?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эта книга пролежала в столе 35 лет. Она хранит историю подавления духовной свободы в церковной, общественной и частной жизни советского народа. В те годы публикация была невозможна ввиду цензуры. В 1980–90-е книга потеряла актуальность. Изменились законы, изменилось положение церкви, отношение к ней власти и общественного сознания, изменились условия и образ жизни в самой церкви. Наступила свобода. Ненадолго.
В 2009 году книга случайно попала мне в руки. Прочитав, я увидел, что все вернулось «на круги своя», и книга снова актуальна. Эпоха «возрождения церкви» закончилась так же быстро, как эпохи «развитого социализма» и «перестройки». С 2000-х подавление духовной свободы в церкви и обществе отданы в руки епископов, такие же бесчеловечные, как руки советских комиссаров-уполномоченных.
Прежние комиссары не были злодеями. Они даже не ставили задачей уничтожение церкви. Они отрицали церковь как организм духовной жизни во Христе. Они были функционерами, признавали аппарат власти и превратили церковь в формальную структуру, которая теперь легко вписалась в бюрократическое устройство РФ.
Уполномоченные увяли, ибо архиереи дозрели. Произошла смена комиссаров, осуществляющих общую задачу: организм жизни Христовой изменить в бюрократический аппарат, в котором не востребован Христос. Эта антихристианская структура направлена не против Христа как Бога. Она направлена против Христа как Человека, против Его Тела и дела Святого Духа. Человек является центром Домостроительства, ибо Бог пришел спасти Человека.
В бюрократической структуре Человек сведен к нулю. Там другие приоритеты. Человеческий фактор ослабляет ее бездушный механизм. Человек не нужен государственной машине. Теперь он не нужен церкви, превращенной в аппарат насилия.
Возрождение церкви ограничилось строительством храмов и монастырей. В хрущевскую эпоху за строительство храма карали, теперь это стало прибыльным занятием.
В конце 90-х сложились новые условия, и задачи епископа поменялись. Возрождение духовной жизни в церкви заменил интерес к церковному бизнесу и формальной власти. Храмы превратились в коммерческие предприятия. Благотворительность опирается на частную инициативу и иностранный капитал. Воскресные школы не состоялись.
Архиереи встроились во властную вертикаль государственной номенклатуры, потеряли интерес к своей пастве: клиру и народу. Утратив обратную связь с паствой, они живут независимой и далекой от клира и мирян жизнью. В церкви потерялся интерес к внутреннему миру человека. В епархиальной практике господствует насилие, равнодушие, корысть, правовой и моральный цинизм. Клир поставлен в крепостную зависимость от епископа и абсолютно беззащитен.
Издержки превратились в нормы и вынуждают священника приспосабливаться к новым условиям. От него требуются качества, которых добивалась советская власть: беспринципность, безынициативность, прислужничество, лицемерие и ложь.
Епископы давят клириков и лишают служения за то же самое, за что комиссары-уполномоченные отбирали регистрацию: за верность совести и принципам, за инициативу и самоотдачу, за единство и мощь прихода, за служение образованию, милосердию и проповеди.
Приходы и братства, как и клир, бесправны и не защищены от произвола епископа. Верующие лишены всяких прав и не могут обжаловать свои обиды. Эта практика обоснована Уставом и другими официальными документами РПЦ. Разумеется, на практике негатив выходит за формальные пределы. В церкви продолжается прежний беспредел. Вместо комиссаров-уполномоченных его чинят комиссары-архиереи. В советскую эпоху жалобы на комиссаров оставались без ответа. Все инстанции молчали. В наши дни жаловаться на архиерея невозможно. Инстанции не отвечают.
Ветхозаветные архиереи осудили Иисуса Христа и выдали гражданским властям Рима для распятия. Новые архиереи распинают живую жизнь и духовную свободу человека. Человек, поставленный Богом в центр Домостроительства спасения, унижен, забыт и обесценен в РПЦ.
Возрождение сменила эпоха клерикализации общества. Церковная иерархия стремится занять ключевые посты во всех общественных институтах. Не преодолев дух рабства и корысти внутри церкви, иерархи понесут этот дух в гражданский социум, разрушая нравственные основы гражданского общества. Оживают те самые издержки общественной жизни, за которые осуждали советскую власть. Они принесут много горя простому человеку. Теперь они освящены духовным авторитетом церкви.
Знаете, откуда происходит слово «комиссар»? Так называли миссионеров в революционной армии во время войны за независимость Америки. «Комиссар» происходит от слова «миссия» и первоначально имел значение «миссионера». Понятие миссии имеет широкий диапазон.
Комиссарами в СССР называли министров, генералов, политработников. Все они служили идеологии, были ее миссионерами. Идеология нуждается в миссионерах. Святейший патриарх обещает широко развернуть миссионерство в России. Какое содержание понесут новые комиссары в человеческое общество?
Новомученики и исповедники искупили прежние грехи церкви принесенной жертвой. Какие скорби придется вновь понести церковному и не церковному народу за все, что делают и еще сделают церковные функционеры?

Comments

( 122 комментария — Оставить комментарий )
iofan
6 окт, 2010 08:05 (UTC)
Отец Павел, очевидно кристаллизуется мысль о минимизации общения с такой организацией. Что делать-то? Бросаться в драку с Системой?
dobry_krot
6 окт, 2010 10:31 (UTC)
А как Вы видите эту драку?
Думаю мирянам надо объединяться, и регистрировать в органах юстиции, как это положенно, общественное объединение. Надо только посмотреть - какая юридическая форма объединения подходит. Ну и существовать параллельно, и решать свои вопросы.
Если такое объединение будет состоять из значительного большинства прихожан, то не думаю чтобы всех изгнали. Не лишат же они сами себя людей, и соответственно доходов.
(без темы) - iofan - 6 окт, 2010 10:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - victor_vlad - 6 окт, 2010 11:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iofan - 6 окт, 2010 11:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - victor_vlad - 6 окт, 2010 11:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iofan - 6 окт, 2010 11:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - victor_vlad - 6 окт, 2010 11:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - victor_vlad - 6 окт, 2010 11:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iofan - 6 окт, 2010 11:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - victor_vlad - 6 окт, 2010 11:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ivanzakij - 6 окт, 2010 19:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - victor_vlad - 6 окт, 2010 11:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dobry_krot - 6 окт, 2010 12:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iofan - 6 окт, 2010 12:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dobry_krot - 6 окт, 2010 17:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iofan - 6 окт, 2010 18:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dobry_krot - 6 окт, 2010 18:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ivanzakij - 6 окт, 2010 19:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ivanzakij - 6 окт, 2010 19:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ivanzakij - 6 окт, 2010 19:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - i_z_o - 7 окт, 2010 19:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dobry_krot - 7 окт, 2010 19:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - i_z_o - 8 окт, 2010 13:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dobry_krot - 9 окт, 2010 09:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - i_z_o - 10 окт, 2010 17:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dobry_krot - 10 окт, 2010 19:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - i_z_o - 14 окт, 2010 20:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dobry_krot - 15 окт, 2010 05:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aureliowc - 7 окт, 2010 01:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - trenaew - 16 окт, 2010 00:35 (UTC) - Развернуть
kalakazo
6 окт, 2010 08:08 (UTC)
Замечательные глаголы, добрый мой друг...
i_z_o
7 окт, 2010 19:57 (UTC)
Вы всегда умеете поддержать....
vlnyj_obschnnk
6 окт, 2010 08:30 (UTC)
Отче, благословите...
Здоровья Вам и благоденствия, отец Павел!
_____В.Даль в своём "Словаре..." слову "комисар" даёт определение6 "смотритель, пристав, приказчик". Чему ж удивляться, что и епископы выполняют эти функции? Им "положено"...
lussiliberts
6 окт, 2010 10:24 (UTC)
Благословите, отче.
Насколько повально это явление? Приблизилось или настало время, когда в церкви надо уже с осторожностью ходить? "В епархиальной практике господствует насилие, равнодушие, корысть, правовой и моральный цинизм" - это повсеместно?
adelgeim
14 окт, 2010 20:23 (UTC)
Насколько повально это явление?
Это statusquo. Ещё ап. Павел предупреждал "блюдите, како опасно ходите". Общий принцип не всех охватывает, но угрожает всем.
solunanin
6 окт, 2010 12:21 (UTC)
А мы все ставим каверзный ответ/
И не находим нужного вопроса...

Я видел: наши игры с каждым днем
Все больше походили на бесчинства.
В проточных водах по ночам, тайком
Я отмывался от дневного свинства. (В. Высоцкий)

Благословите, отец Павел.

Последие пятнадцать лет, караюсь вопросом. Откуда? Когда? Почему? В Церковь Святых угодников Божиих Антония и Феодосия Печерских, Святых Преподобных нестяжателей Сергия Радонежского, Нила Сорского, Серафима Саровского, Паисия Величковского, проникло в самое сердце и голову - монашество и архипастырство - и расцвело буйными сорняками свинство сребролюбия, карьеризма и чинопочитания (вместо Богопочитания).
Или апостол Андрей был неправ, или этнонациональная душевная конструкция народа Руси оказалясь неподходящей, с изъяном, с гнильцой?
Не вовремя и не те семена, да и попали не на ту почву.

14 Сеятель слово сеет. 15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. 16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, 17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. 18 Посеянное в тернии означает слышащих слово, 19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. (ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА, 4)
adelgeim
14 окт, 2010 20:45 (UTC)
Последие пятнадцать лет,
20 лет назад положение не выглядело так катастрофично, были обоснованные надежды. Теперь их нет. Остаются необоснованные мечты. Искать виноватых - пустое занятие. Когда Церковь была гонима советской властью, нашлось много мучеников и много падших. Те и другие были как в ранней Церкви, так и во все времена. И снова не обойдётся без мученической крови, и Иуды, который держится за своё благополучие, а не за ризы Христовы. Кровь мучеников всегда была семенем христианства, потому и "врата ада не одолеют Церковь".
fi1618
6 окт, 2010 12:57 (UTC)
Что делать дальше?
«Думаю мирянам надо объединяться, и регистрировать в органах юстиции, как это положено, общественное объединение. Надо только посмотреть - какая юридическая форма объединения подходит. Ну и существовать параллельно, и решать свои вопросы.»
Так считает добрый крот.
Высшая иерархия, как и власть, действительно настолько поражена метастазами корысти, самодурства, что не в состоянии излечиться сама, изнутри, либо быть вылеченной снаружи.
Поэтому при радикальном лечении, создании евхаристических общин, возникает проблема не юридического, но духовного преемства. Где взять трех епископов? Понятно, что нынешний епископат не рукоположит себе конкурентов.
Что касается юридической регистрации новой религиозной организации, то в этом уже нет проблем, поскольку ст. 9 ФЗ «О свободе совести», где говориться о 15 летнем сроке предварительного существования, после чего община получает право юридического лица, продавленная РПЦ МП отвергнута Европейским судом, как не основанное на социальной необходимости ограничение прав граждан.
См. раздел 7 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года
http://www.vsrf.ru/second.php
Таким образом, благодаря дружным усилиям Тюменских саентологов и Московской Патриархии РФ в Страсбурге вновь «села в галошу», да еще заплатит штраф, отнюдь не за счет РПЦ МП.
Поэтому, главная проблема духовного преемства в случае разрыва с МП.
iofan
6 окт, 2010 18:13 (UTC)
Re: Что делать дальше?
А вот мы выше обсуждаем, что речь должна идти только об исправлении мирских функций церковной иерархии, а не о каноническом разрыве и новом расколе. Ещё раз подчёркиваю, что Литургия, совершаемая нечестивым иереем, не теряет благодати Святого Духа для прихожан!
(без темы) - zdobinutom - 15 ноя, 2010 20:38 (UTC) - Развернуть
pingback_bot
6 окт, 2010 12:57 (UTC)
Священник Павел Адельгейм. Спустя 35 лет.Предисловие к
User elena_sem referenced to your post from Священник Павел Адельгейм. Спустя 35 лет.Предисловие к книге «Своими глазами» saying: [...] за все, что делают и еще сделают церковные функционеры? http://adelgeim.livejournal.com/53298.html [...]
nik_amurskiy
7 окт, 2010 06:24 (UTC)
"Новомученики и исповедники искупили прежние грехи церкви принесенной жертвой. Какие скорби придется вновь понести церковному и не церковному народу за все, что делают и еще сделают церковные функционеры?"

Постараюсь ответить, но в не которой степени не своими слова, об этом уже говорили наши святые (в частности преподобный Лаврентий Черниговский). Закончится это потерей половины территории России, к сожалению нашей территории, где я ныне живу, в плоть до Томской области, то есть весь Дальний восток и Восточная Сибирь. Россия останется в пределах Московского Царства Иоанна Грозного. Если Россия и преростет чем-то, то только западными регионами, включая страны бывшего СЭВ, но только после того как мы принесем покояние за события в начале двадцатого века, и пока в самой Церкви к власти не прейдут действительно миссионеры, подобные апостолом. Но до тех пор пока надеяться на лучшее не приходиться.
stageurhr
7 окт, 2010 10:29 (UTC)
Да будет все едино: и пастырь и стадо
Круто вы высказались, о. Павел. И согласен я с Вами и, в тоже время, нет. Церковь ведь является большим, даже огромным хозяиством, надо ведь управлять им как то, хозяственники нужны и деловые люди. Только сочетается она у нас чаще с саном епископа. Ну что делать? раз так у нас православных исторически сложилось. Можно конечно создать кардинальскую должность, как в католической церкви, до 2-го Ватиканского Собора это была должность священника или диакона и редко мирянина (например, кардинал Мазарини). Тогда было бы проще епископу, он бы не был бы вынужден печься о столах, а о проповеди слова Божия. Вот и получается, что духовная жизнь страдает, как самим управленцев (они ведь вынуждены постоянно разьезжать, встречаться, они вынуждены в эту суету мирскую входить, как без этого) так и пастырей и мирян. Но что делать? Вот я живу в Европе, я священник, мне приходится работать, здесь приходы не кормят; я вынужден работать иначе моя семья по миру пойдет. В этой суете мне трудно собраться с мыслями, не остается никаких внутренних ресурсов на служение, предстояние пред Богом, чувствую, что превращаюсь в автомат. Я хочу сказать, что суета заедает и трудно сохранить внутреннюю целостность души, благоговение к своему служению, смирение пред всеми людьми, любовь.

Я бы не стал так обвинять нашу иерархию, все мы люди, все мы склоны по нашей греховной природе к сползанию в пропасть греха, к забвению Бога. Просто надо в этом отдавать себе отчет и не зацикливаться на проблемах. Двигаться надо вперед, и с верой в Любовь, наперекор всему плохому и кривому в нашей церковной действительности помогать Богу строить Святое Тело Его - Церковь. Только любовь созидать может и ею только нам заповедано действовать во всем: и свет во тьме светит и тьма не обьяла его.
victor_vlad
9 окт, 2010 08:04 (UTC)
Re: Да будет все едино: и пастырь и стадо
Управлять церковным хозяйством можно ведь не через центр и епархии, а на приходском уровне. Тогда и проблема отделения епископа от церкви станет менее актуальной. Я хорошо понимаю загруженность, о которой Вы пишите. Не было бы вам легче, если бы вас и священноначалие, и прихожане воспринимали не как тайносовершительный агрегат, а как человека, которому тоже нужно время на отдых и восстановление? При нынешней модели церковной жизни такой вопрос и не ставится.
Re: - tapirr - 11 фев, 2011 13:42 (UTC) - Развернуть
Re: - stageurhr - 11 фев, 2011 15:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tapirr - 11 фев, 2011 15:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - stageurhr - 11 фев, 2011 15:25 (UTC) - Развернуть
pingback_bot
9 окт, 2010 09:39 (UTC)
Инициатива снизу
User victor_vlad referenced to your post from Инициатива снизу saying: [...] нтариях к предисловию его книги "Своими глазами" (adelgeim.livejournal.com/53298.html [...]
simeonus
10 окт, 2010 05:41 (UTC)
Поэтому, быть может, лучший путь к объединению не путь возрождения приходов, а путь организации внеприходских братств, братств, в которых объединятся те, в ком уже есть зародыш религиозного устремления друг к другу, зародыш Христовой любви, объединятся во главе с пастырями, которых сами изберут и признают своими руководителями. В братствах возродится" первая, оставленная церковью любовь, христианство просветит своим светом всю полноту жизненных связей и отношений, расширится, заполнив собою все, не оставив ничего языческого и безблагодатного. Как магнит извлекает пылинки железа из кучи земли, так братства привлекут к себе из разрушенных приходов все еще сколько-нибудь жизнеспособное. В них переплавится церковное тело и сделается вновь живым, трепетным, исполненным новыми силами и новой красотою. И вот тогда именно из недр таких объединенных в любви братств и вырвутся новые молитвы, потекут новые, еще не слыханные миром, слова. В пределах братств литургия зазвучит совсем иначе, не так, как звучала она теперь в храме, где ей внимают распыленные и «уединенные» души; там откроется вся ее божественная красота и вместе ее оскудение, рожденное веками того «окамененного нечувствия», в котором мы все пребывали. Она восполнится словами новых формул, но, восполнившись, не замрет в своей полноте. Раз начавшееся творчество не умрет. Как древле каждое богослужение было молитвотворчеством, так и ныне, верим и говорим безбоязненно, каждая литургия должна стать и станет творческим и новым отзвуком на вечную музыку Прощальной Беседы. Нам верится, что близок час нашего возрождения. Сгущается с каждым часом зловещая тьма кругом, все ощутительнее для насторожившегося сердца веянье апокалиптической бури. Но «чем ночь темней, тем ярче звезды», и кажется, что именно теперь, в темные дни нашего великого и страшного богоотступления, когда в обезбоженном мире как будто уже до конца оскудела любовь, пламя веры, нетленный свет «пресветлого Православия» вновь широким и мощным огненным потоком польется навстречу грядущему немеркнущему Солнцу. Душа уже изнемогает от прерывистых касаний к церковной святыне и просит и молит въяве увидеть желанный и блистающий и доныне сокрытый лик Жены, облеченной в Солнце. И кажется близким Христос, кажется, вот стоит Он здесь и стучит в еще закрытые двери. И навстречу светлому дню, как предвестие новых молитв, которые вот-вот пронесутся над миром, где-то в глубине сердца звучит и трепещет сладкое «да будет». «И дух и невеста говорят: прийди! И слышавший да скажет: прийди!» (Откр 22:17) «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Полностью текст статьи тут: http://anaphora.ru/content/view/112/145/
(без темы) - fi1618 - 10 окт, 2010 10:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - simeonus - 10 окт, 2010 20:08 (UTC) - Развернуть
opiano
11 окт, 2010 16:36 (UTC)
мню
Итак, качество священнического или епископского служения зависит не только от качества личности Христова пастыря, но и от его верной направленности. При всех положительных качествах, если они не омрачаются ложнопоставленными начальством целями, то искренний христианин будет управлен Господом, как я понимаю.
Жаль, что ни Патриарх, ни Синод не хотят искать решения проблемы целеполагания. Точнее для себя скажу, что, боюсь, они сами её - верной цели (душепопечения как такового) не хотят.
Моей скудости разумеется так, что полезным бы для нашего всеобщего устройства Церковного было бы иметь 1 епископу - не более 50 приходов, а лучше - 30. И чтобы самый удалённый приход у такого епископа был не далее как 150 км. от его кельи. Нечто подобное есть у самого патриарха в Москве. Так можно было бы организовать митрополичьи округа. Например, в столице региона - архиепископ, а по перефирии - 2-3 или даже 4 епископа.
Так, если на 1 епископа приходилось бы 30 приходов, то в среднем, на 1 приход епископ мог бы тратить в год аж целых 10 дней. Тогда не только сам епископ лично мог бы знать своих собратьев в монастырях и на приходах, но и теснее общаться с мiрянами. тогда была бы возможность исключить "мёртвые зоны" его душепопечения.
На четверть тысячи кв.км. - 1 епископ, у которого не больше 50 приходов (или 250 тысяч человек "христианского" населения).
Может так епископ чаще бы посещал дома духовенства, учавствовал в их маленьких торжествах приходов и семей. и важнейшее при этом, что полнота в церкви от такого соотношения количества и качества была бы "полнее".
Возможно ли сегодня в моей РПЦ движение к истинной цели священства - молитва и проповедь для душепопечения не столько о всех, сколько о каждом.
Так думаю. Сами-то епископы одного священника на целый город не держат
stageurhr
12 окт, 2010 15:18 (UTC)
и как друзья вы не садитесь...
Но к чему это нам, размножать епископов? Ну уж пожалейте батюшек. Помните, как у баснописца: и как друзья вы не садитесь, все в музыканты не годитесь. Нам не колличество надо, а нужда в качестве пастухов. Где огонь взять, который сердца воспламенит ревностью о служении Церкви?
мню. - adelgeim - 14 окт, 2010 21:37 (UTC) - Развернуть
Re: мню. - opiano - 15 окт, 2010 08:24 (UTC) - Развернуть
Re: мню. - opiano - 15 окт, 2010 08:53 (UTC) - Развернуть
Re: мню. - adelgeim - 15 окт, 2010 12:09 (UTC) - Развернуть
Re: мню. - fi1618 - 15 окт, 2010 12:40 (UTC) - Развернуть
мню. - adelgeim - 16 окт, 2010 11:13 (UTC) - Развернуть
vikyakov
12 окт, 2010 23:50 (UTC)
Отец Павел без интернета.
У о. Павла неполадки в компьютере и он пока не может выйти в свой ЖЖ. В ближайшие дни обещают исправить.
В понедельник 11 октября в Пскове состоялась презентация книги "Своими глазами". Стенограмма (с диктофона) - здесь: http://vikyakov.livejournal.com/
adelgeim
15 окт, 2010 12:14 (UTC)
Отец Павел без интернета.
Net-Book на ближайшие дни мне вчера дали. В субботу обещали вернуть компьютер, тогда я смогу снова размещать тексты. Простите за долгое невольное молчание.
vikyakov
15 окт, 2010 18:12 (UTC)
Статья в Пскове
Очень примечательная и по-своему замечательная статья известного псковского журналиста на ПЛН (Псковская лента новостей), в которой среди прочего говорится и о прошедшей презентации книги.
http://gallery.pln-pskov.ru/solo/82920.html
( 122 комментария — Оставить комментарий )