?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Продолжение предыдущей статьи.
5. Практика поста.
Образ жизни в период поста определяется церковным Уставом. Принятый в РПЦ «Устав» не является единственным. В древности каждый монастырь имел свой устав. Отсюда пошла известная поговорка: «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». В Византии Уставы различались своей строгостью. Православная Российская Церковь долгое время пользовалась уставом преп. Феодора Студита. Позднее был принят устав преп. Саввы Освященного. Согласно действующему уставу, Великим постом определяется род и количество пищи, время и количество трапез:
1. Разрешается постная, т.е. растительная пища. В праздники разрешается есть растительное масло, икру, рыбу.
2. Изменяется время трапезы. В праздничные дни трапеза устраивается раньше, в будние – позже. В дни строгого воздержания трапеза допускается поздно вечером.
3. Предписывается различное количество трапез в течение дня. В праздники возможны три и две трапезы. В будни –одна трапеза. В некоторые дни трапезы не бывает.
4. Ограничивается количество пищи. Устав указывает когда положены пять смокв, когда один - два укруха хлеба. Большая или малая "красовуля" вина или кваса.
6. Проблема приходской практики .
Устав формирует главную задачу поста – научить воздержанию. Приходские храмы не имеют собственных уставов. Они пользуются монастырским уставом. Миряне не могут осуществить монашеский образ жизни, а Устав не скорректирован для приходской практики. Возникает неизбежное нарушение Устава, которое нельзя осознать как личную вину. Если мирянин не приносил монашеских обетов, его нельзя осуждать за нарушение монастырского устава. Применение Устава мирянами либо лишает его требования определённости, либо нарушает их. Два различных образа жизни не могут осуществить один и тот же Устав.
В приходских храмах не выполняют устав в полной мере. Не выполняются уставные богослужения: Повечерие, Полунощница и другие. Вне монастыря можно выполнить только первое условие поста: изменить род пищи. Однако, изменение рода пищи не препятствует пресыщению. Из постной пищи можно приготовить изобильные и самые изысканные яства. Сосредоточенность на изменении рода пищи оказывается недостаточной, чтобы исполнить подвиг воздержания. Необходимо ограничение количества пищи. Такое ограничение вне монастыря предоставляется свободному произволению мирян.
Устав не учитывает возрастные различия, поскольку создавался только для совершеннолетних. Мать вынуждена кормить младенца материнским молоком независимо от требований Устава. Отсутствие поправок ведёт к нарушениям. Если закон не совершен, требуется дополнительная регламентация. Она зависит от мнения духовника и не может быть однозначной. Одни духовники допускают послабления Устава, другие предъявляют жёсткие требования. Устав теряет свою универсальность, но остаётся неисполнимым. Вызывает удивление, что за тысячи лет в Церкви не возник Устав, организующий жизнь основной массы Народа Божия, соответствующий возможностям приходской жизни.

7. Христианское переживание поста.
Господь Иисус Христос призывает принять подвиг поста с радостью: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне»(Мф.6, 16-18). И подвижники поста отзываются светлой радостью:
«Светлый день воздержания наста. Светлым лицом, приидите, встретим Владыку, просяще благодать ниспослати нам свыше и многих прегрешений исправление»(Триодь постная)
«Любезно, братие, пост облобызаем, приспе бо духовных подвигов начало: оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования, спостраждем, яко рабы Христовы, и да прославимся, яко чада Божии, и Дух Святой в нас вселися, просветит души наша»(Триодь постная).

8. Плоды поста
«Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, отложение ярости, отлучение от похоти, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть и благоприятный»(Триодь постная). В течение поста читается молитва преп. Ефрема Сирина, изображающая возрождение грешника. Она читается за всеми богослужениями поста и состоит из трёх частей. Каждая часть сопровождается земным поклоном:
1.
«Господи и Владыко, живота моего! Дух праздности,
уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»
2.
«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и
любви даруй мне, рабу Твоему».
3.
«Ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего, яко благословен во веки. Аминь».

После третьей части молитвы следуют двенадцать поясных поклонов со словами «Боже очисти мя грешного». Молитва читается полностью ещё раз и полагается один земной поклон. Эта молитва обнаруживает плоды поста.
Первая часть изображает бесплодное состояние души грешника.
Вторая часть изображает душу, в которой созревают дары Святого Духа.
Третья часть молитвы открывает тайну духовной жизни: покаяние начинается с видения своих грехов. Если человек не видит своих грехов, он духовно болен. Если он осуждает чужие грехи, он близок духовной смерти. Только покаяние возрождает душу для жизни с Богом и по Божьи. Поэтический перевод этой молитвы на русский язык сделал А.С. Пушкин.
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста.
Всех чаще мне она приходит на уста
И сердце мне живит неведомою силой.
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья.
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Comments

( 59 комментариев — Оставить комментарий )
hristina_l
9 ноя, 2010 11:48 (UTC)
Я раньше удивлялась, почему нет устава для мирян. Чуть не две тысячи лет Церкви, а устава для мирян нет. А потом поняла - устава для мирян в принципе быть не может. Мирянин сам определяет для себя устав. Этим и отличается мирянин от монаха.
А навязывать мирянам монастырский устав - это разрушение Церкви.
batushkaroman
9 ноя, 2010 14:07 (UTC)
нарушение?
"А потом поняла - устава для мирян в принципе быть не может"
Вы поняли не правильно. Устав для мирян это редактированный устав преп. Саввы Освященного.
"Православная Российская Церковь долгое время пользовалась уставом преп. Феодора Студита. Позднее был принят устав преп. Саввы Освященного"
Каждый приход это как отдельный монастырь со своим уставом, за образец взявший устав преп. Саввы.
adelgeim
9 ноя, 2010 14:38 (UTC)
нарушение
Устав преп. Саввы Освященного заменил первоначальный устав преп. Феодора Студита. Но оба устава писаны отцами для своих монастырей.
Устава для мирян,действительно, нет. Настоятели приходов по своему разумению приспосабливают монастырские уставы к приходской жизни, но всё, что мы имеем неэффективно и произвольно. Давно пора продумать эту задачу всерьёз.
Re: нарушение - hristina_l - 9 ноя, 2010 14:42 (UTC) - Развернуть
hristina_l
9 ноя, 2010 14:50 (UTC)
Re: нарушение?
Когда и кто исполнял этот устав? И с какой стати миряне должны жить в "отдельном монастыре"?
Более того, картина вообще карикатурная. Сплошь да рядом священники не готовятся к литургии, как положено по уставу (не успевают, занятые люди), но служат, они люди подневольные, надо служить - послушание. Монахи причащаются без уставной подготовки (не успевают, занятые люди) - игумен благословил причащаться, послушание. И только миряне, в том числе беременные женщины, кормящие матери и чуть живые старушки должны готовиться по монашескому уставу. Конечно, мирянам больше делать нечего...
(Удалённый комментарий)
raspak
9 ноя, 2010 16:06 (UTC)
Можете вообще не поститься, но достанется ли вам хоть капля благодати в Причастии? Может лучше перекланяться? На всякий случай.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - hristina_l - 9 ноя, 2010 17:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - raspak - 10 ноя, 2010 13:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 10 ноя, 2010 18:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - raspak - 11 ноя, 2010 15:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 11 ноя, 2010 16:38 (UTC) - Развернуть
adelgeim
10 ноя, 2010 19:06 (UTC)
в дни подготовки употреблять рыбу?
Прочтите внимательно статью. Речь идёт о воздержании, которого требует "Чин служения литургии". Весь пост перед Причастием ограничивается воздержанием с вечера до утра. Священник не поститься всю Пасхальную седмицу, и каждый день служит Литургию. Это достаточно яркий пример. Никто не требует поста в Пасху, а Литургия совершается. Вы можете есть и мясо и рыбу. Пост требуется только перед одним Таинством - Крещения.
(Удалённый комментарий)
raspak
9 ноя, 2010 16:04 (UTC)
"Устав формирует главную задачу поста – научить воздержанию" - 100% ересь. Не в воздержании цель поста, не в похудании, не в экономии, не в угнетении тела. Если не продавать вам хлеба в магазине, то вы или ваши близкие будут печь его сами. Если не давать организму "крови", то возможно организм начнет сам вырабатывать "кровь", хотя бы частично. Вот в чём цель поста.
hristina_l
9 ноя, 2010 17:41 (UTC)
А если не начнет?:)
raspak
10 ноя, 2010 13:39 (UTC)
Попробуйте еще раз.
(без темы) - hristina_l - 10 ноя, 2010 18:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - raspak - 11 ноя, 2010 15:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hristina_l - 11 ноя, 2010 16:40 (UTC) - Развернуть
adelgeim
10 ноя, 2010 19:17 (UTC)
вырабатывать "кровь", Вот в чём цель поста.
"Вырабатывать" кровь - задача печени. Цель поста - приучать к воздержанию, духовной дисциплине. Ваше учение отражают только Вашу точку зрения и не опираются на церковное вероучение, а обвинение в ереси свидетельствует лишь о самоуверенности, сбивающей с толку мало подготовленных прихожан.
raspak
11 ноя, 2010 15:56 (UTC)
Re: вырабатывать "кровь", Вот в чём цель поста.
Ага, ага. Школа для приучивания прилежности. А может для получения знаний? Служба в армии для приучивания к дисциплине. А может для того, чтобы научиться убивать людей наиболее эффективным способом? Все еретики подобны друг другу и в этом подобии они ищут себе наивные оправдания.

Ясно же написано, просто таки разжевано и разложено по полочкам:


"Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем."

И несколькими строками далее:

"Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. "

Как тут можно не понять? Какими словами ещё нужно разъяснять? Сколько раз нужно повторить одно и тоже в разных формах?

batushkaroman
10 ноя, 2010 20:14 (UTC)
в чём цель поста ?
=== Если не давать организму "крови", то возможно организм начнет сам вырабатывать "кровь", хотя бы частично. Вот в чём цель поста ===
класс!

Есть такой человек А И Осипов и у него есть лекции :)
Он вам в помощь да будет. Это ведь первый класс в семинарии.
Вот и батюшка Исаак Сирин не даст соврать:
Преп. Исаак Сирин писал: “ Пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение… Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны ”
raspak
11 ноя, 2010 16:01 (UTC)
Re: в чём цель поста ?
Да неужели?

"ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных."
Нагорная проповедь.

Приведите ссылку на оригинал Сирина - я проверю может вы приврали. Хотя я заранее знают, что Сирин является знаменем еретиков нашего времени. Вот только так ли они его трактуют, не фальсифицировали ли?
dorogapodlunoj
11 ноя, 2010 16:27 (UTC)
такой плохой пищи не было, когда писался устав:(
wondelry
12 ноя, 2010 00:44 (UTC)
"...Посему,когда кто воздерживается от греха,то не он воздерживается,но сие есть плод Духа,который есть воздержание.Итак,воздержанный пусть не думает,что воздержание им содержимое есть дело его собственной силы,но дело благодати Христовой..." Преподобный Симеон Новый Богослов творения слово сороковое
fi1618
12 ноя, 2010 12:54 (UTC)
Тогда может и вовсе не причащаться?
Я и так про себя знаю твердо, что причастия не достоин.
Одни говорят надо три дня поститься перед причастием, другие достаточно с ужина и до причастия воздержаться от воды и пищи и все со ссылками на священное писание и предание.
Ну вот, я для себя и решил, достаточно тех таинств, которые не требуют поста. Поскольку передо мной постоянный страх причаститься во осуждение. Т.е. выбор между Сциллой и Харибдой, огнем и полымем. Мне предпочтительно из двух зол выбрать меньшее, т.е. это фактический отказ от причастия.
raspak
12 ноя, 2010 13:45 (UTC)
Re: Тогда может и вовсе не причащаться?
Одни говорят, что не готовы, другие сетуют, что ложечка нечиста - то ли дело у католиков, третьи пеняют на погрязщих во грехе батющек, четвертые не видят преемственности от через время большевизма...

Ужели вы думаете, что Господь не отличит ваших истинных мотивов от оглашаемых? Он любит вас.
adelgeim
12 ноя, 2010 18:17 (UTC)
Re: Тогда может и вовсе не причащаться?
Я хлеб жизни, сошедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем...С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго"(Ин.6,51-56, 66-70). Здесь Причащение сало пробным камнем, определившим духовную судьбу учеников. Кто принял учение Христа о Причащении, стали Его апостолами, кто не смог принять, отошли от Него. Выбирайте: жизнь во Христе или...?

fi1618
12 ноя, 2010 18:27 (UTC)
Re: Тогда может и вовсе не причащаться?
Тогда получается, что другие таинства церкви ничего не стоят по сравнению с причастием, т.е. фактически, надуманы в истории церкви...
wondelry
12 ноя, 2010 22:17 (UTC)
"...Таким образом и тот есть ядый и пияй недостойне,кто будучи достоин,не приступил достойно ко Святым Тайнам..."Преподобный Симеон Новый Богослов Творения слово 34.
sergeserov
13 ноя, 2010 17:36 (UTC)
спасибо вам, отец павел, за глаголы вечной жизни и стойкое стояние в правде
stageurhr
13 ноя, 2010 22:57 (UTC)
Отец Павел, спасибо за статью!
( 59 комментариев — Оставить комментарий )