?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

7. Иерархия семьи.

Семейная иерархия строится на власти и послушании. Первое место в семейной иерархии принадлежит мужу: "Жены, повинуетесь своим мужьям, как Господу, ибо муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем" |Еф.5, 22-24). Из слов апостола очевидно, что в качестве семейного служения мужу опреде¬лена власть. По природе власть принадлежит только Богу: "Нет власти не от Бога" (Рим.13, 1). Муж олицетворяет Божественную власть в семье. Божественная власть- это власть любви. «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё»(Еф.5, 25). Муж призван быть священником Бога Всевышнего в своей домашней церкви. Если он забудет об ответственности за власть, осознает власть не как служение, а как привилегию, то подменит Бога самим собой. Безответственная власть вырождается в произвол. Осознать себя источником власти означает узурпировать, присвоить Божественную власть, стать деспотом. Равенство и деспотизм с двух сторон разрушают природу власти. Равенство упраздняет иерархию. Деспотизм извращает ее в тиранию.
Второе место в семейной иерархии принадлежит жене. Семейное служение жены - послушание. Послушание - общий принцип христианской жизни, одинаково необходимый каждому христианину: мужу и жене, супругу и монаху. Этот принцип возникает из признания Высшего начала. «Повинуйтесь друг другу в страхе Божии»( Еф.5,)
Для жены его олицетворяет муж: "к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" - определяет Бог положение жены после грехопадения (Быт. 3,16).
В Библейском повествовании о грехопадении отчётливо прослеживается характерная черта женской психологии. Под преимущественным влиянием жены складывается эмоциональный строй семьи. Женская эмоциональность поддерживает жизненный огонь семейного очага. Этот огонь не должен погаснуть. Жена - хранительница огня. Через эмоциональную сферу она всего сильнее воздействует на ход семейной жизни и характер взаимоотношений. Это пламя не должно вырваться за пределы очага, иначе оно сожжет дом. Эмоциональное влияние жены может быть не только чрезвычайно сильным, но и разрушительным. Как всякая страсть, эмоциональная активность может перерасти в пожар - неуправляемую стихию, оставляющую за собою только пепел. В трезвой власти мужа жена должна находить сдерживающее начало своей пламенности. В этом смысл заповеди апостола: "Жена да боится своего мужа"(Еф.5,33)
Вопрос о формальном главенстве становится острым только в несостоявшейся семье, где воля мужа и жены противопоставлены. В христианской семье муж и жена имеют одно хотение и одну волю. Такое утверждение может показаться странным. Как могут два различных лица иметь одно хотение и волю? Если рассматривать семью с точки зрения христианской онтологии, как единый организм, то значение приобретает не число лиц, а единство природы. Воля принадлежит природе, а не лицу. Три лица св. Троицы имеют единую Божественную волю. Господь Иисус Христос в одном лице имеет две воли соответственно двум природам: Божественную и человеческую. Единая природа семьи имеет человеческую волю, соединяющую волю обоих супругов воедино. Если в семье нет единоволия, значит семья не состоялась. Она не стала единим духовным и телесным организмом. Выразителем единой воли семьи является муж. Христианская семья строится на патриархальной традиции.

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
vik_sud
30 май, 2009 21:36 (UTC)
Нередко в современной семье идет разграничение - вот мои интересы, вот твои интересы. А это - "твои трудности". В результате, семья расшатывается и часто - рассыпается.
adelgeim
31 май, 2009 20:30 (UTC)
Разграничения в семье
Если семья строит единство, интересы мужа и жены не могут противопоставляться. Разграничить можно служения. Они действительно различны, как в организме различны функции разных органов. Если печень, сердце и почки станут дублировать друг друга, организм погибнет. Каждый орган по своему обеспечивает жизнеспособность тела. Служения разные: жена рождает ребёнка, вскармливает его грудью. Мужу недоступно это служение со всеми его радостями и печалями. Служение у него другое, но интересы семьи общие, и радость о ребёнке тоже общая. И когда он болеет, тревога за него тоже общая. Каждый решает свои проблемы по своему, но решают их вместе, поддерживая друг друга. Если нет сочувствия, незачем связывать себя браком. Апостол заповедует необходимое условие любви: "друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов!"



семье не должно расшатывать и разрушать отношения
areksi
31 май, 2009 05:55 (UTC)
Что-то мутит меня от этого "семейного богословия". Это всё очень социально обусловлено, неужели нам обязательно подражать в этой области древним ближневосточным племенам...
adelgeim
31 май, 2009 20:52 (UTC)
Обязательно подражать древним племенам?
Христианский брак обязателен только для христиан. Если Вас мутит, стройте другие отношения в браке. Если не признаёте брак вовсе, не женитесь. Это Ваш выбор. Проповедь христианского брака не лишает свободы жить как Вам нравиться. Брак обусловлен не только социально,но личным выбором, мировоззрением, верой. Речь идёт о христианской традиции брака, обоснованной Библией и тысячелетним опытом. Её принимают не все, но её авторитет остаётся неколебимым для христиан. Единство достигается не всегда. Бывают несосотоявшиеся браки. Исключения подтверждают правило. Дай Бог, чтобы Ваш опыт построения семьи оказался удачным.
olga_1821
31 май, 2009 12:58 (UTC)
Да, думается, большинство возражений против "патриархальной семьи" происходит от непонимания современными людьми того, что христианская семья - это единый организм, полное единство супругов, а не просто совместная жизнь и общий быт...
adelgeim
31 май, 2009 21:09 (UTC)
Возражения от непонимания
Непонимание задачи приводит к возражениям. Ещё больше возражений вызывает необходимость усилий, подвига и мученичества. Их можно понести только во имя любви. Достигнуть единства супруги могут только совместным подвигом. Для этого каждому из них приходится отрекаться от себя во имя другого. Донести такой тяжёлый крест можно только с помощью Бога. В созидании брака необходимо понимание, подвиг и помощь Божия.
ogla_ogla
2 июн, 2009 20:34 (UTC)
"необходимость усилий, подвига и мученичества"

Да, это сложновато. Я не герой, и мучится не хочу.
Но готова порадоваться за тех, кому это по силам. Дай им Бог счастья.
adelgeim
3 июн, 2009 14:22 (UTC)
Дай им Бог счастья!
Радоваться за других хорошо, но свою судьбу приходится всё-таки устраивать. Выбор не велик, если принимаешь свою судьбу всерьёз. Брак-подвиг. Монашество- подвиг. Здесь без усилий вплоть до мученичества ничего не построишь. А другие варианты внутри христианства обрекают на одиночество и боль разочарований. Неизбежен выбор между двумя крестами: благоразумного разбойника и разбойника ожесточившегося. Никуда от креста не уйдёшь. Путь креста неизбежен для человека, как закон всемирного тяготения в физике. Только с Богом крест преодолевается воскресением, а "без Мене не можете творити ничесоже".
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я
adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner