?

Log in

Previous Entry | Next Entry

17/30 января 1984 года почил священник отец Сергий Желудков, много значивший в духовной жизни Пскова. Он обладал замечательной способностью заинтересовать окружающих, заставить размышлять над духовными проблемами и объединить общими интересами. Он ушёл из жизни неожиданно. Как в гости приходил. Придёт, немного посидит, выпьет единственную чашку чая и перевернёт вверх дном. Ещё немного посидит и скажет: «мне пора».
В 1956-60 годах идеологический отдел КПСС проводил акцию «добровольного» отречения священнослужителей от церкви. Многие священники отрекались публично через газету. Первыми ласточками были Дулуман, Дарманский, проф. Александр Осипов. В том году я поступил в первый класс Киевской Духовной Семинарии и прочёл письмо Дарманского в газете. Ничего интересного об этом письме память не сохранила. Произвёл на меня впечатление ответ на письмо Дарманского, подписанный священником Сергием Желудковым. Тогда это имя прозвучало для меня прозвучало впервые. О. Серигий учился вместе с Дарманским в семинарии. Письмо отца Сергия поразило нравственной позицией христианина, сочувствующего беде однокурсника. Он не сказал ни слова осуждения. Разобрав наивные рассуждения Дарманского по существу, с душевной теплотой отец Сергий утешал его и призывал не отчаиваться, «ибо у Бога море милости». Так состоялось моё заочное знакомство с отцом Сергием. Позднее, когда я был в лагере, до меня дошло великопостное письмо А.И. Солженицына патриарху Пимену. Солженицын призывал патриарха заступиться за храмы и верующих, которые в то время претерпевали гонения. Он просил патриарха заявить твёрдую позицию от имени церкви. Друзья прислали мне ответ отца Сергия на письмо Солженицына. Отец Сергий писал, что церковь не может быть «островом свободы» в государстве, творящем насилие над гражданами, и патриарх лишён рычагов воздействия на советскую власть.
Тогда я ответил отцу Сергию из лагеря, но письмо моё до него не дошло.
Встретились мы впервые в 1976 году, когда я начал служить в Псковской епархии. Отец Сергий запомнился мне в старом пальто, тяжёлом, как вериги, и облезлой шапке. Он их так и носил до самой смерти. Сокровищ на земле он не собрал и жил подвижником и бессеребренником, буквально в холоде и голоде. Не всегда мог затопить печку за отсутствием дров, не всегда мог купить хлеб, за отсутствием денег. Жил он в Любятово (район г. Пскова), его пустила в свой дом одинокая прихожанка, выделив ему комнату. Его единственным имуществом была пишущая машинка и немного книг. В то время отец Сергий уже несколько лет не служил. Уполномоченный отнял у него регистрацию за «разжигание церковной пропаганды». Поводом послужил молебен, который отец Сергий отслужил о здравии больной женщины. Она исцелилась от хронической болезни. Это произвело впечатление на прихожан, поползли разговоры и слухи.
Под разным углом можно увидеть жизнь отца Сергия. Можно размышлять о его судьбе. Он был свидетелем трагического периода русской истории, и жизнь его полна скорбей. Можно размышлять о его богословии. Оно было живой и искренней потребностью души. То, что он изучал в семинарии, не хранил мертвым грузом памяти, но осмысливал, углублялся в источники, стремился соотнести с современными проблемами. Сосредоточенность на Человеке, его одиночестве и нуждах объясняет особенности его богословия. Широта взглядов распространяла любовь Божию на всех, и стремилась обнять каждого. Он был членом «Международной амнистии» и пользовался пристальным вниманием госбезопасности. Об офицерах организации говорил: «среди них тоже есть хорошие люди». Ещё говорил про псковское КГБ: «дракон у нас добрый».
Можно говорить о его литературной и общественной деятельности. Он был разносторонним человеком. Определяющей чертой его интересов было христианское миросозерцание, о котором не уставал говорить. Жизнь его была проповедью Христовой бедности, и слова не расходились с образом жизни отца Сергия.
Стремлением понять и раскрыть учение Христа заданы все его книги: «Почему и я христианин», «Литургические заметки», «Исповедь», статьи и письма. Он искал пути разрушить стену непонимания и отчуждения, незримо выросшую между христианским и атеистическим сознанием. Отец Сергий обострённо переживал затаившуюся тоску по Богу современного человека, который стесняется этой тоски, заглушает её, не в силах переступить идеологические стереотипы. Человек нуждается в христианстве, и оно нуждается в человеке. Символ Веры, как гранёный алмаз, горит и играет всеми гранями, когда на него падает свет понимания. Символ Веры нельзя сохранить как сухой гербарий.
С тех пор, как апостолы возвестили Евангелие, воскресение мёртвых, Страшный суд и Царство Божие, христианские ценности наполнили жизнь смыслом для многих. Эти ценности стали содержанием жизни преподобных. За них умирали мученики. Им отдавали сердце многие христиане разных эпох – учёные, поэты, художники. Для многих поколений христианские ценности были надеждой и радостью. Так было…
Христианские святыни и в наши дни ни от кого не спрятаны. Они не занавешены тайной от наших современников. Церковь по-прежнему проповедует Христа и Евангелие Царства. Только слушать эту проповедь становится некому. Храмы пустеют. Иногда священник служит один. За богослужением нет ни одного человека. В «Мелочах архиерейской жизни» Лесков называл такие богослужения «бесчеловечными». Мужчин мало. Остаются женщины после сорока лет. Меняя год за годом свой состав, они всё больше утрачивают церковные понятия, скользя к обрядоверию, суевериям, магии. Большинство людей не хочет думать, говорить и спорить о вере. Они не отвергают и не принимают её. Они проходят мимо. Как объяснить религиозное равнодушие молодёжи? Духовное обнищание выражает стремление к потребительству. Оно ведёт к равнодушию, черствости и взаимному отчуждению. Духовная опустошённость обнаруживается у одних в погоне за материальными благами, у других в наркотиках и пьянстве, в развале семьи, беспризорности детей. Имущество, деньги, корысть становятся главными ценностями, а духовные сокровища пережитком романтической поры.
Ни к чему нам Бог.
Был бы денег звон,
в голове резон,
в животе пирог,
на ноге сапог.
Перед священником стоит вопрос: как проповедовать, чтобы современный человек захотел и услышал весть о Христе? Вопрос имеет два решения, ибо по- разному видятся причины религиозного равнодушия. Разрыв между церковью и современниками одни относят на счёт инертности церковной жизни, другие – на счёт самонадеянности и чёрствости современного человека. Церковь хранит вероучение неизменно из века в век.
Стремительное развитие цивилизации, технические достижения побуждают к переосмыслению духовных и культурных ценностей. Искусство живо реагирует на перемены. Церковные традиции меняются медленно. Разрыв между церковным и секулярным сознанием ставит перед христианской проповедью сложную задачу: сохранить сокровища веры и не потерять Человека во всем его многообразии.
Отец Сергий был гуманистом в самом положительном смысле слова. Он любил человека, следуя заповеди Того, Кто «так возлюбил мир, что Сына Своего единородного дал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но наследовал вечную жизнь». Подобно Богу, о. Сергий ставил Человека в центре бытия, ибо спасением Человека обусловлен Божий Промысел. О. Сергий полагал, что весь образ жизни церкви и её проповедь следует приспособить к современным особенностям эпохи и психологии человека. Он призывал к «широте церковного разномыслия», основанного на стремлении понять друг друга людям различных взглядов. Какой смысл молиться «о соединении всех», если ничего для этого самим не делать? Противники такого взгляда называли это либерализмом, модернизмом, конформизмом, а то и екклезиологической ересью.
Другой взгляд предполагает необходимым изменить и очистить современное сознание через приобщение к неизменной и абсолютной Истине. Приспосабливать Истину к современному сознанию означало бы признать его эталоном Истины. Современное сознание, вместившее богатый опыт цивилизации, может приобщиться к Истине только через отречение от всего, что не совместимо с замыслом Бога о человеке, поскольку в падшем мире служить Истине, Красоте, Любви и Жизни, приходится через выбор и подвиг: «не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6,24). Этот взгляд усматривает в человеческом сердце придорожную почву, на которой не прорастает Слово Божие. В очерствевшем, «окамененном нечувствием» сознании не может расти и плодоносить Слово Божие.
Такая интерпретация притчи о семени ставит крест на духовной перспективе современного сознания. Оно оказывается безусловно осуждённым. Возможность спасения открывается ему через самоотречение и радикальную перемену, которую на церковном языке называют покаянием. Сторонники называют этот взгляд верностью церковной традиции, хранением церковного предания. Противники обзывают узостью взглядов, фундаментализмом, традиционализмом.
О. Сергий называл эту позицию «сердитым христианством». Евангельские слова «кто веру обретет и креститься, спасен будет, а кто не обретёт веры, осужден будет» (Мк.16,16), о. Сергий считал позднейшей вставкой в евангельский текст.
Пренебречь одним из взглядов, осудив его как ложный, означало бы пройти мимо, не заметив и не поняв проблему. В основе каждого взгляда лежит переживание двух разных ценностей, одинаково близких сердцу христианина.
Первый взгляд основан на благоговении перед образом Божиим, живой иконой Бога на земле. Ценность Человека несомненна. «Чтобы привести нас к Богу, Христос однажды пострадал за наши грехи, Праведник за неправедных был умерщвлён плотью» (1Петр.3,18). Если Христос умер за человека, его последователи не могут пренебречь судьбой тех, кто отвергает Христа и пребывает в безнадежности смерти. Так понимал О. Сергий притчи о блудном сыне, заблудшей овце, потерянной драхме и Страшном суде.
Другой взгляд благоговейно хранит предание церкви, полагая в нём фундамент Домостроительства спасения Человека. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24,35). Слово Божие звучит в вечности сквозь время не как звуковая волна. В Слове открывается Бог. «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин.1, 14). Слово не действие, а Существо. Воплощённое Слово есть совершенный образ Бога – совершенный Человек, Иисус Христос. Во Христе связаны обе непреходящие ценности: Бог и Человек.
Два пути постижения Христа и служения Ему, о. Сергий различал как христологию снизу (первый взгляд) и христологию сверху (второй взгляд).
О. Сергий проповедовал Христа, словом и жизнью. Он был праведником. Покинув землю, он невозбранно прошёл через мытарство гордости, ибо «был кроток и смирен сердцем».
Он был бессеребренником, украсив себя бедностью и скудостью, невозбранно миновал мытарства жадности, скупости и корысти.
Невозбранно прошёл он сквозь мытарство пустословия и сквернословия, ибо «гнилое слово не исходило из уст его».
Невозбранно прошёл он мытарство жестокости и немилосердия, ибо нервом его жизни было сочувствие и сострадание.
В нём удивляла ещё одна добродетель: он никого не осуждал. «Не судите, да не судимы будете»
(Мф. 7,1). Таким обещанием Бог связал Свой суд. Потому надеемся, что о.Сергий «получил венец жизни, который обещал Бог любящим Его» (Иак. 1,12).

Comments

( 28 комментариев — Оставить комментарий )
pingback_bot
5 дек, 2011 20:12 (UTC)
"В память вечную будет праведник"
User mikha_el referenced to your post from "В память вечную будет праведник" saying: [...] Оригинал взят у в "В память вечную будет праведник" [...]
pingback_bot
5 дек, 2011 20:15 (UTC)
О. ПАВЕЛ АДЕЛЬГЕЙМ об о. СЕРГИИ ЖЕЛУДКОВЕ
User ng68 referenced to your post from О. ПАВЕЛ АДЕЛЬГЕЙМ об о. СЕРГИИ ЖЕЛУДКОВЕ saying: [...] Оригинал взят у в "В память вечную будет праведник" [...]
kalakazo
5 дек, 2011 20:16 (UTC)
Царство Небесное, труженику Христовой нивы...
ng68
5 дек, 2011 20:16 (UTC)
Спасибо, о. Павел! Я его очень любила, да и он меня, кажется, тоже.
adelgeim
5 дек, 2011 20:43 (UTC)
Я его очень любила
Так любовь связывает духом даже через десятилетия после смерти. Свет его не погас.
kalakazo
5 дек, 2011 20:21 (UTC)
Тогда я ответил отцу Сергию из лагеря,
А что Вы, друг мой, тогда написали отцу Сергию?
adelgeim
5 дек, 2011 21:41 (UTC)
Re: Тогда я ответил отцу Сергию из лагеря,
Содержание письма я сейчас не помню, но сохранил все три письма, и даже год назад держал в руках и хотел перепечатать, но времени не нашёл и опять спрятал куда-то. Поищу и напечатаю. О.Сергию я всегда оппонировал, разумеется, деликатно. Это его несколько раздражало, он называл меня ортодоксом, и в его лексиконе это звучало как "ещё молод, и многого не понимаешь". В значительной мере он был прав. С возрастом я гораздо сочувственней отношусь ко многим его оценкам. Несомненно, он был мудрым человеком и огорчался, что его не понимают.
kalakazo
5 дек, 2011 21:50 (UTC)
Re: Тогда я ответил отцу Сергию из лагеря,
А как Вы относитесь к его "анонимным христианам" и "анонимному христианству"?
adelgeim
5 дек, 2011 22:52 (UTC)
"анонимное христианство"
Для отца Сергия это было принципиально значимое понятие. Многих атеистов он включал в число "анонимных христиан", и даже их фотографии размещал в "красном углу", где были его иконы. Мне это выражение всегда нравилось. Оно требует комментария, и его можно найти у К.С.Люиса в "Последней битве" из серии "Сказки Нарнии". У меня нет под рукой книжки, а имена позабыл. Один из персонажей был в войске тёмных сил, но когда погибает, выясняется, что всю жизнь искал Аслана и служил ему, так и не узнав при жизни. Думаю, много на свете "анонимных христиан", которые не подозревают, что ищут Христа и тоскуют по Нему. И, возможно, "Там" встретятся с Ним и, наконец, поймут: то, чего так хотели и искали, только теперь открылось им как вечный Свет.
natalia_62
10 дек, 2011 07:59 (UTC)
Re: "анонимное христианство"
Здравствуйте, отец Павел!Имя героя из "Последней битвы" - Эмеф. Но этот герой не атеист, скорее - мусульманин(поклонник Таш)по языку и прочим культурным особенностям, атеисты у Льюиса - гномы, которые даже после смерти не видят Эслана, поскольку слепы(при жизни - духовно, а после смерти - буквально)
pingback_bot
5 дек, 2011 20:42 (UTC)
"В память вечную будет праведник"
User infin56 referenced to your post from "В память вечную будет праведник" saying: [...] Оригинал взят у в "В память вечную будет праведник" [...]
infin56
5 дек, 2011 20:45 (UTC)
Даааааа, я теперь лишь в ещё большей задумчивости, кроме как нечестивцем и обозвать то себя не могу...
adelgeim
5 дек, 2011 21:31 (UTC)
кроме как нечестивцем
увы, мы все такие, и с надеждой смотрим на тех немногих, кто способен отречься от себя ради Христа и ближнего.
revoltp
5 дек, 2011 21:04 (UTC)
Пару раз, подростком я видел его. Чуть-чуть послушал. И, признаюсь, стал избегать, чувствуя, что он может необратимо на меня повлиять: я пойду в церковь, просто из симпатии к нему.
А я был агностиком или даже "невоинствующим атеистом". И, чтобы сохранить самостоятельность - практически не общался. Запомнил его на всю жизнь.
m_ignatieva
5 дек, 2011 21:16 (UTC)
Спасибо.
gorynych_zmei
5 дек, 2011 22:01 (UTC)
Не забудьте
его переписку с Любарским
adelgeim
5 дек, 2011 22:56 (UTC)
Re: Не забудьте
Переписка с Любарским опубликована, и я видел эту тоненькую книжку в оложке кирпичного цвета. На издание не обратил внимания.
gorynych_zmei
6 дек, 2011 09:29 (UTC)
Еще
в сборнике "Кронид" памяти Любарского.

И есть, кроме "тамиздатской", недавно выпущенная отдельная брощюра - не помню, у какой из них увувя обложка.

Кронидов сборник, скорее всего, выложен в Интернет, - если так, то вместе с перепиской, разумеется.
yakov_krotov
21 дек, 2011 14:50 (UTC)
Re: Еще
Дорогой отче,

спасибо за замечательный текст, помещу и у себя. Подборка материалов о.С. (и Любарского) тут: http://krotov.info/spravki/persons/20person/zheludko.html

с.я.к.
triponaciy
5 дек, 2011 22:05 (UTC)
...+...
Сугубо чту о. Сергия, периодически перечитываю что-то из, увы, немного, что он оставил, но это немногое ценнее иных многотомников. Спасибо, отче, за напоминание и рассказ о нём.
knyaz_myshkin
5 дек, 2011 22:57 (UTC)
Спасибо!
asha_sashin
5 дек, 2011 23:40 (UTC)
Спасибо Вам, отче!
pingback_bot
5 дек, 2011 23:45 (UTC)
Отец Павел Адельгейм об отце Сергии Желудкове
User asha_sashin referenced to your post from Отец Павел Адельгейм об отце Сергии Желудкове saying: [...] Сына Своего единородного дал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но наследовал вечную жизнь». [...]
pingback_bot
6 дек, 2011 05:01 (UTC)
"В память вечную будет праведник"
User fater_varus referenced to your post from "В память вечную будет праведник" saying: [...] Оригинал взят у в "В память вечную будет праведник" [...]
pingback_bot
14 дек, 2011 07:40 (UTC)
"В память вечную будет праведник"
User roman_bubnov referenced to your post from "В память вечную будет праведник" saying: [...] Оригинал взят у в "В память вечную будет праведник" [...]
pingback_bot
14 дек, 2011 07:45 (UTC)
"В память вечную будет праведник"
User roman_bubnov referenced to your post from "В память вечную будет праведник" saying: [...] Оригинал взят у в "В память вечную будет праведник" [...]
pingback_bot
20 дек, 2011 10:58 (UTC)
"В память вечную будет праведник"
User alr_pol referenced to your post from "В память вечную будет праведник" saying: [...] Оригинал взят у в "В память вечную будет праведник" [...]
vaysburd
20 дек, 2011 12:36 (UTC)
... пастух козла не убоится
Известное продолжение к этому стиху как раз к вашей ситуации :)))
( 28 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner