?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

За божественной Литургией мы слышали сегодня евангельскую повесть о воскрешении юноши из города Наина. Господь приблизился к городу Наину, когда из ворот города выходила похоронная процессия. На одре несли юношу, а за ним шла его мать-убитая горем вдова.
Это повесть обращают наше внимание на трагизм человеческого существования. Человек теряет близких. Болеет и умирает сам. Человеку угрожают войны, эпидемии, космические катаклизмы. Над судьбой каждого человека и над судьбой исторического человечества всегда висит Дамоклов меч.
Как же относится человек к трагизму своего существования? Одни считают, что страдания случайны и Бытие благополучно само по себе. Человек по природе добр и с каждым поколением становится всё лучше. Они, подобно бабочкам, порхают с цветка на цветок, пока не настигнет их гибель. Другие осознают неизбежность зла, но, подобно птицам, прячут голову под крыло, избегая опасности.
Что могут сказать те и другие вдове, идущей за гробом сына? В её жизни был день, когда любимый человек предложил опереться на его руку, чтобы пройти вместе через всю жизнь. Смерть отняла у неё мужа. Опорой старости остался сын. Теперь смерть взяла и его. Свет померк и земля заколебалась под ногами. Что могут сказать ей в утешение бабочки и птицы, прячущие голову под крыло? Возможно ли для неё слово утешения? Навстречу погребальному шествию приходит Христос. Горе матери стеснило Его сердце: "Увидев её, Господь сжалился и сказал ей: «не плачь».
Когда нас утешают, мы вправе спросить: на чем основано утешение? Имеет оно под собой действительное основание или оно безответственно? В основе утешения должно лежать понимание смысла страданий. Понимание смысла определяет возможность и меру утешения. Что же лежит в основе утешения Христова? Власть над жизнью и смертью.
В Святом Евангелии Христос утверждает парадоксальный закон: "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её. Трагизм существования очевиден. От страданий нельзя спрятаться. В едином узле зла завязаны грех и страдания, смерть и тление. Страдания. неизбежны, ибо наше существование пронизано нашим грехом. Погубить жизнь ради Христа и Евангелия- значит сознательно пойти навстречу скорбям, войти в их мглу и преодолеть вместе со Христом: «кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест и следуй за Мной». Господь зовёт войти без страха во мглу скорбей, ибо «с нами Бог».
Но почему необходимо войти во мглу испытаний вплоть до креста и смерти? Эта мгла стоит между нами и светом Царства Божия. Кто хочет сохранить свою жизнь, тот останется по эту сторону мглы. Света Царства Божия он не увидит. Царство Божие начинается ещё по эту сторону мглы, но лишь тот узнаёт его силу, кто «отвергнется себя». «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе». Царство Божие придёт и преобразит весь космос. Весь космос освободится от зла: от греха, от страданий, от смерти и тления. Кто принимает крест свой и входит во мглу испытаний может опереться на руку Божию. Бог - лишь Один противостоит злу существования. В Нём – единственная нерушимая опора, которая никогда не уйдёт из-под ног человека. В Нём источник преображения космоса. Бог примет покаяние. Бог даст силы нести крест. Бог утешит изнемогающего под крестом, даже если потребуется чудо, как для Наинской вдовы: «И, подойдя, прикоснулся к одру. Несшие остановились. Он сказал: юноша! Тебе говорю, встань! И оживший юноша сел и стал говорить. Иисус отдал его матери."
Всякое чудо-луч "Царства Божия, пришедшего в силе». Солнце, постепенно восходя над землёй, сперва шлёт лучи свои, зажигая утренний свет, а потом является во всей своей славе. Так чудо- не случайный и непонятный эпизод в трагичности нашего существования. Чудо-луч того света, который «во тьме светит и тьма не объяла его" (Ин. 1,5). Луч истинного света, «Который просвещает всякого человека, грядущего в мир"(Ин.1,9)
Мы принимаем чудо, потому что верим в грядущее преображение космоса. Мы верим совершающемуся чуду, ибо чудо свидетельствует о Царстве Божием, "идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная"! Мы веруем, что Царство Божие придёт в силе. Мы веруем, что сила Царства Божия открывается уже сегодня в чудесах и жизни святых.
Двери этого Царства открыты и для каждого из нас. Оно сегодня ждёт и зовёт нас: "Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе». Аминь.

