?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Святой апостол Петр.

Блаженны были те израильтяне, - пишет св. Димитрий Ростовский,- которых Бог водил по пустыне и шёл перед ними Сам. Днём шел в столпе облачном, указывая путь, а ночью в столпе огненном, освещая дорогу. И не оскудел столп облачный во дни, а столп огненный в ночи. Но нам ли завидовать иудеям?
У нас свои новозаветные столпы – первоверховные апостолы Петр и Павел. И жизнью и учением своим они указывают нам путь к небесному царству. Вчера мы беседовали с вами об апостоле Павле, а сегодня поговорим об апостоле Петре.
Он не был, подобно апостолу Павлу, знатного происхождения, не имел римского гражданства и не учился у знаменитых учителей. Он был сыном рыбака и рыбаком. Когда св.Иоанн Предтеча вышел на проповедь, Кифа сразу стал его учеником. Однажды св. Иоанн проповедовал, а Кифа слушал его. Неожиданно Иисус приблизился к Иордану. Иоанн, указав на Иисуса, сказал: «Се Агнец Божий». Петр вместе с братом своим, Андреем, последовали за Христом. Долго шли они молча за Христом. Наконец, спросили: «Учитель, где живёшь?» Христос ответил: «Придите и увидите». Братья пошли с Ним и провели со Христом весь тот день.
Через время Господь проходил по берегу Генисаретского озера. Петр и Андрей ловили рыбу, и Господь позвал их. Это было призвание, и братья последовали за Христом навсегда. Господь любил ап. Петра и выделял в кругу других апостолов. Он позвал Петра вместе с Иаковом и Иоанном, когда воскрешал дочь Иаира, когда восходил на Фавор, когда скорбел в саду Гефсиманском, моля о Чаше, которую дал Ему пить Отец.
В жизни ап. Петра, как и в жизни ап. Павла было событие, определившее его личную судьбу. Однажды Господь спросил учеников:
- За кого Меня почитают люди?
- Одни за Иоанна Крестителя
- Другие же за Илию
- а иные за одного из пророков.
- а вы за кого Меня почитаете?
- Ты Христос, Сын Бога Живаго - сказал Петр и услышал в ответ: «Блажен ты Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе, но Отец Мой, сущий на небесах. Ты Петр. И на камне сем созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. И дам тебе ключи Царства Небесного. То, что разрешишь на земле, будет разрешено и на небе. То, что свяжешь на земле, будет связано на небе».
Исповедание ап. Петра было выражением его глубокой и сердечной веры. Когда Петр увидел Иисуса ходящим по воде, он доверчиво просит: «Позволь мне придти к тебе по водам, Господи». Вот он перешагивает одной ногой через борт лодки, становится на волнующуюся воду и по зыбкой стихии шагает, словно по земле. Холодом обдаёт его сомнение: «Ведь вода!» и тут же начинает тонуть. Как хорошо, что рядом Господь, который протягивает руку и вводит его обратно в корабль.
Вот двор первосвященника. Холодно. Петр греется у костра. Подходит служанка и спрашивает: «не ты ли был с Иисусом Назареем?» И Петр отрёкся: «не знаю этого человека». Грелся у костра, а духом вдруг остыл. Всего лишь час, как он извлёк меч в саду Гефсиманском и бросился на стражу. А теперь вдруг оробел и отрёкся: «не знаю этого человека». Разве он не обещался: «если и все отрекутся, я никогда не отрекусь от Тебя».
И вот: «не знаю человека сего». Но Господь снова рядом. Закричал петух. Петр поднял голову, посмотрел и встретился глазами с Учителем. Петр вспомнил предсказание, вышел со двора и горько заплакал. Он не мог забыть своё отречение до конца жизни. Каждую ночь он просыпался при крике петухов, молился и оплакивал свой грех.
Трижды отрёкся апостол Петр во дворе первосвященника. Трижды заставил его Господь признаться в свое любви и верности. После воскресения из мертвых, Христос спросил Петра:
- Симоне Ионин! любишь ли ты Меня больше нежели они?
- Так, господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
- Паси агнцев Моих.
Говорит ему снова:
- Симоне Ионин! Любишь ли ты Меня?
- Так, господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
- Паси овец Моих.
Говорит ему в третий раз:
- Симоне Ионин! Любишь ли ты Меня?
Опечалился Петр, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?» и сказал Ему:
- Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.
- Паси овец Моих.
До конца жизни апостол Петр не нарушил своё признание в любви. После сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы он сделался твёрдым в вере, как алмаз и благовествовал Христа до конца жизни. Ни угрозы, ни темница, ни побои – не остановили его. Жизнью своей апостол Петр прославил Христа. Прославил Его и своей смертью.
Церковное предание повествует, что во время известного римского пожара апостол Петр был епископом города Рима. Император Нерон зажёг город и обвинил в поджоге христиан. Началось жестокое гонение. Христиан бросали на растерзание львам, зажигали вместо факелов, чтобы освещать пиршество и гуляние имератора. Вся община умоляла апостола покинуть на время Рим.
Рано утром апостол Петр вышел из Апиевых ворот и пошёл по безлюдной дороге. Вдруг апостол увидел, что навстречу ему идёт Христос, склонившись под тяжёлой ношей. На плечах Он нёс Голгофский крест. Петр остановился в растерянности и спросил:
- Куда Ты идёшь, Господи?
- Иду в Рим, чтобы снова пострадать, ибо ученики Мои бежали, покинув своих овец.
Видение исчезло, и апостол понял, что Христос призывает его пострадать в Риме и принять мученический венец. Апостол Петр вернулся в Рим. Вскоре он был взят, заключён под стражу и приговорён к распятию. Сбылось пророчество Спасителя: «Когда ты был молод, препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, поднимешь руки твои, и другой тебя препояшет и поведёт, куда не хочешь. Сказал это, давая понять, какой смертью Петр прославит Бога». Подобно Христу, Петр простёр руки на кресте. Апостол счёл себя недостойным повторить распятие Христа и просил распять его вниз головой. Это событие случилось в в 64 году, в дни царствования императора Нерона.
«Огонь пришёл Я воврещи на землю, и как хотел бы, чтобы он возгорелся»- сказал Христос. Это огонь вечной жизни. Святые апостолы благовестили и умирали, чтобы в нашей душе засветилась вечная жизнь. Горит в нас огонь Христов или погас? «Кто знает о человеке, что в человеке?- спрашивает апостол Павел и сам отвечает – только дух человека, живущий в нём». Потому каждый из нас должен сам спросить себя: «светит во мне свет Христов, или погас?» Никто не ответит на этот вопрос кроме собственной совести.

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
rocor_russia
16 июл, 2011 17:02 (UTC)
Как ни крути, простите за невольный каламбур, но в этой связи приходит на память личность м. Петра (Полянского), действия которого послужили соблазном и поводом к расколу для всей Российской Церкви. Возможно, Зарубежная Церковь была права, причисляя его к лику святых, а за ней и РПЦ МП, но мне всё же думается, что оба прославления были неоправданными и весьма поспешными. Мученическая его кончина - да, безспорно, но и истовых коммунистов та же власть мучала и расстреливала. Никаких документальных свидетельств раскаяния м. Петра в устроенном им церковном расколе мне встречать не приходилось, а из его опубликованной с м.Сергием переписки невозможно, при всём желании, сделать вывод, что будто бы м. Пётр осознал, наконец, свои собственные ошибки, а не только безобразие м.Сергия, им же и назначенного незаконно на небывалую должность "заместителя патриаршего местоблюстителя". Ради справедливости нужно сказать и о том, что м. Иосиф Ленинградский ("Петроградским" его окрестили уже потом последователи, от связи с которыми он и сам открещивался), так вот и м.Иосиф участвовал в этом энкавэдэнном балагане, по сей день ходят ничем не подтверждённые легенды о его заместительстве неизвестно кого.
adelgeim
17 июл, 2011 12:12 (UTC)
м. Пётр осознал собственные ошибки
Сегодня проще найти ориентиры и обоснования для оценки прошлых событий. Мы ничем не рискуем, рассуждая об ошибках м.Петра и м.Сергия. Между ними есть существенная разница. М.Петр не имел никакой корысти, допуская ошибки. Он не предал, не изменил, не искал личного благополучия и достойно принял мученическую кончину. М.Сергий искал первосвятительской власти и взял её незаконно. Владыка Ермоген Голубев сказал, что в то время он не поминал м.Сергия. Поступить иначе было нельзя. "Но сегодня,(в 1975г.)я не дерзну осуждать м.Сергия. Слишком сложное было время и запутанная обстановка. Ориентиры были сбиты". Тем более, из нашей эпохи самонадеянно осуждать м.Петра, который из тюремной камеры и по ложной инфомрации должен был принимать решения. Мне кажется опрометчивым осуждать всех епископов той поры так огульно. Требуется большая осторожность и терпение в выражениях своих суждений о мучениках тех дней. Можно делать только конкретные оценки достоверных фактов, но не спешить с таким глобальным судом о людях, искренне заботившихся о судьбе Церкви и умиравших за неё.
rocor_russia
18 июл, 2011 11:40 (UTC)
Разница между м. Петром и м. Сергием огромна, и об этом сделано уже такое количество объяснений, что повторять их нет необходимости. Если Вы полагаете, что действия м. Сергия заслуживают хоть какого-нибудь оправдания, Вам следует с радостью повиноваться любым распоряжениям псковского м. Евсевия, как достойного продолжателя дела м. Сергия (Страгородского). Тут, как говорится, третьего не дано.

Никакого осуждения в наших словах нет ни в отношении м. Петра, ни в отношении архиереев того времени. Есть попытка понять мотивы их поступков ради того, чтобы не повторять прежних ошибок в наших ещё более сложных, чем тогда, обстоятельствах. Или Вы считаете, что сегодня нам легче, чем им?
rocor_russia
18 июл, 2011 15:13 (UTC)
Re: м. Пётр осознал собственные ошибки
Владыка Ермоген был не прав, полагая, что м. Сергию с присными иначе поступать было нельзя, можно и должно было, и мы эту тему с Вами однажды, по крайней мере, уже обсуждали. Был же 362-й Указ, о котором всем тогда было известно, и почему они не последовали указаниям Верховной Церковной Власти? Не знали об этом воистину промыслительном документе? Не верим. Такое просто невозможно. Тогда Ваши слова о нашей категоричности и т.п. позвольте оставить без комментариев.
rocor_russia
17 июл, 2011 05:37 (UTC)
К сказанному нужно добавить и тот факт, что к вышедшему из заключения м. Агафангелу, заявившему законные претензии на возглавление Российской Церкви на основании постановления Поместного Собора и патриаршего выбора, категорически отрицательно отнесся не только м. Сергий, но и большинство архиереев, полагавших, что м.Агафангел действовал по наущению ... Тучкова! Разумеется, нам с позиции сегоднящнего дня легко рассуждать о тех трудных для православных временах, как и скажут многие, но разве церковные каноны в то время были другими? разве м. Петр не должен был сверять с ними свои решения? разве старшие по хиротонии архиереи не должны были поступать так же? разве не знали эти старшие о том, что бедный м. Петр архиерей - без году неделя, в отличие от них? разве можно было им самоустраняться от решения судеб Российской Церкви, трусливо возлагая всю ответственность за дальнейшее на плечи маломощного собрата? Мне думается, что это была коллективная подлость или неразумие синодалов. Последовательным пророчеством после сказанного звучат слова Блаженнейшего м. Антония (Храповицкого), произнесенные им за год до кончины: "Вот я умру, и всё после меня развалится". Всё и развалилось, как теперь мы видим.
adelgeim
17 июл, 2011 12:37 (UTC)
коллективная подлость или неразумие синодалов.
Ваш радикальный вывод мне кажется необоснованным. Трудно требовать исполнения формальных правил в чрезвычайных обстоятельствах. М.Кирилл Смирнов упрекал м.Сергия в том, что "формальное следование канонике, развитое им до чревычайных пределов, оставило от святых канонов просто каноны". В мученическую эпоху Церкви многое совершалось не по канонам, в том числе и переход патриаршей власти к Местоблюстителям. ВЦУ лишало п.Тихона архиерейства по канонам, но разве мы признаем их решения законными? Их власть была не легитимная, а каноны употребляли подлинные.
adelgeim
17 июл, 2011 12:56 (UTC)
прервать общение с синодом архиеп. Владимира
Под чьим же омофором будут продолжать служение священники РПЦЗ(В)?
Это не теоретический, а жизненный вопрос. Может ли священник служить, не имея реальной связи ни с каким архиереем? И как Вы полагаете быть священникам в этом положении?
rocor_russia
18 июл, 2011 11:48 (UTC)
Re: прервать общение с синодом архиеп. Владимира
Посмотрите деяния Поместного Собора РПЦ и убедитесь, что переход полномочий главы Церкви местоблюстителям происходил в полном соответствии с церковными канонами и волей Поместного Собора. А вот дальнейшее делегирование этих прав "заместителям местоблюстителя" было полной самодеятельностью, не основанной на св. канонах. Печальнее всего то, что большинство находившихся на территории России архиереев не увидели в этом никакого безчиния и беззакония, хотя им были известны положения изданного на такой крайний случай Указа № 362.
adelgeim
18 июл, 2011 12:39 (UTC)
Re: прервать общение с синодом архиеп. Владимира
Каноны не позволят епископу назначать преемника. Поэтому переход власти к местоблюстителям п.Тихона совершился вопреки канонам, но законно, ибо он назначил преемников по чрезвычайному решению Собора. Однако никак не "в полном соответствии с церковными канонами". Таких канонов нет.
Дальнейшее Заместительство, начиная с м. Сергия, не вызвало возражений епископов, поскольку они, как и сам м.Петр, не предполагали, что м.Сергий уравняет свои права Заместителя с правами Местоблюстителя. Аппетит приходит во время еды. Поначалу м.Сергий, как и все епископы, понимал, что заведует канцелярией и делопроизводством. Ошибка м.Петра заключалась в том, что назначив м.Сергия, он не определил чётко объём данных ему полномочий, положившись на его мудрость и благородство. Жажда власти оказалась сильнее. На вопрос Вы не ответили.
rocor_russia
18 июл, 2011 13:09 (UTC)
Каноны запрещают епископу по собственному усмотрению назначать себе преемника, поскольку это было бы похищением власти собора епископов конкретной местности. Святитель Тихон действовал отнюдь не по собственной воле и усмотрению, но по послушанию воле Поместного Собора, поручившего ему на закрытом заседании ввиду крайних обстоятельств назначить трёх Местоблюстителей, доложить о выполнении поручения Поместному Собору, не называя, однако, имён избранных им лиц. Какие же каноны нарушил в данной ситуации Святитель Тихон?

А вот м.Петр никакой церковной властью не был уполномочен затеваться с "заместителями местоблюстителя" и более того, позволю себе настаивать на том, что если бы не его беззаконные действия в этом плане, не было бы в принципе "проблемы м.Сергия" и последовавшего затем раскола, плоды которого мы пожинаем по сей день.
rocor_russia
18 июл, 2011 13:49 (UTC)
Жареная вода
Как это - "вопреки канонам, но законно"? Разве в Православной Церкви есть св. каноны и ещё какие-то "законы", превосходящие по значимости канонические установления?
adelgeim
19 июл, 2011 19:37 (UTC)
Re: Жареная вода
"вопреки канонам", ибо каноны однозначно запрещают епископу ставить себе преемника. "Законно", ибо преемник поставлен согласно решению собора, обладающего законодательной властью.
pingback_bot
17 июл, 2011 09:36 (UTC)
Святой апостол Петр
User ansm2000 referenced to your post from Святой апостол Петр saying: [...] Originally posted by at Святой апостол Петр [...]
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я
adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner