?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что и как делать ?

Подлинная жизнь в церкви возможна при условии, что церковь является организмом Христа, она - Его Тело, связывающее нас всех во Христе. Живые клетки нашего тела связаны в органическое единство общей жизнью нашего тела. Вот и мы живём жизнью Христовой, пребывая в организме Его плоти. Тело Христово - Церковь основана на камне. "Камень же бе Христос" и «Никто не может положить иного основания паче лежашего». Жизнь Христова, как всякая жизнь имеет и содержание и формы, адекватные содержанию. Церковь описана в Символе Веры, как "единая, святая, соборная и апостольская". Эти четыре признака нельзя отменить, но можно исказить их понимание так, что описанная структура не будет церковью Христа. Единство можно отнести только к аппарату власти, а соборность понять географически. Возникает другая структура с другими ценностями и задачами, а главное, в ней не будет жизни Христовой. Её могут называть прежним именем "церковь", но она не будет Христова, если жизни Христовой в ней не будет. Организм можно заменить организацией. Формы сохранятся, а жизни не будет. Организация станет трупом организма. Это предисловие.
Изменить что-то можно либо насилием, либо законом. Законная власть тоже может действовать нелегитимно и употреблять насилие. В церкви не должно быть насилия. Кто определит: законны действия власти или нет? Власть может объявить законными такие принципы управления, которые обеспечат её правомочие, как бы она не нарушила традицию: шеф всегда прав.
Нелегитимные действия законной власти ограничены канонами и контролем действий каждого христианина. Контроль за клириками осуществляет епископ. Мирян можно сбросить со счетов, поскольку они в церкви не числятся, и активность не проявляют. Кто осуществляет контроль за епископом, которому принадлежит полнота власти? Никто.
Может епископ злоупотребить властью? Может, теоретически и практически.
Что делают в этом случае клирики и миряне? Ничего, терпят и смиряются.
Епископ в одном лице администратор и судья, его решения окончательны. Жаловаться некому. Светская власть не вмешивается. Епископ делает всё, что захочет в личных интересах. Может безнаказанно уничтожить - не убить, но ликвидировать – любого клирика и любой приход. Власть епископа не ограничена правом. Клир и народ бесправны. Другие епископы не вмешиваются. Здесь круговая порука.
Епархия не выбирает епископа, его назначает Синод. Приход не выбирает священника, его назначает епископ, и т.д. Такое положение разрушает важнейший признак церкви – соборность. Соборность означает, что в церкви все одинаково значимы, все участвуют в принятии решений, все несут равную ответственность за поступки – так говорят каноны. Такое положение неудобно для власть имущих. Они хотят управлять, ни за что не отвечая. Они поступают, как им нравится, как им выгодно, не считаясь с паствой, которая всегда виновата. Имеют ли пастыри долг перед паствой? Имеют:
«Так говорит Господь Бог: горе пастырям, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам, и никто не ищет их.
Пастыри, выслушайте слово Господне. Живу Я!- Говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря остались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, а пастыри не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя. Так говорит Господь Бог: вот, Я –на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пасти себя самих, и исторгну овец из челюстей их.
Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих, и буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу, и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» (Иез. 34, 2-16).
Христос возлагает на пастырей ещё более серьёзную ответственность:«Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.10,11). Что делать, всем ясно: вернуться к соборной церкви. Есть Устав, принятый Священным собором 1917-18 года. Он определяет
контролирующая власть, участие клира и мирян на всех уровнях власти, выборность епископов и священников. В этом Уставе действует соборный дух.
Новый Устав исключает соборность. Вопрос не в том, что делать, а в том, как восстановить соборность? Клир и миряне не правомочны, епископов существующее положение устраивает. "Невозможное человекам возможно Богу"(Лк.18,27).

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
sergey_nikol
18 дек, 2010 12:40 (UTC)
"Клир и миряне не правомочны"

Но если право - категория не церковная, тогда надо действовать по совести - разогнать невыбранных епископов и поставить выбранных. И будет соборность.
Вот я раньше недоумевал, как на Западной Украине прихожане прогоняли неугодных священников. А когда познакомился с некоторыми из них, то засомневался - а стоило ли их таких терпеть в качестве пастырей. Нет, наверняка были перегибы и со стороны националистов… Но речь о другом, – нужно ли терпеть у себя на приходе назначенного заведомо недостойного пастыря. Это будет смирение перед Богом или что-то другое(теплохладность например)?

(Отец Павел, Вы уж лучше не отвечайте, а то флавианы опять по судам затаскают)
bokachev
18 дек, 2010 18:06 (UTC)
Это же просто риторика - "разогнать". Это власть, приедет ОМОН и всех повяжет. При попытке сопротивления жестоко изобьют в кровь. Организаторов посадить на волне "борьбы с эксремизмом". Вы лично готовы ко всему этому, к серьезным переменам в Вашей собственной жизни?
sergey_nikol
18 дек, 2010 22:05 (UTC)
Согласен. "Разогнать" - плохое слово и вообще я против насилия. Но наверно есть какие-то более приемлемые мирные способы борьбы за порядок в церкви. А то "Клир и миряне не правомочны, а епископов существующее положение устраивает". И что ? Смириться с существующим положением дел и закрыть глаза на все безобразия внутри церкви ? Уповать только на Бога, что Он пошлёт нам мудрого и честного патриарха который всё сам реформирует ? Ну хорошо, если Богу так угодно, то не вопрос... А если нет ?
Мне кажется, что христианам нужно и свидетельствовать об истине, и неправду обличать. Но, наверное, нельзя утверждать свою правду силой. Только словом.
zetovtom
20 дек, 2010 10:40 (UTC)
церковь и выборы
Ясность, к сожалению, есть. Продолжение этой "ясности" - решение участвовать в выборах. Утихли споры о "сервилизме" Патриарха Сергия, страдавшего вместе со всеми в чудовищном государстве и теперь без всякого понуждения (то, что есть сегодня - не понуждение со стороны власти, а, скорее, разрешение любить себя) мы готовимся к будущему усмирению нарастающего в людях протеста. Это уже было! Когда новые разрушители поведут народ громить храмы эти семена прорастут.А плоды все видели. Но не все, к несчастью, помнят.
Да не будет...
opiano
22 дек, 2010 18:22 (UTC)
Что тут скажешь? Правду батюшка говорит. Только за эту правду награждают неправдой (оговором), да так, что никто потом - ни епископы, ни прихожане, ни захожане твоей во Христе правдой жить не станут. Мне кажется, что доверять выборы епископа можно только тем приходам, которые ценят мир не "любой Ценой", а во Христе, что станет видно по тому, как приход отреагирует на клевету в сторону своего патстыря, например. Если, к примеру,"не наше дело", "как скажет начальство", "лишь бы меня не трогали, я пришла помолиться", то выборы таким доверять опасно: они будут выбирать не во Христе, а по прихоти своей. Если же им неважным было что сделает патриарх, епископ, настоятель с ними, лишь бы им правдой Христовой остаться, пусть и "в пещерах", то таоквые искушены, значит, могут и искушаемым помощи во Христе всем ищущим ЕГО Помогающем.
СпасиБог вас, батюшка, за слово трезвое.
batushkaroman
3 янв, 2011 19:33 (UTC)
может интересно про каноны
Батюшка, добрый вечер.
Вот делаю сайт про Византию.
Точнее:
"ВИЗАНТОЛОГ"
"Историко-правовые исследования Алексея Величко"
Вы не знакомы с трудами Алексея Михайловича ?

http://vizantolog.ru
adelgeim
4 янв, 2011 14:10 (UTC)
Вы не знакомы с трудами Алексея Михайловича ?
Не знаком, спасибо за ссылку, просмотрел блог. Нового не узнал, но прочёл с удовольствием.
( 8 комментариев — Оставить комментарий )