?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что такое соборность, которая столь радикально противопоставляется христианской всеобщности, обозначенной термином «вселенская»? Какой смысл имели в виду отцы II Вселенского Собора, вписавшие «кафолики» в Символ Веры?
Греческие слова екклезия и кафолики, переведенные на славянский, связаны общим смыслом «собирать». Славянская идентичность различных греческих корней подчёркивает общинную сущность Церкви. Соборность выражает идею Церкви, как общения во Христе, актуализованного в день Пятидесятницы. «Καφολικην» выражает тайну собрания- μιστηριον της συναξεως-«Идеже бо еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде них»35*. Соборность выражает не сумму множества, а универсальную полноту Церкви, в которой пребывает «всякий верующий». Этим словом индивидуальная одарённость выделяет каждого из общей онтологии, присущей всем. «Сей от рода нашего» - говорит пресвятая Дева о преп. Серафиме. Апостол объясняет понятие соборности как полноту церковной жизни, выраженную в различии служений 36*. Откровение называет «свидетелями» верных служителей Бога. Так называют христиан «Деяния», послания и Апокалипсис. «Вы- свидетели Мои»- говорит Христос апостолам. Церковное предание называет именем «мартирион» всех христиан, которые принимают смерть за Христа и Евангелие. Этот лик объединяет мучеников за Христа, независимо от их иерархического места в церкви. Мучениками в равной мере были лаики, епископы, монахи - ни один лик не был исключен из мученического единства. Церковь собирала свою полноту, не разделяя Тело Христово, но различая дары служения. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и служения различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех»37*. Как Крещение возрождает каждого во Христе, так смерть позволяет каждому «разрешитися и со Христом быти» 38*.
Подлинная иерархичность Святой Троицы полагает в основу онтологическое равенство Лиц. Иерархический строй Святой Троицы определён единством Сущности и личными свойствами каждой Ипостаси. Отец- не рождённый Источник бытия. В Нём начало и причина Сына и Духа. В нём начало всего сотворённого бытия. Сын, превечно рождающийся от Отца, спасает тварное бытие. Превечно исходящий от Отца Святой Дух, посылается Сыном («егоже Аз послю вам от Отца») для освящения и преображения твари. В основе иерархического взаимовосполнения лежат общая онтология, единая воля, ипостасные различия. Вне различения даров понятие «иерархичности» теряет смысл. Епископат не может быть иерархией, как ступенька не может быть лестницей. Он может быть её частью. Иерархия, исчерпавшаяся в единстве, отображает не Троичное бытие, а коммерческую ассоциацию, члены которой различены только количеством принадлежащих каждому акций.
Тело Христово сочетает онтологическое равенство членов Церкви с различением даров и служений. Иерархическое положение в Церкви определяется одинаковым происхождением из купели Крещения и дарами Духа на особые служения: епископа, священника, пророка, монаха, лаика. Благодать священства не сообщает иную онтологию. Она действует, «врачуя немощное» и «восполняя оскудевающее». Иерархия предполагает сущностное равенство членов Церкви, созданных по образу Божию, возрождённых в водах крещения и наделённых дарами Святого Духа.
Служение свидетельства выражается в различных дарах, сохраняя онтологическое равенство и единство свидетелей. Свидетельство не может быть частным позволением, поскольку выражает божественное призвание.
В. Лосский понимает соборность в «качестве богооткровенной истины, дарованной Церкви. Можно сказать ещё точнее: это свойственный Церкви способ познания истины, благодаря которому истина становится достоверной для всей Церкви, - и для Церкви в целом, и для каждой из её малейших частиц. Потому обязанность защищать истину лежит на каждом члене Церкви, как на епископе, так и на мирянине, хотя епископы ответственны за неё в первую очередь в силу принадлежащей им власти. Церковь в целом именуется «вселенской», и это определение непреложимо к её частям; но каждая часть Церкви, даже самая малая, даже один верующий, может быть названа «соборной». Святой Максим Исповедник ответил принуждавшим его причащаться с монофелитами: «если бы вся вселенная («экумена») причащалась с вами, я один не причащался бы»39*. «Вселенной», которую считал пребывающей в ереси, он противопоставлял свою соборность. Качество Истины и способ её познания обозначены заключительным текстом Апостольского собора: «изволися Духу Святому и нам».
«Слово «соборность» большинством русских людей понимается как принцип совместного принятия решений и претворения их в жизнь. К сожалению, приходится признать, что этот принцип в нашей Церкви практически находится в пренебрежении.»40*. Соборность выражает не численность собравшихся, а участие Святого Духа в собрании, как способ познания божественной истины и возможность каждого христианина внимать ей.
Кафоличность или соборность Церкви, то есть её единство по всему и во всём выражает истину, постигаемую каждым, живущим и вырастающим в ней в меру возраста исполнения Христова. Соборность выражает любовную согласованность всех индивидуальных выражений истины, осуществляющей свою полноту в Церкви. Богочеловечество, имеющее начало в Логосе – «Слово плоть бысть и вселися в ны» - вырастает в соборное всеединство: «Я в Отце Моём, и вы во Мне, и я в вас»41*
«История христианского и дохристианского употребления терминов (εκκλησια καφολικη) и вообще καφολικος в разных контекстах, заслуживает тщательного изучения»42*.
В дохристианском употреблении, начиная ещё с Сократа, слово καφολικη выражало самую сущность, а не её внешнее проявление. Христианский термин «кафолическая Церковь» встречается впервые в начале второго века. В употребление вводит его святитель Игнатий Антиохийский в послании к Смирнской церкви о смерти св. Поликарпа: «Πασης της κατα την οικουμενην καθολικης εκκλησιας» и «της αγιας καθολικης εκκλησιας»43*. Церковное сознание сразу же восприняло этот термин в качестве основного понятия экклезиологии.
«Καφολικη от Καφ ολου означает прежде всего внутреннюю цельность и
неповреждённость жизни Церкви. Мы говорим здесь о цельности, а не только об общении, и во всяком случае не об эмпирическом общении. Καφολιχη не то же самое, что Κατα παντος; здесь не феноменальный или эмпирический план, но ноуменальный, онтологический; он относится к самой сущности, а не к внешним проявлениям»44*.
На Втором вселенском соборе «кафоликен» было принято без всяких споров и возражений, как выражающее древнюю традицию. Признавая, что Церковь имеет вселенское распространение, святитель Игнатий не отождествлял кафоличность с универсальностью, как это произошло в Западной церкви. Для св. Игнатия, как и для апостола Павла, каждая местная церковь была Церковью во всей Её полноте. Для них обоих местная церковь есть кафолическая Церковь. Понятие «кафолическая» у них выражает целостность природы: «οπου αν η Χριστος Ιησους»45*.
Катехизис митр. Филарета отождествляет три определения: «соборная», «кафолическая», «вселенская». Аутентичность «соборности» и «кафоличности» обоснована славянским переводом Символа Веры. Как мы видели выше, понятие «вселенская»,
во- первых, неоднозначно: может употребляться в славянском и русском значениях.
Во-вторых, не включает божественные обетования, которые Катехизис относит к исключительным особенностям («преимуществам» - по выражению катехизиса) Церкви.
1. Признаком кафолической церкви является присутствие Христа: «οπου αν η Χριστος Ιησους, εκει η καθολικη εκκλησια»46 *.
2. Другим признаком кафолической церкви является епископ: «οπου αν φανη ο
επισκοπος, εκει το πληθος εστω»47*.
3. Корнем кафолической природы церкви является евхаристия: «Ядый Мою
Плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем»48*.
4. «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины»49*
5. «Врата ада не одолеют ея» 50*.
Эти преимущества выражают внутреннее, догматическое содержание соборности: пребывание в Боге, целостность народа Божия, полнота хранимого Откровения, источник истины, неизменность обетования. Все мы, «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» и имеем общую онтологию. За всех нас умер Христос, чтобы одарить каждого равной возможностью «наследовать Царство, уготованное нам от сложения мира». Равная возможность выражается равноправием в церкви всех, получивших дары Духа: «Дары различны, но Дух один и тот же» 51*.
Разными оказываются степень участия в церковном служении и святость, осуществлённая через личный подвиг. Функции служения не связаны со святостью. Они даются как дар и налагают ответственность. Нередко ответственность принимается за привилегию. Это заблуждение обольщает многих. Епископский сан не наделяет его носителя святостью и обожением. Хиротония не изменяет онтологию. Освящая других, священник сам может остаться непричастным благодати. Мы покланяемся не человеку, даже святому. Мы покланяемся Богу, «дивному во святых своих». Поклонение святым всегда воздаётся Богу. Епископ не должен присваивать себе славу, которая через него воздаётся Богу.
Епископ может понять свою власть как Тарас Бульба: «я тебя породил, я тебя и убью». Смешение правовой и благодатной власти приводит к аберрации сознания. Декларируя благодатную власть, епископ осуществляет правовую власть. Он полагает, что благодать крещения и благодать священства даёт епископ, а не Святой Дух. Епископ полагает, что этот дар он может давать и отнимать по человеческой прихоти: хочу- даю, хочу – беру обратно, словно Бог не при чём. Он понимает лишение сана и отлучение от церкви как власть, которой повинуется Святой Дух: епископ сказал - Святой Дух исполнил. В сказке о золотой рыбке вкусившая власти старуха захотела «иметь золотую рыбку у себя на посылках».
В Церкви не так. Апостолы, святители, преподобные исполняли не свою волю. Они искали Воли Божией. Их человеческая воля всегда покорствовала воле Божией. «Не моя воля, но Твоя да будет». Отлучение от Церкви, лишение сана есть акт, совершённый Святым Духом, о котором епископ только свидетельствует. Выдавая собственную прихоть за волю Бога, епископ лжесвидетельствует. Формальных критериев нет. Основания для сомнений возникают, когда епископ не скорбит и не молится о потерянной овце, а злорадно вычёркивает её имя из церковного диптиха.
В своей догматической сущности «соборность» выражает «целостность» всех членов, напоённых истиной и благодатью, «тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви»52*. Это есть подлинная «церковность». Этому качеству церкви противостоит корпоративность «церковной олигархии», то есть стремление части членов ограничить полноту Церкви собой, отторгнув «прочих». Апостол призывает «каждого говорить истину ближнему своему, потому что мы члены друг другу» 53*. Все призваны «отложить прежний образ жизни ветхого человека, обновиться духом ума и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» 54*.
Общность не следует сводить к понятию единства, смешивая единство с соборностью. Как соборность выражает свободу каждого, так единство выражает любовь многих личностей, обретающих себя в Боге. Единство и соборность выражают центробежность любви, приносящей в дар свою свободу и центростремительность свободы, взыскующей любовь. «Наименование «кафолическая» употреблялось в отношении Великой Церкви в противоположность еретикам… Наименование это, вероятно, народного происхождения и появляется на Востоке во втором веке. Писатели 4-го века, ищущие в нём его этимологическое и учебное значение, хотят видеть в нём выражение либо всецелого совершенства веры Церкви, либо её нелицеприятность к лицам, занимающим высокое социальное или культурное положение, либо, наконец, и главным образом, то, что Церковь распространяется по всему миру, от одного конца до другого. Августин признаёт только это последнее значение»44*.
Отцы Вселенского собора употребили слово «кафоликен» в качестве термина для догматического определения, сузив его объём и углубив содержание. Употребление слова в качестве термина ограничивает множество его значений пределами понятия, обозначенного термином. Прикасаясь к тайне древнехристианского понимания догмата отцами Собора, мы не сомневаемся в богословском направлении их мысли, формулирующей догмат о Церкви. Естественно допустить, что отцы Второго Вселенского собора давали догматическое определение Церкви, наделяя её именно богословскими, а не географическими или административно-территориальными признаками. Ни у кого не возникает мысль ограничить единство Церкви – дисциплинарным, апостоличность - номенклатурно-кадровым, а святость – магическим содержанием. Каждое из этих слов сохраняет все возможные значения своего семантического поля для употребления в правовом, социальном или территориальном смысле. Однако отцы Собора употребили их в качестве догматических определений и наполнили конкретным богословским смыслом. Рассматривая богословское значение единства, мы находим его подлинный образ в божественном бытии Святой Троицы, а не в куче песка. Говоря об апостоличности, видим её осуществление в верности Преданию, а не в технологии почтовых отправлений. Размышляя о святости, указываем её источник в Святом Духе, совершающем таинства, исполняющем благодатной силой мучеников и подвижников. Когда мы говорим о соборности, мы имеем в виду многообразие даров, которыми Святой Дух наделяет каждого из возрождённых водой и Духом. Все эти свойства раскрывают нам таинственную природу Тела Христова. В православном понимании догматические признаки: единая, святая, соборная, апостольская являются родовыми и уникальными, не только выделяющими Церковь из всех человеческих обществ и организаций, но выражающими её богочеловеческое Существо.
1*. Мф.18, 20.
2*. 1Кор.12
3*. 1Кор.12,4-6.
4*. Фил.1, 23.
5*. ЖМП №8, 1968 стр. 75 .
6*. Архиеп. Михаил Мудьюгин. Русская православная церковность, М., 1995, с. 111-112.)
7*. Ин.1,14; 14,20.
8*. Прот. Г. Флоровский «Вера и культура» изд.С-Петербург 2002, стр528, сноска).
9*. Евсевий. Церк. История 4.15,15; 4.15,3.
10*. прот. Г. Флоровский «Вера и культура» С-Петерб.2002 г. стр.527).
11*. Свят. Игнатий Антиохийский. Смирн.8, 2.
12*. Там же
13* Там же
14*. Ин.6, 56.
15*. 1Тим.3,15
16*. Мф.16,18
17*. 1Кор.12,4.
18*. Еф.4,16
19*. Еф.4, 25
20* Еф.5, 22-23.

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
pingback_bot
23 янв, 2012 05:20 (UTC)
V. Богословский смысл «кафоликен».
User ansm2000 referenced to your post from V. Богословский смысл «кафоликен». saying: [...] Продолжение - V часть "Богословский смысл "кафоликен" [...]
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
adelgeim
24 янв, 2012 10:17 (UTC)
теорию спроецируем на практику....
Почему церковное руководство пренебрегает екклезиологической традицией, надо спрашивать у них.
Могу только строить догадки.
agias_grafas
23 янв, 2012 20:34 (UTC)
здравствуйте.

не подскажете, откуда эта формулировка "μιστηριον της συναξεως"?
adelgeim
24 янв, 2012 10:31 (UTC)
откуда формулировка "μιστηριον της συναξεως"?
Не сам придумал, у кого-то почерпнул, но где, не помню.
agias_grafas
24 янв, 2012 12:07 (UTC)
Re: откуда формулировка "μιστηριον της συναξεως"?
В новогреческих текстах часто встречается - вот сейчас поискал, в современных проповедях греки часто ее поминают. И чаще всего контекст используется - богослужения, Литургии, Евхаристии.
Видимо, автор формулировки Дионисий Ареопагит, есть пара ссылок на него. Красивая формулировка.
adelgeim
25 янв, 2012 20:28 (UTC)
Re: откуда формулировка "μιστηριον της συναξεως"?
К сожалению, большего сказать не могу, поскольку греческим владею, как выражаются немцы, "ein bishen".
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

я
adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner