?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Благословение

Благословение всегда понималось как молитвенный акт, обращённый к Богу или человеку. Бог благословляет человека. Создав человека, «благословил их Бог». Возносясь на небо, Христос «воздвиг руки свои, и благословил их». Человек тоже благословляет Бога: «Благословен Бог»; «Благословенно Царство»; «Буди имя Господне благословенно»; «Благослови, душе моя Господа». В этих молитвах творение выражает поклонение, благодарность и восхищение Творцу.
К епископу мы обращаемся: «именем Господним, Владыко, благослови!». Епископ отвечает «Благословение Господне на вас». Традиционно «благословение» означает молитвенный акт, осенение благодатью, совершённое через слово или действие. Это слово не может быть санкцией, но благодатным воздействием Бога на душу и тело: «Бог тебя благословит».
В современной практике «благословение» приобрело смысл бюрократический санкции: «разрешите», «прикажите». Два разных смысла выражены одним словом. При употреблении оба смысла смешиваются, и нельзя понять какой из двух смыслов в него вкладывают: приказ или молитву. То ли чиновный приказ облекается в священные ризы, и его выдают за церковный ритуал. То ли мистический акт профанирует канцелярская санкция. Клирик повинуется приказу, который даёт епископ в форме «благословения Божия». В этом случае воля епископа выдаётся за волю Божию, оставаясь человеческой волей. Возникает обман. Играя словом «благословение», епископ препятствует клирику служить Церкви по велению сердца и совести. Приказ епископа становится основанием служения клирика. Возникает человекобог. Приказ епископа выше велений совести, потому что воля Божия является нравственной нормой для человеческой совести. Но приказывает не Бог, а человек, ссылаясь на Бога. Его требования могут быть недостойны божественной святости. Совесть человека, как плотва, вынутая из воды, трепещет в руках другого человека - епископа. Он ссылается на власть «связывать и разрешать». При этом может грешить и требовать исполнения греховных желаний от клирика. Происходит обожение канцелярской функции.
Практических последствий путаницы не приходится долго ждать. На Епархиальном Собрании епископ недоумевает:
- Когда я запретил Зинона, он лишился божественной благодати. Как он пишет иконы? Они безблагодатны. Почему он получает заказы? Почему хвалят его иконы?
Епископ уверен, что Святой Дух подчиняется епархиальной дисциплине и действует согласно Указам архиерея. Епископу кажется, что Святой Дух попал в его сети, как золотая рыбка, и вынужден выполнять его желания. Епископ обманывает себя, и сам становится источником обмана. В одних случаях «законно» нарушает церковную дисциплину. Ведь епископ действует от имени Бога. Разве могут церковные правила ограничивать действия Бога? Правила существуют для клириков и мирян. Епископ выше правил.
В других случаях, одержимый яростью епископ, утрачивает дух Христов: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не погубить души человеческие, а спасти.» (Лк.9, 55). Очевидно, дух Христов не с ним. Епископ может быть одержим иным духом, как и любой другой.

Comments

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
masterwind
4 сент, 2009 19:26 (UTC)
ну а что удивляться... бюрократия партийно-хозяйственного аппарата давно затмила то, «ради чего мы здесь собрались».
srfmsmn
4 сент, 2009 21:13 (UTC)
При чем тут бюрократия... есть прекрасное описания действия благодати Святого Духа преподобным Серафимом Саровским. Все происходит не в соответствии с земной иерархией, а в соответствии с действием, проявлениями благодати Святого Духа.
Благодать действовала чрез уже упоминаемого святого Серафима, а он ен был вовсе епископом, и даже епископы его вроде не желали прославлять... и только личное вмешательство царя Николая второго помогло, не знаю, на сколько достоверна эта информация.
Собрались мы ради Христа, ну никак не ради бюрократии...
masterwind
4 сент, 2009 21:40 (UTC)
Да вот именно при этом бюрократия :)).
be_it_so
5 сент, 2009 08:21 (UTC)
++ Собрались мы ради Христа, ну никак не ради бюрократии...

Увы, Христос как раз-то дал дары Духа именно двенадцати "бюрократам", которые передавали их дальше по цепочке вплоть до нынешних архиереев. Так что те действительно ЧЕЛОВЕКОБОГИ. Их суждение выше любых человеческих мудрований, выше т.н. "совести". Сия - вера православная!

Разве не так?
andrey_ts
5 сент, 2009 12:23 (UTC)
Это суеверие латинское (человеческое), закреплённое 1-м и 2-м Ватиканскими соборами.
Именно от этого заблуждения и предостерегает о. Павел! В Православии главное внутреннее, а не внешнее (кромешнее по Славянски), т.е. качество, а не количество..! Спаси Вас, Христос.

P.S. Сегодня память замечательного батюшки, нашего современника игум. Бориса (Храмцова). По милости Божьей и мне довелось знать этого светлого человека. Здесь воспоминания о нём: http://rusvera.mrezha.ru/516/15.htm,
http://rusvera.mrezha.ru/516/16.htm , http://rusvera.mrezha.ru/515/15.htm.
Свидетельствую из личного с Батюшкой общения - написанное его духовными чадами, ПРАВДА!
Вечная ему память! Слава Богу за всё!
srfmsmn
5 сент, 2009 18:25 (UTC)
Архиереи ныне занимаются часто административными делами Церкви. Апостолы же для этих целей выбирали диаконов (не те, которые ектеньи провозглашали, а которые хозяйством занимались). Ну, это я так грешный понимаю. По крайней мере исключения бывают. То же, что благодать все же действует в таинствах - этого никто не отрицает, и даже всякие раскольники и сектанты очень часто не отрицают почему то... Роли апостолов были в первоначальном распространении веры, в созидании и (или) укреплении первых христианских цекрвей, то есть на местах. Что видно например из посланий ап. Павла к Римлянам, и др. апостольских посланий... в нынешнее же время суть проповеди христианства немного меняется, и разные люди ныне исполняют роли апостолов тех первых времен...
И если ВЕРУЮЩИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ почитывают (и изучают) Новый Завет, то могут заметить например, что апостол называет всех верующих - царственное священство. Вот ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ.

7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.
11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,
12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,
14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, -
15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, -
16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
18 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.
19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
(1Пет.2:7-20)
andrey_ts
6 сент, 2009 09:29 (UTC)
апостол называет всех верующих - царственное священст
В этом утверждении, как и в обожении архиерев (да и вообще священства) исключительно "по должности", присутствует НЕПОЛНОТА суждения, чреватая другой крайностью=неправославности, свойственной протестантизму (во всех видах его проявления). Протестанты (т.е. протестующие против узурпации власти епископством) вовсе отрицают необходимость рукоположения и ограничиваются "демократическим" избранием наставников ("пресвитеров") из среды "царственного священства".
Если латиняне вырождают себя в религиозно-политическую организацию, то протестанты - в общественно - религиозную. И то и другое, по моему мнению, не имеет ни чего общего с Православием, как следствие осознанной или неосознанной хулы на Духа Святого - Истинного Живого Бога, во Святой Троице славимого.
Спаси Вас, Господи!
srfmsmn
6 сент, 2009 16:53 (UTC)
Re: апостол называет всех верующих - царственное священ
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, -
(Деян.7:51,52)

Господи, прости меня, грешного раба Твоего.
srfmsmn
6 сент, 2009 16:54 (UTC)
Re: апостол называет всех верующих - царственное священ
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
(Деян.5:3-5)

Господи, прости меня, грешного.
srfmsmn
6 сент, 2009 16:56 (UTC)
Re: апостол называет всех верующих - царственное священ
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и [достоин] одобрения от людей.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
(Рим.14:17-21)
srfmsmn
6 сент, 2009 17:44 (UTC)
Re: апостол называет всех верующих - царственное священ
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы [сами] знаете, каковы были мы для вас между вами.
6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,
(1Фесс.1:2-6)

Так что православие - не в слове... не в букве. не в формальности. не в формальном исполнении закона. не в законничестве. а в Духе. вот правоверные мусульмане то же говорят, что "мы тоже как вы - ПРАВИЛЬНЫЕ... у нас - правильная вера".

Никто не отрицает Таинств. Но посмотрите в Новом Завете, как происходит Крещение, и когда сходит Дух Святой на крещаемых. Иногда - до Крещения:

44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
(Деян.10:44-47)

Что естественно, распростаняется и на другие Таинства. А если Духа нет, то о Таинстве и речи нет, как говорится... нет Таинства без Духа. А есть ли Дух - не по "учению православному" проверяется, и не по "правоверному"... а то много "православных", прицепят ярлык, и что далее?
И в советское время были православные ставленники советской власти. Разные в общем бывают. Вы лично, определите Духом Святым - где какие православные?

29 но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
(Рим.2:29)

Крещение - иногда и огнем бывает, дай Бог такого Крещения (в идеале), как говорится, каждому желающему себе спасения. А бывает и Причащение во осуждение (не говоря уж о рукоположении, в котором нет нужды для личного спасения) не говоря уж об архиерействе. Спасись сам (стяжи то есть Дух Мирен) - вокруг тебя тысячи спасутся...Знаете какой архиерей сказал? Говорят, его не хотели прославлять архиереи... за то наверно и революция была? Ну так пусть делают выводы... только не читают они здесь... ну да каждый за себя отвечает. Вы лично, определите Духом Святым - где какие православные?
Думаете, если протестан, то хуже Вас? Уж даже и гонитель христиан иудей Павел вон высот каких достиг... потому что правоверным (правильным иудеем был... а законники нигде не спасутся, буквоеды - закрыли очи себе сами...

Таинства - в Духе верны.
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
(Деян.10:44-47) - вот православие, это Новый Завет. А не тонкие брошуры по чинопоследованиям и прочему "закону"...

А сколько бывало в Истории Церкви епископов еретиков? По скольку столетий бывала православная Византийская Империя под так сказать церковной властью епископов-еретиков?

Христос и апостолы (или тоолько апостол?) говорят о Церкви как о теле Христовом. Как о едином организме. В котором каждый выполняет свою задачу... и понятно, что не из-под палки, а по любви. Говорят, был такой епископ Иоанн Шанхайский. Но я пока таких епископов не встречал. Монахов (в.т. числе иеромонахов и далее) - встречал. Простых верующих - встречал. Кого Вы встречали - не знаю. Но если протестант какой-нибудь встречал "хорошего" протестанта, и плохого православного, то он вряд ли станет православным... даже и Христос не словом одним работал, но жизнью Своей... личным примером. Покажите верующего. Апостола. Епископа. Пресвитера. Диакона. Алтарника. Отрока. Мирянина. Монаха. Иерея. Здорового. Инвалида. Женщину. Девицу. Пусть делом покажут веру свою. Слова "правоверные" не нужны ни Богу ни людям. Возлюби ближнего как себя.
srfmsmn
6 сент, 2009 17:47 (UTC)
Re: апостол называет всех верующих - царственное священ
...протестанты - протестовали против католичества, как я понимаю, а не против православия (не против православного епископата), так что они "чисты" в этом смысле получаются.
vaysburd
5 сент, 2009 10:41 (UTC)
Помоги, Г-ди.
Главное собирайте людей. Если будет крепкая община, никакой епископ (будь он хоть трижды еретик) будет Вам не страшен.
belokrylaya
21 сент, 2009 19:15 (UTC)
Когда я запретил Зинона, он лишился божественной благо
Ясно, что благодать - от Бога, а не от епископа, и ей не запретишь действовать в др.человеке.
Но интересно, что именно теряет священник при запрещении? Чего его лишают?
( 14 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner