?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Крещение Руси

28 июля 1988 году мы праздновали тысячелетний юбилей Крещения Руси. Теперь этот праздник стал ежегодным. Крещение связало русский народ и Церковь Христову. Русь крестилась на заре своего исторического бытия. Ещё только вырисовывался географический абрис России. Намечались формы государственного устройства. Складывался народ. Европейские народы крестились, уже сложившись и возмужав. Русский народ крещён во младенчестве, и крещение определило его историческую судьбу.
Далеко не во всём человек сам определяет свою судьбу. Настоящее связано с прошлым. Голос предков во многом определяет нынешний день. Человек не выбирает себе родителей и Родину. По воле родителей мы рождаемся. Они не спрашивали нашего согласия, ибо нас ещё не было. А когда мы родились, спрашивать поздно. Мы не спрашиваем у своих детей как их воспитывать. Они не могут подсказать. Каждый делает это как умеет и воспитывает своё дитя в тех моральных нормах и религиозных формах, которых придерживается сам. Воля родителей не связывает свободу детей. Свобода выбора остаётся, хотя и не всегда реализуется. В наши дни, как и прежде, один обручается Христу в таинстве Крещения. Другой живёт некрещёным.
Однако, выбор, сделанный предками, сохраняет своё непреходящее значение. По их воле русскому человеку также естественно рождаться в Православии, как естественно рождаться в России. Православие стало нашей духовной Родиной. Даже если мы блудные дети и живём в духовной загранице, русскому человеку так же важно знать свои духовные истоки, как помнить и любить Россию.
Какие плоды принесло Крещение русскому народу? Православие принесло ему глубочайшую идею, когда-либо открывавшуюся человеческому уму: христианское понятие о Боге. В нём, как в зерне, заложены все духовные ценности: истина, жизнь, святость и красота, расцветшие через науку, философию, искусство в уникальное явление русской культуры.
Языческие представления о богах разрушили изначальный монотеизм. Они были недостойны Бога и недостойны человека. Языческие культы включали два необходимых элемента: жертву и кровь. В основу христианского богослужения положена бескровная жертва Евхаристии- хлеб и вино, пресуществлённые в Тело и Кровь Христа, «принесшего в жертву Себя Самого»(Евр.7, 27). Христианство восстановило древний смысл жертвы: «жертва Богу дух сокрушен»(Пс.50, 19). Христос напомнил слово Божие, открытое пророку Осии: «милости хочу, а не жертвы»(Ос.6, 6; Мф.9, 13). Очищенное от корысти, отношение человека к Богу стало сыновним. Мы называем Бога «Отец наш небесный»(Мф.6,9).
Язычество подменяло нравственные принципы мотивами вреда и пользы, приобретая покровительство идолов кровавыми жертвами. Идол требует жертв и не гнушается рук, обагрённых кровью. Идола можно призвать в помощь на злодейство: убийство, блуд, воровство, предательство… Апостол Павел объясняет природу его нравственной нечистоты: «язычники, приносят жертвы бесам, а не Богу» (1Кор.10,20). Язычники не были злодеями. Многие язычники были добрыми людьми. Однако, не в силу верований, а вопреки им. В силу богозданной человеческой природы «язычники, не имеющие закона, в силу своей природы исполняют закон»(Рим.2, 14). Это слепая добродетель. Недостойное понятие о Боге так же губительно, как отсутствие всякого понятия о Божестве. Христианин тоже может совершить злодейство. Но он знает, что злодейство- грех. Он не будет призывать Бога в помощь, ибо Бог не станет соучастником греха. Бог осудит грех: «святы будьте, как Я свят»(Лев.9, 2; 1Петр.1,16). Отсюда понятен нравственный конфликт шекспировских героев. Гамлет медлит отомстить за отца, потому что он - христианин и знает заповедь: «не мстите за себя, возлюбленные» (Рим.12,19).
Не только языческое, но и современное сознание не готово к откровению «Бог есть дух»(Ин.4,24). В наши дни слово «духовность» мелькает в книгах и журналах, но употребляется не в христианском смысле. Для тех, кто не признаёт ни Духа Божия, ни человеческой души, слово «духовность» имеет неопределённый смысл. Для христиан «духовная жизнь» наполнена конкретным содержанием. Это подвиг покаяния, противостояние греху, воздержание, молитва и милосердие.
Древние сказания рисуют нам круг общения язычников с духовным миром: идолы, колдуны и ведьмы, домовые и русалки, лешие и водяные. Даже в сказках, где сквозит симпатия к этому миру, он опознаётся как мир духовной нечисти. Мотивами общения служат: корысть, похоть и зависть. Результатом обычно бывает обольщение, то есть обман. Христианство открыло новый круг духовного общения: Бог, ангелы и святые. В крещении христианин принимает имя святого, чтобы как факел пронести его через всю жизнь. Это славное имя освящено подвигом. Носивший его святой состоялся как Человек. Он раскрыл в себе не образ зверя, а образ Божий. В нём явилась слава Божия: «дивен Бог во святых своих». Имя святого принимает христианин, как свой жизненный принцип, который необходимо не похулить, а осуществить. Новые жизненные устои вошли в повседневный быт через культ и стали семенем русской христианской культуры. Церковь и русская культура почерпали из одного источника- христианского понятия о Боге. Они имеют и общее детище – храм. За тысячелетнюю историю в Русской земле великое множество храмов вознесли к небу золотые купола и напитали землю колокольным звоном. По архитектурному замыслу храм выражает духовно-нравственный идеал двухтысячелетней христианской культуры: единение Бога и человека. Никакой другой образ не выразил дух христианства с такой определённостью. В то же время это- русский храм, архитектуру которого не спутаешь ни с какой другой. Эти формы сложились в русской культурной традиции. Они составляют её богатство. Вот почему символом духовного запустения и культурного одичания Русской земли смотрятся заброшенные и осквернённые храмы.
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей. (Н. Рубцов)
Ослепшими глазницами смотрели храмы на торжество православия, смиряя наше ликование. Печаль сопутствует всякому юбилею. С возрастом мы не только приобретаем. Каждый юбилей подводит итог историческому периоду, за который много пройдено путей и много сделано ошибок. Эти храмы лишились икон и Престола. Умолкли хоры и обезлюдели храмы. Их лишили содержания и превратили в «памятники старины». Что бывает с телом, когда из него уходит дух? Оно умирает. Только формы, по прежнему возносящие к небу израненные купола, напоминают, что здесь обитал Дух Божий, созидая человеческие души. «Бывшие» храмы стоят свидетелями величия ушедшей культуры. Стоят как надгробные плиты, как кресты над могилами.
Так что же, отрёкся русский народ своих крещальных обетов? Или на время забыл о своих духовных ценностях в погоне за благами цивилизации? Апостол Павел видел в храме образ человеческой души: «Разве вы не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм - вы»(1Кор.3, 16-17). Жизнь храма связана с нравственным состоянием человеческой души. Много примеров тому мы видим в библейской истории. Когда Израиль забывал Бога и служил иным богам, он утрачивал храм, а порой и Отчизну. Заброшенные храмы свидетельствуют о духовной опустошённости и культурном одичании русских людей. Душа народа веками собирает свои духовные ценности, как храм хранит свои святыни. Так происходит становление культуры и национального духа. Идеи социальной справедливости, свободы и равенства, которые составляют предмет гражданской гордости, выросли не на пустом месте. В их основе лежат добродетели, выношенные многовековой культурой: милосердие и великодушие, воздержание и терпение, благородство и честь, целомудрие и верность. Эти понятия забылись, превратились в «устаревшие» слова, звучащие старомодно и смешно для современного слуха. Увы, и сами понятия свободы, равенства и социальной справедливости, лишившись своей культурной основы, повисли в нашем сознании ни на чём. На место отвергнутых ценностей просачиваются ненависть и нетерпимость, зависть и подозрительность, равнодушие и недобросовестность. Христос называет это «мерзостью запустения на святом месте»(Мф. 24, 15).
Лишь один путь ведёт к возрождению вещественных и нерукотворных храмов. Когда Израиль оставлял нечестие и приносил Богу покаяние, Бог возвращал народу Свою милость. Народ возрождался и обретал храм. «Восстановить» разрушенный храм означает не только «отремонтировать». Храму необходимо вернуть его сакральное и просветительное значение, что бы он снова стал «источником воды, текущей в жизнь вечную»(Ин.4,14). Храм предназначен стать стержнем, вокруг которого формируется христианское общение. В этом миссия храма.
Когда опустошённая человеческая душа обретёт забытые святыни, она станет «светом миру и солью земли»(Мф.5,13-14). В этом духовная, нравственная и культурная миссия христианина.
Сегодня мы радуемся и печалимся. Радуемся, ибо нам много было дано. Печалимся, что мы мало сохранили. Но в печали, как и в радости, оживает надежда. «Радуюсь- пишет апостол, - что вы опечалились к покаянию. Ибо печаль по Боге производит неизменное покаяние ко спасению»(2Кор.7,9-10). Через покаяние пролегла дорога к возрождению каждой человеческой души и всего русского народа.

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
helen_icq
13 авг, 2011 04:42 (UTC)
Добрый день отче!Спаси Господи Вас!"Сегодня мы радуемся и печалимся. Радуемся, ибо нам много было дано. Печалимся, что мы мало сохранили.!Верно.Много дано, взять хочется, хапать даже хочется, и понимаешь, в сутках 24 часа, информации много, разобраться бы в нужной, и на это уходит время.Как хорошо жить в осознании того, что Да истина есть и есть Вера и так спокойно, главное без фанатизма.С праздником отче! Берегите себя!
pingback_bot
13 авг, 2011 05:35 (UTC)
крещение Руси - проповедь о. Павла Адельгейма
User mikha_el referenced to your post from крещение Руси - проповедь о. Павла Адельгейма saying: [...] ть. Христос называет это «мерзостью запустения на святом месте»(Мф. 24, 15)... читать полностью [...]
pingback_bot
13 авг, 2011 05:36 (UTC)
крещение Руси - проповедь о. Павла Адельгейма
User mikha_el referenced to your post from крещение Руси - проповедь о. Павла Адельгейма saying: [...] ь. Христос называет это «мерзостью запустения на святом месте»(Мф. 24, 15)... читать полностью [...]
fi1618
13 авг, 2011 12:51 (UTC)
Уважаемый конспиролог
"И собственно говоря основной смысл переговоров (с Ватиканом. авт.) и взаимоотношений до поры, так и будет преподаваться как экуменические, но глубинный смысл намного засекреченее. До такой степени засекреченные , что замыслы эти могут знать лишь с каждой стороны всего несколько лиц."
Из этого пассажа следует, что Вы не понимаете глубинного смысла переговоров, так зачем же рассуждать и высказывать теории, заведомо ложные?
А я о другом, по существу поста, согласно Повести временных лет, князь Владимир стоял перед выбором между иудаизмом, исламом и двумя вариантами христианства, католичеством и православием, причем тогда, католичество и православие были двумя ветвями единой традиции, неортодоксальны друг к другу.
Таким образом, древняя Русь сделала выбор в пользу православия, следовательно, другие варианты иудаизм и ислам были отсечены и с ними Русь оказалась в непримиримом противоречии, кто кого.
После краха атеистического СССР, силы русского народа оказались подорванными. У Русских отняли производство и кинули в торговлю. Российский Кавказ (а это, в основном Ислам), всегда жил торговлей, это у них в крови, поэтому теперь исконно русские территории заселяются кавказцами, это уже для всех очевидно. Проблема в том, что русские и кавказцы разные люди с разной, ортодоксальной религией и не могут слиться в одно, как вода и масло. Эмульсию сделать можно, но она все равно разложится на составляющие.
Видеть серьезную проблему в переговорах с Ватиканом, это сказать как в басне дедушки Крылова: "Слона то я и не приметил". Проблема не в этом, а вымирании русской нации, которая не может слиться с Исламом в силу тысячелетнего выбора предков и обречена в навязанной ей экономической парадигме эффективности, точно так же обречена и Европа.
В обществе это понимание созрело, чего стоит скандал с освистыванием трибунами на московском стадионе "Локомотив" 10.08.2011г. в футбольном матче Россия Сербия, русского Юрия Жиркова, за то, что он заключил контракт с дагестанским клубом Анжи.
Теперь вопрос в авторитетном национальном русском лидере.
infin56
13 авг, 2011 13:20 (UTC)
Но кстати если Вы не видите ереси в содружестве с католичеством, то тогда пожалуй Вы ничего не видите...А басни как раз для Вас и написаны...
(Удалённый комментарий)
infin56
13 авг, 2011 14:09 (UTC)
Re: конспиролог
Для СЕБЯ, я давно разобрался. Без ёрничества и подтекстов...
fi1618
13 авг, 2011 14:13 (UTC)
Re: Конспиролог
Сначала разберитесь в глубинных замыслах сторон переговоров Патриарх-Папа, а затем клейте ярлык "Ересь".
Что касается моих мыслей, по данному поводу, то они нигде мною не оглашались.
dutchak1
15 авг, 2011 06:13 (UTC)
один русский писатель, почти классик, сказал что заговор против России несомненно существует, и в этом заговоре участвует все взрослое население России
pingback_bot
13 авг, 2011 09:40 (UTC)
От <lj user="adelgeim" title="священник Павел Адельгейм"/>
User belanovskyy referenced to your post from От
священник Павел Адельгейм saying: [...] Слова о крещении Руси: http://adelgeim.livejournal.com/76100.html [...]
pingback_bot
14 авг, 2011 17:53 (UTC)
Крещение Руси
User ansm2000 referenced to your post from Крещение Руси saying: [...] Оригинал взят у в Крещение Руси [...]
(Удалённый комментарий)
adelgeim
15 авг, 2011 20:43 (UTC)
Очень похоже.
( 13 комментариев — Оставить комментарий )