?

Log in

Previous Entry | Next Entry

«Бодрствуйте и молитесь, да не внидите в напасть; дух бодр,плоть же немощна»
1. Власть страстей 1
2. Целомудренное воображение
3. Механизм греха
4. Преодоление помыслов
5. Сокровище души
6. На божественной страже.
1. Власть страстей.
В быту «трезвением» называют состояние, противоположное опьянению вином. Книга Ездры изображает силу вина: «Как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его; делает ум царя и сироты, бедного и богатого, одним умом; Всякий ум превращает в веселие и радость, так что человек не помнит никакой печали и никакого долга. Все сердца делает оно богатыми, так что никто не думает ни о царе, ни о сатрапе, и всякого заставляет оно говорить о своих талантах. Когда опьянеют, не помнят о приязни к друзьям и братьям и скоро обнажают мечи, а когда истрезвятся от вина, не помнят, что делали».
Опьянение расстраивает телесный и душевный состав человека. Нарушает координацию движений, поражает реверсивный аппарат, увеличивает холестерин и проч.
Опьянение повреждает душевные силы человека: помрачает сознание, снижает критику, возбуждает чувства: раздражение, гнев, ревность. Волевые решения выходят из-под контроля. Теряя контроль, человек становится «невменяемым». Симптомы опьянения говорят об утрате трезвости.
Не только вино опьяняет человека, но каждая страсть. «Есть люди, в убийстве находящие приятность. Когда я ключ в замок влагаю, то же я чувствую, что чувствовать должны они, вонзая в жертву нож: приятно и страшно» - говорит "скупой Рыцарь" у Пушкина.
Книга Ездры упоминает о силе похоти: «Люди не могут быть без жён. Если соберут золото и серебро и всякие драгоценности, а потом увидят одну женщину, хорошую лицом и красивую, оставив все, устремляются к ней и, раскрыв рот, смотрят на нее, и все прилепляются к ней более, чем к золоту и серебру и ко всякой дорогой вещи.
Женщины господствуют над вами. Берет человек меч свой и отправляется, чтобы выходить на дороги и грабить и красть, и готов плавать по морю и рекам, льва встречает, и во тьме скитается; но лишь только украдет, похитит и ограбит, относит то к возлюбленной. Более любит человек жену свою, нежели отца и мать. Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них. Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин.
Не велик ли царь властью своею? Не боятся ли все страны прикоснуться к нему? Я видел его и Апамину, царскую наложницу, сидящую по правую сторону царя; она снимала венец с головы царя и возлагала на себя, а левою рукою ударяла царя по щеке. А царь смотрел на нее, раскрыв рот: если она улыбнется ему, улыбается и он; если же она рассердится на него, он ласкает ее, чтобы помирилась с ним. О, мужи! Как же не сильны женщины, когда они так поступают?» (2Ездр.4,17-32). Чтобы победить страсти необходимо трезвение.
2.Целомудренное воображение.
Богослужение приглашает человека подарить себя Богу: «Сын мой! Отдай сердце твое мне». Чтобы подарить себя, необходимо владеть собой. Страсти порабощают, лишают духовной свободы. Повинуясь страстям, человек ищет удовольствий, богатства, власти и становится рабом внешних обстоятельств. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Если мы обратимся к содержанию нашего воображения, то найдём там три рода мыслей и мечтаний.
Одни возникают по нашей воле: мы хотим о чём-то мыслить и мыслим. Хотим о чём-то мечтать и мечтаем. Другие мысли возникают по естественным законам телесной и душевной жизни человеческого организма. Через наше сознание проходит множество различных мыслей в течение дня: пустых мечтаний, суетных размышлений, дельных мыслей.
Иногда возникают мысли навязчивые, от которых трудно освободиться. Бывают мысли, насильственно вторгающиеся в душу. Они приходят извне, обжигают душу как огонь и порабощают. Человек не хочет отдаваться этим мечтаниям, но они насильно овладевают сознанием. Каждый может вспомнить обольстительный и насильственный характер злобных, раздражительных мечтаний или нечистых помыслов.
«Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль…».
«Диавол уже вложил в сердце Иуде Искариоту предать Иисуса».
Опыт и творения святых подвижников рассказывают о помыслах, имеющих диавольское происхождение. Это хульные помыслы. Человек молится. Его душа пребывает в мире. Вдруг, как стрелой его сознание пронзают хульные помыслы на Бога, Богоматерь и святых. Некоторых иноков хульные помыслы доводили до отчаяния. Думая, что они сами виновны в этих помыслах, они переставали молиться, не смели приступить к причастию святых Таин. Святые отцы объясняют, что человек не виноват в этих помыслах. Эти помыслы вкладывает в душу диавол.
Впечатления внешнего мира и собственные переживания мы собираем в сердце, как в сокровищнице, заполняя воображение разным содержанием. Мы можем наполнить свой ларец образами и понятиями, которыми жива душа, мыслит ум, согреваются вера, надежда и любовь. Но можем наполнить образами, которые будят наши животные инстинкты. Через тело грех оказывает разрушительное влияние на душу. Виновато в грехе не только тело. Душа способна разжигать естественные инстинкты. Греховное разжжение называют страстью.
Через ум, чувства и волю душевные страсти повреждают телесный состав человека. Кто больше виновен в грехе, тело или душа? Душа нередко возлагает ответственность за грех на тело с его животными инстинктами. Но рождается грех в душе.
- Вечно ты меня тянешь вниз. – Сказал я телу.
- Это я тебя тяну! – возмутилось тело. – Ну, знаешь! Кто приучил меня курить и пить? Ты, когда тебе приспичило «стать настоящим мужчиной». Я боролось, как могло, но разве с тобой справишься? А кто вчера вечером положил конец твоему раздражению и злобным помыслам? Я, никто иной, отправив тебя спать. Это я спасаю тебя от празднословия и от обжорства…
- Хорошо, а как же с похотью? – перебил я.
- Вот именно, как же с похотью? – перебило тело. – Если бы твое гнусное воображение оставило меня в покое, я бы спасибо сказало. Всё твоя душа. Она велит мне, а потом с меня же спрашивает.
Продолжение следует.

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
fandaal
15 ноя, 2010 18:43 (UTC)
весьма поучительно, благодарю
wondelry
16 ноя, 2010 01:56 (UTC)
"...И ещё хуже то,что познав всю пустоту и лживость таких утех,он захочет отстать и отвратиться от них,то встречает в этом большой для себя труд..."Симеон Новый Богослов "Творения.Слово тридцать шестое"
ivanzakij
17 ноя, 2010 07:54 (UTC)
+
благодарю
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner