?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Закхей

Мы собираемся в храме, молимся и надеемся встретиться со Христом. Такой встречи со Христом искал мытарь Закхей, о котором сегодня рассказывает Евангелие. Слухи о Христе уже разошлись по всей Иудее. Жители Иерихона слышали об удивительном учении и чудесах Иисуса. Они слышали, что Христос призывает к покаянию, ибо приблизилось Царство Божие.
Закхей занимал солидное положение в Иерихоне. Он был начальником мытарей, собиравших с населения подати. Закхей был богат, и богатство нажил неправедно. Собирая подати, мытари брали с людей лишнее, обижали и притеснял народ поборами. За это народ презирал мытарей.
Имя «Закхей» означает «праведность», словно в насмешку над человеком, вся жизнь которого посвящена стяжательству. Кто посвящает жизнь наживе, перестаёт видеть чужую нужду и беду; забывает, что другие люди, как и он сам, нуждаются и в хлебе, и в одежде, и внимании. В нём оскудевает сострадание чужому горю. Какая может быть праведность, когда душа очерствела и окаменела в не чувствии? Христос упоминает в Евангелии образ окаменевшего грехом человеческого сердца. Щупальцы греха опутывают и связывают душу невидимыми узами. Как избавиться от духовной пустоты, похоти и одержимости?
Когда Закхей услышал, что в город пришёл Христос, проповедуя покаяние и наступление Царства Божия, он заволновался: «Вдруг Царство Божие наступит, а меня не пустят в него. Я всегда любил Бога, а жил неправедно». Наряду с грехом, в сердце 3акхея жила любовь ко всему доброму и прекрасному.
Этот удивительный парадокс каждый знает по собственному опыту: человек любит Бога и в тоже время грешит. Ап. Павел отмечает удивительный факт: "Доброе, что хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Окаянный я человек. Кто избавит меня от этого тела смерти?" (Рим.7, 19). Все мы грешники. Все нуждаемся в возрождении. В сердце каждого из нас живет с одной стороны - грех, а с другой - стремление к добру и любовь к Богу. Как бездна, глубока человеческая душа. Преподобный Исаак Сирин говорит: "В душе человека есть горы и пропасти, стремнины бездонные и глубины адовы. Но в ней есть небо, и Бог, и ангелы, и святые". Как же возродиться? 3акхей желал добра, а делал зло. Так жил он во власти греха до встречи со Христом.
Непреодолимое желание увидеть Христа овладело его сердцем. Закхей захотел увидеть Христа, не взирая ни на какие препятствия. Препятствие было комичное. Закхей был маленького роста. Христос шёл по городу, и толпа народа плотным кольцом обступала его. Закхей никак не мог просочиться сквозь толпу. Тучный и низкорослый Закхей заходил то с одной, то с другой стороны, но народ заслонял от него Христа Спасителя. Тогда Закхей совершил поступок, нелепый для своего солидного положения и возраста. Что бы увидеть Христа, Закхей, словно мальчишка, залез на дерево, мимо которого продвигалась толпа.
Вот Закхей на дереве. Толпа, окружающая Христа, подходит. Закхей глядит с надеждой и тревогой на приближающегося Христа-Спасителя. В его глазах горит тревожная, боязливая совесть. Христос увидел его глаза. Такие глаза Ему нужны:
- Закхей, сойди с дерева, Мне сегодня надлежит быть в твоем доме.- Закхей растерянно слезает с дерева, спотыкаясь и волнуясь, приближается ко Христу:
- Господи! Неужели Ты войдёшь в мой дом? Ты так добр ко мне… Прости меня. Пол имения моего раздам нищим, а кого чем обидел, возмещу вчетверо. Больше я никогда никого не обижу… -
Фарисеи и книжники возмутились поступком Иисуса:
- Как дерзает Иисус входить в дом грешника. Этот дом оскверняет иудея. –
Народ по-прежнему видит в Закхее грешника. Ему не видна перемена, совершившаяся в глубокой тайне души. Народ ещё не знает, что грешник остался в прошлом. А Бог уже видит в Закхее нового человека, возрождённого покаянием:
- Ныне спасение дому сему, ибо и сей сын Авраамов. -- Христос разглядел в Закхее достоинство сына Авраамова.
В книге Бытия есть повесть о рае. Бог насадил сад, чтобы человек возделывал и хранил его. Бог Сам приходил в сад беседовать с Адамом во время вечерней прохлады дня. Встречи Адама с Богом в райском саду среди деревьев перекликаются с Евангельской повестью. Бог наполнял жизнь Адама Своим присутствием. Адам встречал Бога и беседовал с Ним среди деревьев. Нынешняя повесть тоже связана с деревом, как отзвуком сада. Закхей влезает на дерево увидеть Христа. Но Христос увидел и позвал Закхея прежде, чем Закхей узнал его.
В нашем сердце вместе живут любовь и грех. Каждый вместе с ап.Павлом может сказать: «доброе, что хочу, не делаю, а злое, что не хочу, соделываю». Где же найти то дерево, с которого увидит и позовёт нас Бог?
Подобно Адаму, растившему сад, нам следует возделывать сад своей души. В саду растёт много деревьев. В нашей душе должно вырасти то дерево, с которого можно увидеть Бога. Христос говорит, что из крошечного семени вырастает огромное дерево, и на нём птицы небесные вьют себе гнёзда. Из семени вырастает в нашем сердце дерево совести, дерево веры и древо любви. Дерево вырастает в нашей душе из семечка. Семя совести может вырасти в дерево, с которого виден Бог.
Дерево вырастает из семечка веры и становится могучей силой, «горы переставляющей», которой не хватило апостолам для изгнания нечистого духа из отрока. С этого дерева тоже возможно увидеть Бога.
Дерево может вырасти из семечка любви, которую Бог заронил человека, создав его по образу Своему. Если возрастим эти деревья, в человеческой душе расцветёт целый сад. С каждого из этих деревьев может человек увидеть Бога. Поднявшись на дерево, человек сам окажется увиденным Богом.
Вера, совесть, любовь – это вершины, с которых мы видим Бога и Он видит нас. Наша духовная задача вырастить сад своей души, чтобы он стал раем, - местом, где состоится наша встреча с Богом. Если будем возделывать сад, как Бог повелел Адаму, Христос увидит и призовёт нас, ибо "Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее".

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
pedash
6 фев, 2012 06:32 (UTC)
Аминь!
(Удалённый комментарий)
adelgeim
6 фев, 2012 12:47 (UTC)
Re: Дерево - как символ?
В моём тексте образ дарева напоминал о саде, в котором Бог беседовал с Адамом. Формальный приём показался мне оправданным в проповеди. Принимаю Ваш образ могучего ствола христианства, растущего из ветхозаветных корней и разветвившегося на пути своего роста на множество ветвей и веточек. Отдельные ветви могут обломиться или засохнуть, но дерево попрежнему несёт жизнь, истину и веру в своём стремлении к вершине.
(Удалённый комментарий)
kaljaev
6 фев, 2012 13:53 (UTC)
спасибо, хорошее слово

я вот думаю, Закхею, который наверняка был жутко нелюбим народом (предатель, обдирающий своих евреев ради завоевателей-римлян, еще и вымогатель) было очень неприятно показаться смешным.

то есть он не просто где-то на задворках души верил, но совершил "дело веры", открыто поступком ее засвидетельствовал.
pingback_bot
6 фев, 2012 17:12 (UTC)
Закхей
User ansm2000 referenced to your post from Закхей saying: [...] Оригинал взят у в Закхей [...]
vikyakov
6 фев, 2012 22:56 (UTC)
Да, Закхея "поволокло".Как волокет нас ко Христу, обдирающих колени и не могущих без Него. Ему нужны такие глаза. Вот это "Ему нужны" сбивает с ног и меняет жизнь. Пока мы "Ему нужны", ничто не потеряно.
pes_zar
22 мар, 2012 09:24 (UTC)
Только сейчас прочитал. А пост Ваш был от 5 февраля, на мой день рождения, ну, прямо как запоздалий подарок! )) Спасибо! Дай Бог Вам здоровья!
arassvetov
4 апр, 2012 00:56 (UTC)
ЗАКХЕЙ
Боговоплощение - всегда остающееся немыслимым включение Беспредельного в определенные пределы. Все так - как будто бы Платоновская "пещера" стала заботливо прибираемым домом, где расставляют букеты цветов - от них "пещера" начинает полниться переменчивым, играющим светом.
Взобравшись на дерево, Закхей оказывается "выше" Богочеловека. Это голову кружащее обещание - развенчание всего иерархического словаря, всей топики дурного господства. Будто паук выпал из своей сети,а паутина в наших руках стала серебряным кружевом, каким мы укрываем рождественскую ёлку - чтоб не мёрзла.
Кто из нас не взобрался б на дерево, если б так удалось увидеть Христа, идущего невдалеке? Но и лишь так, раздвигая ветви, человек догадывается: "Из этого дерева и будет сложен мой крест"

Edited at 2012-04-04 07:10 (UTC)
maria_writer
3 май, 2012 19:50 (UTC)
Христос Воскресе !
Спаси Вас Господи, батюшка, за замечательные проповеди.
И помоги Вам Бог... Читала Ваши записи о портивостоянии с церковными властями.
Помоги Вам Бог.
( 10 комментариев — Оставить комментарий )