?

Log in

Previous Entry | Next Entry

«Собираясь совершать божественное тайнодействие, священник должен прежде примириться со всеми и не иметь ни на кого обиды. Сердце хранить от лукавых помыслов, воздержаться с вечера и трезвиться даже до времени священнодействия».
Служебник «Чин священныя и божественныя литургии, бываемый тако в великой церкви и во святой горе» Москва 1893 г. стр.1.

Приглашая священника к служению Божественной Литургии,
Служебник указывает три условия, необходимые для стяжания
душевного мира в служении:
1. Примириться и не иметь ни на кого обид.
2. Воздержаться с вечера до времени служения.
3. Хранить целомудренным своё воображение.

1. Необходимость примирения
2. Психология конфликта
3. Подвиг покаяния
4. Подвиг прощения
5. Свобода примирения
6. Порабощение взамен примирения
7. Проблема врага
8. Выбор
9. Плоды примирения
«Возлюбим друг друга, да единомыслием
исповедуем Святую Троицу, единосущную и нераздельную».
Примирение является первым условием любви. Размолвки бывают между любящими друг друга мужем и женой, родителями и детьми. Если они приводят к разрыву, если у обоих опустело сердце, неважно кто виноват. Причины размолвок редко бывают принципиальными. Чаще мы ссоримся по пустякам. А затем в «свои права» вступает самооправдание, сокрушая любовь. «Солнце да не зайдет во гневе вашем». К примирению необходимо спешить, пока не зашло солнце. Если оно видело вашу ссору, пусть увидит примирение. Если конфликт не завершается примирением, мы теряем друг друга, как слёзы. Молитвы перед Причастием призывают:
«Хотяй, человече, ясти Тело Владычне, первее примирися тя опечалившим»*.
2. Психология конфликта.
Камнем преткновения становится самолюбие, убеждённое в «очевидной правоте». Другой всегда виноват больше, потому что он – «другой». В жертву Молоху самооправдания мы приносим дружбу и любовь. Ссоры уходят корнями в древний конфликт человека с Богом. Согрешив, Адам и Ева услышали голос Бога, ходящего в раю. И скрылся Адам и жена его от Бога между деревьями рая. И позвал Господь:
- Адам, где ты? Он ответил:
- голос Твой я услышал в раю, и скрылся, потому что я наг. И спросил Бог:
- кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе?
Адам мог бы сказать: «Прости меня; я нарушил заповедь и съел запретный плод». Адам отвечает иначе:
- жена, которую Ты мне дал, она дала мне, и я ел. Признавая поступок, Адам отказывается от ответственности, обвиняя жену и Бога. Бог спросил жену:
- почему ты так сделала?
- змей обольстил меня, и я ела. *
Признавая свой поступок, Ева обвиняет змея. В обоих ответах узнаётся характерный признак греха: признание факта и отрицание вины. Семейный конфликт возникает из самооправдания. Одна сторона обвиняет:
- ты сделала то, и то, и то. Другая сторона, не отрицая указанных поступков, не признаёт свою вину и отвечает встречным обвинением:
- а ты сделал то, и то, и то. Конфликт заходит в тупик. Нужно признать свою вину. Обвинение должно быть принято и оценено. Признание вины устраняет конфликт.
«Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех»** Это значит: не допусти меня лукавыми словами отрицать свою вину. Примирение начинается с признания вины. Кто-то должен сделать первый шаг. Другая сторона тоже признает свою вину и попросит прощения.Примирением мы возвращаем тех, кого потеряли. Христос призывает нас погасить конфликт примирением: «мирись с соперником твоим скорее».Для примирения необходимы два поступка:попросить прощения и простить.
3. Подвиг покаяния.
Раскаяние является защитной реакцией здоровой души и трезвой совести. Сожаление о причинённой обиде защищает от ненависти, овладевающей сердцем. Если обидчик не признаёт свою вину, его совесть оправдывает не раскаянность и порождает «комплекс вины». Лукавая совесть оправдывает себя, проецируя вину на обиженного. Нераскаянность изменяется в обиду и легко находит причины для самооправдания. Признав самого себя обиженным, обидчик позволяет себе гнев, неприязнь, ненависть к обиженному. Обидчик винит его в провокации, недоброжелательстве, тайном умысле. Комплекс вины выстраивает стенку отчуждения. Такова психология нераскаянной вины. Разрушить эту стенку со стороны обидчика может только покаяние. Есть простое средство погасить конфликт. Разумная мать учит своё дитя с первых шагов жизни: признай свою вину и попроси прощения. Увы, эту задачу трудно исполнить.
Почему трудно сказать волшебное слово «прости»? Чтобы признать вину-«прости меня», – приходится смириться. Смирение требует мужества. Это подвиг для сильных духом. Слабый не переступит через себя, через своё самолюбие и не попросит прощения. Для победы над собой не хватает мужества.
4. Подвиг прощения.
Обиженность тоже имеет свою психологию. Если тебя обидели, досада обжигает сердце и жаждет мести. Обидчивость является одной из греховных страстей. Обидой можно упиваться, как вином, до опьянения. Переживая несправедливость, иногда надуманную, обиженный растравляет свою досаду, ищет удовлетворения, придумывает планы мести. Не прощенная обида ожесточает и разъедает душу, как ржавчина. Возникает «комплекс обиды» и выстраивает вторую стенку отчуждения. Между обидчиком и обиженным возникают два средостения, два препятствия к примирению. С одной стороны строит стенку нераскаянная вина. С другой стороны строит стенку неутолённая обида.
Для прощения нужно иметь великую душу, способную вместить и понести чужую вину. «Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею… примирив обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем». Примирение - подвиг. Он называется «великодушием». Простить - означает пойти на риск и ещё раз довериться. Легко простить те мелочи, которые не затронули наше самолюбие, не задели нас глубоко. Мы часто слышим извинения воспитанных людей, которые нас нечаянно толкнули или причинили другое незначительное беспокойство. Но забыть то, что болезненно волновало и мучило, что переживалось, как открытая рана, что возмутило наш внутренний мир, отчего мы то задыхались в негодовании, то в отчаянии ломали руки, то долго и безутешно плакали; что вызывало краску стыда на наших щеках за своё унижение– забыть всё это, вычеркнуть из памяти - это область подвига, путь евангельского совершенства. Вечным примером прощения перед нами стоит Христос. Он принял чужую вину и вознёс на крест. Гвозди пронзили Его руки и ноги. С других крестов раздавались крики отчаяния или проклятия.С Его креста раздалась молитва:«Отче, отпусти им, не ведают что творят».
Вражда убита на кресте. С тех пор нет вины, которую нельзя простить кающемуся. Таинство прощения в том, чтобы примириться с обидчиком, не желать ему зла. В таинстве прощения совершается чудо. Враг преображается в друга, которому мы желаем и делаем добро. Через прощение христианин уподобляется Христу:«будем подобны Ему»3*
Продолжение в следующем посте.

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
batushkaroman
30 окт, 2010 05:27 (UTC)
Золотые слова.
Размышляя о ссорах, думаю, что эти испытания посылается Богом иногда для того, чтобы иметь горячую молитву о обидчике. Бывает, что в скандалах обнажается весь внутренний мир обидчика, который до этого был скрыт для окружающих. Ты знаешь этого человека как "вредненького сплетника", и отношение к нему такое прохладное и высокомерненькое, мол "болященький" А вот когда он на тебя выльет всю грязь из своей души (и ты на него) очевидным становится проблема его, которая стала теперь уже и твоей...
mikhaltchuk
30 окт, 2010 20:58 (UTC)
"...забыть то, что болезненно волновало и мучило, что переживалось, как открытая рана, что возмутило наш внутренний мир, отчего мы то задыхались в негодовании, то в отчаянии ломали руки, то долго и безутешно плакали; что вызывало краску стыда на наших щеках за своё унижение– забыть всё это, вычеркнуть из памяти - это область подвига, путь евангельского совершенства..."

Да, это невыносимо трудно.
adelgeim
1 ноя, 2010 23:08 (UTC)
Да, это невыносимо трудно.
Подвиги не бывают лёгкими. Путь евангельского совершенства требует непрерывной жертвы -отдавать и отдавать себя, пока не отдашь совсем.
Это крестный подвиг, который совершил Христос. Каждый человек растеряется и как апостолы, скажет: "это невозможно, и кто может спастись?" Христос ответил на недоумение учеников: "для человеков это невозможно, но не для Бога, ибо Богу всё возможно!" Когда с нами Бог, всё становится возможным. "Всё могу о укрепляющем меня Христе".
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner