?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Не судите, да не судимы будете".
«Всем нам подобает явиться перед судилищем Христовым»- пишет апостол Павел. Каждый даст ответ за прожитую жизнь. Каждый предстанет перед судом, завершив свою земную судьбу. И в конце человеческой истории состоится последний суд, решающий участь каждого человека.
Потому за каждым богослужением просим мы «мирной христианской кончины и доброго ответа на страшном суде Христовом».
Сможем ли мы дать Богу добрый ответ? Молиться ленимся, каяться не умеем. Уподобиться в терпении и прощении святым мученикам и преподобным не можем. Предание повествует об их трудном пути к Царству Божиему. Их кровь и слёзы оросили этот путь. Мученики радовались, принимая смерть за Христа. Преподобные «подвизались до крови», побеждая грех. Они измождали тело постом и ночи проводили в молитвенном бдении.
Наша жизнь не похожа на их путь к Царству Божиему. Какой же ответ дадим мы Богу в последний день? Какую опору имеет наша надежда?
Мы слышали сегодня Евангельское слово Христа. Оно указывает простой и лёгкий путь прощения и спасения: «не судите, и вы не будете осуждены».
Господь не требует от нас мученического подвига. И не требует от нас подвига преподобных. Он заповедует: «не судите, и Я не осужу вас». Обещание Христа Спасителя непреложно. Церковная книга «Лавсаик» рассказывает, как умирал старец, и лицо его озарила радость. Спросили его: «разве не страшно тебе предстать перед Богом?»
- Нет, ответил старец. За всю жизнь я никого не осудил и верю, что Бог исполнит Своё обещание: «не судите, и не будете осуждены».
Но что означает «осуждение»? Различение добра и зла лежит в основе всей нравственной жизни. Каждый человеческий поступок- свой и чужой - свидетельствует о выборе добра или зла. Наша совесть призвана различать хорошее и дурное в себе и других. В этом смысл всей нравственной работы. Мы оцениваем поступки других, как оцениваем и свои собственные поступки. Мы призваны к свидетельству о зле.
Когда Господа Иисуса Христа привели на суд к архиерею, он «спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему:
- я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, что я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявших близко, ударил Иисуса по щеке, сказав:
- так отвечаешь ты первосвященнику? Иисус отвечал ему:
- Если Я сказал худо. Покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» (Ин.18, 19-23). Это заповедь свидетельствовать о зле.
Чёрное следует называть чёрным, а белое белым. Грех осуждения начинается со злословия, а завершается приговором, который мы дерзаем привести в исполнение, распуская руки. Наша нравственная обязанность только «свидетельствовать о зле» в себе и ближнем, но не выносить ему приговор и не приводить в исполнение.. Если человек солгал, мы признаём совершённый факт, но не должны назвать его лжецом. Если человек украл, мы можем свидетельствовать факт, но не смеем назвать его вором. На юридическом языке это называют презумпцией невиновности. Осуждение начинается не с оценки, поступка, а со злословия. Только Богу принадлежит последний суд. Нам дано свидетельство. Тонкую грань между осуждением и нравственной оценкой соблюдает наша совесть. Будем скорбеть о своих слабостях и грехах и покрывать чужие немощи своей молитвой. «Не судите, и не будете осуждены».

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
dowcomments
20 июн, 2009 10:13 (UTC)
Спаси Бог. Очень вовремя.
argent_smith
20 июн, 2009 12:55 (UTC)
Спасибо, отче. Только вчера думал и молился на эту тему.
leo_sosnine
20 июн, 2009 14:24 (UTC)
Бог исполнит Своё обещание: «не судите, и не будете осуждены».

Извините за буквоедство, но либо "не судите, и не будете судимы", либо "не осуждайте и не будете осуждены". Судить и осуждать понятия разные, их не следует смешивать.
adelgeim
2 июл, 2009 19:15 (UTC)
"судить" и "осуждать"
Это один и тот же глагол в несовершенной и совершенной форме. Когда меня арестовали, спросил следователя:"В чём Вы меня обвиняете?" Следователь не знал в чём меня обвиняют, и уклонился от ответа:
- Вас ни в чём не обвиняют. Вы пока подозреваемый. Дальнейшие события будут иметь определённую последовательность. Когда Вам предъявят обвинение, вы будете подследственным. Когда Вы получите обвинительное заключение, Вы будете обвиняемым. Когда дело передадут в суд, Вы будете подсудимым. Когда Вас осудят, Вы будете осуждённым. Когда Вас отправят в лагерь, Вы будете заключённым. Так несовершенная форма обретает завершённость.
leo_sosnine
5 июл, 2009 14:18 (UTC)
Re: "судить" и "осуждать"
Это понятно. Но ведь то, что совершается, далеко не всегда достигает довершения. Если судят, то ещё необязательно осудят. Могут и оправдать. Поэтому осуждать это более серьёзное и весомое действие и ответственность за осуждение выше, чем за суждение.
adelgeim
8 июл, 2009 21:54 (UTC)
Re: "судить" и "осуждать"
"Судить" понимается в плане нравственном, а не юридическом.
Христос указывает нравственную задачу не судить и т.б. не осуждать.
С другой стороны, нравственная задача состоит в различении и оценке добра и зла, как в себе, так и в других. Среда имеет значение для нашего собственного духовно-нравственного роста. Христианин не может уклоняться от нравственных оценок собственных поступков и поступков ближних. О чём же говорит заповедь? Если мы должны давать нравственные оценки поступкам, мы судим. Этот суд должен быть ограничен оценкой поступка и не переходить на оценку личности. Мы не должны осуждать грешника, осуждая грех. Осуждение греха является нравственным долгом, осуждение грешника не входит в нашу компетенцию.
leo_sosnine
9 июл, 2009 08:16 (UTC)
Re: "судить" и "осуждать"
Я вёл речь о нравственном плане, юридизм использовался лишь как пример, и то с Вашей подачи.

Согласен полностью с Вашими рассуждениями, я с этим не спорю.

Я сделал лишь замечание о необходимости всё-таки различения "действия-в-процессе" (судить) от завершённого вердикта (осуждать).

Кстати, раз уж зашла речь.

Судить о поступках (типа "Евсевий в таком-то и таком-то случае нарушил такие-то евангельские рекомендации") мы можем. Но что предлагается делать дальше после осуждения поступков? Что нарушитель сам прослезится, раскается, переменится в душе, или сложит с себя чиновничьи полномочия? Ведь если нарушитель не сложит сам, а будет подвергнут извержению насильно -- то получится, что судят человека, чего делать не рекомендовалось: "не судите, да не судимы будете".
uguugu_sovetik
27 июн, 2009 18:56 (UTC)
Вопрос: что приемлемее, честный и порядочный человек-атеист или верующий грешник-уголовник, жертвующий на нужды церкви? - Как тема для разговора...
Сам-то я убеждённый атеист... ВЕРА у меня такая...кстати и за это НЕЛЬЗЯ ОСУЖДАТЬ!
Надеюсь, не усмотрите в вопросе какого-то злого умысла. Если глубоко вдуматься, тема совсем не проста... и особенно по нынешним временам, когда разговоры о вере стали такими модными, если можно так сказать о веровании... все пошли в церковь - и политики, и бизнесмены... Только стали ли они чище? И всё ли можно им прощать?
adelgeim
2 июл, 2009 20:08 (UTC)
порядочный человек-атеист или верующий грешник
Мы молимся Богу:"нет человека, иже жив будет, и не согрешит. Ты один без греха". Каждый "порядочный человек" -грешник, атеист или верующий
Нет смысла усложнять коллизию "уголовником", жертвующим на храм. Рассказывают анекдот. Умер олигарх и пришёл на суд. Говорят ему:
- в ад. Олигарх возмутился:"я же пять храмов построил, в монастыри сколько миллионов пожертвовал!" Говорят:"Обожди, выясним". Через время приходят, говорят:" велели деньги вернуть, и - в ад".
"Тема не простая", разумеется. В последнее время тема "христианство и атеизм" не поднимается. В 50-80 годы она была очень актуальна. Псковичи, Петербуржцы с лёгкой руки о.Сергия Желудкова обсуждали её очень бурно. Возникла серия книг, изданных в Брюсселе и Мюнхене. Это была переписка верующих и неверующих, лучше сказать "ищущих". С этими книгами можно ознакомиться. Авторы писем выступали, откровенно высказывая свои убеждения. В переписке участвовали священники, учёные, литераторы и все, кто хотел. Возникла трудная проблема: не могли найти атеиста, который бы взял на себя ответственность отстаивать атеизм как мировоззрение. С трудом нашли профессора одного сибирского института, но в конце-концов он признался, что "не совсем" атеист. Это, правда, не простая тема, но актуальность она, видимо, утратила. Обычно на эту тему вопросов теперь не задают, как раньше на каждом шагу. Мне давно не приходилось таких вопросов слышать. Охотно стану говорить на эту тему, но лучше, наверное, через обычную электропочту. Посмотрите в интернете на имя Желудков серьёзную книгу "почему и я христианин". Многие вопросы отпадут.
uguugu_sovetik
3 июл, 2009 11:16 (UTC)
Ответ понятен. Потому "многие вопросы" уже ОТПАЛИ. - Я не могу считать себя порядочным человеком потому, что все люди - грешники. Все в грехе! - Стало быть, вопрос о морали, о нравственности СНИМАЕТСЯ. - Чтобы не совершал человек, он всё одно - в грехе.Все негодяя, которых великое множество, не лучше меня и я - "грешный человечек" - такой же НЕГОДЯЙ, как и они... ИБО ЧЕЛОВЕК ГРЕШЕН...
Какой смысл соблюдать заповеди?! - Почему "не лги", если все грешны?!

Понятно. Спасибо за ответ.
adelgeim
8 июл, 2009 06:30 (UTC)
"Ответ понятен, вопросы отпали".
Судя по последнему тексту, Вы меня вовсе не поняли. В коротком тексте из 10 строк Вы решили для себя несколько сложных задач: вера и неверие, христианство и атеизм, социальная этика и онтология нравственности, смысл заповедей…Всё это проблемы требующие глубокого анализа, а не чёрно - белой окраски. Отсылая Вас к книгам, я полагал, что Вы найдёте постановку проблем и почувствуете разницу в самом понимании терминов «вера»; «атеизм»; «грех» - у христиан и нехристиан. Чтобы понять, необходимо усилие мысли. Вопросы у Вас «отпали» не в силу ясности, а потому что Вы не захотели углубляться в их рассмотрение. Вы не стали обсуждать поставленные Вами вопросы, видимо они имеют для Вас случайный интерес.
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я
adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner