию закончилась огромным народным восстанием - Колиивщина, которое однако было подавлена. И тут казалось бы все ... конец, но уже сама Польша потерпела поражение и была разделена между Россией и Австро-Венгрией. И на землях украинских начался обратный процесс.
Обидно то, что политика замещения веры была результативна именно подсказками бывшего православного священника, ставшего благодаря унии - митрополитом на польской территории Украины.

Поэтому мое замечание, возможно некорректно.
fi1618
5 окт, 2010 10:08 (UTC)
Re: дополнение...
Признаться Ваш аргумент про униатов, мне не приходил в голову, когда я писал про тайный план КПСС о подрыве церкви изнутри. Отличие униатов, от современного епскопата в том, что если там речь шла о замещении одной христианской традиции другой христианской традицией, то в случае с планом КПСС речь шла об уничтожении церкви в принципе, как организации верующих во Христа.
23w
5 окт, 2010 14:25 (UTC)
Re: дополнение...
нет, аналогия полная.
Униаты рассматривались в Польше как переходной этап полного уничтожения православия и насильного внедрения католицизма.
adelgeim
5 окт, 2010 11:26 (UTC)
вывод в силу бинарности ответа...
Нельзя сказать, что ответа два. Ответов не меньше трёх, ибо нельзя потерять человека со всеми его пристрастиями и немощами. Именно этот третий ответ, скорей всего выражает реальность. Но нельзя признать его верным выбором.
opiano
29 сент, 2010 17:57 (UTC)
епископ и овцы
... А епископам сегодня вообще не говорят о попечении над каждой овцой. Да и как им - священникам и епископам -, бедным, соответствовать своему назначению, когда поставлено им много целей второстепенных, а главная цель их призвания - потерявшаяся в сетях мiра богозданная личность - закамуфлирована кураевскими заблуждениями и теми же самыми второстепенными целями. Какими? Настоятельством, строительством и благоустроительством, отбыванием обязанности проведения (а не СО-ВЕРШЕНИЯ) церковных служб, конференциями, фестивалями, газетами, требоисполнением, преподаванием, вобщем сказать.- функционированием, ибо когда всё перечисленное делается ради дела, а не с ясным сознанием, что всё делание - конкретно в человеке, умирающем от умаления в нём "образа и подобия". Средства представлены как цели, дабы самой цели уже видно не было. А следующий этап разрушения Церкви - отмена благочестия как такового. ...
http://opiano.livejournal.com/4969.html
orthodox_vlz
29 сент, 2010 18:07 (UTC)
Спасибо, отец Павел, за такое повествование. Вот и у нас в Волгоградской епархии та же проблема: священноначалие не слышит народ, а двоеженство среди священников оправдывается так: "архиерей имеет власть апостольскую: благословил, значит можно". Обратились даже к патриарху: http://orthodox-vlz.livejournal.com/ - всё равно никаких изменений.
wondelry
1 окт, 2010 22:33 (UTC)
Храни и Вразумляй нас Христос!
( 28 комментариев — Оставить комментарий )