?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Рассмотрев богословское содержание, которым Отцы Собора наполнили понятие «καφολικαι», мы находим в русском языке слово «соборность», которое о. Сергий Булгаков называет «аутентичным истолкованием греческого слова καφολικη»1*. Перевод слова «кафолики» славянским словом «соборность» наиболее адекватно выражает смысл греческого понятия, которым святые отцы Вселенского собора выразили догматическое содержание этого термина. Для перевода главное – не калька, а точность и полнота смысла, переданного, по возможности, с изяществом. Славянское определение «соборная» передаёт догматическое содержание греческого καφολικη, не упраздняя его семантическое поле, но выявляя его богословский рельеф. В этом заключается «провиденциальная аутентичность», на которую указывает о.Сергий Булгаков 2*
Неограниченность Церкви в пространстве, времени и народах означает «внешнюю» соборность: «Церковь называется соборной или вселенской потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает, собирает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов» 3*.
«Внутренняя» соборность выражает «предельную общность членов во всех проявлениях жизни Церкви» 4*.
Эта двуплановость термина используется в ряде катехизисов. Славянский термин «соборная» идентично переводит греческое «кафоликен» и выражает точный смысл третьего екклезиологического свойства, которое греческие отцы Второго Вселенского собора обозначили термином «кафоликен». Очевидны два значения соборности, различно определившие екклезиологическое сознание и опыт Западной и Восточной Церкви.

а. Полнота веры.
Восточная Церковь поняла «καφολικην» догматически, как внутреннее свойство Церкви, «всецелое совершенство её веры», «столп и утверждение истины». Переводя «καφολικην» славянским словом «соборная», Православная Российская Церковь подчёркивает полноту принятого Предания, осознанного общим разумом Церкви «мы имеем ум Христов» 5* Это «мы» выражает «соборность». «Мы» означает целокупность Церкви. Как «рождение от Отца» выражает в тринитарном богословии ипостасное свойство Логоса, так «исхождение от Отца» выражает ипостасное свойство Святого Духа. Как екклезиологическое свойство «единая» выявляет христологический, так свойство «кафолическая» выявляет пневматологический аспект Церкви. Независимо от нашего частного отношения к слову «соборность», совершившийся факт перевода «кафоликен» именно словом «соборность», а не другим словом, навсегда запечатлён тысячелетней традицией употребления православного Символа Веры на славянском языке. Это церковное предание славянских церквей. С авторитетом церковного предания приходится считаться каждому богослову, не желающему выходить из пределов православного вероучения.
Символ излагает в лаконичных терминах правила веры, по которым Церковь живёт уже 2000 лет. Слово «καφολικην» употребили отцы Второго Вселенского Собора. Все православные церкви исповедуют один и тот же Символ Веры, и нет оснований подозревать и проповедовать, что перевод «кαφολικην» на славянский язык словом «соборность» изменил сущность екклезиологического учения. «Замечательно, что славянские первоучители Кирилл и Мефодий перевели «кафолике» через «Соборная», конечно, разумея соборность не в смысле большинства голосов, а в смысле всеобщности бытия, цели и всей духовной жизни, собирающей в себя всех, независимо от их местных, этнографических и всех прочих особенностей» - пишет о. П. Флоренский 6*.
Отец Сергий Булгаков писал, что «слово «соборность» отсутствует в греческом тексте Символа Веры, и появилось от «неточности славянского перевода, если не простой ошибки переводчика - ошибки, которую мы должны считать провиденциальной 7*. Спустя пять лет, он называет перевод словом «соборная» аутентичным истолкованием греческого слова «καφολικη» 8*.
«Я считаю необходимым отметить этимологический смысл слова «соборность». Славянский текст Символа Веры очень удачно передаёт прилагательное греческого оригинала «кафолический» словом «соборный». Хомяков произвёл от него неологизим «соборность», совершенно совпадающий с идеей кафоличности, которую он развил в своём труде о Церкви. Но так как славянский корень «собор» значит «собрание» и, в частности, «собор», «синод», то производные «соборный», «соборность» для русского уха приобрели новый нюанс, что отнюдь не означает что они утеряли от этого своё прямое значение «кафолический», «кафоличность». 9*

б. Вселенская юрисдикция.
Западная Церковь поняла «καφολικην» в смысле её универсальности. Уже блаж. Августин признаёт за кαφολικην только универсальность распространения во все концы Вселенной 10*. Со времени Великого Раскола 1054 Римское исповедание называет себя именем «Καφοληκη», утверждая господство католической веры и главенство своего первосвященника над христианами всей Вселенной. Так возникло адогматическое понимание «Вселенской Церкви». В клерикальной екклезиологии католических христиан понятие «вселенская Церковь» утратило догматическое содержание полноты вселенской веры и превратилось в географическое понятие «вселенской юрисдикции».
Утрата догматического содержания «соборности» привела к ослаблению соборных начал в практической жизни и оставила глубокий след в истории католичества. Упадок соборности нанёс католическому единству неизлечимые раны, разделив на множество несовместимых исповеданий. Географическое истолкование καφοληκη в учении о Церкви адекватно внесению понятия Filioque в учение о Святой Троице. «Всякое догматическое заблуждение о Троице неизбежно отражается на понятии соборности Церкви и проявляется в глубоком изменении церковного организма. И, наоборот, если какое-либо лицо, группа или целая поместная Церковь изменяет на своих исторических путях совершенному согласию между единством и различием, то такой отход от истинной соборности является верным признаком помрачения знания о Пресвятой Троице»11*.
Соборность означает не эмпирическую, а идеальную универсальность, общение идей, а не фактов. Universalis Ecclesiae (Commonitorium III) Викентий Лиринский отождествляет с Universalis Concilii (Commonitorium XXVII, XXVIX). Универсальность, осуществляющаяся повсюду, но не для всех, а только для тех, кто пребывает в границах Церкви: «Я вас избрал и поставил; Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» 12*. «Не мир пришёл Я принести, но меч. Я пришёл разделить…» 13*
Примечания:
1* Тезисы о Церкви; Тезис 6 .
2* Православие, Стр.145 .
3* Закон Божий, IMKA-PRESS, Париж, 1956, кн. 2, с. 76.
4* Семенов-Тяньшанский, «Православный катехизис», 1958, с. 58).
5* 1Кор.2,16.
6* Цит. прот. Л. Воронов, Догматич. Богословие с. 93
7* «Единая Святая Кафолическая и Апостольская Церковь» статья на англ.яз,1931
8* Тезис 6-ой. «Тезисы о Церкви» немец.яз. Первый конгресс православных богословов в Афинах).
9* В. Лосский. «О третьем свойстве Церкви», ЖМП № 8 1968 г. стр. 72.
10* Batiffol Pierre. Le Catholicisme de St.Augusti. Paris.1920. P.1; P.212.
11* В.Лосский «О третьем свойстве Церкви», ЖМП №8 1968 г. стр. 77/.
12* Ин.15. 14, 19.
13* Мф.10, 34-35

Comments

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
infin56
2 фев, 2012 18:20 (UTC)
Отче, как идёт служба ?
adelgeim
2 фев, 2012 20:47 (UTC)
как идёт служба ?
Слава Богу! Архиерей, видимо, ещё не дописал резолюцию на решение суда, и мне служить не запрещено. Вот сегодня служил праздничную службу двум преподобным Максимам: исповеднику 7 века в Византии и 16 века - в Москве.
Две трагичные судьбы святых Божиих, пострадавших от архиереев и патриархов. Преп.Максим Исповедник пострадал за свою стойкость и верность Истине, раскрывшейся в догмате о двух волях в едином богочеловеческом Лице Спасителя. Другой попал в Москву, "как кура в ощип", разделил трагичные судьбы русских святых и запечатлён в российских святцах.
infin56
2 фев, 2012 21:05 (UTC)
Re: как идёт служба ?
Да уж Максим Грек и вправду попал в ежовые рукавицы людей бессовестных.

Не мне Вас конечно учить, но вот 34 Псалом отшибает желание врагов строить каверзы...))))))))
(Удалённый комментарий)
infin56
3 фев, 2012 08:10 (UTC)
Re: как идёт служба ?
Как ни странно но Новый Завет не противоречит. Более того мне думается что Псалтырь это один из самых загадочных документов, причём не ветхозаветного времени, а именно новозаветного времени...
И моё изучение темы показало что приписывание царю Давиду авторства Псалтыря не верно... Я нахожу в словах сих больше Христовы молитвы...
infin56
3 фев, 2012 08:11 (UTC)
Re: как идёт служба ?
Вернее, молитвы самого Христа...
(Удалённый комментарий)
adelgeim
3 фев, 2012 12:39 (UTC)
Re: От старого к новому
Увы, проф.Алмазов раскопал чин проклятий, посылаемых на врагов, который имел происхождение от синагогальных анафем, но употреблялся в греческой церкви и на Руси, исполнялся во время Великого входа за Литургией. Подробнее можно прочесть, кликнув статью В.Можегова на "Кредо ру". Впечатление оставляет страшное, чисто языческое колдовство. Никакого христианства близко нет.
infin56
3 фев, 2012 18:27 (UTC)
Re: От старого к новому
Я сторонюсь молитв проклятий. Но коль Псалтырь оставлена наряду с Евангелием, значит есть необходимость в ней в Христовой Церкви.

Кстати говоря, исполнение чина проклятий была необходимостью раннего христанства. Да и сейчас это не практикуется исходя из ложного пацифистского и толерантного течения, а жаль...Война как видим идёт и идёт не шуточная.
infin56
3 фев, 2012 18:10 (UTC)
Re: От старого к новому
Скажу кратко, исследования говорят что слова Псалтыри не обращены ко врагам, а к Богу который по определению человека смог бы справится с его супостатами но не по человеческой воле но именно по усмотрению самого Господа. По сути повторяя слова Нового Завета, "но впрочем не как я хочу".
(Удалённый комментарий)
infin56
4 фев, 2012 11:27 (UTC)
Re: От старого к новому
Я считаю Вас прекрасным экспертом...так что не стоит извинятся...
(Удалённый комментарий)
infin56
4 фев, 2012 11:55 (UTC)
Re: От старого к новому
Так я его и не называю экспертом,... а отче...( а это совершенно другой виток развития))))))))
(Удалённый комментарий)
adelgeim
3 фев, 2012 12:28 (UTC)
Re: как идёт служба ?
Это вполне понятно. Христос опирается на текст ветхозаветных Откровений.
infin56
3 фев, 2012 18:16 (UTC)
Re: как идёт служба ?
Да но вот,к 96 году от РХ существовало лишь 50 псалмов.
И кстати не до конца известна жизнь Христа до начала учения но возможно, что все слова могли быть написаны самим Христом... Поскольку они очень красноречиво объясняют и те перипетии с коими Христу приходилось сталкиваться.

Для меня всё же до сих пор является большой тайной какими именно словами часто молился Христос обращаясь к Отцу своему.
adelgeim
3 фев, 2012 12:26 (UTC)
Re: как идёт служба ?
Новый Завет говорит: "В терпении вашем стяжите душа ваша"
(Удалённый комментарий)
adelgeim
3 фев, 2012 12:24 (UTC)
Re: как идёт служба ?
На архиерея ни псалмы, ни молитвы не подействуют. Возникает эффект привыкания, как у микробов к антибиотикам.
infin56
3 фев, 2012 18:19 (UTC)
Re: как идёт служба ?
Я не знаю, но когда я молюсь, словами из псалмов , действует очень сильно. Действует так, что порой "горы сдвигаются".Другое дело что подходить к этим молитвам надо очень осторожно... Как говорится не поминай имя Господа всуе.
triponaciy
2 фев, 2012 22:25 (UTC)
Re: как идёт служба ?
Да, и правда слава Богу)))) Я то думал уж не дают...
(Удалённый комментарий)
pingback_bot
3 фев, 2012 07:53 (UTC)
Два аспекта соборности
User ansm2000 referenced to your post from Два аспекта соборности saying: [...] Оригинал взят у в Два аспекта соборности. [...]
fi1618
4 фев, 2012 08:18 (UTC)
Не ясно
"Уже блаж. Августин признаёт за кαφολικην только универсальность распространения во все концы Вселенной"
Все возникает вопрос. Лично у меня ощущение, что речь идет об универсальности обряда. Что есть универсальность распространения во все концы мне не ясно? Идет ли речь о распространении только Римского обряда или об универсальности распространения христианство любой деноминации?
adelgeim
4 фев, 2012 08:49 (UTC)
Re: Не ясно
Речь идёт не об обряде, а о понятии "кафолическая", внесённом изначально в Символ Веры, как определение Церкви. Во времена бл.Августина церковь не делилась на деноминации. "Во всех концах" - имелось в виду- где существовали христианские общины.
( 26 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner