?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Скажи мне, Господи путь,
которым пойду к Тебе. Пс.
Русское слово «служение» включает онтологическое понятие бытия. «Служить» означает прежде всего, «жить». Бытие – первый и величайший дар Божий, которого не лишены даже тёмные силы. Пушкин спрашивает: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» Митрополит Филарет Дроздов даёт простой ответ о смысле: «жизнь для жизни нам дана». Христианин принимает жизненный путь, как благодарность Богу за дар бытия: « Скажи мне, Господи путь, которым пойду к Тебе, взяв душу свою». Бог изначально определил служение, как жизненную задачу человека. «Взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить» (Быт.2,15). Так книга Бытия определяет смысл жизни и заповедует человеку «возделывать и хранить рай».
Встаёт второй вопрос: кому служить? Можно посвятить жизнь служению самому себе. Когда круг интересов человек замыкает на себе самом, его называют эгоистом. Жизнь «для себя» проходит вхолостую и не оставляет следа. Можно служить семье, церкви, искусству, науке – жизнь расширяется, как круги на воде от брошенного камня. Выходя за границу самости, человек входит в мир Божий «возделывать и хранить его». Этот путь называется богослужением в широком смысле слова.
Третий вопрос о качестве служения задаёт Иисусу Христу книжник: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус ответил ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Христианское служение открывает образ жизни, основанный на заповедях любить Бога и ближних.
В Библии есть замечательное выражение "ходить перед Богом". В книге Бытия содержится заповедь: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17,1). Книга Бытия свидетельствует, что заповедь эта исполнима и даже называет людей, которые её исполнили: «Енох ходил перед Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5,24).
«Ной ходил пред Богом. Ной был человек праведный и непорочный в роде своём» (Быт.6,9). «Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде» (3Цар.3,6).
Посвящая жизнь Богу, христианин обретает Бога в себе, в своём сердце, в своей совести. «Непрестанно молитесь», призывает апостол. Этот призыв не означает, что нельзя выпускать из рук молитвенник, или следует непрерывно повторять молитвенные тексты. Этот призыв означает благоговейное осознание Божественного присутствия. Библейскую заповедь «ходить перед Богом» святоотеческая традиция называет «память Божия». Христианину следует хранить память Божию, то есть постоянно помнить о Боге, о Его присутствии.
Возносясь от земли на небо, Христос Спаситель обещал ученикам «пребывать с ними до скончания века». Христианин принимает это обещание, как постоянно исполняющееся в моей личной жизни: «С нами Бог». Так праведники достигали царства Божия на земле. «Истинно говорю вам, есть некоторые из здесь стоящих, которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк.9,1). Многие праведники достигали Царства Божия на земле, всегда помня и призывая имя Божие. Такую задачу ставили перед собой исихасты, творцы Иисусовой молитвы.
Необходимо хранить и не потерять, что приобрёл. Это достигается непрекращающимся подвигом трезвения. В Евангелии есть заповедь, которую Христос выразил одним словом: «бодрствуйте!». Он многократно повторяет эту заповедь. В Гефимании просит учеников: «побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение; дух бодр; плоть же немощна»» (Мф.26,38-41). Апостолы тоже помнят и повторяют эту заповедь: «трезвитесь, бодрствуйте, ибо противник ваш диавол ходит, рыча как лев, ища, кого поглотить» (1Петр.5,8). «Да трезвимся, облекшись в броню веры и любви» (1.Фес.5,8).
Подлинную жизнь в Боге следует отличать от всякой подмены. Это возможно для тех, кто бережёт принятое откровение. Подмена возникает там, где ты её ищешь и хочешь, даже не признаваясь в этом самому себе. В святоотеческом опыте Восточной Церкви духовная жизнь определяется как «пребывание в Боге», «живое богообщение». Преподобный Серафим Саровский обозначил задачу духовной жизни как «стяжание Святого Духа». Для выполнения этой задачи подвижники определяют средства. Преображение начинается с воспитания страха Божия: «Начало премудрости – страх Божий», сознание ответственности перед Богом за свою жизнь. Духовный подвиг требует хранить язык от празднословия и лукавства, хранить ум от праздных и греховных мечтаний, хранить сердце от страстей и похоти. Совесть хранить, чтобы она была верным свидетелем трезвой и праведной жизни, указывала на соблазны и удерживала от них.
Духовную работу над преображением своей души можно воспринимать как служение Богу и заботу о своём спасении. Святые говорят: «стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Выходит, что забота о собственном спасении одновременно является служением Богу и служением ближним. Все три служения сходятся в общее русло - жизнь в Боге. Заповедь: возлюби Бога и возлюби ближнего –не две, а одна и та же заповедь, имеющая, подобно монете, две стороны. Ни одна из сторон не может существовать без другой стороны.
Пастырское служение отличается от педагогической деятельности. Сообщая студентам информацию по своей специальности, профессор не связан нравственными обязательствами. Пастырство подводит итог внутренней жизни пастыря. Он несёт пастве опыт собственной духовной жизни. Справедлива пословица: «каков поп, таков и приход».
Пастырство питается из одного источника. «Пастырь добрый душу свою полагает за овец. И овцы голос его слышат. И своих овец зовёт по имени, и выводит их. И овцы идут за ним, ибо знают его голос». Эти удивительные отношения положил Единый Пастырь как образец подлинных отношений между священником и его Приходом. Исходя из этих отношений, можно правильно понимать смысл подлинного пастырства. В своём докладе я вкратце расскажу о жизненном пути двух замечательных пастырей - епископа и священника, - принесших к Алтарю свою жизнь, как жертвенный дар служения и достигших цели христианской жизни – пребывания в Боге.
Владыка Ермоген Голубев родился в 1896 году и крещён с именем Алексея. Отец -_Степан Тимофеевич Голубев, профессор Киевской Духовной Академии и Киевского Университета, чл.-корр. РАН. Сын - Алексей Степанович Голубев - закончил в 1915г. Киевскую гимназию с серебряной медалью. В 1919г. закончил МДА, пострижен в монашество с именем Ермоген, рукоположен во иеродиакона архиепископом Федором Поздеевским. В 1920 г Святейший патриарх Тихон рукоположил его в сан иеромонаха. В 1923 г. арестован за отказ признать обновленческое ВЦУ. В 1926г братия К-Печерской лавры избрала архимандрита Ермогена своим настоятелем. В 1931г. Коллегией ГПУ УССР приговорён к расстрелу. Полгода архим.Ермоген провёл в камере смертников. День за днём ожидая в одиночке палача, заключённые нередко сходили с ума. В камере о.Ермогена было небольшое окно, сквозь которое виднелось небо. Однажды, взглянув на стекло, он увидел в отражении, что стал седым. Расстрел ему заменили 10-ю годами лагерей.
Лагерные годы были испытанием на прочность веры и характера. В Саровской пустыни расположился Сарлаг. Три тысячи зеков, в большинстве инвалиды, трудились на лесозаготовках. Лес валили двуручной пилой. Называли её в шутку «дружбой». Труд тяжёлый, кормили плохо, жили впроголодь. О.Ермоген заработал «активный туберкулёз лёгких с упадком питания и порок сердца». Он не унывал и не роптал, поддерживал собратий. Собирались на молитву, совершали богослужение, делились хлебом. В 1939г. о. Ермогена комиссовали и отправили в ссылку. По дороге он обморозил ноги. Изба была набита людьми, негде было сесть. Он нашёл место под лестницей и уснул на полу. Среди ссыльных старшим оказался лаврский монах. Он отвёл архимандрита в комнату и обогрел. Чтобы снять примёрзшие к ногам валенки, пришлось разрезать голенища.
Сохранилось описание быта ссыльных в Йошкар-Ола. Жили просто, снимая помещение у местного населения. В городе было много ссыльных: представители различных партий и духовенство. Многие любили приходить «на огонёк» к о. Анатолию Жураковскому, многие уходили с обновлённой душой. Вскоре прибыл друг о.Анатолия, настоятель Киево-Печерской лавры, архимандрит Ермоген. У себя в комнате они начали совместное служение. Сделали новый стол, который служил Престолом, привезли антиминс, небольшие чаши. Каждый день возносили молитвы о мире всего мира.
Сперва служили втайне: о.Ермоген с келейником и о.Анатолий с женой. Приходили местные монашенки, по трое-четверо, не привлекая внимания. В местные храмы не ходили: они были обновленческие. Под влиянием бесед о.Анатолия и о.Ермогена местное духовенство начало каяться и получать разрешение от Казанского православного епископа. В торжественный день их возвращения в лоно Церкви о.Анатолий и о.Ермоген открыто пошли в храм и приняли участие в богослужении. Через два дня обоих арестовали. Опять тюрьма, допросы. Через три месяца их отпустили. Зимой второго года ссылки обоих вызвали в управление и сообщили об освобождении из ссылки.
Ссыльные со слезами провожали их обоз. Все были закутаны в тулупы и одеяла, на ногах валенки. Обернувшись назад, о.Анатолий увидел, что ехавший на следующей телеге о.Ермоген вдруг исчез. Поднялась тревога. Оказалось, что он вывалился из возка и не мог самостоятельно подняться, запутавшись в одежде. Много было смеха, но последствия могли быть печальными. Через день подъехали к Казани. Колокола звонили ко всенощной на Введение во храм Божией Матери.
После периода арестов, тюрем, лагерей, ссылок и скитаний о.Ермоген оказался в Астрахани. После 14-летнего перерыва вернулся к священнослужению. В 1948 г. архиеп. Гурий пригласил архим. Ермогена из Астрахани, в Ташкентскую епархию и назначил настоятелем Покровского собора в Самарканде. 1 марта 1953 состоялась его хиротония в епископа Ташкентского и Средне-Азиатского. В жизни Вл. Ермогена началась совершенно новая эпоха, сохранившая о нем память, как о строителе Церкви Христовой, борьбе за достоинство Церкви. Эта борьба велась не на жизнь, а на смерть. Вл.Ермоген почитал патр. Алексия Первого, от которого принял архиерейскую хиротонию. Уважение к Патриарху не мешало ему говорить о духовных язвах церковной жизни. По свидетельству о.Александра Меня, на встрече с молодыми священниками в пос. Алабино вл. Ермоген сказал: «на Московской Патриархии почила печать обновленчества. Это те же самые обновленцы с программой приспособленчества».
Главным делом, с которым связано имя архиепископа Ермогена была борьба за сохранение кадровой политики в руках архиерея. Это главная проблема противостояния епископов и советской власти после смерти патр. Тихона. Тучков выдвигал требование назначать и смещать епископов по указке советской власти. При этом церковная власть была обязана обосновать свои действия требованиями канонов. РПЦ была обязана основать церковное управление на лжи. Все три Местоблюстителя отказались выполнять это условие, понимая, что ложь разрушит церковь. Митр. Сергий согласился с требованием Тучкова, принял власть Местоблюстителя (в качестве Заместителя) и проводил кадровую политику по указаниям ГПУ, что привело к разрушению соборного принципа церковной жизни. С тех пор церковные задачи стали подменять карьерными интересами.
Вл.Ермоген отстаивал право архиерея назначать священников независимо от воли уполномоченного по делам религий при СМ СССР. В борьбе за кадры владыка отстаивал духовную свободу и достоинство церкви. За твёрдость в проведении кадровой политики Священный Синод подверг его гонениям, лишил кафедры и заточил в монастырь. За Синодом, конечно, торчали уши Совета по делам религии. Тем не менее, предавая своих верных служителей, Синод оправдывался «производственной необходимостью». Практика, положенная митрополитом Сергием Старогородским в основу управления РПЦ, сохранялась до конца советской власти.
В 60-годы Советская власть изменила структуру управления приходами, отстранив епископов и священников от управления имуществом и денежными средствами приходов. Руководство церковной жизнью и денежные средства приходов передали в руки председателей исполнительного органа, подчинённых уполномоченному Совета. Этот переворот был осуществлён руками Священного Синода. Архиепископ Ермоген написал протест. Его подписали восемь архиереев. В 1961 году собрался Архиерейский собор РПЦ. Архиепископа Ермогена на этот собор не пустили. Митрополит Пимен объяснял на Архиерейском Соборе, что Синод восстановил древнюю традицию: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян.6,2-4). Разница была в том, что избрание диаконов заменили назначением Председателей Исполнительного Органа. Они подчинялись не архиерею, а уполномоченному. Исполорган не заботился об интересах прихода. Он перекачивал церковные доходы в казну через учреждённый Фонд Мира.
Собор утвердил решение Синода без обсуждения: приход распоряжается имуществом без благословения епископа. Епархия и Патриархия не вмешиваются в распоряжение имуществом и доходами прихода. Настоятель храма не вмешивается в хозяйственные дела прихода. Эти решения привели к печальным последствиям для церковной жизни. В 1971 году Поместный собор РПЦ, несмотря на десятилетний негативный опыт, утвердил решения Архиерейского собора.
Прошло 50 лет, и произошел новый переворот. Согласно Уставу РПЦ, церковное имущество не принадлежит приходам. Собственником церковного имущества является Московская Патриархия. Настоятель управляет имуществом прихода от имени епископа. Но решения Поместного собора 1971 года не отменены. Церковь живёт сегодня по взаимоисключающим принципам.
По решению собора 1971года имущество принадлежит только приходам в лице мирян, и церковная власть не может вмешиваться в управление имуществом прихода. По решению Поместного собора 2009 г, отражённому в Уставе РПЦ, приход лишён собственности и его имуществом управляет архиерей через настоятеля. Стояние за верность интересам церкви привело архиепископа Ермогена к 20-летнему заточению в Жировицком монастыре, где он претерпел много скорбей, обид, несправедливости и почил исповедником веры, никого не осудив.

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
pingback_bot
4 окт, 2011 07:28 (UTC)
В чем смысл жизни?
User mikha_el referenced to your post from В чем смысл жизни? saying: [...] Оригинал взят у в Служение, как жизненный путь. [...]
pingback_bot
4 окт, 2011 07:39 (UTC)
Служение, как жизненный путь
User ansm2000 referenced to your post from Служение, как жизненный путь saying: [...] , обид, несправедливости и почил исповедником веры, никого не осудив. священник Павел Адельгейм [...]
balytnikov
4 окт, 2011 11:59 (UTC)
Отче, начало статьи прекрасно!
Но конец:(

Я понимаю конкретику Ваших проблем, но ведь Вы жене хуже меня знаете, что канонически законным собственником церковного имущества явлется и не приход, и не Поместная Церковь в целом, а епархия.

Может быть, нам стоит оставить крайности, и идти по среднему, царскому пути, развивая участие церковного народа в управлении не только на приходском, но и на епархиальном уровне?
(Удалённый комментарий)
adelgeim
4 окт, 2011 19:44 (UTC)
Re: Отче, начало статьи прекрасно!
Вашими устами да мёд пить! Каким же образом "идти по царскому пути, развивая участие церковного народа в управлении", от которого Устав и практика устраняет народ как на приходском, так и на епархиальном уровне?
Устав прихода вовсе не знает "церковного народа". Что же до собственности, то обладает ею только МП. Приход и епархия теряют её без всякой процедуры, если выходят из состава МП, следовательно, они не имели собственности.
pingback_bot
10 окт, 2011 18:37 (UTC)
о.Павел (Адельгейм): "Служение, как жизненный путь"
User anna_prosto_tak referenced to your post from о.Павел (Адельгейм): "Служение, как жизненный путь" saying: [...] понимать смысл подлинного пастырства. Источник: http://adelgeim.livejournal.com/81701.html [...]
( 6 комментариев — Оставить комментарий )