?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

День примирения 8 мая.

Каждый год Совет ветеранов просит священников храма святых Жен Мироносиц послужить панихиду о павших воинах, погребённых у нас на Мироносицком кладбище. Выяснилось, что в братской могиле погребены не только воины. В общей могиле много репрессированных, расстрелянных при стремительном наступлении немцев на Псков. В этом году 8 мая совпало с Престольным праздником, и Настоятель отправил ветеранов ко мне договариваться о панихиде. Не согласовав предварительно время с нами, панихиду назначили на 11 часов, помешав мне участвовать в совершении Литургии.
Мы отправились к стеле вместе с хором из десятка восьмиклассников "Школы регентов" при нашем храме и отслужили полную панихиду. Ребятки прекрасно пели. При окончании панихиды я сказал проповедь о любви к Родине и вечной памяти. Понятие Родины вышло из понятия «род», «народ», из которого каждый человек рождается и сохраняет с ним кровную и духовную родовую связь.
«Два чувства равно близки нам,
в них сердце обретает пищу:
любовь к отеческим гробам,
любовь к родному пепелищу» Пушкин А.С.
Те, кто шёл на смерть за Отечество, отдавали жизнь, осуществляя Евангельский подвиг любви. «Больше сия любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Жизнь, отданная да другого, навсегда останется подвигом, который оценил Христос.
Мы возглашаем им вечную память. В этой молитве мы просим не о человеческой памяти, всегда случайной и недолговечной.
Память человеческая является долгом благодарности воинам за их жизнь, принесённую в жертву. Мы помним своих близких, давших нам жизнь, послуживших нам своей заботой. Помним воинов, отдавших жизнь за свой род, за свой народ. Мы храним их могилы, приносим цветы, зажигаем свечи и «вечный огонь». Но не в этом вечная память. Эта память человеческая. Она временна и бессильна. Она важна не столько усопшим, сколько нам самим. В самом деле, какое значение для усопших может иметь тот факт, что мы о них помним или забыли? Когда мы возглашаем вечную память, мы не обещаем памяти человеческой. Мы просим Бога сохранить наших близких в Своей вечной памяти. Действительно существует то, о чём помнит Бог. О чём Бог забыл, того в бытии нет. Мы молимся, чтобы Бог сохранил наших близких в своей памяти, то есть даровал им вечное бытие. Молимся, чтобы Бог не отверг их в вечное забвение, но сохранил в Своей вечной памяти до последнего часа. Чтобы в последний день человеческой истории Бог вспомнил о них, воскресил, и даровал жизнь вечную. Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшим рабам Твоим и сотвори им вечную память. Христос воскресе!
Народа и цветов было немного в сравнении с прошлыми годами. Поставили солдат в почётный караул. Прозвучала речь артиста с поставленным красивым голосом, с хорошей дикцией. Он говорил текст, перемежающийся стихами. Речь была подготовленной, не растянутой. Потом был салют из автоматов, как всегда. Привезли хорошую аппаратуру, всё было предусмотрено. Осталось впечатление мероприятия, подготовленного по накатанному сценарию. Наверное, официальный церемониал уходит в прошлое. Придёт ли ему на смену память чистого сердца?
О память сердца, ты сильней
рассудка памяти печальной. Батюшков К.

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
pingback_bot
13 май, 2011 08:57 (UTC)
День примирения 8 мая.
User alpinist referenced to your post from День примирения 8 мая. saying: [...] Originally posted by at День примирения 8 мая. [...]
vnuk_katona
14 май, 2011 04:43 (UTC)
Re: в памяти Бога
Спасибо, дорогой отец Павел, за хорошие слова.

1. Ваши рассуждения о памяти Бога напомнили соответствующее место в "Столпе". Как сразу не понял, так и теперь не понимаю - а разве что-то может уйти из Его памяти? Или это просто красивая благочестивая риторика?

2. Накатанный сценарий. А разве накатанность сценария дурна? Литургия тоже совершается по накатанному сценарию. Разве накатанность не является частичной гарантией надежности и устойчивости? Правила арифметики и грамматики скучноваты ровно до тех пор, пока они официозно-незыблемы. Но стоит поставить их под вопрос (серьезный) или под удар, как слишком многое начнет разрушаться. Скверно, если накатанность сценария не будет оставлять места внутри себя для душевных и духовных переживаний. Но Вы и сами когда-то говорили, что жесткость литургической конструкции именно обеспечивает духовную свободу литургической жизни, а не препятствует ей (цитирую по памяти), отвлекая и разменивая ее по мелочам.

С уважением и любовью,
ВК
(Удалённый комментарий)
adelgeim
14 май, 2011 06:58 (UTC)
что может уйти из Его памяти?
Это различение бытия от небытия. Память Божия есть реальное бытие. Вы ставите проблему: "может ли сущее утратить бытие"? В античности - да. Современное сознание тоже может верить в небытие, в Ничто.
В христианском понимании человек не обращается в Ничто, и всё-таки мы молимся: "сотвори ему вечную память" - что это значит, как не молитву, что бы Бог сохранил его бытие в вечности?
Вы сами указываете опасность "накатанного сценария"-утратить внутреннее переживание совершаемого действия. Эта опасность существует и при совершении Литургии. Служение Литургии без переживания, осмысления и благоговения опустошает. Чем отличается игра хорошего артиста от плохого, если исполняют одну роль? Один заставляет сопереживать вместе с ним. От игры другого зрители скучают. В Литургии Христос - "Приносяй и Приносимый", но для причастников существенно насколько священник соучаствует в ней внутренней молитвой.
anfis2017790
16 май, 2011 13:51 (UTC)
cool:)
Вы не представляете как мне это понравилось! Спасибо вам за то что вы есть
pingback_bot
16 май, 2011 14:17 (UTC)
О чём Бог забыл, того в бытии нет.
User mikha_el referenced to your post from О чём Бог забыл, того в бытии нет. saying: [...] подай, Господи, усопшим рабам Твоим и сотвори им вечную память. Христос воскресе! читать полностью [...]
vikyakov
21 май, 2011 22:29 (UTC)
К читателям о. Павла
Прошу всех читателей ЖЖ отца Павла обратить внимание на обращение-объявление: http://vikyakov.livejournal.com/
vnuk_katona
24 май, 2011 08:04 (UTC)
Re: К читателям о. Павла
Я хотел бы с Вами связаться по поводу передачи денег, но не знаю как это сделать. Оставьте, пожалуйста, свой адрес или научите писать в "личку" - я не умею этого делать.
vikyakov
25 май, 2011 08:44 (UTC)
Re: К читателям о. Павла
Мой адрес: vicont44@mail.ru Батюшка сейчас в Москве (до пятницы), можно передать непосредственно ему.
afanasii1
24 май, 2011 07:33 (UTC)
обращение-объявление
Ох какое искушение!
Бойтесь данайцев дары приносящих.
rusich860
4 авг, 2011 13:10 (UTC)
Дорогой о Господе отец Павел! В ноябре этого года при Черниговском национальном университете (г.Чернигов, Украина) и при поддержке Кестонского института (Оксфорд, Великобритания) состоится Международная научная конференция "Церковное подполье в СССР". От имени оргкомитета хотели бы Вас пригласить к участию в конференции. Если возможно, напишите пожалуйста по электронной почте письмо на адрес: rusich@lenta.ru
Мы хотим Вам выслать материалы конференции и приглашение.
( 10 комментариев — Оставить комментарий )