?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А С К Е Т И Ч Е С К И Й С М Ы С Л П О С Т А.
1.Противоречие.
2.Оружие духа.
3.Подвиг, как образ жизни.
4.История поста
5.Практика поста.
6.Проблема приходской практики.
8.Христианское переживание поста
9. Плоды поста.
«Образ есмь неизреченныя Твоея славы,
аще и язвы ношу прегрешений».
(Стихира на погребение).

1.Противоречие.
Два желания, как два невидимых крыла, поднимают человеческую душу над животной природой: желание вечной жизни и желание святости. Оба желания для человека не только естественны, но обоснованы божественными заповедями. Человек призван к святости и вечной жизни: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его»; «Святы будьте, как Я свят». Грехопадение связало крылья человека.
Два врага приобрели силу над человеческой природой: грех и смерть. Их власть выявляется в торжестве животных инстинктов над человеческим духом. Поступки животных выражают закономерность естественных процессов. Три инстинкта объясняют поведение животных: а. питание; б. размножение; в. самосохранение.
В отличие от животных, человек может не только подчиниться инстинктам. Он может господствовать над ними. Преодоление животных инстинктов подвижники называют борьбой со своими страстями. В победе над страстями раскрывается величие человеческого духа. Эта борьба требует усилий: «Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха»(Евр.12,4).

2. Оружие духа.
Пища необходима живому организму. Но «душа больше пищи»(Мф.6, 25),- говорит Христос. В заботе о пище нельзя потерять «образ Божий», положенный в основу человеческого достоинства. Поэтому человеку приходиться преодолевать животные инстинкты. Когда Господь постился сорок дней и, напоследок, взалкал, искуситель предложил превратить камни в хлеб. Христос ответил словами Моисея: «Не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»(Втор.8, 3; Мф.4,2-4).
Инстинкт размножения человек преображает в таинство любви, требующей жертвенного служения и вечной верности: «Оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19, 5-6;)
Человеку свойственно заботиться о сохранении своей жизни. Жизнь - дар Божий. Его нужно беречь. Но человек может отдавать свою жизнь во имя любви к Богу, к ближним, к Отечеству. Христианская иерархия ценностей позволяет жертвовать своей жизнью во имя любви. «Не бойтесь от убивающих тело, души же не могущих убити; Кто хочет душу* свою спасти, тот погубит её, а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот обретёт её. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»
3. Подвиг, как образ жизни.
Преодоление животных инстинктов подвижники благочестия назвали «аскетическим воздержанием». Аскет побеждает чувственные влечения ради достижения нравственного совершенства и богообщения:«будьте совершенны как совершен Отец ваш небесный (Мф.5,48)
1. В церковной традиции «аскетическое воздержание» называют словом «пост». Это первое значение термина. Пост является подвигом. Подвижник прилагает усилие подняться выше своих естественных потребностей для достижения нравственного совершенства.
2. Другое значение термина «пост» выражает фиксированный период времени. Не только подвижники, избравшие воздержание в качестве образа жизни, но все христиане призываются войти в их образ жизни на ограниченное время. В этот период христиане живут особенно сосредоточенной внутренней жизнью. Изменяются внешние формы жизни. Меняется пища, сужается круг наружных интересов, больше времени отдаётся домашней молитве, богомыслию и церковному богослужению. Целью внешних изменений является изменение человеческого духа, преображение «внутреннего человека».
Св. Иоанн Златоуст говорит: "Кто ограничивает пост воздержанием в пище, тот бесчестит его. Не одни уста должны поститься. Пусть постится око и слух, и руки, и ноги. Какая польза от поста, если гневом и ненавистью снедаешь душу брата твоего? Какая польза от поста, если очи твои омрачены завистью и жадностью? Какая польза от поста, если язык твой не престает осуждать и злословить? Какая польза от поста, если ум занят греховными помыслами, а в сердце живёт нечистота?"
Блаженный Иероним спрашивает: "К чему утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если зеленеем от зависти и краснеем от гнева?"
Святой Василий Великий пишет: Кто воздерживается от пищи, а ведет себя плохо, тот подобен диаволу, который, хотя и ничего не ест, не перестаёт грешить". Святые отцы призывают не терять из виду духовную задачу поста за формами его внешней практики.

4. История поста.
До 3-го века самый день Пасхи чтили постом в память смерти Христовой. Писатели 3-го века употребляют слово «пасха» в смысле «пост», подчёркивает Скабалланович (Т.Т. стр.66). «День Господень есть воспоминание страданий Христовых»- пишет Ориген (на Ис.бес.6). Следы крестного переживания воскресного дня сохраняет чтение крестовоскресного канона в неделю на Утрени. Письмо Св. Иринея Лионского о пасхальных спорах проливает свет на первоначальный характер праздника Пасхи: «Разногласят не только о дне, но и самом образе поста. Одни думают, что нужно поститься только один день, другие два дня, иные ещё больше; некоторые исчисляют этот день свой в 40 часов дневных и ночных»(Евс.Церк.Ист.5,24). Мы видим, что Пасха праздновалась соблюдением поста. Предпасхального поста не было. Постились в самый день Пасхи. Пасхальный пост обнимал период в 40 часов. Со 2-го века Пасха переживается как радость о воскресении Христа из мертвых. Предпасхальный пост, который мы называем «четыредесятницей» за его продолжительность, возник из «крещального» поста. Древняя церковь готовила постом оглашаемых к таинству Крещения. Вместе с оглашенными постились восприемники, священнослужители и многие христиане. Крещение совершалось в день святой Пасхи. Предшествующий пост со временем стал осознаваться как «предпасхальный». Первоначально он ограничивался 40-ка дневными и ночными часами. Позднее постились всю седмицу.
Постепенно 40-ка часовой пост развился в сорокодневный. Субботы и воскресения сперва исключались из дней поста. Святой Иоанн Златоуст называет их «днями отдыха для подвижников поста». В наше время пост не прерывается.
Продолжение в следующем посту.

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
raspak
2 ноя, 2010 16:24 (UTC)
Пасха - это совсем не пост. Пасха = pass over = сверх проход = вознесение.
adelgeim
2 ноя, 2010 19:23 (UTC)
Пасха
С иврита слово "пейсах" означает "пройти мимо". Ангел смерти, поразивший египетских первенцев, прошёл мимо иудейских жилищ, косяки дверей которых были окроплены кровью пасхального агнца.
Я написал об истории возникновения и осмысления предпасхального поста.
raspak
3 ноя, 2010 13:42 (UTC)
Re: Пасха
Не смешите народ, иврит придумал для вас Иегуда Перельман к началу 20-го века. Точнее говоря его иврит выйграл тендер у эсперанто.
i_z_o
3 ноя, 2010 15:07 (UTC)
Re: Пасха
Давайте поуважительней,
а то Ваш ротик я прикрою...
raspak
3 ноя, 2010 15:12 (UTC)
Re: Пасха
Ой-вей, ви таки будете спорить что иудаизм придумал правоверный араб Маймонид РамБам и записал на арабском языке?
23w
5 ноя, 2010 15:22 (UTC)
Спасибо, с удовольствием жду продолжения.
Я и не знал, что раньше большого поста перед пасхой не было.
Итересно, Отце Павел скажите, ведь Христос постился и его ученики после Вознесения Господа тоже постились... почему же вплоть до 3-го века пост был только на день Пасхи ? или другие дни поста у христиан тогда уже тоже были ?
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я
adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner