?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В силу значительного объёма отвечаю на последний комментарий fi618 в новом посту:
Учредительный документ "Положение о церковном судопроизводстве РПЦ" (ст.3,1-2) вводит в екклезиологию РПЦ неопределённость власти епископа. Этот документ объявляет епископа источником судебной власти, которая «проистекает из его канонической власти в епархии РПЦ. Документ сообщает, что полнота судебной власти "принадлежит" епископу и "проистекает" из его канонической власти. Устав РПЦ уточняет, что «архиерей пользуется всей полнотой иерархической власти в делах веро- и нравоучения, священнодействия и пастырства» (Гл.10, ст.11). Возникает путаница.
Какую природу имеет власть епископа? Сакральную? Правовую? Обе вместе?
Во-первых, если из епископа проистекает благодатная власть, епископ признаётся источником благодатной, т.е. божественной власти. Эту власть не только конфискуют у Бога с передачей в собственность епископу, но епископ сам признаётся источником благодати, которым до сих пор в церкви именовали Святого Духа - «Источника благ и Подателя жизни». Трудно поверить, что церковные документы признают епископа богом.
Во-вторых, может быть "Положение" признаёт епископа источником правовой власти? «Отказавшись от евхаристического источника власти епископа, церковное сознание должно было заимствовать из эмпирической жизни принцип права для обоснования власти епископа, т.к. иного начала для власти епископа в самой церкви нельзя найти. Самая большая перемена, которая произошла в церкви, заключалась в том, что границы местной церкви стали определяться границами власти епископа, основанными на принципе права. Идея правовой власти епископа привела к установлению правовых отношений между ним и членами его церкви...В результате длительного исторического процесса иерархическое служение, вытекающее из самого существа Церкви получило обоснование, которое вообще не содержится в Церкви» (прот.Н. Афанасьев «церковь Духа Святого», Рига 1994, стр.296). По мысли о.Николая, правовая власть вообще не имеет основания в церкви. В Церкви, как любви, может действовать только власть любви. Всё, что не имеет основания в любви, чуждо церкви. В церкви используют институт права, который имеет не церковную природу. Источника права в церкви нет, и не может быть. Корни права остаются вне церковных пределов. Признавая епископа источником правовой власти, РПЦ становится правовым институтом, и суд её становится не церковным. Он утверждается не на любви и благодати, а только на праве. «Не отвергаю благодати Божией, а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2, 21).
В-третьих, любовь и благодать в "Положении" не упоминаются. В этом нет ничего удивительного, если власть, утверждённая Положением, не предполагает основания в любви и Боге. Удивительно, что «Положение» не рассматривает и не употребляет понятий:«право», «правосудие» и «справедливость». Без этих понятий «суд» и «судопроизводство» теряют конкретный смысл. Каждый может понимать их, как захочет.
Если «полнота власти епископа», которая из него «проистекает», не имеет оснований ни в любви, ни в праве, то для неё остаётся только одно обоснование – воля и мнение самого собственника власти - епископа. Так мы приходим к своеобразному пониманию власти епископа, не обоснованной ничем, кроме его личной прихоти. Возникает «личный произвол», возведённый в ранг церковной власти. Слишком много в церковных документах богословски не осмысленных и недосказанных мыслей, чтобы сделать бесспорные выводы. Но почва для сомнений и несогласий подготовлена основательно.
Что касается нового понимания пневматологии и практического применения в епархиальной практике, которое Вы назвали «глупостью», церковные документы такой теории не высказывают. Епископы многократно запрещают и разрешают клирика, анафематствуют кого хотят из обиды или раздражения, лишают сана, нарушая все требования Устава, Положения и Социальной Концепции. Не поминаю каноны, ибо с ними никто не считается. Преступления оправданы невежеством. Епископы не понимают канонического смысла собственных поступков. Они не понимают, что действует Святой Дух, оставляя епископу лишь свидетельствовать Его волю и действие. Если епископ выдаёт собственное желание за волю Божию, он лжесвидетельствует. Напротив, епископ полагает, что он выносит решение, а Святой Дух исполняет волю епископа, как "золотая рыбка" исполняла желания старика со старухой. Перемешав сакральную власть с правовой, епископ млеет от сознания своего социального могущества и власти над Святым Духом.

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
sergey_nikol
17 дек, 2010 06:50 (UTC)
"Источника права в церкви нет" ?
"По мысли о.Николая, правовая власть вообще не имеет основания в церкви. В Церкви, как любви, может действовать только власть любви. Всё, что не имеет основания в любви, чуждо церкви. В церкви используют институт права, который имеет не церковную природу.
Источника права в церкви нет, и не может быть. Корни права остаются вне церковных пределов."

Мне кажется, что мысль о. Николая выглядит справедливой в отношении Церкви(на небе) и спорной для церкви(на земле).
Почему право "не имеет основания в любви, чуждо церкви"? Основание Декларации прав человека – ненависть к нему ? Мне кажется, что это совесть подсказывает мысль о том что человек для человека изначально свободен и невиновен. Да и наказания предусматриваются с целью оградить людей от ещё большего зла, а не для того чтобы просто их карать.
Поясните пожалуйста.
adelgeim
17 дек, 2010 09:07 (UTC)
"Источника права в церкви не может быть"
В церкви применяется право, но корни его остаются за пределами церкви. Так виноград имеет корни в одном саду, а лозы его могут быть далеко за чужим забором и плодоносить виноградные кисти. "Декларация прав" порождена заботой о человеке, но секулярной, а не церковной. Церковь не нуждается в праве, пока пребывает в любви. Право всегда приходит взамен любви, когда любовь оскудеет. Так семья, члены которой живут в любви друг к другу, в праве не нуждается, пока все заботятся друг о друге и служат взаимно. Как только любовь меж ними исчерпалась, начинают выяснять отношения и распределять обязанности, кто что должен делать. Семье лучше пребывать в любви, но если любовь угасла, можно строить свои отношения на праве. Христос нигде не проповедует право, так же как нигде не указывает меру любви, а только её предел:"будьте совершенны, как Отец ваш небесный". Или когда заповедует любить врагов и прощать долги, указывает:"будьте милосердны, как отец ваш небесный". Зачем право, если следует любить врагов и прощать долги? Конечно, в РПЦ, где любовь иссякла необходимо опираться на право. Но право в ней тоже исключено. Ни один документ не говорит о праве. Все документы утверждают только неограниченную власть епископа, основанную на его чувствах и желаниях. Потому она не ограничена, что вся остальная церковь лишена каких-либо прав. Власть, не основанная на праве, а на произволе правящего превращается в диктатуру, в тиранию, а может привести к хаосу.
sergey_nikol
17 дек, 2010 13:00 (UTC)
Re: "Источника права в церкви не может быть"
Согласен с Вами, отец Павел. Спасибо.
Теперь осталось выяснить что делать чтобы исправить это положение в церкви. Как на Ваш взгляд, возможно ли это вообще ?
adelgeim
17 дек, 2010 20:40 (UTC)
"Источника права в церкви не может быть"
Отвечаю в следующем посту. Объём опять велик.
fi1618
17 дек, 2010 12:42 (UTC)
Не все так просто
Не смог поместить комментарий за в вашем ЖЖ и поместил в своем.

http://fi1618.livejournal.com/2411.html
opiano
21 дек, 2010 14:03 (UTC)
Описанное вами, батюшка, заблуждение, как мне кажется, как раз и произошло от того понимания епископом СЕБЯ как церкви, которое вы так же метко описали. Т.е. не епископ ведёт себя согласно ошибке Устава, а Устав испорчен ошибками написавших и утвердивших СВОЮ НРАВСТВЕННУЮ ЕРЕСЬ епископов.
Патр. Сербский Ириней, епископ орловский Пантелеимон беззастенчиво попрали посещением иудейского сборища и поздравительным участием в их празднике КАНОНЫ, наверное, по причине зараженностью описанной вами нравственной и догматической ересью "о себе любимом как о полноте".
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я
adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner