?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мне предложили высказать мнение о фильме "Остров" в связи с возникшей перепиской по теме. Проблему этого фильма я не уловил и замысел режиссёра не понял. В силу некомпетентности не могу оценивать фильм «Остров» с кинематографических позиций и объяснить, насколько достоверно и изящно форма выражает режиссёрский замысел. Сюжетная линия фильма, мне кажется, написана в духе «Житий святых» из цикла «Отечественных подвижников 18-19века». Только это не обычное «житие» конкретного святого. Это авторский сюжет, в который заложена современная мораль, как в некрасовской балладе: «Жили 12 разбойников, был Кудеяр-атаман».
Вопрос о достоверности событий и конкретной личности не стоит. «Жития святых» продолжают литературную традицию, указывая имя и характерный эпизод из жизни, идентифицирующий святого. Все остальные события в судьбе персонажа дополняются традицией, описывающей подвиги и служение, свойственные данному лику святых.
Фильм я смотрел давно и подробностей не помню. Человек совершил убийство командира, испугавшись смерти. Это грех против христианской морали и преступление против советского государства. Раскаяние приводит его в монастырь на острове. Там его принимают, и он выполняет самую чёрную работу, а по ночам молится Богу. Годами подвига он достигает благодатных даров Божиих. Исцеляет болезни и освобождает мучимых злым духом от власти тёмных сил, получает дар прозорливости и действенной любви. Всё заканчивается очень благополучно. Выясняется, что убийства он не совершил, и есть свидетель, подтвердивший, что он не преступник. Но монашеский подвиг оказался не напрасным и принёс богатые плоды духа. Как пишет псалмопевец, «дивен Бог во святых своих». Думается, этот фильм должен познакомить современного человека с житийной традицией и показать, что чудеса ещё случаются.

Comments

( 43 комментария — Оставить комментарий )
chervinskij
20 дек, 2010 14:30 (UTC)
Вот только остаётся за кадром ответ на вопрос: Какая была бы концовка, если бы убийство оказалось бы реальным?
и достиг бы герой "благодатных даров Божиих" в этом случае?
Этот фильм - насквозь фальшивый сентиментальный слёзовыжимательный лубок.
vnuk_katona
20 дек, 2010 23:37 (UTC)
Re: фальшивый лубок
"Фальшивый сентиментальный слёзовыжимательный лубок" - это можно читать в одно слово?

Или существуют нефальшивые слезовыжимательные лубки?

Верно ли, что всякое усилие художника (живописца, музыканта, певца, литератора, поэта, рассказчика ...), направленное на возгревание сердечного умиления, является фальшивым лубком?

С ув.,
ВК
a_hramov
20 дек, 2010 14:31 (UTC)
Все не так просто.
Старец, наделенный даром "прозорливости", десятилетиями кается в грехе, им не совершенном. Более того, если бы даже Анатолий действительно убил Тихона - это трудно назвать грехом. Он сделал это под принуждением, фактически под пыткой, и без пользы для себя.
И без вреда для Тихона - его бы все равно убили.
И наоборот, его реально греховные поступки - издевательства над о. Иовом, внесение смуты в монастырскую жизнь - им вовсе не раскаиваются, или раскаиваются нарочито шутовски-юродски, и вряд ли с истинным чувством.
Уж про его весьма странный экзорсизм и бесообщение - я и вовсе не говорю. В общем, сложный фильм получился. Может, даже против воли создателей.
opiano
22 дек, 2010 18:38 (UTC)
Может, именно этот смысл создатели фильма и не прорисовывали нарочито, но для меня было важным, что НЕНАПРАСНО от глаз Анатолия было сокрыто то, что Бог его спас сохранением жизни Тихону. А ведь Анатолий согласился убить(убил "в сердце своем"). Знал бы Анатолий, что не убил, то бы не пошёл, быть может, в монастырь. Герой-Тихон вон каой бедой до Бога добрался- через страдания дочери.
А нам важно увидеть, что и Тихоне, и о Анатолии - о всех Бог промышляет ко спасению особыми Ему ведомыми путями.
(без темы) - a_hramov - 22 дек, 2010 19:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - opiano - 22 дек, 2010 20:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_hramov - 22 дек, 2010 20:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - opiano - 23 дек, 2010 07:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_hramov - 23 дек, 2010 16:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - opiano - 24 дек, 2010 06:38 (UTC) - Развернуть
fi1618
20 дек, 2010 14:47 (UTC)
Остров это портясающий фильм
Остров, мною воспринят как потрясающий фильм. Я малоцерковный человек, но на таких как я, фильм произвел потрясающее впечатление.
«Более того, если бы даже Анатолий действительно убил Тихона - это трудно назвать грехом.»
С данной позицией никак нельзя согласиться. Если перевести ситуацию с выстрелом в Тихона на язык уголовного кодекса, то эта ситуация была бы квалифицирована как убийство, но не как «крайняя необходимость», все же в УК и раньше и сейчас заложен принцип «сам погибай, а товарища выручай».
Кстати, от прозорливого чудотворца монаха Анатолия Бог почти до смерти скрывал, что Тихон жив.
Все бы ничего, если бы Петр Мамонов не взялся бы играть Ивана Грозного—получилось Отец Анатолий на царстве. С одной стороны грустно, а с другой глупо.
a_hramov
22 дек, 2010 19:50 (UTC)
Re: Остров это портясающий фильм
Остров это портясающий фильм
От слова "портянки"? :)
С данной позицией никак нельзя согласиться. Если перевести ситуацию с выстрелом в Тихона на язык уголовного кодекса, то эта ситуация была бы квалифицирована как убийство,
Был ли у Анатолия реальный умысел убить Тихона? Реальное осознаное намерение? Не факт. Во всяком случае, в фильме не видно, что Анатолий действительно решился убить Тихона для спасения себя. Может, так оно и было, по замыслу сценаристов, но показать это на экране не удалось.
theodorich
20 дек, 2010 16:23 (UTC)
На мой взгляд, насколько хорош фильм "Такси блюз", настолько неинтересны последние фильмы Лунгина-Мамонова "Остров" "Царь". Начали за здравие, кончили как обычно. Надеюсь, что они еще смогут что-нибудь хорошее создать.
alexandrshulgin
20 дек, 2010 16:41 (UTC)
а чего может быть в продуктах киноиндустрии полезное? ничего
Это чистой воды симулякры. Посмотрел и кажется что понял суть.
А что касается такой тонкой материи как Духовное.то ведь большинство посмотрев подумало ,что вот.теперь они понимают как и что там в РПЦ или в жизни Духовной
Я специально не разбираю это киноваяние .чтобы не скатываться в мелочи
Кинопродукт не является Культурой, точнее сказать Культурным Актом , кино это искусство ,и в этом оно искусно преуспевает , создавая ощущения "как бы знаний". Повторюсь, как бы знаний,а не именно знаний.
vaysburd
21 дек, 2010 11:12 (UTC)
Это зависит от содержания. Кино само по себе не хорошо и не плохо. Оно просто довольно высокая трибуна (или даже кафедра), с которой можно сказать много хорошего (в т.ч. проповедовать Христа), а можно и показывать голую $#@&. Кинематограф просто многократно усиливает как одно, так и другое.
(без темы) - alexandrshulgin - 21 дек, 2010 12:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vaysburd - 21 дек, 2010 12:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexandrshulgin - 21 дек, 2010 14:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vaysburd - 21 дек, 2010 15:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexandrshulgin - 21 дек, 2010 20:37 (UTC) - Развернуть
dolzhnik
20 дек, 2010 17:17 (UTC)
На четверть или на треть сценарий этого фильма скомпонован из отрывков (причем дословных) житий блаженного Феофила Киевского и преподобноисповедника Севастиана Карагандинского.
andudarev
20 дек, 2010 18:55 (UTC)
По-моему, "Остров" - просто теплый и веселый фильм. Из тех, что затрагивают церковную тематику таких почти не встретишь... Главное, что в этом фильме удалось изобразить Лунгину, так это то, что святой может быть одновременно жизнерадостным и простым человеком, а не вылитым в бронзе памятником самому себе. Кроме Мамонова замечательно играют Сухоруков и Дюжев.
a_hramov
22 дек, 2010 19:59 (UTC)
Кроме Мамонова замечательно играют Сухоруков и Дюжев.
Да, это бесспорно. Вся тройка оттянулась по полной. Дюжев мне вообще кажется актером довольно плохим и шаблонным - он абсолютно одинаков что в Бригаде, что в Жмурках, что в Предстоянии. Но тут ему удалось местами как-то развернуться и сыграть сильно. Сухоруков мне казался заложником своих "характерных" ролей - а тут сыграл внезапно сильно роль драматическую.
fi1618
21 дек, 2010 10:09 (UTC)
Описываемые вами чудеса не нуждаются в рациональных аргументах. Так все старцы делали, говорили "что и как сделать" не аргументируя "Почему?" и что "что будет?"
Мазанье ручки сажей не мелкая пакость, а действие с определенной целью, по приципу "Дух веет, где хочет". В принципе, никакого, как выв выразились "хамства", мне увидеть не удалось. Может быть цель была более глобальна, чем кто то способен увидеть
(без темы) - vaysburd - 21 дек, 2010 11:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fi1618 - 21 дек, 2010 11:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vaysburd - 21 дек, 2010 12:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fi1618 - 21 дек, 2010 13:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vaysburd - 21 дек, 2010 15:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fi1618 - 21 дек, 2010 21:40 (UTC) - Развернуть
opiano
22 дек, 2010 18:39 (UTC)
Мню
Может, именно этот смысл создатели фильма и не прорисовывали нарочито, но для меня было важным, что НЕНАПРАСНО от глаз Анатолия было сокрыто то, что Бог его спас сохранением жизни Тихону. А ведь Анатолий согласился убить(убил "в сердце своем"). Знал бы Анатолий, что не убил, то бы не пошёл, быть может, в монастырь. Герой-Тихон вон каой бедой до Бога добрался- через страдания дочери.
А нам важно увидеть, что и Тихоне, и о Анатолии - о всех Бог промышляет ко спасению особыми Ему ведомыми путями.
wondelry
23 дек, 2010 17:03 (UTC)
Всем привет!
Всех вам всем благ!
rysskiy_inok
18 сент, 2016 12:48 (UTC)
Люди , Православные ! О , чем вы вообще говорите , данный фильм "Остров" является ничем иным ..как чистой воды "Католичеством " "прелестью" "бесовщиной" Ни выполнение церковного устава , чудеса по расписанию , надуманные театральные диалоги ...псевдоСвятость...
Доктор богословия, профессор МДАиС Алексей Ильич Осипов в своей книге «Путь разума в поисках истины» указывает: в оценке случаев экзорцизма необходимо руководствоваться прежде всего мнением святых отцов, а отцы утверждают, что таким опасным делом могут заниматься исключительно святые люди, которые не только победили в себе страсти, но и получили от Бога соответствующий дар. В послании Климента Римского (I век) «О девстве» аскетам-экзорцистам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания». Авва Питирион: «Кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит».
rysskiy_inok
18 сент, 2016 12:55 (UTC)
При этом, по словам святых отцов, бесы могут изображать страх перед отчитывающими «старцами», публично называть их святыми, вводя в обман и самих «старцев», и простодушных верующих. Результаты бесовской лжи плачевны. У прп. Иоанна Кассиана Римлянина на этот счет имеется предупреждение: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что горят и бегут из тел тех, где они пребывали, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают». «…Уже большое число трагических случаев произошло с теми, кто прошел отчитывание, — пишет профессор Осипов. — И можно лишь глубоко сожалеть, что не ведется никакой серьезной работы по наблюдению за этой псевдоцерковной деятельностью».

Сейчас в некоторых регионах такая работа проводится. Например, в Сумской епархии приходским священникам запрещено отчитывать без благословения правящего архиерея. Как нам объяснили в епархиальном управлении, такое решение было принято в связи с тем, что отчитки превратились в своего рода туристический бизнес — околоцерковные предприниматели начали организовывать паломнические поездки в монастыри, где практикуется экзорцизм.
( 43 комментария — Оставить комментарий )