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
23w
26 окт, 2010 14:08 (UTC)
Спасибо, отец Павел! Великолепная проповедь.
Я думал, что смысл страдания - это как испытание посланные Богом, но похоже он, смысл, гораздо шире - это преодоление или как минимум стремление к преодолению нашего греха и греховных страстей, как бы преобразование/переделка/обновление самого себя. Но может я и ошибаюсь, это только мои мысли...
adelgeim
28 окт, 2010 07:50 (UTC)
смысл страдания
Страдания не могут иметь абсолютного смысла, ибо не входили в замысел Божий о творении. Бог не сотворил ни смерь, н болезни, ни страдания ни тление. Это последствия греха. Человек злоупотребил своей свободой и навлек на себя физическое зло. Источником страданий и смерти является грех. Страдания могут иметь только относительный смысл. Они могут содействовать очищению от грехов. "Человек рождается на страдания, чтобы как искры, лететь вверх"- говорит прав. Иов.
Бог не посылает, но попускает скорби, чтобы разбудить сердце к покаянию и противостоянию греху.
23w
28 окт, 2010 12:31 (UTC)
Re: смысл страдания
Отец Павел, если я правильно Вас понимаю, то источником страданий и смерти является личный грех или грех вообще как порождение человечества? Если личный грех, тогда почему праведные люди, тот же праведный Иов который был непорочен, должны проходить по попущению Господа страдания? Т.е. возможно страдания - следствие греховности всего человечества, а не личного индивида.

Я слышал слова Христа, которые возможно относятся к именно этому (в моем вольном пересказе) - "Чтобы как золото в горниле очистится". Именно поэтому и решил, что страдание нужно человеку чтобы пройдя его научится христианской добродетели, отказавшись от своего "Я" и подчинить свой волю - воле Божьей, т.е. "переделать" себя.
Хотя, конечно, Господь каждому предлагает свой путь к спасению, по его силе, возможно и без страдания.


Еще вопрос, по поводу смерти - если я правильно понимаю человек стал смертен только когда совершил первый грех (я про Адама и Еву), до этого был бессмертен. Т.е. в этом смысле смерть следствие греха, но ведь не сам человек создал смерть. Она появилась по воле Господа. Как наказание за грех ? или как инструмент спасения (бессмертное греховное существо никогда не остановится в своих греховных поступках) ? а возможно она - спасение от жизни вдали от Бога тут на земле и спасение от поврежденной грехом сущности человека ?
adelgeim
29 окт, 2010 12:58 (UTC)
смысл страдания.
Грех Адама и Евы был их личным грехом, но повредил природу человека. Их потомки, т.е. мы не виновны в их грехе, но несём последствия этого греха: страдания и болезни, смерть и тление. Если будешь пить керосин, заработаешь язву. Бог здесь не при чём, сам виноват. Наша вина в наших личных грехах, а разрушением природы мы обязаны своим прародителям "жало смерти-грех"(1Кор15,56). В этом смысле грех является причиной страданий. Повреждена природа. Страдания являются уделом падшего человечества, и спрятаться от них нельзя. Человек страдания не ищет. Он не может уклониться от него. Если человек принимает скорби, как неизбежность, они могут стать добровольным мученичеством - покаявшийся на кресте разбойник осознал свои грехи и принял крест с покаянием. Другой разбойник протестовал, богохульствовал, не принимая креста. Смерть обоих одинакова, но одного страдания привели к покаянию, а для другого оказались бесплодными. В этом состоит их относительный смысл. Вне креста спасение не совершается. Бог никому не посылает страданий, они являются издержкой падшего бытия. Адам и Ева не были бессмертны, но они не умирали, питаясь от древа жизни. После грехопадения древо жизни отнято у них, и они умирают. Долголетие патриархов свидетельствует, что человеческая природа постепенно утрачивала свою колоссальную жизнеспособность. "Бог смерти не сотворил". Ни для спасения, ни для наказания Бог не посылает смерть. Она наступает в силу повреждённой природы. Бог только избавляет от смерти или попускает умереть.
23w
31 окт, 2010 22:21 (UTC)
Re: смысл страдания.
Спасибо за ответ, отец Павел. Теперь понятно.
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner