?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Приход храма святых Жен Мироносиц г.Пскова получил указание «принять типовой Устав, принятый Священным Синодом 10.10.2009г.». В обычном понимании «типовой» означает шаблон, который обсуждается и допускает поправки и изменения. Предложенный для регистрации Устав, не предполагает обсуждение в Приходе и внесение поправок. Он должен быть принят в порядке церковной дисциплины. Священный Синод установил новые нормы приходских отношений, и предлагает принять их к исполнению. Подчинение церковной дисциплине не вызывает возражений. Но совесть смущают статьи Устава, которые противоречат канонам Вселенской Церкви и гражданскому законодательству РФ. Прошу разъяснить статьи, которые мешают принять Устав Прихода с мирной совестью христианина и гражданина.
1. Устав Прихода исключил из своих основ Священное Писание и Предание, каноны Вселенских Соборов и святых Отцов, канонические традиции Всероссийской Церкви, в том числе Священного Собора 1917года. Фундамент Устава ограничен решениями РПЦ, принятыми за последние 10 лет. Такое положение отрывает РПЦ от преемства Вселенской и Российской церковной традиции, словно РПЦ родилась в 2000г (Устав Прихода 1,4). Полагаю, что мы «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа, на Котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Еф.2,19-21).
Независимо от других документов, Устав Прихода обязан признавать свой Вселенский фундамент: «Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления РПЦ» (Устав РПЦ, 11.4).
Ссылка на Устав РПЦ, признавший указанный фундамент, недостаточна. Во-первых, Устав РПЦ 2000 года не является правовым нормативом, как не прошедший государственную регистрацию. Во-вторых, для документа, проходящего щепетильную и чувствительную к словам, государственную регистрацию даже перестановка двух слов в названии религиозной организации меняет организационно-правовые формы, структуру управления и состав Приходского собрания. Ещё чувствительнее это требование к «сведениям об основах вероучения» (ФЗ-125, 11.5, абз.6). 2. Устав Прихода исключил из текста понятие о статусе клира, причта и прихожан. Весь народ Божий лишён екклезиологического статуса христиан и канонического статуса клириков и мирян. Их заменили понятием «граждане РФ», не имеющим церковного смысла. Граница церкви с миром размыта, и народ Божий выведен за пределы правового поля церкви (Устав Прихода, 1.1; 2.2). Как семья определяет статус отца, матери, детей, бабушек, зятя и невестки, так Устав обязан определить канонический статус, место и право каждого христианина.
3. Власть архиерея традиционна и не оспаривается. Каноны различают власть в епархии и на приходе. Непосредственно архиерей возглавляет епархию, а приходом управляет опосредовано через «поставленного им настоятеля» (Устав РПЦ 11,1). По определению Устава РПЦ «епархии — местные церкви, возглавляемые архиереем" (Устав РПЦ, Х.1). Приход является самостоятельным хозяйствующим субъектом под управлением Приходского Собрания и настоятеля. Назначение епископа «высшим органом управления Прихода» противоречит традиции, согласно которой епископ для епархии - непосредственный начальник, а для прихода – прямой начальник. Эти отношения нельзя смешивать. Непосредственным начальником для прихода является настоятель: «чтобы епископ всем распоряжался по своей власти, и требующим подавал через пресвитеров и диаконов со страхом Божиим» (Ап.41). Устав Прихода назначил епархиального архиерея «Высшим органом управления Прихода» (4.1), административным главой, собственником и распорядителем хозяйства и финансов, владеющим и пользующимся имуществом, и наделил полнотой прав, не сопряженных с обязанностями и ответственностью. Устав Прихода ввёл в каноническую практику принцип, запрещённый Вселенскими канонами: «Да не будет позволено поставлять епископа, в какое-либо село или в малый город, для коего довлеет и единый пресвитер» (Сард.6 и Лаод.57). Архиерей не входит в состав причта и Приходского Собрания, не имеет непосредственной и обратной связи с приходом. Устав не определил в Приходе место, соответствующее каноническому статусу епископа. «Высший орган управления Приходом» - архиерей- оставлен вне пределов Прихода. Управляя приходом, архиерей не является его членом, не принимает обязанности, не отчитывается и не отвечает за свои поступки. А перед кем?
4. Первый Вселенский Собор и традиция Всероссийской Церкви не допускают перемещение клириков иначе, как по личному прошению или по суду. Канонический Устав РПЦ закрепил неканоническую практику перемещения клириков «по церковной целесообразности» (Устав РПЦ, 11.25), нарушив Постановление Вселенского Собора: «По причине многих церковных смятений и происходящих неустройств, заблагорассуждено совершенно прекратить обычай, вопреки апостольскому правилу обретшийся в некоторых местах: дабы из града во град не переходили ни епископ, ни пресвитер, ни диакон. Аще же кто по сем определении святого и великого собора, таковое что либо предпримет, или допустит сделать с собой таковое дело: распоряжение да будет совершенно недействительно, и перешедший да будет возвращён в церковь, к которой рукоположен во епископа, или пресвитера, или диакона» (Перв.15). Исключив понятие «клириков», Устав Прихода вывел их за пределы правового поля и предал во власть абсолютного беспредела. Даже «целесообразность» потеряла смысл.
5. Устав закрепляет раскол Прихода. Десять граждан РФ составляют Приходское собрание. Сотни граждан РФ, приходящих в храм, приносящих пожертвования на его содержание, не состоят в Приходском собрании, отстранены от управления Приходом, его собственностью и хозяйством, финансами и социальной деятельностью.
Вывод: Устав исключает канонический статус клира и народа Божия и раскалывает Приход, лишая хозяйственной инициативы, самостоятельности, владения и распоряжения собственностью. Епископ, клир и народ поставлены в не правовое положение.
2.
Устав Прихода нельзя признать легитимным документом. Он противоречит Конституции РФ и ФЗ-125 «О свободе совести и религиозных объединениях».
1.В соответствии с Конституцией ст.30 и ФЗ-125, ст.6.1;8.1;8.6, Устав Прихода в общих словах признаёт «местную религиозную организацию добровольным объединением граждан» (Устав, 1.1) Этому словесному признанию противоречат конкретные статьи Устава. Право граждан на «добровольное объединение» Устав ограничил, предоставив епископу власть «единоличным решением принимать и исключать членов Приходского собрания, частично или полностью заменять его состав по собственному усмотрению», вплоть до полной «ликвидации Прихода» (Устав, 5.1; 7.3; 12.3).
2. Согласно ФЗ-125, местные религиозные организация создаются местными жителями на основе учредительства (ФЗ-125, ст.8,3; ст.9,1): учреждение Прихода, утверждение Устава, его регистрация и ликвидация Прихода осуществляется его учредителями (ФЗ-125, ст.9.1; 10.1; 11.5; 12.1 последний абзац; 14.1).
Устав Прихода упразднил понятие об «учредителях местной религиозной организации» и вывел их из состава Приходского собрания. Функции учредителей местной религиозной общины Устав, вопреки закону, передал епархиальному архиерею (Устав 5.1; 7.2; 12.3).
3. ФЗ-125 наделяет местные религиозные организации правом юридического лица (ФЗ-125, ст.8,1-2) и правом собственности (ФЗ-125, ст.21). Признав право собственности Прихода на имущество, «необходимое для обеспечения деятельности прихода» (Устав Прихода, 11.4), Устав ограничил «письменным разрешением архиерея» право Прихода на свободное, по усмотрению собственника, владение, пользование и распоряжение имуществом: «Приход не вправе совершать сделки» (Устав Прихода, 11,9).
Собственность является длящимся абсолютным правом, требующим признания и уважения со стороны всех субъектов права. Нельзя безвозмездно лишить собственности или принудить к отказу от неё: «В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов Приходского собрания из состава Прихода они не могут заявлять никаких прав на приходское имущество и средства» (Устав РПЦ, 11.7).
Устав констатирует, что «имущество, принадлежащее Приходу на праве собственности или ином имущественном праве, является имуществом РПЦ» (Устав, 11.7-8). Это противоречит Конституции РФ и понятию «собственности». Установленное законом право собственности на имущество прихода допускает изъятие этого имущества у прихода в установленном законом порядке или по судебному решению. Автоматическое лишение имущества, не имеет законной силы. Если «имущество, принадлежащее Приходу на праве собственности или ином имущественном праве, является имуществом РПЦ» (п.11.7), значит имущество либо не находилось в собственности Прихода, либо незаконно конфисковано.
Конституция РФ, признаёт и защищает равным образом все формы собственности (ст.8 ч.2). Если «имущество Прихода является имуществом РПЦ» (11.7-8), Приход либо не имеет собственности, а несёт лишь бремя содержания имущества за обязанное лицо – Патриархию. Либо нарушена статья Конституции о защите собственности Прихода.
4. Устав вводит принцип коллективной ответственности и круговой поруки, не достойный церкви и чуждый традиции (Устав Прихода, 7.3, абз. 5).
5. Канонический Устав РПЦ запрещает «клирикам и мирянам обращаться в органы государственной власти и гражданский суд» (Устав РПЦ, 1.9). Этот запрет юридически ничтожен, но канонические права клириков и мирян не защищены от любых форм произвола.
Установленные противоречия говорят о наличии в церкви проблем, которые следует решать не силой, но согласием и церковной рецепцией. Авторитарное управление провоцирует конфликты и расколы. Соборный принцип церковной рецепции оправдал себя в древней церкви и в решениях Собора 1917-18 года. Он и теперь приведёт к взаимопониманию скорее, чем ультимативная дисциплина. Проблемы нуждаются в обсуждении. Прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить эти недоумения.

Comments

( 54 комментария — Оставить комментарий )
zetovtom
15 апр, 2011 07:25 (UTC)
это письмо к кому-то?
Содержание очень хорошее - вежливо и конкретно. Однако, есть ощущение, что большинству верующих это совсем не важно. Западный человек осознаёт свои права,в том числе и имущественные, а наш не имеет и не имел их никогда. И при проклятом царизме и при зловещем коммунизме и при нынешнем удивительном общественно-экономическом устройстве. В Типовом Уставе содержатся нормы, нарушающие и церковные каноны и гражданское право. Первое способно возмутить церковный народ, а второе - нет. Это может быть эффективно использовано демагогическим способом церковными властями (ах вы хотите мнение народа - так вот вам большущее собрание верующих, которые в большинстве скажут, что судьба имущества им не важна, т.к. они ищут небесного, а не земного и т.д., и т.п. А на фоне этого не хватит времени и сил обсуждать отсупления от канонов Вселенской Церкви).
Успехов Вам и Помощи Божией!
vlnyj_obschnnk
15 апр, 2011 09:27 (UTC)
Re: это письмо к кому-то?
Судя по тому, что текст записи о.Павла заканчивается словами: "Прошу Ваше Высокопреосвященство...", можно предположить, что это - Обращение к Псковскому Владыке... Хотя, если учесть, что это как бы ответ на требования Священного Синода, то можно предположить, что это послание туда...
___Не хочется делать замечаний такому подвижнику и борцу за права рядовых православных христиан, как о. Павел, но вынужден сказать, что текст данной записи составлен неряшливо, а отсюда - и неубедительно. Как говаривал М.Жванецкий, тщательнЕе надо, тщательнЕе...
(Удалённый комментарий)
vlnyj_obschnnk
15 апр, 2011 08:56 (UTC)
..."типовой" означает шаблон, который обсуждается...
Отче Павле, благословите.
___По опыту прожитых под "коммунистами" лет могу сказать, что в их понимании слово "типовой" означало - "обязательный к исполнению". Это касалось и уставов производственных артелей, и садово-огородных, и жилищно-строительных кооперативов, и всех вообще организаций, формируемых из "свободных граждан самой свободной в мире страны". Отклонения допускались только в наименовании организаций.
___Может, груз тех лет сказывается в нынешних распоряжениях Синода?
adelgeim
15 апр, 2011 19:18 (UTC)
Может, груз тех лет сказывается
Конечно, сказывается. Надо учиться понимать слова в их прямом значении.
protopriest
15 апр, 2011 19:29 (UTC)
Епископы разве отдатут власть? скорее небо на землю упадет чем добровольно такие денежные потоки безпошлинные с рук упустят.
Где деньги всплывают, там истина тонет.
надысь узнал такции одного архиепископа - с двухштатного прихода на Пасху и Рождество 100 тыс в поздравительном конверте
(Удалённый комментарий)
vlnyj_obschnnk
15 апр, 2011 20:49 (UTC)
Очень печальную историю Вы рассказали, Андрей. И, по-моему, я это уже где-то читал...
___Прошу отца Павла простить меня за то, что говорю с Вами в его журнале, и Вас - за то, что осмеливаюсь соваться со своим мнением, когда у Вас и Ваших соприхожан случилась такая беда...
___Тем не менее у меня, дурака, появилось несколько замечаний: во-первых, вы не единственные на Руси Великой, с кем случилась такая беда. Это происходит давно и постоянно, об этом надо знать и помнить, как о землетрясениях и извержениях вулканов, ураганах и наводнениях...
___Во-вторых, восстанавливая храм и приходскую жизнь, вы все трудились прежде всего не во славу "РПЦ", но во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа. А если только во славу "РПЦ" и из "любви к Церкви" - то произошедшее неудивительно, честное слово...
___В-третьих: даже грубо и бесчестно отняв у вас храм, разве запретили вам и детям вашим молиться в нём, исповедоваться и причащаться, и вести православную жизнь? Думаю, что нет...
___И - в-четвёртых: я не понял, почему к Владыке Ювеналию Вы обращаетесь с вопросом в журнале отца Павла? Разве у вас там, в Ногинском уезде, перестала работать государственная почта?

С уважением
_________________Александр.
(Удалённый комментарий)
vlnyj_obschnnk
16 апр, 2011 06:38 (UTC)
Ну, простите, ежели обидел ненароком...
(Удалённый комментарий)
(без темы) - vlnyj_obschnnk - 16 апр, 2011 09:27 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
vikyakov
17 апр, 2011 10:48 (UTC)
Проповедь на Вербное
Только что из храма. Не знаю, как разместить VIDEO в интернете, смог только здесь: http://files.mail.ru/E1HNGR - проповедь о. Павла на сегодняшней Литургии и фотография.
dutchak1
17 апр, 2011 17:44 (UTC)
В словосочетании Гражданский Устав РПЦ или гражданский устав прихода с правовой точки зрения логики не больше, чем в словосочетании горячий лед или круглый квадрат.
Поэтому Ваши слова об «Уставе, который противоречат гражданскому законодательству РФ» или «Устав РПЦ 2000 года не является правовым нормативом, как не прошедший государственную регистрацию» такой же полный абсурд.
adelgeim
17 апр, 2011 18:46 (UTC)
Гражданский Устав РПЦ
Не я придумал эти словосочетания. Это официальное название, в таких конкретных терминах обозначающее предмет разговора. Возражай или соглашайся, а термины остаются прежние. Если Вы посоветуете более корректную постановку проблемы, внимательно слушаю Вас.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
( 54 комментария — Оставить комментарий )