?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Выбор

Каждый человек выбирает для себя жизненные ценности, формирует и различает главные от второстепенных. Одни ценности занимают главное место. Другие - второе, третье, четвёртое место. Так возникает иерархия или последовательность ценностей.
В духовной жизни порядок ценностей начинается с абсолютного начала– поклонения Богу- Источнику бытия, света и жизни, любви и красоты. Иерархия существует на земле и на небе. В христианской традиции есть книга Дионисия Ареопагита, написанная в пятом веке. Называется «О небесной иерархии». Она рассказывает, как построена небесная иерархия: херувимы и серафимы, архангелы и ангелы. Как ангельские чины имеют иерархию, так и лики святых располагаются в иерархическом порядке. Мы только что читали молитву, призывая Пресвятую Богородицу, святых ангелов, Иоанна Предтечу, святителей, мучеников, преподобных - это иерархия ликов святых. Мы призываем святых в определённом порядке. Одни лики святых стоят на первом месте, другие - на втором, на третьем месте. Иерархия существует на небе и на земле, как условие миропорядка.
Такой же порядок формирует внутреннюю жизнь человека. Существует тёмное начало.
К нему христиане относятся как к очевидному злу. Это не должное, чего не должно быть. Два полюса бытия разделены: «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Не можете служить Богу и Маммоне» (2Кор.6,14-15; Лк.16,13). Приходится выбирать. Иерархия ценностей складывается у каждого народа в разные эпохи. У разных народов возникает разная иерархия ценностей. Когда человек живёт в кругу людей с одинаковым понятием о ценностях, возникает общая платформа для взаимного понимания и оценок.
Этическую иерархию ценностей представляют заповеди Божии. На горе Синай Бог вручил Моисею две каменные скрижали. На этих каменных плитах перстом Божьим начертаны десять заповедей. Первые четыре заповеди говорят об отношении человека к Богу. Первая заповедь «Аз есмь Господь, Бог твой, пусть не будет у тебя иных богов, кроме Меня». Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира». Кумиром называют то, что поставлено на место Бога. Есть выражение «обожаю». «Обожение» происходит от слова «Бог». Обожать можно Бога. Люди заблуждались, поставив на место Бога другие ценности: демонов, богатство, власть и силу. Каменные, серебряные и золотые идолы олицетворяли эти божества.
Вторая заповедь запрещает поклонение кумиру - ложному богу. «Господу Богу твоему поклоняйся. Ему одному служи. Не создавай для себя кумиров нигде: ни на небе, ни на земле, ни под землёй. Не поклоняйся и не служи им».
Третья заповедь говорит: «Не употребляй имя Господа Бога твоего попусту». В речи бывают мусорные слова, ничего не добавляющие к смыслу. Некоторые люди употребляют слово Господь, как мусорное слово, не придавая значения этому имени. Это имя столь свято, что древние евреи не смели его произносить. Некоторые народы вместо имени Бога, лишь поднимали с благоговением глаза к небу. Это святое имя. Его можно употреблять тогда, когда зовёшь Бога в поисках встречи с Ним. Это утверждает третья заповедь: Не произноси имя Бога твоего попусту.
Четвёртая заповедь: «помни день субботний и освящай его. Шесть дней делай, а седьмой должен быть днём покоя для Господа твоего». Каждый седьмой день недели необходимо подарить Богу. Эту заповедь строго чтили иудеи. В шестой день священники совершали богослужение, приносили жертвы, храм наполнял народ. Молитва и жертвы не нарушали субботу. Бог благословил молитвенный труд в субботу. Заботиться о своих нуждах, о пище и благополучии, люди должны были шесть дней, а седьмой день - дарить Богу. Что можно делать в этот день? Бескорыстно служить Богу и друг другу. Это способ почитания седьмого дня. Следующие шесть заповедей учат строить отношения между людьми.
Пятая заповедь определяет отношение к родителям: «Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и будешь долголетен на земле». Это единственная заповедь, которая обещает конкретное воздаяние тем, кто её исполнит. Эту заповедь иногда сводят к послушанию родителям. Заповеди о послушании родителям в Священном Писании нет. Такой заповеди не может быть, ибо отношения с родителями меняются с возрастом. Например, младенец зависит от родителей абсолютно. Если мать его не покормит, он умрёт с голоду. С возрастом зависимость становится меньше. В три года младенец говорит: «Я шам». К 12 годам ребёнок самоутверждается и дистанцируется от родителей, осознавая себя личностью. В этом возрасте ребёнок меньше зависит от родителей, и за некоторые ошибки расплачивается сам. В 18-20 лет ребёнок становится самостоятельным человеком и несёт реальную ответственность за поступки. К этому возрасту выявляются плоды воспитания: готов ли ребёнок самостоятельно принимать решения?
Беда, когда родители решают проблемы своих детей до старости. Они лишают своего ребёнка инициативы и возможности занимать активную позицию. Необходимо с раннего возраста научить дитя принимать решения самому, иначе он останется беспомощным на всю жизнь. Когда дети женятся и выходят замуж, родители предостерегают, советуют, но решение следует принять самому, ибо самому и собственной судьбой приходится расплачиваться за выбор и ошибки. Решение принимает тот, кто за него платит. Можно советовать и отговаривать, оставляя за ним последнее слово.
Заповедь призывает почитать и уважать родителей, ибо в них – источник и начало жизни. Мы благословляем этот источник, как благословляем Бога, своего Творца. Через них мы получили бытие, незабвенный дар - они родили нас в эту жизнь. Почитание выражено в неизменном уважении, заботе о немощных и молитвах об усопших родителях.
Шестая заповедь гласит: «Не убивай», не лишай никого жизни. Не смеешь отнять у другого то, чего не можешь ему дать. Только Бог даёт бытие. Человек не может даровать бытия, потому не смеет его отнимать. Христианская позиция по отношению к смертной казни однозначна: нельзя отнимать то, чего не можешь дать.
Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй», храни целомудрие, храни верность мужу и жене. Эта заповедь в наши дни непопулярна. Многие люди даже подводят теорию под свои измены. Называют брак устаревшими отношениями, призывают искать новые формы отношений между мужчиной и женщиной. Есть ценности, с утратой которых человек расчеловечится, потеряет свою человечность. Заповеди, подобно соли, сохраняют человечное в человеке. Нарушая принципы естества, перестанешь быть человеком. Можно остаться двуногим существом, а человеком не быть.
Восьмая заповедь: «Не укради». Следует различать, что принадлежит тебе, и что принадлежит другому. Не занимай чужое место в жизни, будь целомудрен и честен перед ближним. Рядом с тобой живёт другой человек, который нуждается в том же самом, что необходимо тебе. Не бери чужое.
Девятая заповедь: «Не произноси на другого ложное свидетельство». Нельзя клеветать на человека. Нельзя осуждать его за то, в чём он не виновен. Клевета может разрушить жизнь человека и привести к смерти. И на тебя ляжет печать убийцы.
Десятая заповедь запрещает зависть: «Не пожелай имущества ближнего твоего, ни жены его, ни скота его, ни вола его, ни осла его, ничего, что принадлежит ближнему твоему»
Бог определил человеку такую иерархия нравственных ценностей. Заповеди начертаны на каменных скрижалях перстом Божьим и даны Моисею как принципы, сохраняющие образ Божий в человеке. В Евангелии тоже находим иерархию ценностей. Иисуса Христа спросили: «какая заповедь большая в законе?». Он выразил сущность всех заповедей в двух принципах: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всей душою твоей, всем разумением твоим». И второй: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Господь завершает Свои слова: «В этих двух заповедях состоит весь закон и все пророки»(МФ.22,40). Закон и пророки учили созидать свою жизнь на земле с Богом и по-Божьи. Первые христиане и последующие поколения жили по заповедям Божьим.
Сегодня за Божественной Литургией мы чтили преподобную мученицу Анастасию. Девушка жила в Риме. Церковь сохранила её в своей памяти под именем «римлянка». Анастасия рано лишилась своих родителей и осталась сиротой. В Риме был крошечный монастырь из 10-15 сестёр. Игуменья София приняла Анастасию в монастырь и воспитала с младенческого возраста в страхе Божьем, в целомудрии, в любви к Богу. Анастасия ревностно подвизалась в монастыре монашескими трудами: молитвенным подвигом и служением ближним.
В то время христиан в Римской империи преследовали. При одних императорах гонения бывали жестокими. Иногда преследования настолько затихали, что христианские храмы и монастыри жили открыто. В 249 году началось жестокое гонение Декия. Христиане, не скрывавшие веру и места собраний, были застигнуты гонением внезапно. Христиан хватали десятками и сотнями, заключали в темницы, а потом выводили на площади и арены цирков для казни. Их отдавали на растерзание диким зверям, рубили головы и распинали на крестах. Жестокие казни должны были запугать народ и страхом отвратить от Христа. Император не желал уничтожить свой народ. Страхом пыток и смерти христиан принуждали отречься от Христа. Не все становились мучениками. Многие отрекались из страха перед мучительной смертью. Отрекалось так много, что перед церковью позднее встала проблема, как принимать обратно возвращавшихся после своего отречения. Но мучеников тоже было удивительно много. Стоит заглянуть в святцы, чтобы увидеть, какое множество мучеников прославлено в период гонений.
Гонение не миновало монастырь игумении Софии. Сёстры ушли из монастыря и скрылись, Анастасия осталась в монастыре и её взяли. Правитель города Пров был пленён её красотой и чистотой, светившихся во всём её облике. Он уговаривал Анастасию отречься от Христа, обещая выгодный брак и положение в обществе. Она отказалась, сказав, что жизнь для неё – Христос, и смерть за Христа желанна. Пров не хотел убивать такую красивую девушку и предал жестоким мучениям, что бы принудить к отречению. Сначала он велел её обнажить. Девушку, монахиню раздели донага. Это было жестоким унижением, но Анастасия смотрела на происходящее, словно уже пребывала на небе со Христом, и оттуда видела обнажённое тело, преданное поруганию.
Она сказала Прову: «Ты обнажил не меня. Ты обнажил перед народом своё похотливое сердце». Её слова ранили Прова, сознававшего свою постыдную похоть.
Здесь просматривается иерархия ценностей преподобной Анастасии. Невеста Христова хранила чистоту и целомудрие ради своего Жениха, и без колебаний приносила себя в жертву Ему. Верность Христу была главной ценностью, а целомудрие было её условием. Анастасию предали жестоким мучениям. Даже римская толпа, привыкшая к жестокости, возмутилась. Испугавшись народного волнения, Пров прекратил истязания и отрубил Анастасии голову. Сёстры взяли её тело и погребли в монастыре.
Сегодня мы чтим память других преподобных, живших в Месопотамии – преподобного Авраамия затворника и его племянницу Марию. Житие преподобных Авраамия и Марии написано преподобным Ефремом Сириным, жившим на 20 лет позднее. Преподобный Авраамий подвизался между реками Тигр и Евфрат неподалёку от города Вавилона. Он поселился в монастыре, а затем ушёл в затвор. Неподалёку от монастыря были кельи отшельниц. Среди них подвизалась племянница Авраамия, Мария. До 27 лет она подвизалась в келье, а затем ушла в город и стала блудницей. Узнав о беде, случившейся с племянницей, Авраамий снял монашеские одежды, надел воинские доспехи и поехал в город, чтобы вернуть её в монастырь. Найдя дом, где содержали Марию, он проник в горницу, как один из посетителей, и открылся ей. Всю ночь они вместе молились, а наутро Авраамий увёз Марию в монастырь. Оплакав свое падение, Мария до конца дней несла монашеский подвиг.
Снова видим две ценности, из которых одна ставится выше другой. Авраамий жертвует своей монашеской жизнью, своими трудами, постническими подвигами - всё оставляет ради спасения Марии. «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Авраамий послужил спасению Марии, как прежде заботился о собственном спасении. Милость обнаруживается в самопожертвовании.
В наше время иерархия ценностей поменялась. Главной ценностью современного общества является не Бог и вечная жизнь, требующие возрождения преображение духа. Главными становятся материальные ценности: деньги, власть, карьера. Достаточно послушать язык, на котором говорит общество. Языком общения для широкого круга сделалась матерщина. Её пафос в проклятии материнского начала, как источника бытия. Она исходит из проклятия и насмешек над проблемами пола. Вожделенной ценностью стали удовольствия: вино, разврат, наркотики, одурманивающие разум и совесть. Общество потеряло нравственные запреты и тормоза. Сто лет назад для человека была значима верность своему слову. Верность слову понимали, как честь. За неё умирали.
Теперь верность слову кажется глупостью, если она противоречит выгоде. Обман возводён в деловое качество. Человека, поступающего по совести и вопреки личной выгоде, считают юродивым от слова «урод» или ущербный. Называют его «лохом».
В древней Руси чтили юродивых. Они безразлично относились к благополучию, осмеливались говорить правду царю и сильным мира сего. Апостол Павел пишет: «Вы - мудры, а мы – безумны ради Христа». Древние христиане хранили верность. Выбирая между Христом и благополучием, умирали за Христа. С точки зрения язычников это было безумием. Отказ от карьеры, богатства и власти ради верности Богу казался неразумным выбором. Выбор перед христианином стоит сегодня и всегда. Выбирая верность Богу, человеку, своему слову, надо быть готовым, что многие такого выбора не поймут, а то и осмеют. Каждому стоит задуматься, во имя каких ценностей живёт.
Пока жив, есть время, есть выбор, открыта возможность пересмотреть свою жизнь. Остаётся обрести понимание и решимость к покаянию, чтобы не облететь, подобно сухим листьям осенью, но найти во Христе подлинную ценность и войти в жизнь вечную вместе со святыми.

Comments

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
leo_sosnine
30 июл, 2011 13:46 (UTC)
Каким образом такой длинный постинг опубликовали? Щас у всех ограничение не больше 2048 символов в постинге, а у Вас явно больше. Как?
adelgeim
30 июл, 2011 20:34 (UTC)
такой длинный постинг опубликовали?
Слишком мало компетентен в таких вопросах, чтобы на них ответить.
foma_didim
30 июл, 2011 17:35 (UTC)
По поводу Дионисия Ареопагита. Если книга "О небесной иерархии", то ее автор - Псевдо-Дионисий. Потому что подлинному, исходному Дионисию Ареопагиту церковное предание приписывает наблюдение за затмением во время казни Христа и связанные с этим слова: "То ли Бог страждет, то ли мир рушится". Или я что-то не так трактую?
adelgeim
30 июл, 2011 20:30 (UTC)
автор - Псевдо-Дионисий.
Да, Вы совершенно правы.Дионисий жил в первом веке, а книга написана в пятом.
infin56
31 июл, 2011 15:05 (UTC)
Прекрасно! Тем более зная и понимая, написанное выше, вообще странно взывать к кому либо кроме Христа.
Кстати 34 псалом отвечает и даёт полнейшую надежду, каждому кто был хоть раз незаслуженно обижен либо притеснён...
fi1618
31 июл, 2011 17:30 (UTC)
вера горами движет...
Как я вас понял, вы считаете, что молитва к Богу на манер заклинания, все будет по силе молитвы. Т.е. Бог должен вмешаться в естественный ход вещей, нарушить законы материального мира, но сделать по вашему? А ведь можно и не нарушать законы материального мира, не произносить Имя всуе, а написать какую нибудь бумажку и все обойдется без вмешательства Бога в законы материального мира.
infin56
1 авг, 2011 04:07 (UTC)
Re: вера горами движет...
Молитва есть лакмусовая бумага. Всё что угодно и Господу, будет Вам дано. А ежели Господь не принял молитвы, значит и дела земные в виде "бумажек" ровно также противоречат Его воле.
Ну а если Вы говорите о законах земных, то в таком случае надо быть ещё последовательней.
( перепрыгивая в тему предыдущего поста)Если бы священник был в переписке лишь С ЖКХ о гнилых трубах, то конечно же это было бы совершенно земное дело. А тут священник выступает, так или иначе против мнения иерархии, которая себя тоже называет наместной властью Бога. И кстати выступая, чётко понимал, что это непременно будет скандалом.
fi1618
1 авг, 2011 07:25 (UTC)
Re: вера горами движет...
"А тут священник выступает, так или иначе против мнения иерархии, которая себя тоже называет наместной властью Бога. И кстати выступая, чётко понимал, что это непременно будет скандалом."
А что, иерархия называющая себя наместниками Бога, правыми руками и другими, божественными конечностями, пользуется неземными законами?
infin56
1 авг, 2011 07:39 (UTC)
Re: вера горами движет...
Так если пользуется земными законами, то и послать их можно и надо куда подальше, с такой же земной непосредственностью. А не разводить политесы и душевные сомнения по поводу отлучения от этой иерархии или лишения сана. Какие бы эти иерархии, не подыскивали для себя аргументы не погрешимости и присвоение брендов как то "Церковь Христова".
Так, что надо определится каждому кто он и по каким законам живёт, чего боится и к чему стремится.
А коль уж начал что то делать, то делать надо до конца. Сказав "А" надо говорить и..."omega".
fi1618
1 авг, 2011 15:21 (UTC)
Re: вера горами движет...
"Так если пользуется земными законами, то и послать их можно и надо куда подальше, с такой же земной непосредственностью."
А вот это, ваше мнение, с которым, можно и не согласиться. Или, вы считаете, ваше мнение императивом для священника Павла Адельгейма?
Тогда, Вы не отличаетесь от иерархов считающих себя правой рукой Всевышнего.
infin56
1 авг, 2011 15:36 (UTC)
Re: вера горами движет...
Я думаю, что Вы вообще ни с чем не согласны со мной.
Но молитва всё же не заклинание. Более того и Бог не иллюзия но намного более реальность нежели земные законы, бумажки в судах тем более иерархи.
Лично Бог мне дал свободу от всех иерархов ! Не знаю как Вам и Павлу Адельгейму?
Понятно, что они могут у меня отнять всё , в том числе и жизнь, но веру в Бога они отнять не могут, вот ведь какая неожиданная случайность.
opiano
1 авг, 2011 12:06 (UTC)
Приветствую Ваше преподобие с приходом в mipъ!
Молитвенно желаю Вам мира всяческого, вдохновенного Богом жития и обретения у Него вечного с ним мира!
Ваш пастырский труд светит дальше Вашей общины, пугает высокоставленные тени и умудряет малых Света благовестием церковной совести.
Отверженный мiромъ любим Богом, особенно если отвергающий "мipъ" одет в рясу. Любимым быть и влюблённым!
( 12 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner