?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Чудесный лов.

Господь Иисус Христос пришёл на берег Геннисаретского озера. Его окружало множество народа. У берега стояли две лодки, а рыбаки неподалёку мыли сети. Иисус вошёл в одну из лодок и попросил Петра отплыть немного от берега и учил народ. Когда кончил говорить, сказал Петру: «Отплыви на глубину и закинь сети для лова». Петр ответил: «Учитель, мы ловили всю ночь, и ничего не поймали. Но послушаюсь и заброшу сети». Если ночью, во время, благоприятное для лова, не поймали, можно ли рассчитывать, что поймаешь среди дня? Улов оказался таким обильным, что Петр не смог вытащить сеть один и позвал на помощь другую лодку. Обе лодки наполнились рыбой. Петр припал к ногам Иисуса и сказал: «Уйди от меня, Господи, ибо я человек грешный». Евангелист объясняет, что ужас объял Петра и всех бывших с ним от этого удивительного лова.
В описанном событии Господь явил Свою Божественную власть над природой. Чудесный лов открывает нам Господа Иисуса Христа, как Владыку творения. Нас радует сознание Божественного присутствия, Его силы и власти, пребывающей с человеком. Мы зовём: «Бог Господь, и явися нам». Мы радуемся, что «С нами Бог». Это законное переживание религиозной души.
Отчего же присутствие Божие привело Петра в ужас? Это тоже законное религиозное переживание. Петр осознал, что Бог не только всемогущ - Бог свят, а человек грешен. Ему стало страшно своей греховности в присутствии Христа. Он увидел пропасть, разверзшуюся между Богом и человеком. Это не пространственная пропасть, а нравственная. Обращаясь к Богу, человек склонен забывать о своём действительном состоянии. Мы призываем Бога и хотим, что бы Он явился нам. Но в каком жалком виде мы можем оказаться перед ним! Нельзя забывать о своём недостоинстве, иначе может показаться, что ты тоже по ту сторону пропасти, что ты уже в Царстве Божием. Но в Царстве Божием царствует Бог. В своём сердце я вижу иного владыку. В нём господствуют злые страсти и грех. «В членах моих вижу иной закон, воюющий против закона ума моего и пленяющий меня законом греховным, сущим в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?» (Рим.7, 23-24). Значит, живу я не в Царстве Божием. А где же?
До последнего времени сохранялась в Москве улица с мучительным названием «Безбожный переулок». Подумаешь: как неприятно жить на улице с таким названием! По существу же, все мы живём в безбожных переулках. В Царстве Божием живут праведники. Царство Божие там, где царствует Бог. Грешники живут в безбожных переулках, где царствует грех. И каждого, живущего в безбожных переулках, охватывает священный ужас, когда приблизится к нему Бог. В таком священном ужасе припал Петр к ногам Иисуса.
Священный ужас перед святым Богом мы выражаем в поклонении. В Ветхом завете мы часто встречаем выражения: «пал лицом на землю» (1Цар.24,9); «поклонился до земли» (Быт.18,2); «поклонился лицом до земли» (Быт.19,21); «поклонился Господу до земли» (Быт. 24, 52). Такие выражения встречаются и в Новом завете: «Пристрашным же бывшим им и поклоншим лица на землю» (Лк.24,5). Наши поклоны в домашней и церковной молитве выражают страх Божий, как законное религиозное переживание.
Но как же тогда понимать заповедь воскресшего Господа: «Не бойтесь!» (Мф.28,10)? Какой страх запрещает Господь? Этой заповедью Христос отделяет страх Божий от страха животного, который недостоин христианина. Страх животный- это страх за себя, за свою самость. Страх лишиться благополучия и удовольствий, страх боли и нищеты, страх болезни и смерти. Страх животный выражает наш эгоизм. Господь заповедует «не бойтесь», ибо на пути к Богу необходимо преодолеть нравственную пропасть. Это преодоление называю подвигом. Через пропасть ведёт не мост, а неверные волны моря. Петр просит: «Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Иисус же сказал: иди. Выйдя из лодки, Петр пошёл по воде, чтобы придти к Иисусу. Но видя сильный ветер, испугался, начал тонуть и закричал: Господи!, спаси меня» (МФ14, 28-30). Всего несколько шагов сделал Петр навстречу Иисусу. Пока ему хватало мужества верить Иисусу, не боясь за свою жизнь, вода была ему опорой. Он испугался ветра и волн, и стал тонуть. Дерзновение покинуло его. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10,28).
Так разделяется страх животный- боязнь за себя, от страха Божия- сознания ответственности перед Богом за свою жизнь. Страх Божий- переживание, противоположное легкомысленному отношению к жизни. Страх Божий даёт человеку мужество пойти навстречу лишениям, скорби и смерти. Страх Божий ведёт к подвигу и полагается в основу любви к Богу. Ветхий и Новый заветы, и святоотеческий опыт говорят, что в основу духовной жизни следует полагать страх Божий. «Начало премудрости- страх Господень». «Работайте Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом». «Придите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас». Словно продолжая мысль «Премудрости», авва Дорофей посвящает четвёртую главу своей книги поучению о страхе Божием, о том как приобрести христианину страх Божий.
Святые от цы дают несколько практических советов. Первый совет: ежедневно вспоминать о смерти. «Помни последняя твоя, и вовеки не согрешиши». Ежедневно за вечерней молитвой следует подумать о конце своих дней, о Страшном суде Божием и вечности, раскрывающей нам свои объятия.
Второй совет: ежедневно после вечерней молитвы принести Богу покаяние за все дела, слова и помыслы прошедшего дня. Пересмотреть прожитый день и проверить совесть: различить доброе в себе от худого и осудить себя за совершённые грехи. Вечернее покаяние отрезвляет совесть.
Третий совет: сближаться с людьми, имеющими страх Божий. «Со избранными избран будешь, со строптивым развратишься». В своих знакомствах с людьм и надо быть внимательным и осторожным. Подвижники уклонялись от общения с людьми дерзкими, легкомысленно относящимися к нравственным принципам и образу жизни.
Четвёртый совет: избегать вольного обращения с людьми. Когда мы впервые встречаемся с человеком, мы относимся к нему внимательно, предупредительно, вежливо. Привыкая к человеку, мы теряем осторожность в отношениях и можем обращаться с ним бесцеремонно. Святые отцы заповедуют благоговейно относиться к человеку с начала и до конца. Человек- образ Божий, живая икона. Один из отцов говорит: ты увидел брата- ты увидел Бога. За богослужением священник кадит святые иконы, а затем всех предстоящих. Почему грешным людям воздаётся каждение, как и святым иконам? Потому, что каждый человек – живая икона Божия, Его образ. Мы с благоговением прикасаемся к иконе. С таким же благоговением следует христианину относиться к другому человеку. Да, конечно это не просто, как и вся христианская жизнь. Часто бывает трудно разглядеть в человеке образ Божий. Это задача, это служение.
Если мы приложим усилия выполнять отеческие советы, страх Божий войдёт в нашу душу и станет в ней началом премудрости и любви.

Comments

( 27 комментариев — Оставить комментарий )
pingback_bot
23 окт, 2011 17:30 (UTC)
грешник и святой
User mikha_el referenced to your post from грешник и святой saying: [...] Оригинал взят у в Чудесный лов [...]
lussiliberts
23 окт, 2011 19:01 (UTC)
Если бы мы жить как учили святые отцы так и были бы со избранными...
Но увы нам! Не тем страхом мы боимся и не того, чего надо бы бояться.
(Удалённый комментарий)
lussiliberts
24 окт, 2011 14:14 (UTC)
«Со избранными избран будешь, со строптивым развратишься». "Депутатов" в Царствие Небесное Господь выбирает. ))
opiano
24 окт, 2011 14:24 (UTC)
всяк крещёный - самовыдвиженец, соискатель. Депутаты избираются Господом, скорее, не в Царство, а от Царства Небесного для (в) погибающей "демо-кратии", дабы сии земные от Неба депутаты (святые) представляли в законах земных спасительную заботу и волю Неба.
lussiliberts
24 окт, 2011 14:31 (UTC)
"Самовыдвиженец" не так уж и сам, как с усам. )) Без Господа и не обратишься и не крестишься. А от Царства Небесного у нас больше в духовных законах и делах помощники имеются.
(Удалённый комментарий)
opiano
24 окт, 2011 14:20 (UTC)
отвечает Ц-СЯ
В церковно-славянском языке слово "избранный" произносится с ударением на корень - избрАнный, из чего ясным становится, что "из-брАн-ный" - человек, "вынутый из брани", "отвоёванный", взятый Господом.
Но для тех, кто не слышит ни умом, ни сердцем, "избранными" могут считаться "князи и сыны человеческие, в них же несть спасения".
(Удалённый комментарий)
opiano
25 окт, 2011 06:31 (UTC)
Re: отвечает Ц-СЯ
По-Ломоносовски фундаментально.
opiano
24 окт, 2011 14:29 (UTC)
пожелание идущему к Богу
Мудрость предлагает нам ПРИЙТИ к избранным ПОЧЕРПНУТЬ, НАУЧИТЬСЯ святости, избранничества.
Хотите быть святым? Хотите превозмочь ложные страх и надежду - ИДИТЕ к святым, БУДЬТЕ с ними, ОПЫЛЯЙТЕСЬ от них и станете как они.
lussiliberts
24 окт, 2011 14:34 (UTC)
Re: пожелание идущему к Богу
Совершенно верно. Избранный - спасаемый.
(Удалённый комментарий)
opiano
25 окт, 2011 06:39 (UTC)
Re: пожелание идущему к Богу
Что или кого найти?
(Удалённый комментарий)
opiano
25 окт, 2011 10:30 (UTC)
Готовим почву для посадки
"Познание Бога начинается с познания себя", кажется, прп. Макарий (Антоний?) Великий сказал.
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".
Бог во святых почивает. потому путь известен.
Искать Святого Наставника надо начать углубляясь в познание себя. само только намерение идти этим путём правды во Христе Господь целует: от смирения, рождённого правдой зрения своей несостоятельности как человека, появляется внимательность к окружающему тебя промыслу, появляется готовность и ощущение не-обходимости, нужде в добром, верующем, опытном советчике.
Дух Святой даёт строки, читаемые в наставлениях святых воспринимать как голос, обращённый лично к тебе. Наставляешься с неба, и небесные тебя сводят с тем, кого не видно в голом поле бущующего страстями мира.
Итак, - становимся сначала почвой, а на эту почву Сеятель даст Своего садовника. Так было и так остаётся. Так видел со всеми, кто ходил таким путём.
(Удалённый комментарий)
opiano
25 окт, 2011 13:27 (UTC)
На практике.
Это - не совсем так. Господь и Его святые дарят счастье, но не все его принимают.
Когда находишься рядом с благодатным (святым) человеком, то из него, как из преисполненного сосуда на тебя изливается благодать. которую ты ощущаешь всем своим естеством.
Бывает и такое, что людей карёжит по причине срощенности с тем, кому благодать противна.
Святой - не музей.
Господа видели, слышали, осязали. Из всех тех одни Его приняли, иные распяли.
Достичь святого "по адресу" - ни пользует человека ко спасению, если не предуготовит себя.
Будет возделываться пашня сердца, Господь не замедлит дать адрес Своего "агронома".
(Удалённый комментарий)
opiano
26 окт, 2011 05:57 (UTC)
Re: Распространенная ошибка
Да, простите меня. Конечно, иг. Нектарий лучше меня знает Ваше духовное состояние.
Но жаль, что Вы меня не услышали. Мною просто был дан ответ о "дорожке", ведущей к тому, с кем Вы могли бы твёрже идти спасительным путём. Мой ответ ни в окем случае не являлся указанием вам поступать, а лишь был попыткой , на осн. опыта св. отцов, очертить Вам принцип "правил дорожного движения" к той цели, о которой Вы меня спросили.
Врачи прописывают, к примеру, человеку, просящему помочь выздороветь, пить железо. Но оно бывает прописано неодинаковое и не в одном для всех количестве. Мною сказано было Вам о железе. А сколько его пить дней или доз, 2-х или 3-х валентное - уже решаете Вы с иг. Нектарием.
Я не являюсь духовником.
(Удалённый комментарий)
opiano
26 окт, 2011 12:09 (UTC)
Re: Распространенная ошибка
задайте игумену вопрос, на который я взялся отвечать Вам. Он, наверное, даст Вам адрес.
А хотеть быть святым - не гордость, а желание быть Божьим до мозга своих костей, до последнего вздоха в брани с тем, что разлучает меня от Него. Святость - не личное свойство человека, а божеское, от этого и говорю, что божеским - святым желать и делать должно.
Когда от гордости помышляют, то выходит не святость, а святошество.
(Удалённый комментарий)
adelgeim
27 окт, 2011 08:19 (UTC)
Re: Распространенная ошибка
Мудрое рассуждение о.Нектария может руководить новоначальных в духовной жизни. И всё же, и Ветхий Завет и Новый ставят нравственную задачу, которая заведомо превышает человеческие возможности:" Святы будите, якоже Аз свят"; "Будите убо совершени, якоже Отец ваш совершен". Это максимальное требование возможно, потому что достигается, когда Бог входит в человеческое усилие.
Христос ставит максимальные задачи, которые каждый должен исполнить в свою меру. Не оправдываться тем, что задача слишком высока или неисполнима, но "забывая задняя стремиться к почести горнего звания".
(Удалённый комментарий)
pingback_bot
23 окт, 2011 21:25 (UTC)
Чудесный лов.
User irin_n_ka referenced to your post from Чудесный лов. saying: [...] Оригинал взят у в Чудесный лов. [...]
( 27 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner