?

Log in

Previous Entry | Next Entry

«Всем нам подобает явиться перед судом Христовым»- напоминает апостол Павел. Каждый даст ответ Богу за прожитую жизнь, как он употребил дары и силы, коими наделил Бог. Завершив земной путь, каждый предстанет перед Престолом Божиим. В конце человеческой истории состоится Страшный суд и определит вечную участь каждого. Вот и просим мы «христианской кончины жития нашего и доброго ответа на Страшном суде Христовом".
Как дать «добрый ответ» Богу? Мы такие разные в жизненном опыте, характерах, немощах и страстях. Нас объединяет общая задача. Мы собираемся в храме, чтобы «вырасти в мужа совершенного, в меру возраста Христовой полноты». Святые, память которых мы праздновали в прошлое и позапрошлое воскресение, и будем праздновать в следующие недели, являются свидетелями, что задача, которую Бог ставит перед человеком, выполнима. Святые жили на той же земле, что и мы, их бороли те же страсти и немощи, им пришлось преодолевать недостатки своего характера, как и нам. Они победили и выросли, Богу содействующу, из немощных грешников в гигантов духа.
Христос приглашает следовать их путями в Царство Божие. Это разные пути. Церковь делит святых на разные лики. Апостолы сопутствовали Христу и по заповеди Его пронесли Евангелие Царства Божия во все концы земли. «Мы чтим их болезни и труды, которыми они трудились во благовестии Христовом».
Святые мученики свидетельствовали о Христе своей жизнью и смертью. Их служение складывалось по- разному. Одни шли уверенно на муки и смерть. Святитель Игнатий Богоносец умолял римских христиан не препятствовать его мученической смерти: «я пшеница Божия, - пишет он в послании к римлянам, - хочу, чтобы меня смололи зубы диких зверей, чтобы стать мне чистейшим хлебом Божиим». Другой мученик жил до времени легкомысленно, любил вино и развлечения. Когда началось гонение, он увидел, как умирают христиане, и его сердце загорелось. Он сам от себя не ожидал, что пойдёт на муки и пострадает за Христа.
Третий лик святых явили преподобные. Они уходили в леса и пустыни, ища полного уединения от людей, чтобы жить в общении только с Богом. Одни хранили с рождения чистоту тела и духа, так что «не вкушали молока матери по средам и пятницам». Другие познали в жизненном опыте всю глубину грехопадения и омывали слезами покаяния свой греховный опыт.
Четвёртый лик святителей. Они понесли подвиг молитвы и созерцания, им открылись тайны богословия. Они проникли в те глубины богопознания, где человеческий разум сознаёт свою естественную немощь, и премудрость Божия «немощная врачует и оскудевающая восполняет». Они оставили нам опыт встречи человеческого разума с Премудростью Божией, открывший тайны богословия через догматы веры. Так каждый из ликов святых шел своими путями. Мы можем выбрать любой из путей, только решимости не хватает.
Молиться мы ленимся; каяться не умеем; уподобиться в терпении мученикам не можем. Когда Христос молился в Гефсиманском саду, «был пот Его, как капли крови, каплющие на землю». Кровь орошала следы мучеников на земле. Немыслимыми скорбями прокладывали преподобные дорогу к небу. Тело измождали постами, и ночи проводили в молитвах. Апостол Павел объясняет ученикам отчего они не победили страсть: «Вы подвизались не до крови». А каков наш путь к Царству Божию?
Чем напитать свою надежду на спасение?
Господь Иисус Христос предлагает нам простой и лёгкий путь: «Не судите, да не судимы будете». От нас не требуют мученичества. Не требуют молитвенных бдений и строгих постов. «Не судите»! Но что означает это требование?
Сущность всей нравственной работы в различении добра и зла. Мы должны различать их в своих и в чужих поступках. Нельзя закрыть глаза на недостойный поступок ближнего, нельзя добро назвать злом.
Второй вопрос: всегда ли следует о зле свидетельствовать вслух?
Третий вопрос: всегда ли следует зло обличать публично?
На эти вопросы нет однозначного ответа. Дурной поступок ученика воспитатель обязан осудить, а обличать своего начальника не входит в его обязанности. Нравственная работа проходит между Сциллой и Харибдой. Она требует рассуждения. Определённо можно сказать, что нельзя злословить. В злословии заключён яд осуждения, которое запрещает Господь. Злословие никому не полезно.
Лавсаик рассказывает, как умирал один старец, и лицо его озарила радость. Братия спросили его: «разве не боишься предстать перед Богом и дать ответ Ему»?
- Нет, не боюсь, - ответил умирающий. В своей жизни я никого не осудил. Господь верен Своему слову и не осудит меня по Своему обещанию».
Кто знает свои немощи и скорбит о содеянном, может надеяться на прощение. Бог верен Своему слову: Не судите и не будете осуждены.

Comments

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
tishart
3 июл, 2011 20:01 (UTC)
Спаси Вас, Господи. Помолитесь пожалуйста за меня, дурака, Артемия...
n_ermak
3 июл, 2011 20:08 (UTC)
А коли судите, то помните, что милость превозносится над судом
"Каким судом судите..."
lana_sl
3 июл, 2011 21:12 (UTC)
обличать начальника не входит в обязанность
Спасибо, отче.
Но какое-то недоумение все же остается - нет обязанности обличать начальника, но какой второй путь? Молчать? Вроде бы, да, но тогда получается, что одобряешь зло только потому, что его делает начальник..
neosmit
4 июл, 2011 17:31 (UTC)
Re: обличать начальника не входит в обязанность
если начальник дурак, ему бессмысленно что-то говорить,нужно занять его место, если умный боязно, да и не нужно, с таким хорошо.
adelgeim
4 июл, 2011 19:12 (UTC)
обличать начальника не входит в обязанность
Молчать- не значит одобрять. Это значит:"удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним" (Пс.33,14-15).
afanasii1
4 июл, 2011 04:52 (UTC)
Кто знает свои немощи и скорбит о содеянном, может наде
Так отче.
pingback_bot
4 июл, 2011 12:43 (UTC)
Бог верен Своему слову: Не судите и не будете осуждены.
User ansm2000 referenced to your post from Бог верен Своему слову: Не судите и не будете осуждены. saying: [...] на прощение. Бог верен Своему слову: Не судите и не будете осуждены. (Священник Павел Адельгейм [...]
wondelry
5 июл, 2011 23:17 (UTC)
Помогай всем Господь!
ivanzakij
6 июл, 2011 09:22 (UTC)
благодарю за статью!
( 9 комментариев — Оставить комментарий )