?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Входит Некто православный.
Говорит : теперь я – главный».
И. Бродский.
Бог становится лишним, когда подменяют задачу служения. «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но послужить». Христос определил миссию апостолов, как служение людям: «да светит свет ваш перед людьми» (Мф.20,28;5,16). В этом служении церковь приносит качественные плоды. Бог бескорыстен и выражает Свою волю заботой о человеке (Ис.10-20). В отличие от Бога, церковная иерархия озабочена количественными показателями: недвижимостью, властью и поголовьем.
Авторитет церкви, формирующей уклад и мораль общества, оценивают неоднозначно. Когда исповедание веры сопряжено со смертельной опасностью и семенем христианства становится кровь мучеников, церковь расцветает силой духа. Сужаются границы, и углубляется духовная жизнь. Как хозяйка кладёт в муку закваску, чтобы забродило тесто, так жертвенная любовь заквашивает общество: «огонь возжечь Я пришёл на землю» (Мф.13,33; Лк.12,49).
Когда исповедание веры теснит идеология, государи крестятся и одаривают имперскую церковь, она богатеет имуществом и оскудевает духом. Светскую и духовную власть объединяет насилие. Ветхие архиереи требовали казнить Христа: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть». Предавая Христа на смерть гражданским властям, архиереи умывали руки: «нам не следует убивать никого» (Ин.19,7; 18,31). Позднее горят еретики на кострах, горят старообрядцы в срубах. Насилие становится традицией.
Брак Христа и Церкви омрачает роман архиереев с империей. Третий становится лишним. Интерес «на стороне» ведет к банальному «треугольнику». Лишним оказывается Христос: третий должен уйти. Оскудевшая любовью семья, как медь звенящая и кимвал бряцающий (1Кор.13,1). Словно дети разведенных родителей, народ ищет, с кем быть. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (МФ.6,21).
Лукавый союз имперской и церковной власти назвали «симфонией».
В заблуждение вводит двусмысленный термин «власть», обозначающий две различные природы. Государство является «аппаратом насилия». Христос запретил церкви насилие: «между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой» (Мф.20,2). Служение любви не сочетается с насилием. Объединяясь с государством в насилии и корысти, владыки забывают Христа. Тщетные попытки воплотить утопическую симфонию Христос разрубил: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22,21). Оправдывая преступления государей, иерархи сакрализуют имперскую власть и опираются на её силу. Симфония развращает обе бюрократии, прокладывая путь в золотую клетку, а издержки нагнетают напряжение в обществе. В 1917 оно вылилось в погромы храмов. Иерархи выбирают прежний путь, наступая на те же грабли. Народ безмолвствует.
Церковь призвана хранить дух Христов, отвергая насилие и корысть. Когда Христа не приняли в одном селении, ученики сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их? - Христос запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк.9,54-56).
Во внешней жизни Христос призвал учеников быть маяком для общества: «Вы свет миру, вы соль земли». Кому нужна соль несолёная? Епископу следует «иметь доброе свидетельство от внешних», не продавая первородство за чечевичную похлёбку (1Тим.3,7). Нравственный авторитет церкви необходим государству и обществу. Он вырастает из этического и социального служения. В третьем тысячелетии РПЦ внедрилась в общественную жизнь, а государство раскрыло навстречу объятия.
Чьей пользы ищет социальное служение РПЦ: общественной или собственной?
Образование. Воскресные школы при храмах учат детей закону Божию. Традиция пришла с Запада. Воскресную школу М.Твен описывает в повести «Приключения Тома Сойера». Школа не вызывала симпатий у Тома. Он подчинялся заведённому порядку. Западная традиция на русской почве тоже приживается с разным успехом. Детьми занимается не клир, а приглашённые учителя.
По приходам возникают общеобразовательные школы и гимназии с религиозным просвещением в конкретных формах приходской жизни. Такое воцерковление сохраняет православную традицию и не противоречит светскому законодательству. Школ немного, они затратны и вырастают по инициативе «снизу». Открылись духовные семинарии и институты. Ежегодно собираются богословские конференции. Просвещение вызывает в христианском обществе живой интерес и приносит очевидную пользу.
Внедрение в светскую школу «спущенных сверху» Основ православной культуры и капелланов в армию усиливает клерикальное влияние в обществе и противоречит природе и конфессиональному укладу светского государства. Массовое влияние РПЦ остаётся поверхностным, не преображая языческое сознание общества. Население выражает идеологическую идентичность в знаковых словах и символах, не вникая в христианский смысл. В христианских терминах возрождается методика советской идеологии со всеми издержками.
Цензура, введённая РПЦ, контролируя содержание книг и СМИ, приносит доход издательскому отделу МП. Благословение на издание книг прибыльно. Ограничить издание книг и журналов в эпоху Интернета невозможно. Можно ограничить продажу книг в храмах и блокировать «неудобные» порталы.
«Межсоборное присутствие» ассоциируется с Предсоборным присутствием 1906г, учреждённым для подготовки Священного Собора. Этот орган обсуждал и освещал дискуссии по проблемам, которые в 1917 г рассмотрел Собор. Работа проходила открыто, вовлекая в обсуждение всех, интересующихся церковной жизнью.
Межсоборное присутствие отличает закрытость, характерная для новых структур. Обсуждение не публикуется. В дискуссиях участвуют 136 членов, подобранных церковной властью в основном из функционеров. По замыслу организаторов, они олицетворяют "полноту" церкви. В действительности, представляют разные идеологические группы РПЦ. Им советуют "во избежание слухов и нездоровых реакций воздержаться от публичности". Эта установка противоречит цели Присутствия и отвечает духу вяло текущего обмена мнениями. Привычный парадокс: Присутствие предполагает дискуссию в качестве основной формы работы и, скорей всего, утвердит заранее подготовленный документ, не отражающий мнения участников. Сравнение Межсоборного присутствия с Предсоборным 1906г выигрывает последний - работоспособный и квалифицированный орган, чего не скажешь о новой структуре. Итоговый документ примет, возможно, грамотные, но нежизнеспособные решения.
Реституция началась до принятия закона печальным опытом, прошедшим в Латвийской Православной Церкви МП. Протоиерей Янис Калныньш издал книгу "Latvijas Pareizticīgā Baznīca. Vēstures komentārs", Rīga, San Estera, 2007, где рассказал, как митрополит Рижский и всея Латвии МП Александр (Кудряшов) распродал возвращённую недвижимость. Многоэтажные дома в Риге и тысячи гектар земли проданы за бесценок. Церковь потеряла сотни миллионов долларов. Некоторые храмы снесли, другие приобрели адвентисты и пятидесятники. Изданы данные о продавцах, покупателях и судьбе недвижимости с фотографиями. Вселенские каноны лишают епископа сана за такое преступление (Седм.12). Разгневанный митрополит снял сан с протоиерея Яниса Калныньша, нарушив церковные правила. Обжалование осталось без ответа. Выяснилось, что первый этап реституции завершает второй этап: возвращённая недвижимость распродаётся в пользу частных лиц.
РПЦ приватизирует имущество, которое не принадлежало ей прежде. Изымаются кирхи, костёлы и замки в г. Калининграде и области. Опираясь на государство, МП отнимает имущество, храмы и дома у православных других юрисдикций. Десятки храмов отняты у РПАЦ и РПЦЗ по завету Христа: «хотящему судиться с тобой, и взять верхнюю одежду, отдай и нижнюю» (Мф.5,40).
В 1921 году ЧК провела «изъятие церковных ценностей». Теперь мы видим изъятие из музеев культурных ценностей, имеющих историческое и национальное значение. В церкви мало специалистов, никто не берёт ответственность за сохранность святынь. Многие погибнут или исчезнут в ближайшие годы по халатности хранителей. Виновных, как всегда, не найдут, спросить будет не с кого.
Устав РПЦ, принят Архиерейским собором в 2000 г без обсуждения и церковной рецепции. Устав не получил государственной регистрации. Он нарушает Конституцию РФ; ФЗ-125 «О свободе совести и религиозных объединениях»; Трудовой кодекс и 1-ФКЗ «О судебной системе РФ».
Устав запрещает клирикам и мирянам обращаться в органы гражданской власти и суд. Церковный суд учреждён с неопределённым статусом вопреки Конституции и 1-ФКЗ.
МП установила не правовые отношения в правовом поле РФ. Клирики отданы в крепостную зависимость епископам. Трудовые права граждан РФ закон защищает трудовым договором и в иных формах. Две категории граждан РФ лишены защиты трудовых прав: заключённые и клирики РПЦ. Сорок тысяч клириков - граждан РФ не защищены от произвола церковных чиновников.
Произвол заложен в Устав РПЦ принципом целесообразности (Устав:11,25). Это не канонический принцип. Каиафа приносит Христа в жертву «высокой» идее: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб» (Ин.11,50). Жертвовать можно собой, а не другим. Иисус Сам приносит Себя во имя жертвенной любви. Результат, казалось бы, тот же: «Сын Человеческий идёт, как писано о Нём». Мораль разная: «горе человеку тому, имже Сын Человеческий предается» (Мф.26, 24). Человека нельзя использовать в качестве средства для достижения цели. Он является высшей ценностью творения и спасения. В лице человека отражён Лик Христов: «как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25, 40).
Устав Прихода изменён Синодом в 2009 без обсуждения и рецепции. Приход лишён инициативы в управлении, собственности и хозяйстве. Устав разрушает догмат о соборной Церкви, подвергает дискриминации граждан РФ и нарушает закон, учредивший «местную религиозную организацию» на основе «учредительства» и «добровольного объединения граждан» (ФЗ-125). Оба принципа нарушены:
1. «Учредительство» исключено из текста, а учредители- из Приходского собрания.
2. Упразднена «добровольность объединения граждан». Архиерею дано право разогнать Приходское собрание «единоличным решением и включить новых членов по собственному усмотрению». Приходское собрание возглавляло Приход. Устав заменил «высшую власть»: каждый приход возглавляет епископ. Независимость общинной жизни и свобода суждений пугают чиновников. Система, направленная на подавление человека и общества, не допускает свободного самоопределения от недоверия и страха утратить контроль. Архиерейское возглавление лишает свободы, подавляет и разрушает приходскую общину.
Приход расколот. Десять прихожан, утверждённых архиереем, составляют Приходское собрание. Сотни прихожан лишены возможности числиться в религиозной организации. Закон предоставил Приходу право собственности. Устав отнял собственность Прихода в пользу МП.
«Церковный суд» учреждён вопреки законам РФ, без обсуждения и рецепции и действует на основе «Положения о церковном судопроизводстве». Публично-правовой статус суда не заявлен и ставит под вопрос отделение церкви от государства. Под общепринятый термин «суд» нельзя подставлять неизвестное содержание. Устав передаёт ряд дел и граждан из гражданской юрисдикции в церковный суд, претендуя на партнерство с государством в осуществлении судебной власти.
Судопроизводство определяют существенные признаки, его raison d’etre. Если Положение понимает суд не в юридическом смысле, оно обязано объяснить его смысл. Подсудные должны адекватно понимать предъявленные законодателями требования. В судопроизводстве мы вправе мыслить признаки, не противоречащие юридическому содержанию. Иначе под судопроизводством расисты могут понимать линчевание, а экстремисты теракты.
Государство защищает права человека и гражданина. Церковные каноны мыслят право нелицеприятным, возлагая равное наказание за проступки, независимо от сана (Ап.8,51). Устав и Положение разрушают равенство христиан перед законом и судом: клирики и миряне равны, а епископы «равнее».
В Положении нет слова «правосудие», и его задача не поставлена (Ст.2). Источником права является воля епископа. Власть ему «принадлежит» и из него «проистекает». Нет перечня проступков и наказаний. Совесть судьи опирается на его личное мнение. Ответственности за свои решения епископ не несёт.
Вопреки церковным канонам и светскому праву:
граждане не равны перед законом и судом;
суд закрытый, гласности нет;
нет презумпции невиновности.
общество не допущено в суд;
подсудимый лишён права на отвод судей;
нет права на защитника;
присутствие сторон не обязательно.
состязательности сторон нет,
судья совмещает исполнительную и судебную власть, а также функции обвинителя.
В таком суде действует не правосудие, но произвол и осуждение невиновных.
Екклезиологическое неравенство епископа с клиром и мирянами разрушает единство Тела Христова. Учредительные документы РПЦ не считают епископа к «членам церкви». Приватизируя правовую власть, епископат подавляет клир и мирян, лишая свободы – обязательного условия любви, вне которой не обитает Дух Божий и не действует дух человеческий. Тот же формализм и подавление церковная миссия понесёт в гражданскую жизнь.
Клерикализация приносит тактические успехи РПЦ, нагнетая напряжённость отношений с обществом и другими конфессиями. Симфония нерушима, пока государство оказывает силовую и финансовую поддержку МП. Так будет недолго. Бюджетные вливания имеют положительные и негативные последствия. Материальная зависимость от государства, а не от прихожан, снижает интерес иерархии к пастве, в которой РПЦ всё меньше нуждается. Надежда на Промысел Божий подменяется надеждой на сильных мира сего, и Бог становится лишним. «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в них нет спасения (Пс. 146, 3). Тактические успехи временны и чреваты стратегическим проигрышем в ближайшем будущем.

Comments

( 45 комментариев — Оставить комментарий )
pingback_bot
6 дек, 2010 16:42 (UTC)
<b>Опыт реституции</b>
User vidjnana referenced to your post from Опыт реституции saying: [...] реституции завершает второй этап: возвращённая недвижимость распродаётся в пользу частных лиц". [...]
pingback_bot
6 дек, 2010 16:44 (UTC)
Когда Бог - третий лишний
User mikha_el referenced to your post from Когда Бог - третий лишний saying: [...] ные плоды. Бог бескорыстен и выражает Свою волю заботой о человеке (Ис.10-20). читать полностью [...]
forestier
6 дек, 2010 16:51 (UTC)
Вы пишите совершенно правильно. Очень хорошо, что есть среди священно служителей те, кто являются настоящими пастырями, а не безнисменами, и кто может, открыто заявить о том, что происходит с Церковью. Но таких крайне мало и становится всё меньше. Вопрос в том, что нам можно делать в такой ситуации, как изменить её, как бороться с несправедливостью?
adelgeim
7 дек, 2010 14:32 (UTC)
как бороться с несправедливостью?
Нам заповеданы два средства борьбы с несправедливостью: свидетельствовать о ней и не участвовать в ней, даже если придётся лишиться имущества и жизни. Стояние за Истину до смерти всегда понималось, как следование за Христом, взяв крест Его. Отсюда неизбежность мученичества. Христиане не искали мученичества и не уклонялись от него. Несправедливость победить нельзя, пока действует сатана и люди служат ему. И всё-таки, Победителем будет Христос:
"в мире скорбны будете: но дерзайте, яко Аз победих мир" (Ин.16,33).
(без темы) - forestier - 7 дек, 2010 15:26 (UTC) - Развернуть
raspak
6 дек, 2010 18:14 (UTC)
Примитивные мозги школяра-образованца не позволяют понять, что в средние века не было паспортов, телефонов, радио, интернета. Не было даже географических карт. Принадлежность к церкви означала гражданство. Крещение - выдача паспорта или вида на жительство. Церковь и собирала налоги, и регистрировала, и была военкоматом. Церковь и есть государство. Симфония между церковью и государством означает симфонию между телом и головой.
adelgeim
7 дек, 2010 14:00 (UTC)
Церковь и есть государство.
Церковь и государство - два разных образования. Основатель Церкви, Христос, чётко разделил эти два образования, чтобы их не смешивали: "Воздайте кесарево кесарю, а Божие Богу". Это произошло не в средние века, а в начале первого тысячелетия по Р.Х.
romanierey
6 дек, 2010 18:35 (UTC)
Спасибо, отче. Спокойно и без эмоций.
skundel
6 дек, 2010 19:08 (UTC)
Ах, отче! Вы упорно ищите правды и справедливости в системе, созданной и функционирующей по совсем другим законам. Вы и сами это умом понимаете, только сердцем принять не хотите.
adelgeim
7 дек, 2010 14:08 (UTC)
сами это умом понимаете
Но понять мало, Спаситель велел свидетельствовать о зле. "Отвеща ему Иисус: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле" (Ин.18,23). Свидетельство о зле является служением Богу по заповеди Иисуса Христа
svonnik
6 дек, 2010 20:08 (UTC)
Отче! Просмотрел Ваши фотографии.Там,где Вы после освобождения из узилища.Глядя на это фото, мне Вас пронзительно жалко.Система осталась та -же.Архиереи те- же.
Вы и сами это умом понимаете, только сердцем принять не хотите.



adelgeim
7 дек, 2010 08:56 (UTC)
Архиереи те же.
Увы, архиереи далеко не те. Тех архиереев встречать нынче не приходится.
flavianos
6 дек, 2010 21:42 (UTC)
А зачем?
Вот интересно - зачем церковному суду всё это:

- гласность;
- присутствие общественности;
- право на отвод судей;
- наличие защитника;
- состязательность сторон;

если церковный суд по сути своей - это несколько помощников епископа, которые помогают ему разобраться в сложных или спорных ситуациях?

Больше от церковного суда ничего не требуется. Он просто так называется - суд. А по сути своей (в пределах епархии) это то, что я выше описал.

Ответственность за свои решения епископ всегда нёс перед Богом. Так было всегда. Неужели этого недостаточно?

Ну, административно - перед Синодом и Патриархом. Но главный Судья - Сам Господь Бог. Вот и всё.
adelgeim
7 дек, 2010 08:46 (UTC)
А затем, что
всё это – открытость, состязательность, право на отвод судей – нужны правосудному суду и тем, кого он судит. Это требование Божественного Откровения, которое выражает как Ветхий Завет, так и Христос в Евангелии. Это требование церковного предания -святых отцов и канонов. Суд – не «просто так называется». Это название обязывает к правосудию, а если правосудия нет, то суд ни к чему – это «соль несолёная, которую выбрасывают вон, на попрание людям». Ответственность перед Богом – это главное, если епископ имеет совесть, правильное понимание задачи, своего служения и много чего другого. А где гарантия, что епископ всё это имеет? Акт хиротонии – это не преображение на Фаворе. Хиротония не меняет человеческую природу: не наделяет образованием, умом, непорочной совестью, верностью и проч. добродетелями. Хиротония не преображает и не делает человека новой тварью. Епископ остаётся при всех человеческих недостатках, если не трудится над их преодолением.
Епископ может выносить неправедные решения, как и любой другой судья, решения которого гарантируют в некоторой мере все эти принципы. Неправедных решения судей ломают человеческие судьбы, губя тех, ради спасения которых умер на кресте Христос
(Удалённый комментарий)
ivar
6 дек, 2010 23:19 (UTC)
Грустно все это, и Господь знает, как это можно изменить. Вспоминая Черномырдина, "что бы ни строили, все равно получается КПСС"... может, просто ментальность такая. На Западе падают в одну крайность, на Востоке в другую.
adelgeim
7 дек, 2010 15:02 (UTC)
"Что ни строй, получается КПСС"
Потому, что задача остаётся прежней: власть, имущество и пиар, а все благие слова оказываются демагогией. Если задача прежняя, наиболее эффективным для её достижения остаётся прежний аппарат остаётся. Как ни перестраивай, если принципы не поменять на евангельские, неизбежно получится КПСС. Когда-то говорили, что «социализм с человеческим лицом» не получится. Если крокодила наделить человеческим лицом, он сдохнет с голода. Человеческое лицо не обеспечит его прожорливость.
pingback_bot
7 дек, 2010 17:11 (UTC)
свершилось (4) - отмена функционального назначения рели
User altsarev referenced to your post from свершилось (4) - отмена функционального назначения религиозного имущества и выселение граждан saying: [...] нная недвижимость распродаётся в пользу частных лиц" http://adelgeim.livejournal.com/56687.html [...]
vikyakov
8 дек, 2010 16:15 (UTC)
Церковь не гонимая
Итак,история знает, как крепла Церковь в горниле гонений, знает, как слабела, забывая о своем предназначении, в сладкопевных симфониях с государством. Но вот, отче, вопрос: какой же должна быть Церковь, чтоб не уронить свое призвание, не растерять "солёность" в эпоху, когда государство к ней благоволит и само ищет союза с ней?
adelgeim
9 дек, 2010 10:01 (UTC)
Какой должна быть Церковь не гонимая.
Трудно указать периоды, когда церковь не была либо гонительницей, либо гонимой. Прежде всего, я бы возразил против слова "церковь", ибо аппарат церковной власти, находя поддержку в государственной структуре, перестаёт считаться с мнением церковного народа. Аппарат включает незначительную часть церкви - это десятки епископов и функционеров, занимающих должности. Тысячи и тысячи народа Божия обычно устранены от решения всех проблем. Аппарат власти не интересуясь мнением народа Божия. Он опирается не на церковь, а на аппарат государственной власти и устанавливает с ним отношения, которые полезны не церкви, а выгодны лично церковным чиновникам разного ранга. Если говорить по существу проблемы отношений церковь-государство, то главной ценностью социального служения церкви является её моральный авторитет, на который государство может опираться в своей заботе о народе и его сохранении. Если государство ставит перед собой другие задачи, а церковь не отступает и остаётся верной своему служению, возникает конфликт интересов и церковь становится гонимой. Первым условием отношений является готовность обоих сторон заботиться о народе. Конфликт между ними возникает, когда любая из сторон уклоняется от своей прямой задачи. А если они обе уклоняются, то полная гармония и любовь между ними ведёт к неизбежному конфликту с их народом.
osvag
8 дек, 2010 22:39 (UTC)
Да, всё правильно Вы написали.

Кстати, вот, Вы там и нашу РПАЦ упомянули. Так я имею сромную возможность продемонстрировать, как именно у нас отнимаются храмы: http://osvag.livejournal.com/25558.html
pingback_bot
15 дек, 2010 15:48 (UTC)
Нерентабельные храмы под склады или снос?
User off_roader referenced to your post from Нерентабельные храмы под склады или снос? saying: [...] я недвижимость распродаётся в пользу частных лиц..." http://adelgeim.livejournal.com/56687.html [...]
( 45 комментариев — Оставить комментарий )