?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Как видно из комментариев к предыдущим постам, недоумение вызывает не каноническая ошибка, а признание её незначительности. Мелочь! Стоит ли беспокоиться по пустякам? Каноническое нарушение преемства первосвятительской власти не вызывает возражений. Церковному сознанию, развращённому каноническим нигилизмом, нарушение канона кажется мелочью, неспособной повлиять на качество церковной жизни. Нарушение канонов и законов формально закрепил Устав Прихода 2009 года. Общецерковный суд в 2010году не постеснялся нарушать каноны в ходе собственного судебного процесса. Пренебрежение канонами стало нормой церковной жизни. Отсюда растут корни волюнтаризма административной власти в церкви, закрепощение клира и бесправие народа Божия. Какие цветы и плоды вырастают из таких корней?
Митр.Сергий Старогородский оставил глубокий и спорный след в истории Российской Церкви. Споры касаются двух проблем, которые не следуют смешивать. Первой проблемой является законность его первосвятительской власти. Эта проблема к настоящему времени, когда сменилось уже четыре патриарха, по прежнему вызывает не только теоретический интерес, поскольку строительство дома начинается с фундамента, и апостол Павел предостерегает строителя быть внимательным к тому основанию, на котором строишь, если не хочешь, чтобы дом развалился. Митр.Сергий стоит в начале совершенно нового строительства церковной жизни в СССР. Св. патриарх Тихон завершил историю Православной Всероссийской Церкви (ПВЦ). Митр. Сергий открыл новую страницу церковной истории, положив начало церкви, вошедшей в историю с новым именем Русская Православная Церковь (РПЦ). По одной «канонической территории» текут разные русла одной реки: РПЦ, РПЦЗ, «непоминающие» и прочие. Каждое из них осознаёт себя единственным наследником ПВЦ. Разделение происходит как по политическим, так и по церковным причинам, нося черты раскола.
Возникает естественный вопрос: сохранилось ли неповреждённым преемство Высшей церковной власти между Православной Всероссийской Церковью и Русской Православной Церковью, представляющей себя её единственной правопреемницей? Единство РПЦ, которое подчёркивается титульной церковью в качестве своего главного достоинства, действительно является одним из догматических свойств Церкви, но не единственным! Само по себе единство недостаточно для определения Церкви, ибо ничего не говорит о своём качестве. Единство не гарантирует истину, святость и полноту, без которых не возможна Церковь. Эти качества открывают единство во Христе, восполняя Единство Апостольством, Соборностью и Святостью Церкви. Исходя из голого единства, можно построить всё, что угодно.
Например, единство армии формирует армейская дисциплина. Единой бывает политическая партия: КПСС, «Единая Россия» и прочие. Даже криминальные организации стремятся к единству, связывая своих членов кровью и насилием. Единство может иметь разное качество. Символ Веры определяет Церковь не одним, а четырьмя догматическими признаками. Вторым признаком Церкви является её Апостольство, то есть очевидно прослеженная преемственность иерархии от апостолов. Без апостольской преемственности церковь превращается в одну из множества религиозных организаций. Организация может быть и единой, и крепкой, и богатой, и сильной, связанной железной дисциплиной. Единство не является достаточным определением.
Христос спросил: когда приду, найду ли веру на земле? Без сомнения, Он найдет множество религиозных организаций. Его вопрос о другом. Церковь заботится не только о хранении своего единства, но и неповреждённости апостольского преемства, непрерывающейся связи с апостолами через хиротонии и поставление иерархов. Золотую нить преемства нельзя прервать. И узелков, связывающих разрывы, на ней тоже не должно быть. Тысячелетняя традиция неповреждённого преемства является свидетельством церковной подлинности. Поэтому законность восприятия первосвятительской власти митр.Сергием и её каноническая бесспорность получают исключительное значение.
Третьей составляющая церковной истины является Соборность. Церковь, как богочеловеческое учреждение, не может управляться человеческим произволом. Все её решения, избрания, действия должны быть соборными: вся полнота церкви принимает участие в них. Одни действуют, другие свидетельствуют о достоинстве каждого действия своим «Аминь», выражающим свободное согласие в истине по примеру древнего соборного ороса: «изволися Духу Святому и нам». Единство имеет значение и смысл пока от него неотделимы Апостольство, Соборность и Святость. Без Соборности и Апостольства церковь потеряет Святость.

Comments

( 79 комментариев — Оставить комментарий )
fi1618
26 фев, 2011 06:46 (UTC)
эти вопросы скорее являются риторическими
Вопросы поднятые отцом Павлом являются фундаментальными для веющих в Бога. Но эти вопросы в РПЦ МП интересны только богословам,но не руководству, поскольку там если и верят, то в деньги и власть, а все остальное это сериал для наивных. Отдельные иерархи, это исключение, подтверждающее печальное правило.
Остается только индивидуально. без посредников верить в Бога.
Правда это уже классический протестантизм.
vlnyj_obschnnk
26 фев, 2011 08:00 (UTC)
Re: эти вопросы скорее являются риторическими
"...индивидуально, без посредников верить в Бога."
_____Верить в Бога индивидуально, без посредников - это противоречить словам Самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Он ведь прямо сказал: "20 Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них."
_____И не сказал Он, что "если ты один веришь в Меня даже вопреки всем, то Я с тобой...".
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
vnuk_katona
26 фев, 2011 19:50 (UTC)
Re: Остается только
Допустим завтра все - от иподиакона до Патриарха, - согласно и добросердечно провозгласили о признании факта нарушения канонической преемственности.

Тогда Ваше стремление к индивидуалистическому протестантизму (а такого, кстати, почти и нет - протестантизм весьма "коллективистичен") исчезнет?
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
ivanzakij
26 фев, 2011 07:56 (UTC)
-- "недоумение вызывает не каноническая ошибка ... Мелочь! ... Каноническое нарушение преемства первосвятительской власти не вызывает возражений" --
отец Павел, Вас читают не только предыдущие комментаторы, но и те кто не ввязывается в спор, взявший не те направления, и волей или неволей уводящий в сторону от поставленного вопроса, также и те кто вообще не ввязываются ни в какой спор.

-- "Церковному сознанию, развращённому каноническим нигилизмом, нарушение канона кажется мелочью, неспособной повлиять на качество церковной жизни." --
согласен.

-- "Символ Веры определяет Церковь не одним, а четырьмя догматическими признаками." --
сегодня достаточно сложно выстроить свою церковную жизнь, опираясь одновременно на многие совсем важные и необходимые стороны христианской веры. Труд, сложный труд, был всегда, и всегда разный в истории.
roman_i_darija
26 фев, 2011 09:47 (UTC)
---По одной «канонической территории» текут разные русла одной реки: РПЦ, РПЦЗ, «непоминающие» и прочие.

а ИПЦ?!
adelgeim
26 фев, 2011 10:23 (UTC)
а ИПЦ?!
Есть ИПЦ, РПАЦ, катакомбная, РПЦ КП, автокефальная - возможно, я перечислил не все существующие "русла". Слабо владею информацией по названиям и по отличиям.
Re: а ИПЦ?! - roman_i_darija - 26 фев, 2011 11:42 (UTC) - Развернуть
Re: а ИПЦ?! - excurs - 26 фев, 2011 14:44 (UTC) - Развернуть
Re: а ИПЦ?! - frtikhon - 1 мар, 2011 11:00 (UTC) - Развернуть
Re: а ИПЦ?! - roman_i_darija - 1 мар, 2011 11:24 (UTC) - Развернуть
Re: а ИПЦ?! - p_alexey - 1 мар, 2011 14:24 (UTC) - Развернуть
Re: а ИПЦ?! - frtikhon - 1 мар, 2011 20:36 (UTC) - Развернуть
balytnikov
26 фев, 2011 11:51 (UTC)
Да, сохранилась.
Даже для непризнfваших митр. Сергия (св. Афанасий), она восстановилась через Собор 1945 года.
excurs
26 фев, 2011 14:28 (UTC)
Re: Да, сохранилась.
Это только для еп. Афанасия и ещё пары человек неканоничный "собор" 1945 года вдруг предстал Собором.
С чего бы? - balytnikov - 27 фев, 2011 06:56 (UTC) - Развернуть
Re: С чего бы? - excurs - 27 фев, 2011 13:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - balytnikov - 12 мар, 2011 09:27 (UTC) - Развернуть
Могут. - balytnikov - 13 мар, 2011 07:16 (UTC) - Развернуть
Могут. - adelgeim - 13 мар, 2011 21:15 (UTC) - Развернуть
Re: Могут. - balytnikov - 18 мар, 2011 19:16 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Могут. - adelgeim - 19 мар, 2011 08:44 (UTC) - Развернуть
bokachev
26 фев, 2011 12:45 (UTC)
Теперь понятно, к чему весь этот развовор
Все-таки разговор ведете к "неканоническому установлению" РПЦ (МП), чадом которой сами являетесь, как я и предположил несколько ранее. И чего хотите посеять этим разговором? Семена "правды"? Разберитесь вначале с собой - Вы чадо и иерей Русской Православной Церкви или внешний по отношению к ней? Нехорошо плевать в колодец, из которого сам же черпаешь воду.
adelgeim
27 фев, 2011 23:23 (UTC)
Теперь понятно, к чему весь этот развовор
Вы делаете поспешные выводы, не дослушав собеседника, и требуете поспешности от меня. Только идеология и пропаганда отвечают быстро и однозначно, ибо лишены органичности. Зерна веры и этики прорастают и вызревают, согретые солнцем и напоённые дождями. Ваши подозрения о моих намерениях остаются в пределах беспочвенных домыслов. РПЦ, в которой я родился и живу 70 лет, очень изменилась. Изменились люди, изменился их менталитет и культура. Вижу, как новшества современной церковной действительности, особенно последних лет, разрушают церковные традиции, каноны, мораль и вероучение, как уничтожаются приходы под лозунгами укрепления и просвещения, пустословия про катехизацию. Грехи и ошибки церковных правителей не влекут немедленный распад церковного тела. Истинность таинств и святость жизни одинаково сохраняются в русле РПЦ и её оппозиции, иначе как объяснить их взаимное признание и соединение?
Вы делаете вид, что не замечаете негативных явлений в церковной жизни и запрещаете критическое отношение к ним: «не плюй в колодец». Вы уклонились от разговора об екклезиологии, утрате соборности, повреждающей догмат о Церкви, за которыми встают больные проблемы, о которых я пишу в статьях и ЖЖ откровенно, с подробным указанием фактов. Непременно отвечу на поставленные Вами вопросы, и не заставлю долго ждать. Пока такой ответ считаю преждевременным.
skundel
26 фев, 2011 15:42 (UTC)
Монархическая партия "Самодержавная Россия"
Прошу прощения у о.Павла за офф-топ, но это важно: http://samoros.ru/index.php/programma. Всё же косвенно это имеет отношение и к обсуждаемым здесь темам. Распространение информации приветствуется.
fi1618
26 фев, 2011 15:58 (UTC)
главный вопрос : Вопрос о действительности таинств
Я, в общем-то, малограмотный в вопросах истинности юрисдикции. Но решать вопрос с поисками иной юрисдикции, стоит лишь после того, как будет получен убедительный ответ на главный вопрос:
"В какой юрисдикции таинства являются действительными (благодатными)?"
Ну хотя бы в какой из трех: РПЦ МП, Зарубежной церкви, ИПЦ (катакомбной)? Ведь каждая юрисдикция отрицает благодатность других
Отец Павел прав, когда говорит, что на нитях апостольского преемства епископов не должно быть узелков и разрывов. Где нить порвалась, она не может быть восстановлена, ведь три неепископа никак не могут совершить хиротонию четвертого, они могут только сыграть такой спектакль, не подозревая, что делают.
excurs
26 фев, 2011 17:29 (UTC)
Re: главный вопрос : Вопрос о действительности таинств
"каждая юрисдикция отрицает благодатность других"

Это не совсем так и не для всех. Например, МП много лет отрицала благодатность РПЦЗ и называла её "карловацким расколом". Однако при появившийся перспективе соединения с частью этой Церкви, пересмотрела свою точку зрения и полностью признала благодатность.
РПЦЗ и катакомбники с 1920-х годов взаимно признавали друг друга. Правда, после 1991 года всё оказалось сложнее, но часть катакомбников влилась в РПЦЗ.

"В какой юрисдикции таинства являются действительными (благодатными)?"

Да, это вопрос вопросов, но он по большей части решается верой, а не научными аргументами. У нас нет научных данных о том, когда Господь отнимает благодать от тех или иных церковных сообществ, впавших в ересь, или в раскол, или в предательство Церкви безбожникам, или в многочисленные канонические нарушения. Может быть, Господь - по своему великому милосердию - пока не отнял благодати ради простых искренне верующих людей и честных священников, которые пока остаются в МП...
sergeserov
26 фев, 2011 18:02 (UTC)
где-нибудь сохранилось неповреждённым преемство высшей церковной власти?
или везде лишь "церковные организации"?
кто виноват разобрались. но - что делать?
adelgeim
27 фев, 2011 18:20 (UTC)
сохранилось неповреждённым преемство
Каждая юрисдикция претендует на абсолютную неповреждённость. Это вопрос, не решаемый ничьим личным мнением, как можно видеть со слов авторитетнейшего иерарха, митр.Кирилла. Ошибка в человеческих действиях возможна всегда. Как судить, когда перейдена черта, и она становится непоправимой?
alexiy_vb
28 фев, 2011 11:54 (UTC)
Преемство
"Тысячелетняя традиция неповреждённого преемства является свидетельством церковной подлинности. Поэтому законность восприятия первосвятительской власти митр.Сергием и её каноническая бесспорность получают исключительное значение."

Интересен мне следующий вопрос по ДВУМ поводам, которые вытекают из Ваших слов, но различия их я не обнаружил в Ваших словах, однако на мой взгляд различие существенно.
1. Преемство ЕПИСКОПСТВА. Это, как я понимаю, преемство хиротонии, начиная от апостолов и кончая современными епископами - преемство должно быть неповрежденным, в этой цепочке не должно быть лишеных сана епископов.
Мне кажется, что имеено ЭТО преемство существенно для Символа веры.

2. Преемство первосвятительской власти. С точки зрения 1-го пункта к преемственности епископства этот вопрос вообще никак не относится.
Ведь первосвятитель избирается из числа епископов, никакого дополнительного сана-хиротонии на него не возлагается.
В истории например Римской Церкви, еще до разделения, еще когда она была православной, нередки были случаи антипап и ничего, никакого нарушения преемственности епископства.

Следовательно к Символу веры вопрос преемства первосвятетельской власти никак не относится.
adelgeim
28 фев, 2011 20:52 (UTC)
Преемство
Это верное замечание. Преемство священного сана епископа связано с Апостольством Церкви. Преемство первосвятительства не вытекает непосредственно из Апостольства Церкви, как возникшее в более позднюю эпоху, когда складывались митрополии и патриархаты.
Re: Преемство - fi1618 - 28 фев, 2011 21:17 (UTC) - Развернуть
преемство - adelgeim - 28 фев, 2011 22:01 (UTC) - Развернуть
opiano
5 мар, 2011 19:23 (UTC)
"Без Соборности и Апостольства церковь потеряет Святость. "
Простите, но всё с точностью до "наоборот" учит Господь.
Без святости не будет Соборности (только её жалкое подобие) и апостольство (как преемство) потеряет для нас силу ( в силу нашей неспособности приять его Дух).
adelgeim
8 мар, 2011 07:34 (UTC)
всё с точностью до "наоборот"
Все четыре определения Церкви выражают полноту её Сущности и друг без друга не достаточны. Повредив одно из определений, разрушаем три других. Поэтому можно сказать как сказано, и можно сказать как больше понравилось Вам. Мы говорим одно и то же, изменяя порядок.
pingback_bot
4 июл, 2011 11:40 (UTC)
Дом религиозных услуг
User ansm2000 referenced to your post from Дом религиозных услуг saying: [...] красоты, поднятия настроения и привлечения покупателей. Мнение эксперта (протоиерей Павел Адельгейм [...]
pingback_bot
4 июл, 2011 20:30 (UTC)
Дом религиозных услуг
User inokinya_fakel referenced to your post from Дом религиозных услуг saying: [...] красоты, поднятия настроения и привлечения покупателей. Мнение эксперта (протоиерей Павел Адельгейм [...]
pingback_bot
5 июл, 2011 06:37 (UTC)
Дом религиозных услуг
User obuhovo referenced to your post from Дом религиозных услуг saying: [...] красоты, поднятия настроения и привлечения покупателей. Мнение эксперта (протоиерей Павел Адельгейм [...]
pingback_bot
5 июл, 2011 23:22 (UTC)
Тревожно, но надежда остается
User loudmuz referenced to your post from Тревожно, но надежда остается saying: [...] красоты, поднятия настроения и привлечения покупателей. Мнение эксперта (протоиерей Павел Адельгейм [...]
pingback_bot
5 июл, 2011 23:25 (UTC)
Тревожно, но надежда остается
User loudmuz referenced to your post from Тревожно, но надежда остается saying: [...] красоты, поднятия настроения и привлечения покупателей. Мнение эксперта (протоиерей Павел Адельгейм [...]
pingback_bot
6 июл, 2011 17:30 (UTC)
Тревожно, но надежда остается
User astasya_tap referenced to your post from Тревожно, но надежда остается saying: [...] красоты, поднятия настроения и привлечения покупателей. Мнение эксперта (протоиерей Павел Адельгейм [...]
( 79 комментариев — Оставить комментарий )