?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Церковная дисциплина

«Единство Тела Христова – это среда, где истина может проявляться во всей полноте, без всякого смешения с тем, что ей чуждо, что неистинно». /В. Лосский. «О третьем свойстве Церкви». ЖМП №8 1968 г. стр.76/. Единство Церкви обеспечивает её целостность. Бог поставил епископов как ангелов-хранителей церковной целостности. Охраняя церковное единство, иерархия относится с недоверием к переменам. Они нередко несут опасность расколов и ересей. Усматривая в них потенциальный источник опасности для церковного единства, иерархия становится консервативным началом Церкви. Спокойней дышится, когда церковная жизнь паствы вписывается в рамки, установленные на вечные времена.
Единство Церкви не достигается за счёт соборности. Эти два принципа нельзя противопоставлять. Они сочетаются. Ограничение соборности несёт не меньшие опасности: не всякое единство бывает церковным. «Дерево доброе приносит и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые» /Мф.7, 17/. Когда единство вырастает из соборности, оно плодоносит любовь, истину и свободу. Когда его корнем оказывается авторитарная власть, она плодоносит порабощение: дисциплину, обоснованную насилием. Оторванное от соборного корня, единство становится формальным, и плоды его могут быть горькими. «Где Дух Господень, там свобода»/2Кор.3, 17/. Допуская в Церкви свободу суждений, апостол Павел пишет: «надлежит быть и разномыслиям между вами»/1Кор.11,18/. Страх перед свободой слова, мысли и творчества опасен. Культ формы и буквы гасит дух и убивает любовь./2Кор.3,6/. Первым признаком утраты соборности является безмолвие клира и мирян. Они потеряли возможность свидетельствовать (Вы-свидетели Мои, говорит Христос апостолам, утверждаяличное начало в Церкви) и влиять на церковную жизнь. Их голос в РПЦ не слышен.
Формальное единство выражает воинская дисциплина, криминальные структуры, пенитенциарные учреждения. Пределом формального единства будет Ад. Преисподняя обезличит и растлит образ Божий, унифицируя личности в прокрустовом ложе стандарта. Ад – это дисциплина, возведённая в абсолют, где навсегда умолкает голос совести, превращаясь в огонь неугасимый; замирает голос разума, оборачиваясь червём неусыпающим, подавлены чувства и желания, порабощённые самодержавной волей единого владыки- сатаны. «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму кромешную: там будет плач и скрежет зубов» /Мф. 22, 13/.
«Если в понятии соборности подчёркивают единство, соборность Церкви становится функцией её единства, универсальной доктриной, всепоглощающим внешним предписанием, вместо того, чтобы быть очевидным для всех преданием, всеми, всегда и везде утверждаемым в бесконечном богатстве живого свидетельства»/В.Лосский, там же/. Единство, оторванное от собор-ного корня не имеет ценности в Церкви. Без соборности возможно единство, невозможна Церковь.
«Соборность есть связующее начало, соединяющее Церковь с Богом, Который открывает ей Себя, как Троица, и сообщает ей свойственный божественному единоразличию модус существования, порядок жизни «по образу Троицы». Вот почему всякое догматическое заблуждение о Троице неизбежно отражается на понятии соборности Церкви и проявляется в глубоком из-менении церковного организма. И, наоборот, если какое –либо лицо, группа или целая поместная Церковь изменяет на своих исторических путях совершенному согласию между единством и различием, то такой отход от истинной соборности является верным признаком помрачения знания о Пресвятой Троице»/В.Лосский. «О третьем свойстве Церкви». ЖМП № 8 стр. 77/.
Церковная дисциплина не должна разрушать соборность. Подмена соборного единства армейской дисциплиной, основанной на приказах, самовластии и порабощении разрушительна для Церкви, как и неподчинение власти, раскол и самочиние. Церковная дисциплина имеет границей совесть клирика:«Церковная дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действительным отражением иерархической совести Соборной Церкви; заменить же собой эту совесть дисциплина никогда не может. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указаний этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви и неискренним, как индивидуальная иерархическая совесть непременно станет на стороне соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним единением во что бы то ни стало. Тогда расшатанность церковной дисциплины становится неизбежной, как следствие греха. Выход же из греха может быть только один–покаяние и его достойные плоды.» /Письмо митр. Кирилла Смирнова митр. Сергию Старогородскому. Л.Регельсон, «Трагедия Русской Церкви». YMCA-PRESS 1977г. С.168/.
Так думал епископ, которого святой патриарх Тихон назначил своим преемником по поручению Священного Собора 1918 г. Святой Митр. Кирилл жил в эпоху жестоких гонений, принял мученический венец за верность Церкви Христовой и прославлен ею в сонме святых. Иерархическая власть не должна вырождаться в насилие над совестью братьев во Христе и подавлять личное начало в Церкви. Единство выражает общую веру, общение в молитве и Таинствах, в Литургии (общее дело), отвечая принципу "где двое или трое соберутся во имя Моё". Соборность охраняет личное нало в Церкви, то пламя, которое разделилось на языки и каждый язык почил на одном из апостолов. В таинстве Крещения мы приобщаемся единству Церкви. Но не отвергаем сошествие Святаго Духа, подающему личный дар благодати каждому христианину. Вне личных даров не может быть жизни в Церкви, ибо Богу угодно было всегда подавать Откровение через конкретную личность. Так Церковь получила все книги Священного Писания. Каждая дана через конкретную личность Духом Святым. В этом основа соборного начала Церкви.

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
pretre_philippe
11 сент, 2009 08:58 (UTC)
Отлично написано!
У меня тоже была заметка на подобную тему:

http://www.rusk.ru/st.php?idar=25156
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner