?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Современником и сподвижником архиепископа Ермогена был замечательный светильник церкви архимандрит Борис Холчев. Родился в 1895 году. В 1913 закончил гимназию с золотой медалью, а затем и философское отделение историко-филологического факультета МГУ, стал духовным сыном о.Алексия Мечёва. В 1915 году впервые поехал в Оптину пустынь и обрёл духовное окормление у иеромонаха Нектария.
Первое тюремное заключение о. Борис пережил в 1922г. по делу об изъятии церковных ценностей. Провёл в тюрьме два месяца, но обвинение ему не предъявили. С 1922 г. трудился на научном поприще в Орловском, потом Московском Университете. Занимался экспериментальной психологией и написал кандидатскую диссертацию. Когда назначили день защиты, поехал за благословением к о. Нектарию в Оптину.
Доселе поощрявший его труды, старец неожиданно сказал:
«а теперь оставь всё и посвящайся в диакона Никольского храма в Клёниках». Отсюда начался путь исповедничества. О.Борис без колебаний оставил научную карьеру. Послушание воле Божией стало его жизненным принципом. В 1928 году о. Борис был рукоположен в священника. В 1931 осуждён к пяти годам и отправлен в Вишерский лагерь ОГПУ. Духовные дети ежедневно дежурили по двое на Северном вокзале, откуда шёл этап. З/ка привозили в автобусе с зарешеченными окнами, высаживали, выстраивали и вели под конвоем к вагонзакам. Однажды увидели группу з\к и среди них о.Бориса. Он поднял руку благословить своих чад. Конвоир так ударил его, что он упал на одно колено.
Заключение о. Борис переносил тяжело. Работал на стройке, потом этапирован в г.Юрга Кемеровской обл. Особенно страшен был этап. Кто падал, не поднимали. Они оставались умирать на дороге. О.Борис шёл из последних сил и ободрял соседа: «Поверьте, придёт время, будем вспоминать этот этап, как прошлое». В Юрге о.Борис встретил оптинского монаха. Он был ветеринаром и пользовался привилегией жить не в общем бараке, а в отдельном помещении. Это было стоило в свинарнике. Такую привилегию иеродиакон выхлопотал для о.Бориса, устроив его счетоводом. Там они вместе встречали Пасху. В том же году закрыли Маросейский храм. Н.А. Павлович писала:
Храм наш заперт. Но в страданье
светел он и прост.
И дано нам покаянье,
как в Великий пост.
В этом стихотворении есть строки об о.Борисе:
Был другой: спокоен строг и светел,
весь как луч.
Помяни нас на рассвете
средь уральских круч
и в бараке задымлённом, душном
он неколебим.
Райской лестницей воздушной
Засияй пред ним.
В 1935 году о.Борис вышел на свободу физически ослабленный. Возобновился туберкулёзный процесс. О.Борис вернулся в родной Орел к матери и сестре. Сюда приехала М.П. Лаврова. Она была его келейницей, прибиралась в комнате в отсутствие хозяина и заведовала его библиотекой. Умерла инокиней в 97 лет.
По совету о.Сергия Мечёва, о.Борис переехал в Рыбинск, получил инвалидность, числился племянником на иждивении М.П.Лавровой. Только близкие знали, что за стенами неприметного домика совершается непрестанная молитва. Литургию он совершал для узкого круга духовных детей: матери, сестры, приезжавших на исповедь маросейцев.
В 1945г после избрания п.Алексия 1 начали выходить на открытое служение тайные священники. Митр. Гурий (Егоров) пригласил о. Бориса в Ташкентсую епархию и назначил в Фергану. Перестроенный из кирхи белый храм, стоял внутри просторного двора среди огромных черешневых и ореховых деревьев. Внутреннее убранство было скудно, икон мало. Службы совершались ежедневно. Молитва и проповеди о.Бориса привлекли местных жителей. Храм всегда был наполнен народом. По субботам и воскресениям крестили по 40 младенцев. Взрослых о.Борис готовил к Таинству. Изредка приходили креститься узбеки и корейцы. На беседу приходили баптисты. О.Борис принимал их с любовью.
Духовные чада из Москвы посещали регулярно о.Бориса, иногда оставались на длительное время. М.Н.Соколова расписала иконостас Сергиевского храма, в точности повторив иконостас Троицкого собора лавры.
В 1953 г. был назначен в Ташкент епископ Ермоген. Он перевёл о.Бориса в Успенский Кафедральный собор. В Ташкенте вокруг о.Бориса собралось много священников и монахинь из Маросейских прихожан и Александро-Невского братства в Петербурге.
В 1955г. вл. Ермоген предполагал объединить Алма-Атинскую и Средне-Азиатскую епархии. О.Борис должен был стать викарным епископом в Алма-Ате. Эту идею поддержал патр.Алексий, и о.Борис в день преп.Сергия Радонежского принял монашеский постриг. «Обычно постриженику меняют имя в знак начала новой жизни во Христе. Но тебе - сказал вл.Ермрген о. Борису- мы оставляем прежнее имя, ибо ты от юности был монах и сегодня для тебя не начало монашеского пути. Сегодня Церковь свидетельствует его подлинность». По благословению Патриарха о. Борис прибыл в Москву для хиротонии и говорил, что сбываются слова о.Нектария о принятии архиерейского крестного пути, и он молился Богу, чтобы миновала его эта чаша.
Произошедшая перемена власти разрушила церковные намерения и сохранила о.Бориса для Ташкентской паствы ещё на 30лет. Три главных направления определяли жизнь о.Бориса: непрерывный молитвенный подвиг, живая проповедь и постоянное общение с духовными чадами, их руководство. В пределах этого служения протекала жизнь о Бориса. В ней было мало внешних событий. Она была погружена во внутреннее делание.
Прежде всего, его исповедь, возрождала. «Помню исповедь,- рассказывает его духовная дочь. Аналоя не было. Крест и Евангелие лежали на столике, на котором он служил. Он стоял перед столиком, опустив глаза и слушал, не перебивая. Удивительно легко было ему рассказывать. Я стояла за его спиной. Совершенно не чувствовалось присутствие человека, словно один Бог. Когда замолкнешь, он скажет два-три слова, не больше, но именно те самые, которые тебе нужны». В соборе исповедовали после вечернего богослужения. Ставили семь аналоев, у каждого выстраивалась очередь. Самая длинная очередь стояла к о.Борису. Остальные священники заканчивали исповедь и уходили домой. О.Борис оставался со своими исповедниками иногда до 23-24 часов.
Центральным служением в жизни О.Бориса было совершение божественной Литургии. Когда он погружался в это служение, и весь остальной мир переставал для него существовать. Христос, Богоматерь, ангелы и святые соприсутствовали ему, и общение с ними переживалось как очевидность. Из воспоминаний: «до сих пор стоит передо мной облик о.Бориса, каким видела его однажды после литургии- весь мир, весь тишина, весь свет».
Третьим служением о.Бориса была проповедь. Архиеп. Ермоген заботился о качестве проповеди. Только ему и о.Борису разрешалось говорить проповеди в соборе. Проповеди произносились за воскресными и праздничными службами. Вечером в воскресение о.Борис всегда совершал акафист и проводил 40-минутные беседы о проблемах духовной жизни. Беседы актуальными, интересными и всегда собирали полный собор слушателей.
У отца Бориса был комбинированный порок сердца, и развивалась катаракта. Он сдерживал её гомеопатией и операция не потребовалась, но в последние годы жизни зрение ослабло.
Скончался о. Борис 11 ноября 1972года. Погребён на кладбище возле часовни Божией Матери «всех скорбящих радосте». Уже 40 лет на его могиле всегда стоят свежие цветы.
Путь земной кончается всегда, но по-разному. Если Бог будет Попутчиком, дорога приведёт в жизнь вечную. Другие дороги ведут в тупик. Надежда согревает каждое сердце, но не каждая надежда сбывается. Апостол Павел пишет: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Каждый получит свою награду по своему труду. Мы соработники у Бога, а вы Божия нива. Я по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри как строит. Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Дело каждого обнаружится; день покажет; ибо в огне открывается, и огонь испытает дело каждого. У кого дело устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасётся, но как бы из огня» (1Кор.3, 6-23).
Архиепископ Ермоген и архимандрит Борис были соработниками у Бога. Их дело разрушала и советская власть и церковная. Их дело всю жизнь испытывалось огнём. Иногда казалось, что всё разрушится. Но оно устояло в огне и созрело для вечности. А ныне они унаследовали Царство, которое обещал Бог любящим Его» (Иак.2,5).
===================================
В докладе использованы книги:
С.Бычков. «Освобождение от иллюзий» Sam&sam, 2010.
«Духовное наследие архимандрита Бориса (Холчева).М.2006.

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
pedash
7 окт, 2011 11:40 (UTC)
Батюшка, спасибо большое за Ваши труды и память о подвиге этих святых отцов, за то, что так вдохновенно и щедро делитесь ею с нами. Огромная неутолимая жажда сейчас в узнавании их подвига.
Хорошо бы и нам стать и вправду "нивой Божьей".
Мой 13-летний "колосок", Никита, на днях попросил для школы напечатать 30 экземпляров Нагорной проповеди для урока)))
Очень прошу Ваших молитв о нем.
pingback_bot
7 окт, 2011 12:30 (UTC)
Часть 2, архимандрит Борис Холчев
User mikha_el referenced to your post from Часть 2, архимандрит Борис Холчев saying: [...] Оригинал взят у в Часть 2, архимандрит Борис Холчев [...]
pingback_bot
8 окт, 2011 07:53 (UTC)
Священник Павел Адельгейм об архимандрите Борисе (Хол
User ansm2000 referenced to your post from Священник Павел Адельгейм об архимандрите Борисе (Холчеве) saying: [...] наследие архимандрита Бориса (Холчева).М.2006. Источник: Живой журнал священника Павла Адельгейма [...]
(Удалённый комментарий)
belokrylaya
9 окт, 2011 20:54 (UTC)
Спасибо!
( 5 комментариев — Оставить комментарий )