?

Log in

Previous Entry | Next Entry

3. Механизм созревания греха.
Духовный опыт святых призывает хранить сердце от скверны: блуда, насилия, предательства, корысти, которыми изобилуют телевидение, эстрада, злачные места. Приражаясь человеческой душе через ум, страстный помысел входит в сознание. Ум человека принимает помыслы, которые рождаются от плотских ощущений, приходят извне, внушаются тёмной силой: «от плоти, мира и диавола». Ум создаёт образы, наполняет ими душу. Эта способность называется «воображением». Грех овладевает человеческим сердцем, развращая воображение. Образы будят похоть. Святые отцы выявляют механизм созревания греха.
Из внешнего мира и моей собственной чувственности рождается «прилог» греха. Так называют помысел, который стучится в окошко. Пока он остаётся внешним, человек не виновен в нём. Вина начинается со внимания ума к пришедшему помыслу. Когда ум начинает «внимать помыслу», окно открывается: в сознание входят лукавые помыслы или грехи ума.
Второй шаг делает грех в сердце человека, когда рассматриваемый помысел нравится. Человек любуется помыслом, испытывает удовольствие или «услаждается помыслом». Это означает, что помысел вошёл в его сердце, и оно услаждается греховными образами. Они заполняют сознание и порождают желание. Человек принимает это желание и даёт согласие осуществить грех в конкретном поступке.
Помысел побуждает осуществить третий шаг и совершить грех. Помысел вовлекает в грех волю человека. Внутренний процесс завершается внешним действием: человек совершает греховный поступок.
4. Преодоление помыслов
Подвижник должен «отсекать» помыслы. Борьба с помыслами является основным «деланием» подвижника. Преп. Мария Египетская боролась со своими воспоминаниями о вине и яствах, плотских удовольствиях, блудных песнях, наполнявших её воображение, как "с лютыми зверями". Подвижник отсекает эти образы, чтобы в кроткой тишине духа, смирившего помыслы и страсти, отразилась не человеческая самость, но «вообразился в нём Христос».
Воображение может отображать самого человека, его желания и страсти. В этом случае человек выражает себя самого в художественном творчестве и духовной жизни. Целомудренное воображение должно отразить Бога в человеке. Средством для этого является «хранение» ума, сердца, воли, совести и языка.
Хранение ума требует проверять каждый помысел заповедью Божией.
Хранение сердца требует проверять каждое переживание, каждое чувство насколько вмещает оно любовь Божию.
Хранение воли требует не спешить удовлетворить каждое желание, но проверить согласно ли оно с волей Божией, сдерживать свои решения.
Хранение совести обязывает отражать греховные помыслы, чтобы они не коснулись ума и сердца.
Хранение языка требует обуздывать свой язык, удерживать его от празднословия и осуждения. «Трезвитесь, бодрствуйте, ибо противник ваш диавол ходит как рычащий лев, ища кого поглотить».
5. Сокровище души.
Отсечение помыслов осуществляет отрицательную сторону подвига трезвения.
Трезвение не может ограничиваться рассмотрением и отсечением помыслов. Положительной задачей трезвения является обожение. Духовное возрастание человека « в меру полного возраста Христова» совершается во взаимодействии Бога и человека. Церковная традиция сформировала «молитвенное правило», готовящее христианина к Причащению. Принято вычитывать три канона: Спасителю, Божией Матери и ангелу хранителю, акафист Спасителю или Божией Матери, канон и молитвы ко Причащению. Молитвы раскрывают смысл Евхаристии и помогают осознать своё не достоинство.
Молитвы имеют целью привести христианина к обожению через приобщения Тела и Крови Христовых. Эту цель преп.Серафим Саровский называет «стяжанием Святого Духа». Апостол Пётр называет христиан «причастниками Божеского естества». Положительный идеал и высшая ступень духовной жизни, к которой стремится христианин, определяется как «единение с Богом» или «богообщение». Молитвенное устремление к Богу озаряет ум, укрепляет волю,наполняет сердце. Человек достигает богоподобия и состоится как чадо Божие. Как дети бывают похожи на своих родителей, так христианин становится подобным Небесному Отцу. Отсюда происходит наименование святых подвижников «преподобными». Когда человек достигает живого богообщения, Бог озаряет и просвещает его ум, открывает ему тайны духовного мира: «отселе узрите небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» 15*.
6. «На божественной страже».
Среди евангельских заповедей есть одна, которую многие не замечают. Она выражается одним словом: "бодрствуйте". Господь много раз повторяет эту запо¬ведь в Евангелии. В Гефсиманском саду, в беседе о разрушении храма и Втором пришествии, в прит¬чах. И поясняет это слово. "Да будут чресла ваша препоясана и светильники горящи " 16* "Бодрствуйте,, ибо не знаете в который час Господь ваш приидет" 17* . Святые подвижники нередко исполняли эти слова буквально. Эта заповедь о трезвении.
Человек может жить рассеянно: беспечно и легкомысленно. Такой человек не хозяин в своем уме и сердце. Приходят и уходят мысли, чувства, желания. А человек не знает, кто был в гостях, какой оставил след. Он живет всегда во внутреннем хаосе, и когда встанет на молитву, не может собрать внимание. Молитва оказывается рассеянной и бездейственной. Таков плод греховного состояния ума и сердца. Если человек живёт внимательно – "внимает себе" – он становится хозяином своего сердца. Он знает откуда и какие приходят мысли и желания. Греховные помыслы он отсекает. Каждый помысел проверяет заповедью. В его душе возникает опора и центр духовной жизни: Воля Божия. Задача духовной жизни - обновить и возродить свою душу. В одной из молитв есть слова:"Даждь мне возвратиться к Тебе прежде, чем возвращусь в землю". Чтобы возвратиться к Богу, нужно устоять среди хаоса греховных мыслей, чувств, желаний, которые приходят "от мира, плоти, и диавола".
Внимайте себе. Трезвитесь. "Стойте в вере, будьте мужественны".
"Бодрствуйте!" - заповедует Господь Иисус Христос.
Для служения Божественной Литургии необходимо стяжать дух мирен. Задача трезвения обрести и сохранить обретённый мир.

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
andrey_ts
28 ноя, 2010 08:17 (UTC)
Благодарение за статью
Дорогой о. Павел,
благодарю Вас за интересную и полезную (в прикладном смысле) статью. Очень удачным оказалось её размещение к началу Поста.
Скопировал статью полностью для детальной проработки и донесения смысла домочадцам.
К сожалению, в ЖЖ не отображено содержание ссылок, номера которых присутствуют в тексте.
Если для Вас не будет затруднительно, подскажите - где можно скопировать полный текст статьи со ссылками?
Спаси Вас Христос!
С любовью о Господе, Андрей.
adelgeim
29 ноя, 2010 06:04 (UTC)
Re: Благодарение за статью
Если дадите электронный адрес, могу послать Вам все три "Условия для служения Литургии", согласно Служебнику. Напечатать сноски я не смог ввиду большого объёма текста.
Яков Вайсбурд
29 фев, 2012 06:00 (UTC)
Re: Благодарение за статью
Дорогой отец Павел!
Пришлите и мне весь текст, если Вас это не затруднит. jasha.vajs@gmail.com
Поздравляю Вас с началом поста, да пошлёт Вам Господь сил и стойкости в испытаниях! На Вас, как и на о. Георгия Кочеткова, многие смотрят с надеждой.
С уважением, Яков.
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner