?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сиротство в Библии не поставлено в качестве проблемы. (Кроме прямого завета пророка Исаии «защищайте сироту» Ис.1,17). Ни в Ветхом, ни в Новом Завете. Откровение Бога направлено на отношения с человеком, как личностью,независимо от социального положения. Перед Богом всегда стоит не куча народа, а человек. Прежде всего, человек как личность, способная к общению с Богом.
Социальная жизнь начинается сотворением человека, его жены, рождением детей: «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.1, 27-28).
Поселив человека в Едеме, сказал Бог: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». Третьим актом становится рождение детей. Так возникает первое звено общества, которое мы называем «семья». По замыслу Бога семья должна пребывать во взаимной любви и не распадаться.
Грехопадение повредило замысел Божий о человеке. Грех повредил духовную и телесную природу человека. Грех является причиной разрушения семьи и приводит к сиротству. Страдания, болезни и смерть, повредив телесную природу человека, отнимают у него жизнь. Смерть отбирает родителей у детей и делает их сиротами. Сиротство является очередной издержкой обезбоженного мира и разрушает замысел Божий.
Таких издержек в современном мире много. Диагнозом этой болезни называют «грех».
В Ветхом и Новом Заветах мы находим исцеления от разных болезней и воскрешение мёртвых. Это происходит не в социально значимых масштабах, а всегда индивидуально, в личных отношениях между Богом и человеком. После грехопадения Адама и Евы Бог обращается не сразу к обоим, а к каждому из них поочерёдно, спрашивая о смысле поступка. После грехопадения Бог видит в человеке по-прежнему не народ, а личность.
Избирая для себя народ, Бог делает это в конкретной личности, в Аврааме. Иудеи осознают себя как единую семью, состоящую из лиц: «Мы дети Авраама».
Забота о сиротах, вдовах, больных и всех нуждающихся в сострадании и помощи высказывается как общий принцип милосердия к творению. Требование его исполнить всегда обращено к личности, готовой его исполнить.
Есть несколько слов в обоих заветах, касающихся сирот и вдов, как наиболее незащищённых в еврейском обществе. Они имеют более широкий смысл, нежели проблема сиротства: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овец и жиром откормленного скота, и крови телят, и ягнят, и козлов не хочу.
Кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои и являлись перед лицом Моим?
Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!
Праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас глаза Мои; Когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу их: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые дела ваши от глаз Моих; перестаньте делать зло;
Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят это». (Ис.1,11-20).
В Евангелии от Матфея Христос говорит: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18,10). Эти слова относятся не только к детям, а ко всякому человеку.
Традицию, свойственную Ветхому Завету, находим у апостола Иакова в Новом Завете:
«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1, 27).
Лежит на церкви социальная забота или она обращена только к личности? Один епископ сказал мне, что социальное служение не является задачей церкви. Оно обращено к человеку. Каждый священник или мирянин может брать на себя заботу о социальном служении, но такая забота является его личным деланием, а не задачей церкви. Социальным служением должно заниматься государство. Служить нуждам ближних заповедано христианину, но не церкви. Не знаю так это или нет. Моё мнение по этому вопросу пока не созрело.

Comments

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
ne_mov
1 фев, 2011 13:23 (UTC)
Я вот сегодня прочитал в новостях словосочетание "политика Церкви".
И вот если Ваше мнение, отче, созреет, и окажется противоположным "политике Церкви", что Вы будете делать?
(Удалённый комментарий)
adelgeim
2 фев, 2011 12:36 (UTC)
политика церкви.
Согласно решению Священного собора 16 августа 1918г,никто - ни епископ, ни клирик,ни мирянин не может высказывать свои политические взгляды от имени церкви. Ни епископ,ни клирик,ни мирянин не может преследовать церковными мерами за несогласие с его взглядами других членов церкви. Решение собора предоставляет мне свободу политических взглядов с правом высказывать их от своего имени и никому не навязывать. Мои взгляды могут не совпадать с мнением церковных начальников, и собор не позволяет им требовать от меня единомыслия.
bloggv
1 фев, 2011 13:52 (UTC)
Интересный вопрос Вы затронули!
Есть над чем поразмышлять.
Думаю (вспоминая историю избрания семи диаконов), что церкви заповедано социальное служение по отношению к членам общины.
vaysburd
1 фев, 2011 14:43 (UTC)
Это то бесспорно. Речь о служении обществу.
adelgeim
2 фев, 2011 12:27 (UTC)
история избрания семи диаконов
Эта история может быть понята в обоих противоположных смыслах:
1. На диаконов было возложено социальное служение: забота о пропитании общины.
2. Заботу об агапах, как литургическом действии нельзя признать социальной работой, как и само таинство Евхаристии. Оно совершается для всей паствы, но социальной работой в общепринятом смысле не является.
vaysburd
1 фев, 2011 14:42 (UTC)
ИМХО социальное служение - вполне дело церкви, хотя и не главное ее дело. Что же касается государства, оно должно обеспечивать некий социальный минимум для всех, остальное не его забота.

ЗЫ Вы не забыли про нашу конференцию? http://vaysburd.livejournal.com/295394.html
Приедете?
adelgeim
2 фев, 2011 12:09 (UTC)
Вы не забыли про нашу конференцию?
О Вашем приглашении помню, но не стану обещать приезд, учитывая свой возраст и местные проблемы.
evelbius
1 фев, 2011 15:54 (UTC)
Благодарю Вас, мне это очень ценно - работаю с сиротами.
Александр Андреев
1 фев, 2011 16:48 (UTC)
А как было до богоборческих времен большевиков?

Мне пришлось немного почитать по этому вопросу, потому что МП очень решительно начал проводить линию «социального служения».
Моего мнения на тему просто не было, но вот что я нашел из истории: «Дела благотворительности и милосердия – один из краеугольных камней Православной Церкви. С момента крещения Руси, со строительством храмов началось обустройство и учреждений призрения. По слову епископа Переяславского Ефрема (1091г.) началось строительство больниц "для безвозмездного врачевания всех приходских", получившее развитие с обустройством иноческой жизни и созиданием монастырей. Вся русская медицина вышла из них и первыми врачами были монахи. В царствование Иоанна Грозного в 1551 г. при составлении судебника была заложена новелла о необходимости попечения о нищих и больных. Светский тип врача и светская больница появились позднее.
В России 18-19 веков церковной благотворительностью были укутаны все нуждающиеся в ней. Помощь оказывалась и жертвам войн - солдатам, раненым, "военноувечным" и их семьям, недужным и престарелым. Получали ее нищие, безграмотные, сироты, безработные, погорельцы, люди во грехе - алкоголики, осужденные. Дела милосердия справлялись либо самими приходами и монастырями, либо обществами благотворительности, учрежденными при них. Церковь принимала самое активное участие в их работе: строила лазареты, больницы, «Божии дома» (приюты), где тяжелобольных, инвалидов, сирот и бездомных обслуживали сестры и братья милосердия из числа мирян-доброхотов или послушники монастырей. Открывались столовые, чайные, в которых все нуждающиеся могли получить питание по существенно сниженным ценам либо бесплатно. Создавались также производственные мастерские и церковно-приходские школы, в которых бесплатно обучали грамоте всех, кому это было нужно. Деяния эти – наглядное проявление плодов православного воспитания пасомых в духе милосердия и побуждения их к личной благотворительности.
И как пример личного служения – жизнь Великой святой княгини Елисаветы Федоровны.
Выходит, социальное служение - забота церкви тоже, и подумалось сразу, а как иначе, - это дела милосердия.
























[URL=http://www.vcq.biz/ ]christmas wallpaper[/URL], [URL=http://www.savetubevideo.com/ ]youtube[/URL]























[URL=http://www.freedownloadgames.name/ ]flash games[/URL], [URL=http://www.savetubevideo.com/ ]youtube[/URL]























[URL=http://www.vcq.biz/ ]3d wallpaper[/URL], [URL=http://www.savetubevideo.com/ ]youtube[/URL]























[URL=http://www.freedownloadgames.name/ ]nickelodeon games[/URL], [URL=http://www.savetubevideo.com/ ]youtube[/URL]























[URL=http://www.vcq.biz/ ]wallpaper download[/URL], [URL=http://www.savetubevideo.com/ ]youtube[/URL]























[URL=http://www.skepter.com/ ]craigslist[/URL], [URL=http://www.savetubevideo.com/ ]youtube[/URL]























[URL=http://www.pokerlass.net/ ]online poker room[/URL], [URL=http://www.savetubevideo.com/ ]youtube[/URL]























[URL=http://www.vcq.biz/ ]christmas wallpaper[/URL], [URL=http://www.savetubevideo.com/ ]youtube[/URL]























[URL=http://www.pokerlass.net/ ]playing poker[/URL], [URL=http://www.savetubevideo.com/ ]youtube[/URL]
adelgeim
2 фев, 2011 12:19 (UTC)
социальное служение
В истории церкви - византийской, российской, римской - социальное служение было и занимало значительное место. Всегда существовали два взгляда,наиболее выраженные в позициях преп.Нила Сорского и преп. Иосифа Волоцкого. У меня стоит вопрос не о том что было в практике, а о верности принципиальной задаче церкви. Кто верно понимал эту задачу, какие она имеет евангельские основания.
pingback_bot
2 фев, 2011 12:32 (UTC)
о сиротах и цели христианской жизни
User mikha_el referenced to your post from о сиротах и цели христианской жизни saying: [...] не церкви. Не знаю так это или нет. Моё мнение по этому вопросу пока не созрело. читать полностью [...]
adelgeim
2 фев, 2011 14:04 (UTC)
о сиротах и цели христианской жизни
Мне кажется, Вы правы в том, что необходимо правильно расставлять акценты.
( 12 комментариев — Оставить комментарий )