?

Log in

Previous Entry | Next Entry

5. Свобода примирения.
Преодолеть разделение можно только общими усилиями. Примирение разрушает две преграды. Каждый должен разрушить стенку со своей стороны. Обидчик должен осознать вину и сказать: прости! Одна стенка будет разрушена. Обиженный должен преодолеть свою обиду и простить, чтобы другая стенка была разрушена. Господь призывает «прощать от всего сердца своего брату своему согрешения его»*.
А если обидчик не просит прощения? Возможно ли его простить? Требуя прощать от всего сердца, Господь указывает условие, без которого прощение не состоится:
«Если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь»,- прости ему» 2*
Слово «каюсь» определяет нравственную позицию. Оно выражает согласие, которое нельзя вынудить. В основе примирения лежит свобода. Если человек не кается, ни Бог, ни человек не могут подарить ему прощение. Если грешник отказывается от покаяния, Бог не связывает его свободу прощением. Человек остаётся свободным и не прощённым. Кто не просит прощения, не сможет его оценить и принять. Все пророки, Иоанн Предтеча, Иисус Христос настойчиво призывают к покаянию:«покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное». Они призывают, но не принуждают. Выбор делает сам человек. Отказ от покаяния ведёт к разрыву взаимоотношений: «если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой ещё одного
или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то будет тебе, как язычник и мытарь». Отказ простить разрывает взаимоотношения - с кающимся и с Богом. Отказавшийся простить нарушил заповедь Христа и чужд Церкви. Кто не кается – не христианин. Кто не прощает - не христианин.

5. Порабощение взамен примирения.
Новый Завет и церковное предание указывают одно условие примирения: «скажет «каюсь», - прости ему»*. Других условий или форм для прощения Церковь не требует. Когда примирение обещают под условием унижения: требуют валяться в ногах, ползти на животе и публично себя охаивать – это шантаж. Примирение нельзя использовать для унижения и порабощения личности. Во имя примирения грех требовать отречения от веры, от своих убеждений, от человеческого достоинства:«не делайтесь рабами человеков». Христианское примирение может иметь только одну цель: взаимное взыскание любви. Плач о грехе выражает духовную нужду. Если он выражает страх или корысть, то превращается в ханжество. Это не христианское покаяния, а манихейское принесение в жертву человеческого достоинства. Прощение не продают, а даруют. Иначе оно теряет нравственную ценность. Это будет не прощение, а возмещение морального ущерба, то есть не нравственный, а правовой акт. Подлинная безмерность вины перед Богом подменяется фальшивой безмерностью вины перед человеком. Вина имеет предел. Евангелие не позволяет отказать просящему в прощении. «Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы».

7. Проблема врага.
«Любите врагов ваших».
Может ли христианин иметь врагов? Может, если Христос Спаситель заповедал: «любите врагов ваших». Как понимать слово «враг»? По определению В. Даля, «недоброжелатель»- человек, который желает мне зла, старается причинить неприятности и злорадствует, когда со мной случается несчастье. Христианин может иметь врагов, но сам не может быть врагом никому. Отношение к другому - другу или врагу, - которое заповедал Бог, называется любовью: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»*
Кто любит и прощает, не может быть врагом. Понятие «враг» в словах Христа Спасителя выражает одностороннее, а не взаимное отношение. Христианин может иметь врагов, но сам никому врагом быть не может. Царь Соломон заповедует отношение к врагу:«Если голоден враг твой, накорми его хлебом, и если он жаждет, напой водою»
В чём смысл доброжелательности к врагу? Желая человеку зла, мы противоборствуем Богу, Который «послал Сына Своего, да спасется Им мир» 3* Христианин должен содействовать Богу в спасении каждого человека. Мы должны желать, чтобы человек становился лучше, а не хуже. Жития святых Никифора и Саприкия, Тита и Евагрия выражают церковную традицию: благодать Божия оставляет тех, чьё сердце затаило месть и не умеет прощать.
8. Выбор.
«Жизнь и смерть предложил Я тебе,
благословение и проклятие. Избери жизнь»*.
Накануне Великого поста Церковь учредила «прощеный день». Христиане просят прощения друг у друга, чтобы Бог принял их воздержание и трезвение в благоприятную жертву. Без примирения не может быть прощения грехов и спасения. Об этом свидетельствует церковное предание.
В городе Антиохии жили Никифор и пресвитер Саприкий. Искуситель посеял вражду межу ними. Придя в себя, Никифор раскаялся и просил прощения у Саприкия. Но Саприкий был неумолим. Римский император Валериан начал гонение против христиан. В 257 г. пресвитер Саприкий предстал перед судом. Он исповедал веру во Христа, претерпел истязания и был приговорён к усечению мечом. Когда Саприкия вели на казнь, Никифор со слезами умолял о прощении: «Святой мученик Саприкий, ты готовишься предстать перед Господом и принять от него венец жизни вечной! Прости меня и дай мне последнее целование мира». Саприкий ожесточился сердцем и не захотел простить его. Благодать, укреплявшая его в истязаниях, отступила. Достигнув конца подвига, он вдруг испугался смерти и принёс жертву идолу. Никифор, напротив, исполнился дерзновения, исповедал Христа, был обезглавлен и воспринял мученический венец Саприкия. Аналогичную историю передаёт Киево-печерский патерик в житии преподобных Тита и Евагрия. 2*

7. Плоды примирения.
Оба повествования не сообщают причину и виновника конфликта. Это детали, несущественные для примирения. Духовная задача не в том, чтобы «выяснить отношения» и «восстановить справедливость», а в том, чтобы примириться. Покаяние, прощение и примирение осознаны в церковном предании, как жизнь в Боге. В ожесточённом и озлобленном сердце не пребывает Святой Дух. Примирение требует обоюдного прощения. Обидчик просит прощения за причинённую обиду. Обиженный должен простить обиду и забыть. Разрешить конфликт можно по принципу справедливости: кто виноват?
Всякий конфликт имеет одну из причин: «я обидел его», «он обидел меня». Чаще бывают виноваты обе стороны. Первый шаг делает не тот, кто больше виноват, а кто больше любит. Слова «прости, я каюсь» и слова «Бог простит тебя, как я прощаю» - обладают силой, исцеляющей душу. Они возвращают совести трезвую самооценку, а сердцу утешение и сочувствие. Признание вины отрезвляет совесть. Прощение вины окрыляет душу. Два человека, преодолевшие взаимную неприязнь и протянувшие руки навстречу друг другу, одерживают нравственную победу. Восстанавливая общение, они решают не только свою частную проблему. Примирение - не только восстанавливает отношения. Примирение выражает нравственную позицию: «Христос посреди нас».

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
batushkaroman
30 окт, 2010 17:02 (UTC)
"Желая человеку зла, мы противоборствуем Богу, Который «послал Сына Своего, да спасется Им мир» Христианин должен содействовать Богу в спасении каждого человека. Мы должны желать, чтобы человек становился лучше, а не хуже." - замечательное выражение
mimohodec
30 окт, 2010 17:51 (UTC)
А нет ли у ожидания покаяния со стороны того, кому должно простить, некоего привкуса внутренней гордости, мол, буду ждать, пока ты не покаешься, а до той поры не прощу? Сомнительно ведь, что члены Синедриона, приговорившего Христа, покаялись - а прощены ли они?
adelgeim
1 ноя, 2010 22:55 (UTC)
нет ли гордости в том, чтобы ждать покаяния?
Если в сердце нет обиды и готов принять и простить обидчика, значит ждёшь покаяния не из гордости, а как ждут родители, чтобы дитя осознало свою вину и исповедало. Бог тоже ждёт от нас покаяния, иногда терпеливо ждёт годами. Прощены ли члены Синедриона, знать не могу, но полагаю, что Бог простил их, когда Сын Божий, распинаемый на кресте молился: "Отче отпусти им, ибо не ведают, что творят!"
Наверное, Отец услышал Его молитву и отпустил им. А что это значит, следует спросить в своём сердце.
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner