?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Покров Божией Матери.

Евангелие рассказывает как одна женщина в порыве благодарности отозвалась на слова Христа: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, питавшие Тебя». Вот и мы сегодня собрались почтить Пресвятую Богородицу в день простёртого над нами Её покрова, заботой и защитой охраняющую нас своим материнским попечением. Этот праздник установлен тысячу лет назад. В то время Византия пришла в упадок. Государство разрушалось под напором новых народов, окружавших её – турок и сарацин. Государство уже не имело ни средств, ни сил, ни войска для защиты своих стен. От византийской империи остался всего лишь один город, её столица - Константинополь. Всё остальные земли она потеряла.
Сарацины подступили к городским стенам. В городе не было запасов пищи, денег для оплаты войска.
Воинство было незначительно, неоплачено, ненадёжно. Надежды на избавление внешней силой отпали, как сухие листья опадают осенью. Когда истощаются естественные силы, пробуждается надежда на помощь Божию. Горожане обратились к молитвенному заступничеству Божией Матери. Жителям Константинополя в эту ночь было не до сна. Они ожидали наутро штурма города. Было вероятно, что город будет разорён и они погибнут.
Во всех храмах Константинополя молился народ. Богослужение в те времена совершалось не так, как теперь. Оно начиналось поздно вечером, а заканчивалось на рассвете. Когда священник возглашал: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!" - на востоке занималась заря. Эти слова обращали к Богу с благодарность за наступающий день. Мы эти слова произносим вечером. Поэтому смысл их потерялся.
В древние времена наши деды благодарили этими словами Бога за вновь наступающий день: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!». Во всех храмах Константинополя совершалось всенощное бдение в эту ночь. В одном из храмов Константинополя, во Влахернском храме, хранился покров Божьей Матери, её головной платок. Это была святыня, чтимая в Константинополе. В этом храме, как и везде, совершалось ночное богослужение. Здесь за богослужением присутствовал блаженный Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний.
Во время богослужения у блаженного Андрея открылись духовные очи и он увидел необычайное событие. Он увидел, как от западных дверей храма через весь народ к алтарю приближается Пресвятая Богородица вместе с Иоанном Крестителем и апостолом Иоанном Богословом. Пресвятая Богородица прошла через весь храм, приблизилась к царским вратам, опустилась перед ними на колени и долго молилась, а затем вошла в алтарь и, опустившись перед престолом на колени, снова долго молилась. Потом она вышла из алтаря, сняла свой головной платок и распростёрла надо всем храмом.
Блаженный Андрей обратился к своему ученику Епифанию и спросил: «Видишь ли ты Царицу Небесную? Епифания ему ответил: «Вижу, отче и ужасаюсь». Блаженный Андрей видел Пресвятую Богородицу духовными очами, а весь народ сердцем трепетно ощущал её присутствие. Весть о явлении Божией Матери распространилась по всему городу мгновенно и дошла до воинов. Народ понял, что Пресвятая Богородица защитит в этот день город. Действительно, сарацины утром сняли осаду с города, и его существование продлилось ещё четыреста лет.
Это событие мы сегодня, братья, празднуем. Интересно, что греки об этом событии забыли. У них нет праздника Покрова. Мы восприняли это церковное предание от Византии, и в русской земле оно стало одним из великих праздников. Покров вошёл в число самых великих церковных праздников. Почему мы помним о явлениях Божьей Матери, о явлениях её икон, о её благодеяниях? Мы храним надежду на Бога и Его милость. Пресвятая Богородица олицетворяет божественную милость. Милостив Бог, а Пресвятая Богородица – олицетворение этой милости. Мы знаем, что в мире бьётся великое материнское сердце, способное вместить наши скорби, и нужды, наши просьбы и благодарность. Как следует относиться к следам Божией Матери в человеческой истории? Прежде всего необходимо призывать Матерь Божью и прославлять в своих молитвах как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафимов. И второе, обращаться к ней со своими нуждами, просить её о помощи, заботы и предстательства. Молитвы действенны. "Просите, и дастся вам, ищите и обрящете, стучите, и отворят вам". Когда человек молится, его молитвы доходят до неба. Матерь Божья и святые отзываются на наши молитвы и становятся нашими соучастниками в молитве. И все молитвы- праведников и грешников - приемлет и отзывается на них Сам Господь. И третье – необходимо постоянно благодарить Матерь Божью за все благодеяния, которые были явлены нашему сознанию, и за те, что остались незамеченными, но в ответ на наши молитвы, незримо покрывали нас от всех невзгод.

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
pingback_bot
13 окт, 2011 19:11 (UTC)
Покров Божией Матери.
User mikha_el referenced to your post from Покров Божией Матери. saying: [...] Оригинал взят у в Покров Божией Матери [...]
pingback_bot
13 окт, 2011 21:15 (UTC)
Покров Божией Матери. С Праздником!
User irin_n_ka referenced to your post from Покров Божией Матери. С Праздником! saying: [...] Оригинал взят у в Покров Божией Матери. [...]
myshka_maus
14 окт, 2011 08:40 (UTC)
с праздником!
fi1618
14 окт, 2011 16:49 (UTC)
О Покрове
К ТЕБЕ, О МАТЕРЬ ПРЕСВЯТАЯ

К Тебе, о Матерь Пресвятая,
Дерзаю вознести свой глас,
Лице слезами омывая:
Услышь меня в сей скорбный час.

Прими мои теплейшие моленья,
Мой дух от бед и зол избавь,
Пролей мне в сердце умиленье,
На путь спасения наставь.

Да буду чужд своей я воли,
Готов для Бога все терпеть,
Будь мне покров во горькой доле,
Не дай в печали умереть.

Ты всех прибежище несчастных,
За всех молитвенница нас;
О, защити, когда ужасный
Услышим судный Божий глас.

Когда закроет вечность время,
Глас трубный мертвых воскресит,
И книга совести все бремя
Грехов моих изобличит.

Покров Ты верным и ограда;
К Тебе молюся всей душой:
Спаси меня, моя отрада,
Умилосердись надо мной!

Н. В. Гоголь
(Удалённый комментарий)
genadyj
19 окт, 2011 13:54 (UTC)
Отец Павел, извините, что не в тему -разрешите мои сомнения по следующему вопросу. Почему на литургии иерей произносит следующее: " Великого господина и отца нашего святейшего патриарха". С одной стороны Церковь ведет своих чад ко спасению через смирение и покаяние, даже осудила католиков за их догмат о непогрешимости папы, а с другой стороны величает своего патриарха великим господином и не просто святым, а святейшим - это превосходная форма от слова святой. Чем же это отличается это от догмата о непогрешимости у католиков? Может ли великий господин да еще святейший ошибаться? Ответ очевиден, что нет. А раз нет, то вот вам и непогрешимость, только прямо незадекларированная как у католиков. Всегда ли так было в истории Православной Церкви?
adelgeim
21 окт, 2011 20:56 (UTC)
Великого господина и отца святейшего патриарха"
Каждый патриарх или епископ подписывается словами "смиренный Имярек, патриарх..." "Святейший, Ваше святейшество" является титулом, как "Ваше Величество", "Ваша честь"... Этот титул ничего не означает ни в моральном, ни в богословском смысле. В православии нет учения о непогрешимости. Суждения Патриарха допускают любую критику, разумеется, пристойную. С Патриархом можно не соглашаться, возражать, но подчиняться в порядке дисциплины. В последнее время некоторые епископы утверждают бесспорность своих решений и суждений, преследуют несогласных. Из их позиции следует отсутствие критичного от ношения к самому себе, которое на церковном языке называется "покаяние". Факт печальный, но реальность приходится принимать.
genadyj
24 окт, 2011 13:38 (UTC)
Re: Великого господина и отца святейшего патриарха"
Профессор Осипов в одной своей лекции сказал о том, что проповедь имеет поожительный результат только в том случае когда проповедующий сам является носителем того о чем говорит. У меня и возник вопрос: " Как может сочетаться "великий господин" со "смиренным и грешным" в одном лице? Вы не случайно провели параллель с "Его высочеством", потому как его высочество к церкви Христовой не имеет никакого отношения, а вот к князю мира сего самое прямое.
(Удалённый комментарий)
adelgeim
23 окт, 2011 14:37 (UTC)
«святейший» не значит более святой, просто титул.
Спасибо. Пока Патриарх Тихон был живым, именовался в превосходной степени "святейшим", а когда его прославили, стал просто святым. Первое именование было формальным, а второе выразило подлинность его предстояния.
(Удалённый комментарий)
pingback_bot
22 окт, 2011 17:28 (UTC)
Что означает титул Святейший - святее всех святых или в
User ansm2000 referenced to your post from Что означает титул Святейший - святее всех святых или всё же грешный и смиренный? saying: [...] эксперта по каноническому праву, писателя и проповедника веры протоиерея Павла Адельгейма:  [...]
( 13 комментариев — Оставить комментарий )