?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Бесправное положение священника в религиозной организации ставит его в положение невольника епископа, который может лишить его работы и оставить детей без хлеба. Позволяя зарабатывать пропитание или отнимая хлеб, епископ манипулирует совестью и поступками священника. Этим страхом обоснована власть епископа в РПЦ. Это не власть любви, которую заповедал Христос. Она не ведёт к доверию и не нуждается в верности. Это власть насилия, основанная на страхе.
«Иисус.., постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель» (Мф.4,2). Даже Иисуса Христа голод ставит перед соблазном, который Он преодолел победой над искусителем.
Есть и другая опасность. Служение, не защищённое правом, становится безответственным. Священник не может принять ответственность за других людей, если сам лишён свободы действий. Священник становится «немым и мёртвым в законе», как писал некогда Радищев о положении крепостных в России. Священнослужители выведены за пределы закона о трудовой деятельности и оставлены в бесправном положении, которое на достаточных основаниях можно назвать крепостной зависимостью со всеми, вытекающими последствиями, в том числе материальными, социальными и этическими.
Конкретизирую проблему. Трудовой договор и его аналоги (служебный контракт и прочие) положены в основу законодательства РФ, охватывающего разнообразные отношения, служебные, трудовые. Законодательные документы определяют права и обязанности сторон, а также условия, необходимые для их осуществления и защиты, в первую очередь судебной.
Приём священнослужителя в Приход не оформляется правовым актом. Экономисты спрашивают: «На каком основании священнику, не оформленному законным актом, выплачивают зарплату? Где основания для выплат в налоговую инспекцию, в пенсионный фонд?» На этти вопросы нет ответа. Архиерей принимает священника в епархию, согласно прошению и назначает на место служения Указом, который является основанием для приёма в Приходе, но не актом приёма. Религиозная организация (Приход) также не оформляет акт приёма на работу. Вместо оформления договора с религиозной организацией, священник приносит присягу епископу. Послушание епископу, которого требует присяга, доводят до абсурда, лишая священника личной свободы, права принимать решения. Присяга становится добровольным отказом от прав человека и гражданина.
Односторонний акт возлагает на священника обязанности, оставляя ему птичьи права. Епископу предоставляется власть над священником в неограниченном объёме. Правовая незащищённость лежит в основе всяческой эксплуатации. Бюрократическая власть человека над человеком должна быть ограничена законом. С точки зрения законодательства отказ гражданина от принадлежащих ему прав ничтожен, но РПЦ МП лишает священника защиты закона, оставляя в положении нелегального гастарбайтера. Ему можно не платить зарплату, не соблюдать условия труда, и т.д. Не оформленного на работу священника можно уволить двумя словами: «Пошёл вон!». Обжалование невозможно: действия совершаются вне закона и не подтверждены письменно.
Перемещение и увольнение осуществляется Указом архиерея. Руководствуясь «церковной целесообразностью», то есть собственным произволением, епископ не обязан мотивировать перевод и увольнение (Устав РПЦ, раздел 11,25). Слово «целесообразность» маскирует произвол кадровой политики. Санкция епископа не контролируется и не обжалуется, хотя перемещения священников нарушают внутренние установления религиозного объединения:15-е каноническое правило Первого Вселенского собора запрещает перемещения. Епископ не несёт ответственность за свои действия: ни юридическую, ни каноническую, ни моральную.
На обжалование перемещений или увольнений Патриархия отвечает: «рассмотрение кадровых вопросов в Псковской епархии находится в компетенции митрополита Псковского и Великолукского Евсевия» (заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен САВВА (Тутунов) № 0104/2140 от 17.06.2011).
Интересы священника при перемещении не учитываются. Священника переводят в деревню из областного центра без вины и вопреки желанию: меняются условия проживания всей семьи, зарплата, школа, и проч. Все издержки по перемещению несёт сам перемещённый священник. Не учитываются интересы церкви. В Псковской епархии священники с академическим и университетским образованием назначаются в «медвежьи углы», где проповедовать некому и они не могут реализоваться. В многолюдных храмах служат священники без образования, например, в Кафедральном соборе и городских храмах.
Уволиться по собственному желанию и перейти в другую епархию (Устав 11, ст.30) священник не может. Необходима увольнительная грамота, без которой священника в другой епархии не примут. Архиерей может преследовать священника и «прессовать», удерживая угрозой лишить сана.
Право на отпуск ограничено. «Настоятель может получить отпуск… исключительно по разрешению епархиальной власти» (Устав РПЦ, раздел 11,21). Епископ может годами лишать священника законного отпуска.
Свобода передвижения связана разрешением епископа: «Настоятель может… на время оставить свой приход исключительно по разрешению епархиальной власти» «Члены причта не могут покидать приход без разрешения церковной власти» (Устав РПЦ,11, ст.21;28). Выезд священника за пределы прихода без разрешения карается как нарушение церковной дисциплины. Исключения не предусмотрены: болезнь, смерть близких, брак сына или дочери, рождение внуков (Устав, гл.11,ст.21,28). Этот жестокий запрет препятствует творческому общению, семейной жизни, частным встречам, ограничивает социальную деятельность.
Волчий билет. Епископ запрещает священнику профессиональную деятельность, часто без вины и без суда. Временный запрет не ограничен сроком и становится пожизненным. «Взыскания епархиального архиерея клирикам включают выговор, отстранение от занимаемой должности, временное запрещение в священнослужении» (Устав РПЦ,Гл.10,ст.19,а).
Лишение права занимать определённую должность аналогично приговору суда с применением санкции, запрещающей занимать определённые должности. В отличие от судебного приговора, решение архиерея может быть необоснованным.

Comments

( 53 комментария — Оставить комментарий )
sergiusvg
10 сент, 2011 08:32 (UTC)
Как все знакомо!
ogla_ogla
10 сент, 2011 08:57 (UTC)
тяжело у Вас там. не представляю, как в таких условиях может осуществляться служение Богу и людям. но собственно какая власть в стране, такая и церковь. и никуда от этого не деться. терпения Вам и удачи.
Александр Андреев
10 сент, 2011 10:50 (UTC)
Тяжело у Вас там...
Простите, а где легко?
Прессинг идет по всей России...
pingback_bot
10 сент, 2011 09:20 (UTC)
Дискриминация клириков в РПЦ МП. Часть 2
User mikha_el referenced to your post from Дискриминация клириков в РПЦ МП. Часть 2 saying: [...] Оригинал взят у в Дискриминация клириков в РПЦ МП. Часть 2 [...]
vlad47
10 сент, 2011 11:00 (UTC)
Мне кажется, что если выплачивается зарплата, то все должен соблюдаться КЗоТ. И когда возникнут прецеденты с подачей исков от уволенных священников в гражданские суда, ситуация изменится.
adelgeim
10 сент, 2011 11:11 (UTC)
иск от уволенных священников в гражданский суд...
Кому предъявлять иск, если священник ни с кем не заключал договор?
(Удалённый комментарий)
pingback_bot
10 сент, 2011 11:07 (UTC)
Дискриминация клириков в РПЦ МП. Часть 2.
User orthodox_israel referenced to your post from Дискриминация клириков в РПЦ МП. Часть 2. saying: [...] Оригинал взят у в Дискриминация клириков в РПЦ МП. Часть 2. [...]
pingback_bot
10 сент, 2011 11:59 (UTC)
No title
User ansm2000 referenced to your post from No title saying: [...] решение архиерея может быть необоснованным. Источник: Живой Журнал протоиерея Павла Адельгейма [...]
pingback_bot
10 сент, 2011 12:10 (UTC)
Дискриминация клириков в РПЦ МП. Часть 2.
User artop referenced to your post from Дискриминация клириков в РПЦ МП. Часть 2. saying: [...] приговора, решение архиерея может быть необоснованным. http://adelgeim.livejournal.com/79804.html [...]
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
infin56
10 сент, 2011 13:09 (UTC)
Re: Спасибо за горькую правду
Я уже давно говорю, что всё простое гениально и истинно. Молвить слово Божье можно везде. Господь оставил Церковь лёгкую, для принимающих её, без мишуры, золотой тяжести. Церковь где самые первые должны мыть ноги последним и не ради обряда как то делает периодически патриарх ( лицемер), а каждый день и искренне, с такой искренностью, что более слезами омывать эти ноги за своё окаянство, нежели водой. Но сатана надел уже золотые и бриллиантовые "вериги" на перво иерархов, от коих сладостно и тепло, но страшнее от другого, что сами священники глядя на эти "вериги" впадают в трепет и в страх, когда сознание парализовано и язык приклеен к нёбу. Сатана умеет создавать трепет и вполне этим справляется. Господь дал СЛОВО, сатана молчание....
nikolay12_2_53
11 сент, 2011 07:00 (UTC)
Re: Спасибо за горькую правду
"Всем ясно - Бого-человеческий организм Русской Православной Церкви болен".
Может вы Богу лекарство пропишите?
pingback_bot
10 сент, 2011 15:39 (UTC)
Дискриминация клириков в РПЦ МП. Часть 2.
User orthodox_mouse referenced to your post from Дискриминация клириков в РПЦ МП. Часть 2. saying: [...] Оригинал взят у в Дискриминация клириков в РПЦ МП. Часть 2. [...]
gorojane_tv
10 сент, 2011 17:17 (UTC)
гражданские законы не должны распространятся на Церковные отношения, ни в коем случае. Пошли они на фиг со своими законами. Но то, что вытворяют епископы, это конечно ужас. Епископов должны выбирать сами верующие, из своих, как было когда-то.
adelgeim
10 сент, 2011 20:08 (UTC)
Гражданские законы не распространяются на Церковь.
Если в церкви действует церковное право, соглашусь. А если злоупотребления превосходят всякую меру справедливости? Есть базовые ценности, которые обеспечивают жизнь и элементарные потребности человека. Может государство допустить посягательство епископа на жизнь клириков и мирян? А на их право зарабатывать хлеб своим детям? А вмешиваться в семейную жизнь, воспитание их детей и т.д? На пути злоупотреблений где-то надо остановиться, чтобы не зайти слишком далеко, и чем раньше, тем лучше для самих епископов.
gorojane_tv
12 сент, 2011 17:13 (UTC)
Re: Гражданские законы не распространяются на Церковь.
в сторону государственных законов лодку раскачивать опастно. Если Государство возьмется за наведение порядка в самой Церкви... это будет катастрофа.
fi1618
11 сент, 2011 04:44 (UTC)
Пределы архиерейского самодурства
Можно и так понимать, что запись в Конституциях СНГ, об отделении церкви от государства, это признание суверенитета Церкви относительно Государства, своего рода конкордат, как Ватикана и Италии. Это ошибочное понимание, как, например, сейчас, понимают право собственности как право ничем не ограниченного пользования вещью, покупают пистолет, и палят в конкурента, но из-за угла, а затем почему то, топят пистолет в море. С точки зрения, самого по себе, права собственности, никаких проблем, собственник пользуется полезными свойствами вещи. А как точки зрения уголовного кодекса? Вот это понимание и заставляет избавляться от своей собственности--улики пистолета.
Священник имеет двойной статус, гражданина и клирика, так вот, Конституции СНГ, гарантируют своим гражданам определенные права и свободы, так в Конституциях называются целые разделы. Так вот, архиерейское самодурство не должно выходить за пределы прав и свобод гражданина-клирика, гарантируемых государством.
Проблема заключается в том, что правильное позитивное выстраивание системы взаимоотношений церкви и государства, сложный и длительный и не безошибочный.
Поэтому единственный выход, это казуальный подход, рассматривать каждое действие гражданина-архиерея в отношении гражданина-клирика, с точки зрения с точки зрения деликта (правонарушения) светского законодательства. Есть деликт, в светский суд, нет деликта, то это внутреннее дело церкви.
nikolay12_2_53
11 сент, 2011 07:21 (UTC)
Вопрос к умникам
К примеру, если кто-то добровольно вступил в общество филателистов и при этом подписался, что будет выполнять его устав. Затем этого филателиста исключили из общества за несоблюдение устава. Может ли он в этом случае требовать возбуждения уголовного дела? (Свой ответ дам позже). Напомню также, что священник принимает ставленическую присягу.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
gilgames_feanor
11 сент, 2011 13:35 (UTC)
О кризисе Православия в РПЦ
"В Русской Православной Церкви больше нельзя создать православную общину, поскольку теперь это вертикально управляемая корпорация. Тогда спрашивается - из чего она состоит? И что это вообще такое?"

Во-во... правильная постановка вопроса.. И недаром Собор Древних Патриархов 1-3.09 был созван, недаром Константинополь стремится ограничить претензии этой "корпорации". ДАвно надо отлучить РПЦ от Православия а людей доброй воли принять в общение с Матерью-Церковью Константинопольской.
Александр Андреев
11 сент, 2011 13:40 (UTC)
Re: О кризисе Православия в РПЦ
Помилуй Бог!
Разве Вам неведомо, что патриарх Варфоломей первый еретик!
nikolay12_2_53
11 сент, 2011 13:44 (UTC)
Re: О кризисе Православия в РПЦ
Константинопольской в смысле Стамбульской? Так ее же патриарх и пукнуть не может без разрешения турок.
pingback_bot
12 сент, 2011 10:26 (UTC)
Священники РПЦ в постсоветском пространстве
User kaplja referenced to your post from Священники РПЦ в постсоветском пространстве saying: [...] нравственный отбор и качественный состав священников, на их духовный и культурный уровень". Часть 2 [...]
gilgames_feanor
14 сент, 2011 05:41 (UTC)
И в чем папа еретик?
Чего? У католиков нет Евхаристии??? Нет, ВЫ конечно имеете право на свой теологумен, но Евхаристия везде где Церковь, а Православие не может отрицать того, что Римская Церковь - пусть и в расколе, но Церковь. Апостольское преемство есть? Есть! Вера в Христа яко Бога и Спасителя есть? Есть! Троицу единосущную, нераздельную и неслиянную исповедуют? Да! Христа Бога и Человека неслитно и нераздельно суща исповедуют? Да! Иконы святыя и 7 Вселеснких соборов признают? Да! Матер Божию Богородицею и Приснодевою почитают? Да!

Говорите: филиокве? Да они же ответили, что исторически это сложилось, но понимают они, так как и мы - Дух Святой от Отца ИСХОДИТ (онтологически), Отцем же и Сыном ПОСЫЛАЕТСЯ (икономически). Деву Марию почитать зачатой без первородного греха или взятой на небо с телом? Это что великая ересь? Ну чуть больше чем мы прославляем Пресвятую Деву, так с Богом! Какая там ересь? Там один раскол - примат Папы, али не совсем примат!

Так что учите матчасть, и заседания богословских комиссий, и отцов СВятых.
( 53 комментария — Оставить комментарий )