?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Смысл обобщений.

Возражая против обобщений, один почтенный иерарх осудил «индуктивный метод», как таковой. Другие справедливо пишут: «мнение об одном архиерее нельзя проецировать на всех». Возможность расширительных суждений, которые принято называть «обобщениями», возвращает нас к проблеме, рассмотренной в философии 18 века. Она ставила и анализировала предпосылки этой проблемы. В фундаментальном произведении «Kritik der reinen Vernunft» (1) Иммануил Кант исследовал «как возможны априорные синтетические суждения» и установил, что на них строится метафизическое познание. В обобщении можно видеть совмещение априорных и эмпирических суждений. Обобщение возможно в силу природных способностей чистого и практического разума: логики и памяти, анализа и синтеза, а так же опыта – позволяющих сравнивать и идентифицировать суждения и поступки по конкретным признакам. Не углубляясь в философский анализ познания, обращу внимание на серьёзность проблемы, рассмотренной Кантом. Мои размышления остаются в пределах практического разума, исходят из опыта и допускают объективную проверку.
Обобщение кажется незаконной спекуляцией, если его понимают в качестве отождествления. Такой претензии обобщение не предполагает. Обобщение не отождествляет взгляды и поступки разных лиц. Оно указывает характерные черты в суждениях и поступках, которые оказываются общими для лиц, объединённых в данную группу. В силу индивидуальных особенностей каждого лица, эти признаки частично совпадают. Перечень признаков не бывает полным и завершённым. Совпадение значимых признаков делает узнаваемыми характерные черты в поведении лиц, занимающих сходное социальное положение. Оно определяет общий характер их взглядов и поступков. Потому и возникает возможность обобщать менталитет и поведение лиц, принадлежащих к конкретной социальной категории.
Личные достоинства митр. Евсевия и других епископов не входят в круг моих исследований и обобщений. Я не рассуждаю об их личных качествах. Анализ исследует характерные черты профессионального поведения, которое определяет система управления МП. Знать эти черты вправе каждый, кто может пострадать от насилия, осуществляемого системой через исполнителей.
Общим для системы является принцип авторитарного управления, регламентированный правоустанавливающими документами: Уставом РПЦ, Уставом Прихода, «Положением о церковном судопроизводстве» (далее, Положение) и прочими документами. Авторитарное право отдаёт в руки злого или доброго архиерея судьбу приходов и клириков, допуская личный, никем и ничем не ограниченный произвол: «захочу-награжу, захочу- с кашей съем». Епископ совмещает исполнительную и судебную власть в одних руках. Авторитарные решения епископов не подлежат административному или судебному обжалованию, согласно установленной практике. Повсеместный произвол порождает рабовладельческое сознание, ведёт к насилию, разрушает каноническое устройство прихода, подменяет суд и упраздняет соборность, утверждённую Символом Веры. Разговор о евангельских основах христианского общения становится беспредметным и лицемерным, не допуская диалог в церкви. Что полезнее для церкви: молчаливое равнодушие или свидетельство совести?
Возражают против проецирования поступков одного или нескольких архиереев на всю корпорацию: «Нельзя обобщать под одну гребенку, бросая тень на всех». Обобщение личных качеств требует ограничений. Многие архиереи раздражительны и грубы во время богослужения. Этот факт не отрицает сдержанность других архиереев. Есть поступки, общие для всех. Например, произвол архиерея обоснован действующим Уставом РПЦ. Архиерей произвольно принимает решения о судьбе клириков и приходов, не учитывая их мнение, и не несёт ответственность за необоснованные и нецелесообразные решения, иногда трагические. Исключения не отменяют общую практику.
Епископы, живущие в конкретную эпоху, как и прочие современники, могут иметь разное мировоззрение, моральные и деловые качества. Но их личные качества связаны корпоративным сознанием, которое обеспечивает консенсус и выражает общую веру и мораль. Сравнивать епископов 19-20 веков и 21 века некорректно, ибо моральные достоинства одной эпохи не гарантированы в последующих. В прошлом веке я встречал десятки архиереев, достойных глубокого уважения. Других не знал - частный опыт ограничен. Теперь старость ещё больше ограничила мой опыт. Епископы новой формации представляет корпорацию, которая дышит общим духом, извергая из себя всё, чуждое этому духу. Епископ поступает соответственно установкам корпорации. Поступки каждого выявляют общую позицию. Если епархиальный епископ чинит произвол, нарушая мораль, традиции и каноны, и его покрывает молчание прочих, значит они «видя, не видят, и слыша, не слышат, и не разумеют. Не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» - жалуется Врач душ и телес (Мф.13, 13-15).
Среда имеет власть над человеком и действует по-разному. Армия и тюрьма действуют грубым насилием. Музыка, живопись и поэзия очаровывают властью красоты. Идея и мысль влекут к истине. Грех тоже имеет притягательную силу, знакомую каждому. Борьба с соблазном - удел человека до последнего часа. Добродетель даётся нелегко.
В каждом возрасте силён свой соблазн. В юности терзает плотская похоть, позднее -
сребролюбие, а с возрастом приходит жажда власти. Среда помогает устоять против соблазна, и среда содействует греху. Всё зависит от морального качества среды. Поэтому каждый из участников обнаруживает влияние среды в свою меру в своих поступках.
Обобщая, мы выявляем общие признаки среды на примере личности.
Общецерковный суд (далее, ОЦС) «настоятельно рекомендует митрополиту Псковскому и Великолукскому Евсевию и протоиерею П.А. Адельгейму, следуя духу евангельской любви, лично встретиться для взаимного прощения и примирения». П.А. Адельгейм в личном письме просит о том же, а митрополит капризничает: «не хочу, не буду мириться». Суд умолкает, не смея настаивать. «А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18, 17). Как архиерей совершает Евхаристию, 10 лет публично отказываясь от примирения? В грехе не видят греха. «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» (1Ин. 3:14).
ОЦС, собравшийся впервые за сто лет, не сумел грамотно провести процесс и выявил свою каноническую несостоятельность. ОЦС обвинил меня за обобщение: «Церковные суды замалчивают преступления епископов и расправляются с невиновными, фальсифицируя судебные решения. Церковные суды и чиновники на все вопросы отвечают молчанием» (ЖЖ, «Выживать молча или преодолеть страх» (2) ).
Судьи приняли это заявление на свой счёт и обиделись: «что Вы против нас имеете?»
Подтверждая справедливость своего заявления, я рассказал о нарушениях процессуального и материального права, имевших место в церковных процессах Псковской и Латвийской епархии. Судьи отказались меня выслушать и осудили за клевету, не исследовав обвинение в процессе и допустив многочисленные нарушения канонических норм и Положения, делающие решения суда ничтожными (3).
Перед церковным судом не поставлена задача правосудия. Положение в ст.2 о «Предназначении церковных судов» указывает две задачи:
1. Восстанавливать нарушенный в церкви порядок.
2. Охранять церковные каноны.
Слово «правосудие» вовсе отсутствует в Положении. Осудив меня, ОЦС подтвердил справедливость утверждения о неправосудности (4) церковных судов, за которое ОЦС обвинил меня в клевете. Положение не обязывает суд быть правосудным. Но «Я - Господь, люблю правосудие» (Ис.61,8). «Сион спасётся правосудием» (Ис.1,27). «Соблюдение правосудия - радость для праведника» (Пр.21,15). Христос говорит иудеям: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин.7, 24). Такие же требования к суду предъявляют апостольские и вселенские каноны, например Карф.16. Как разрешить судьям противоречие между Словом Божиим и словом человеческим? Судьи понимают, что надо слушаться Бога, и потому обижаются, когда говорят об их неправосудии. Так может быть судьям надо стать правосудными и соблюдать каноны?

(1) «Критика чистого разума».
(2) http://adelgeim.livejournal.com/33938.html
(3) http://adelgeim.livejournal.com/50712.html
http://adelgeim.livejournal.com/50946.html
http://adelgeim.livejournal.com/50946.html
(4) Нарушены фундаментальные принципы правосудия:
нет равенства перед канонами и судом; нет состязательности;
не предусмотрено участие клириков и мирян,
отсутствует независимость судей от церковной администрации

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
svonnik
22 окт, 2010 20:03 (UTC)
Cудьям надо стать правосудными...
...а судьи кто? Выше Вы описали данную категорию, вывод для нас неутешителен, того кто хочет сделать церковь учащей и просвещающей народ, вырезать под корень.Иерархам она нужна как лавка древностей и ни в коей мере учащей народ социальной христианской жизни.Церковь должна ориентировать прихожан и не прихожан на личное спасение.А Вы такую бомбу под это подкладываете.Спасибо Вам за книгу. Вы на своей "шкуре" испытали "прелести общения" с учителями этих иерархов. Они и сейчас правят бал-маскарад под названьем рпц.
tcaagan_sar
22 окт, 2010 21:20 (UTC)
... вероятно существование проблемы, обозначенной Вами, может быть разъяснено универсально двумя причинами.
Первая - относится к беде нового, так называемого секулярного сознания, лишенного способности к обобщениям подобно тому, как основная масса людей была лишена в свое время поддерживать связь друг с другом несмотря на расстояние или "зрить ангелов":)
Вторая же в том, что поиск комфорта сместился у большинства на уровень сугубо материальных целей - богатства, власти, беспамятства сиюминутного существования и прочего подобного. В результате, таковые просто не хотят понимать ничего больше того, что требуется для удовлетворения сиюминутных нужд.
В результате можно утверждать, что Ваши размышления воспринимаются очень ценными для тех, кому они понятны. Понятными всем им, конечно же, не суждено быть. Из подобных заключений и проистекают, наверное, необходимость христианской молитвы о спасении всех и вся, или буддийского состояния сострадания всему живому.
bookshin
23 окт, 2010 19:25 (UTC)
Почему-то вспомнилось направление митрополита Иллариона в Сурожскую епархию для наведения "порядка"...
stageurhr
25 окт, 2010 13:42 (UTC)
Во-первых, Иларион, с одной "Л" пишется. И, во-вторых, порядков он там никаких не наводил, "епископ" Василий Осборн просто позавидовал молодому таланту, поддался влиянию двух придурковатых попов и трех истеричных баб. Вот и вся епархиальная революция...
pingback_bot
24 окт, 2010 03:02 (UTC)
Ложь из Псковщины...
adelgeim
26 окт, 2010 11:29 (UTC)
Ложь из Псковщины...
Такая публикация со стороны о.Павла Островского мне показалась непорядочной, поскольку я объяснил свою христианскую позицию: http://adelgeim.livejournal.com/40060.html
О.Павел Островский читал этот пост, но не задал вопроса и не возразил. Кстати, я его не забанивал, это помимо меня.
О.Павел Островский разместил в моём ЖЖ сообщение "Ложь из Пскова", откуда я узнал о публикации: "Страсти по примирению..."
Вся проблема в том, что мне не в чем просить прощения у митр. Евсевия, поскольку никакой обиды митр.Евсевию я не причинил. Прошу прощения не потому, что виновен, а потому что хочу примириться. Это две разные проблемы, о смысле которых можно прочесть в указанной выше ссылке.
stageurhr
26 окт, 2010 16:15 (UTC)
Как любить и обличать?
Отец Павел Островский поставил проблему принесения покаяния, я здесь более согласен с ним, на самом деле. Конечно притворяться не стоит и "высасывать" из пальца покаяние, НО покаяние это не только признание (или не признание) за собой вины, не простая формальность, для мирного совершения Литургии. Покаяние это ВОССТАНОВЛЕНИЕ УТРАЧЕНОЙ ЛЮБВИ. А не просто: ну, прощаю иди себе...на все четыре стороны и не мешай мне жить.
Ну а не простил, ТВОИ ПРОБЛЕМЫ, а я умываю руки, я чист.

Но вот здесь какая проблема, как наши пороки церковные обличать и оставаться при этом мирным со всеми? То, что делаетe Вы, в ветхозаветные времена делали пророки: обличали пороки, не терпели бесчинств, ревновали искенне о служение Богу. Как обличать и оставаться хорошим и пушистым? А обличать надо иначе is peccas, quum peccanti obsequium accomodas!

Я согласен со многими вашими заметками относительно наших церковных проблем, их надо выявлять, но и не уходить в оппозицию ко всему, (не так уж у нас все и mala) стараться что то позитивное делать.Как обличать и оставаться мирным со всеми? Наверное это невозможно. Поскольку всегда находишься в состоянии войны, есть те, кто против тебя, с кем ты не мирен.
"Если брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником.."
И как совершать Литургию тогда? как молиться? Что Вы думаете, о. Павел.
"Любовь не только более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений... " говорил оптинский старец Антоний. Как любить и обличать?
adelgeim
28 окт, 2010 08:36 (UTC)
Re: Как любить и обличать?
Чтобы мне не повторяться, прочтите текст по ссылке и поясните, с чем Вы не согласны: http://adelgeim.livejournal.co/40060.html Ап. Павел пишет:"не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но обличайте" их (Еф.5,11). Ссоры бывают по причинам и без причин. Последние чаще встречаются среди близких. Поссорились муж с женой, и не всегда могут объяснить причину своей обиды. Кто виноват, сами сказать не могут, но примириться надо, и первым приходит мириться не тот, кто чувствует себя виноватым, а кто дорожит семьёй и любовью. Просит прощения не потому, что виноват, а потому, что хочет примириться. Отсюда возник обряд прощения в Сыропустную неделю. Митр.Евсевий не может просить прощения, ибо считает это унижением, как в "зоне" говорят:"за подло мне". Он привык, что на каждый его "чих" хор льстецов возглашает: "исполла, эти Деспота". И, вдруг, какой-то мелкий поп сообщает его поступки без лести и похвалы, да ещё с осужденим! Он всегда прав, чтобы ни сделал, ибо сделал он, а он всегда прав. В этом вся его мораль. Он причинил мне и моей семье много зла и продолжает причинять, где только может. Я принимаю это как плохую погоду. Мне не сложно попросить прощения ради примирения. Но сказать, что я виноват перед ним, я смогу только тогда, когда либо сам увижу свою вину, либо он укажет на мои конкретные слова и действия. Об этом я прошу его 10 лет, а он ничего конкретного сказать не может кроме общих слов, поскольку обиду он сам себе придумал. Поскольку он обижается на книгу, пусть назовёт страницу, на которой есть клевета или оскорбление, как он полагает. Он не может назвать конкретный текст, ибо такого текста в книге нет. Обидчивость - это страсть, и причина для неё не обязательна. А со своими страстями человеку приходится бороться самому. Тут не поможешь.
stageurhr
28 окт, 2010 22:01 (UTC)
крик вопиющего в пустыне
Да, теперь понятно, спасибо.
Отнисительно поведения некотор. архиереев это верная заметка, приходилось сталкиваться... Мда, как в анекдоте : "офицер всегда прав.." Патовая ситуация. Неразрешимая, Вы не правы о. Павел в силу того, что Вы не архиерей, а простой священник, по такой логике получается. И не важно какие доводы будете приводить, все остальное второстепенно, сначала смотрим на сан.
Вопрос нужно задавать архиерею, почему он не примеряется с Вами, но это все пустое, поскольку ему это действительно "западло". В самом деле как в зоне, если ты унизил себя перед кем-нибудь, значит ты слабак. Да, ну и отношения...
Вы, отец Павел, единственный, наверное (кто в РПЦ и не под запретом) кто так открыто обличает и добивается правды.
Что самое обидное, очень мало людей откликается на Ваш крик вопиющего в пустыне людской. Священникам настолько безразлично, что их права, просто человеческие, так часто попираются, что они полностью зависят от желания, настроения одного человека? Насколько же рабская психология вжилась в ума и сердца людей, просто поразительно.
bookshin
25 окт, 2010 17:30 (UTC)
Да у молодого таланта фантастическая карьера,ордена-медали,оратории-премии, но нам бы,что-нибудь попроще,как у митрополита Антония про Бога и людей.
stageurhr
26 окт, 2010 09:56 (UTC)
Beneficia plura recipit, qui scit reddere
У митрополита Антония было все театрально просто, на самом деле; Как видим, дом (епархия) которую он построил, был построен на нем самом, а не на Христе, вот и развалилось все.... А митрополит Иларион не юродствует, прост и естественен, а то что талантлив так он и не задается и не кривляется ни перед кем.
( 11 комментариев — Оставить комментарий )