?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Владыка моей жизни.

«Отцы–пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем воспарять во области заочны,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
во дни печальные Великого поста.
Всех чаще мне она приходит на уста
И душу мне живит неведомою силой.
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей
и празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
да брат мой от меня не примет осужденья,
и дух смирения, терпения, любви
и целомудрия мне в сердце оживи».
Русский перевод выражает особенное отношение Пушкина к молитве преп Ефрема Сирина. Такое же отношение к этой молитве выражает церковный устав, установив особый чин для этой молитвы. Молитва проходит сквозь Великий пост, читается ежедневно за каждым богослужением. Она входит в богослужение, как отдельное чинопоследование. Молитва разделена на три части, каждая заканчивается земным поклоном.
Сперва прочитывается первая часть: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не дай мне». Совершается земной поклон.
Прочитывается вторая часть: «Духе целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему». Снова земной поклон.
Прочитывается третья часть: «Ей, Господи, Царю! Даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего, яко благословен во веки, Аминь». И снова земной поклон.
Затем следуют 12 поясных поклонов с молитвой: «Боже очисти меня грешного». После того молитва прочитывается полностью, и полагается земной поклон.
Молитва представляет чинопоследование, которое вставляется в каждое богослужение Великого поста. Таким способом Церковь заостряет наше внимание на этой молитве, заставляет углубиться в неё умом и прочувствовать совестью. Это не случайно. В этой молитве раскрывается секрет духовной жизни, особенно значимый в дни Великого поста.
В первой части молитвы изображается состояние падшего человека. Это состояние духовного бесплодия: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не дай мне». Праздность означает не только безделье. Оно означает опустошённость души, погружённой в суету: «Сердце пусто, празден ум, и томит меня тоскою однозвучный жизни шум». Заботы о хлебе и потомстве кажутся оправданными, а суета неизбежной. Но с годами обернешься и увидишь, что цена усилий завышена, а время потеряно. Достиг ли, чего хотел, спеша и суетясь? Вот и просим Бога избавить от душевной пустоты.
Праздность гасит надежду. Приходит уныние, опускаются руки, душа погружается в сумерки. Мы заглушаем пустоту кто работой, кто вином, но она подстерегает за углом. Мы просим Бога избавить от «беса полуденного». Так подвижник называет дух уныния.
Дух любоначалия означает похоть обладания и господства над человеком, порабощение и насилие над слабым. От этой страсти предостерегает Господь учеников: «Цари народов господствуют над ними и владыки их благодетелями нарицаются. Между вами да не будет так. Но кто из вас хочет быть первым, да будет всем слугой».
Празднословие является грехом перед Словом. Так мы называем Единородного Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения вочеловечившегося». Трепетное отношение христиан к слову обосновано Евангелием от Иоанна: «Слово стало плотью, и вселилось в нас, и мы видели славу Его». Господь говорит: «за каждое слово праздное дадим ответ Богу. От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Слово отличает человека от животных и является признаком образа Божия. Газеты, телевизор, реклама, радио – не приносят общения. Этот шум, оглушает уши и обесценивает слово.
«Слова Твои, Господи, чистые как серебро,
от рода сего сохрани, переплавить не дай на монеты,
где низкий возвысится – в мышь превратится герой.
и правых здесь нету».
Христос сказал апостолам: «не знаете, какого вы духа».
Во второй части молитвы мы просим у Бога Духа Христова: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему». Вторая часть молитвы изображает плодоносное состояние души праведника.
Целомудрие для одних стало «устаревшим» словом, для других означает лишь телесную чистоту. Христиане понимают целомудрие как восстановление цельности человека, которую раздалил грех. Эту цельность Бог избрал в деве Марии, благовестив рождение Спасителя мира.
Смиренномудрие возвышает достоинство человека, преодолевшего грех и восставившего образ Божий: «возьмите бремя Мое на себя и научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем».
Дух терпения выражает не безразличие ко злу, а доверие Богу и человеку: «в терпении вашем спасайте души ваши». Это вера в неистребимость образа Божия человеке.
Любовь являет вершину, на которую восходим по ступеням целомудрия, смирения, терпения и прощения. Мы молимся даровать нам Дух Христов.
Но если праведники ещё на земле живут по законам жизни вечной, в чём они каются, о чём плачут? Здесь открывается нам секрет духовной жизни: покаяние никогда не перестаёт. Душа не может приносить плодов, если угасло покаяние. Духовное состояние, противоположное покаянию, называют самодовольством. Оно ведёт в тупик. Чем выше восходит подвижник к небу, преуспевая в духовной жизни, тем опаснее для него почувствовать себя достигшим святости. Осознанная святость всегда оказывается самообольщением. «Я не почитаю себя достигшим, а только, забывая прошлое, простираюсь вперёд, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3, 14). Как птица согревает яйцо теплом своего тела, чтобы вывести птенца, так праведники возгревают покаянием плоды духовной жизни. Церковная песнь называет их жизнь равноангельной. Став «в телеси ангелами», преподобные не оставляют подвиг покаяния вплоть до смертного часа. Покаяние никогда не перестаёт. В этом заключается секрет духовной жизни. Ключ к подвигу покаяния мы находим в третьей части молитвы Ефрема Сирина: «Ей, Господи Царю! Даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего». Преподобный учит начинать подвиг покаяния с познания своих грехов. Переставший видеть свои грехи духовно болен. Осуждающий чужие грехи обольщён самодовольством и близок к духовной смерти. Только в покаянии стяжается благодать Святого Духа, Которым «всякая душа живится».

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
Олег Бейник
16 мар, 2011 17:31 (UTC)
Спаси Господи, Отче...
Простые и Великие Слова.

"Заботы о хлебе и потомстве кажутся оправданными, а суета неизбежной. Но с годами обернешься и увидишь, что цена усилий завышена, а время потеряно. Достиг ли, чего хотел, спеша и суетясь?"

Дал бы Господь шанс обернуться, увидеть и заставить себя жить по-Божески, пока время есть... Ан нет, и даёт, и терпит, а я всё как тот пёс на свою блевотину..... Терние при дороге..

ivar
16 мар, 2011 22:50 (UTC)
Прекрасно сказано. Я слышал в одной проповеди, что фарисеи и книжники, часто обличаемые Христом, по сути своей были вполне неплохими, богобоязненными и вобщем верующими людьми. Их проблема как раз и заключалась в том, что они считали, что достигли всего, что нужно, и за этой самодовольностью увидели не Мессию, а возмутителя спокойствия. Прекращение покаяния - это смерть души...
(Удалённый комментарий)
adelgeim
18 мар, 2011 08:36 (UTC)
...фарисеи и книжники были богобоязненными...
Так и было. Они изучали Закон и Пророков, пользуясь преданиями и комментариями Талмуда. Они любили Бога и, желая служить Ему, регламентировали свой образ жизни правилами, которые выполняли тщательно. Они придавали большое значение формам и предписаниям, через них выражая свою любовь к Богу, молились, постились, искали Его милости. Их духовная жизнь имела религиозную направленность и была содержательна. Их религиозная психология вызывает интерес и заслуживает понимания. Это было мировоззрение, вмещавшее историю, богословие, образ жизни. Христос принёс новое понимание Закона, которое не сводилось к устоявшимся формам и требовало их пересмотра. С одной стороны, оно наполняло благодатной силой их религиозное содержание. «Огонь пришёл Я воврещи на землю». С другой стороны, не вмещалось в «мехи ветхие» и требовало новых форм. Чтобы принять такие радикальные перемены, которые стояли за его проповедью, нужны мужество и решимость, то есть покаяние в полном смысле этого слова, полная ревизия внутренней и внешней жизни. Это требует подвига, как тогда, так и теперь. Мы все тоже вроде не плохие люди, и отзываемся каждый в свою меру на Его призыв. Но тепреь у нас есть и вековой опыт христианской жизни, и уклад и прочие пояснения, а когда Христос пришёл, можно было либо принять всем сердцем, как рыбаки, мытари и грешники, либо отстаивать насмерть своё богатство, как поступили архиереи, книжники и старцы.
protopriest
17 мар, 2011 15:08 (UTC)
за праздность хорошо сказано.
замечу что молитва Ефрема Сирина читается на службах не только Великого поста, но и в прочие посты, когда поется аллилуиа, только поклонов не 17 а 4 всего.
adelgeim
18 мар, 2011 08:03 (UTC)
в прочие посты,
Согласно Типикону, читалась. Но едва ли где-то теперь читается. Этот факт потерял актуальность.
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner