?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Быть нищим означает быть «ни с чем», не иметь ничего. Это не те «нищие духом», которым Христос обещает Царство Небесное за надежду на Промысел Божий. Они обнищали собственным духом, чтобы жить в духе Святом.
Христос называет здесь «нищими» касту отверженных, не имеющих дома, имущества и близких по разным причинам: по несчастью или лени; часто, в силу зависимости от своих и чужих пороков. Они одиноки и бесприютны, живут как птицы небесные: не сеют, не жнут, в надежде что Бог и добрые люди напитают их. Некоторые полагаются на свою ловкость и тянут, что плохо лежит. Общество не может избавиться от этой касты, как невозможно отцепить последний вагон. Христос говорит: «Нищих всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете» (Мф.26,11).
В ста метрах от храма Святых Жен Мироносиц в г. Пскове возвышается колокольня. Под ней просторная подворотня. Здесь зимой и летом живут нищие: грязные, заросшие, нетрезвые. Запах тяжёлый, даже в насквозь продуваемой подворотне. Состав нищих обновляется, но подворотня никогда не пустует. У них разная вера, мораль, судьба; только участь общая: ни надежд, ни перспектив впереди.
Зимой ночуют в склепе. Рано утром вылезают, поёживаясь от холода, согреваются выпивкой, приходят погреться в храм. Пока не мешают, их не гонят и терпят запах. Цыганка Вера, невысокая, худая, но крепкая женщина лет пятидесяти, почти совсем глухая. Иногда заходит в храм пьяная, говорит сама с собой, поёт, иногда буянит. Двое мужиков возьмут с двух сторон под руки, выведут, отпустят. Изредка вызовут полицейских. Они тоже выводят за ворота и отпускают. Ничего не изменишь: «нищих всегда имеете с собой».
Бывает, Вера крестится, подходит к помазанию, целует икону, просит благословить. В среде нищих другой образ жизни, мысли и потребностей. Не только милостыня, но сам храм притягивает сердце. Нищие тянутся к храму, бессознательно чувствуя его значимость и медленно меняются.
Один из нищих, Димитрий, был поэтом. Вёл себя кротко: пил, писал хорошие стихи о Христе и Деве Марии, о любви и целомудрии, выдерживая стихотворный размер и рифму. Димитрий не был графоманом. В его стихах чувствуется поэзия. Димитрий много раз обещал переписать и принести стихи. У меня было желание издать их небольшим тиражом. Внезапно он умер, как и жил в подворотне, и рукописи пропали. Жаль.
Иногда нищие доставляют существенные хлопоты и неприятности храму. Некоторые воруют, и не знаешь, как объяснить прихожанам, чтобы следили за своими сумками. С одной стороны, нехорошо публично указывать вора. С другой стороны, жалко прихожан – большинство живёт на пенсию. Вором был нищий Х, высокий, худой, с бледным лицом и хищными глазами. Однажды у военного доктора он унёс куртку с документами и деньгами, пока тот молился в храме.
Однажды Х мне насолил. После богослужения, я вышел. Краем глаза видел, что вор остался в храме один, но не придал этому значения. Вернулся в храм через пять минут. Х уже не было, а с Престола исчез мой наперсный крест. Это был небольшой серебряный с позолотой крест, которым я дорожил.
В 1994 году из Детройта впервые приехала дочка с внуками. Они вошли в храм, когда я заканчивал Литургию. Трёхлетний Паша направился прямо ко мне. В руках у него был тот самый крест. Он привёз его из Америки. Этот крест был дорогой памятью. Было обидно мириться с пропажей, но что поделаешь!
Одна из нищих, Тамара, несколько странная, немолодая женщина, привязалась ко мне. Она часто приходит в храм, часто причащается. После службы дожидается меня и провожает до ворот. У неё всегда множество наивных вопросов. Тамара приносит мне подаяние, даёт 10 рублей. Несколько раз приносила банан или яблоко. Спрашиваю:
- где же ты берёшь фрукты? Их покупать надо...
- нет, они мне даром достаются. Около базы есть свалка, и туда выбрасывают фрукты. Я отыскиваю хорошие
фрукты, без гнили. Кушайте на здоровье.
Инородным для этой компании выглядит благообразный дедушка с чёрной бородой. Чистоплотный, не пьёт, не курит и не матерится. В храм не входит, не причащается. Ведёт себя степенно, пользуется уважением остальных. Одежду берёт и носит аккуратно.
Храм помогает нищим обувью и одеждой. Уже 20 лет народ приносит в храм ненужную одежду. Отслужила срок или вышла из моды, морально устарела - несут в храм. Моя жена собирает эти вещи, приводит в порядок, сортирует мужскую, женскую и детскую одежду, пакует в картонные коробки. Приезжают машины из психо-неврологического интерната, из дома инвалидов, даже из райцентра и освобождают нашу веранду. Потом она снова заполняется. Игрушки и одежду отвозим в детский фонд. Из этого second hend одеваем и обуваем подворотню. Они радуются нарядным курткам, джинсам и свитерам. Приятно видеть их нарядными и довольными. Как мало нужно для счастья! Но проходит день, другой, и они снова стоят извалявшиеся в грязи, раздетые, босиком.
- а где же твоя куртка и ботинки? – Смотрит молча и вздыхает.
Понятно без слов: пропил. Вера снова подбирает одёжку.
Живут они мирно, изредка поругаются, а то и подерутся, но ссоры гаснут быстро, и опять все вместе дружно тянут руки за подаянием. Их настроения напоминают погоду. То солнышко выглянет, то тучка найдёт, то ветерком подует.
Нищие создают проблемы для храма. С человеком всегда проблемы. Нам бы хотелось видеть его послушным и смиренным, а он упрямится и хулиганит. Что делать?
Можно прогнать его, задействовать полицию и другие силовые структуры или терпеливо сосуществовать, не насилуя совесть и не отказывая во внимании и заботе. С доверия, терпимости и уважения к человеку начинается любовь. Она приводит к взаимопониманию и диалогу. Человек способен сознавать свои ошибки, способен к покаянию, если мы добры к нему. Вместо скандала с пусями тоже можно было поискать взаимопонимания. Это позиции взрослого человека и зрелого христианина. Конечно, приходится терпеть ущерб и идти на сознательные жертвы. Таким был путь Христа навстречу человеку. Разговоры о защите святынь ценой человеческой жизни на практике ведут к крестовым походам, к судам и кострам инквизиции. Увы!

Comments

( 85 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
korotin
8 апр, 2012 15:50 (UTC)
С Праздником, отче!
_zhirafa
8 апр, 2012 15:54 (UTC)
Спасибо Вам!
Самая светлая проповедь в дни Поста.
karman2011
8 апр, 2012 16:37 (UTC)
Спасибо.
svet_rom
8 апр, 2012 16:58 (UTC)
С Праздником, отец Павел! Жду с нетерпением ваших слов. Светлые они.
ogla_ogla
8 апр, 2012 16:59 (UTC)
любить человека очень тяжело. особенно того, кто по общему мнению, этой любви не заслуживает. но как правило, именно тот, кто её не заслуживает, больше всех в ней и нуждается.
на протяжении всей истории христианства у многих священников был один страшный грех - они не любят людей. а всеволод чаплин совсем умом тронулся. про каких-то "воинствующих верующих" вещает. вот только воинствующих верующих нам сейчас и не хватает до кучи.

с праздником Вас, батюшка.
xpe6a
8 апр, 2012 17:05 (UTC)
"Понятно без слов: пропил. Вера снова подбирает одёжку."
Отче, а не получается, что это потакание пороку?
adelgeim
8 апр, 2012 20:34 (UTC)
не получается потакание пороку?
Хотите воспитывать? Милости просим в нашу подворотню. Нищие-взрослые люди. Они выбрали такой образ жизни. Есть больница, где лечат. Есть хоспис, где только облегчают страдания, как могут. Из хосписа едут не домой, а на кладбище. Но последние дни жизни помогают провести без мучений. Мы не призываем и не требуем. Просто помогаем, чем можем.
tarabukashkin
8 апр, 2012 17:12 (UTC)
Спасибо Вам, отец Павел!
andreistp
8 апр, 2012 17:17 (UTC)
С праздником
yegor_nachinkin
8 апр, 2012 17:31 (UTC)
Прекрасно! Спасибо.
pierre_le_petit
8 апр, 2012 17:58 (UTC)
Спасибо за это Ваше отношение к нищим.

Пока что позицию взрослого человека и христианина наблюдаю в том, как держатся пуси. Например, в письмах Нади. Их противники ведут себя как сопливые дети и нехристи.
adelgeim
8 апр, 2012 21:00 (UTC)
как держатся пуси
Сегодня посмотрел обсуждение в НТВешниках. 47% ожидают нравственного воспитания от государства средствами УК РФ. 35% ожидают этического влияния от семьи и школы. 11% надеются на нравственное влияние РПЦ. Никто не сказал, чем вызван протест пусей: сращиванием власти с РПЦ, которое означает симбиоз этики с уголовным кодексом. Некоторые из участников искренне считают, что мораль можно насадить насилием и страхом. Безнравственными средствами предлагают насаждать мораль. Это принцип инквизиции. Чаплин утверждает, что прощение без покаяния не может быть. Чаплин не замечает различия: Христос призывает к покаянию, а не требует покаяния. Чаплин заявляет:"Бог осудит, Бог не простит", а Христос говорит: "Сын Человеческий пришёл не судить мир, но спасти мир".
0_volna
8 апр, 2012 18:25 (UTC)
С праздником! Спасибо за проповедь.
mamacholya
8 апр, 2012 18:40 (UTC)
спасибо, действительно, очень светлая проповедь
kadis
8 апр, 2012 18:46 (UTC)
Интересно, хоть один из таких вот нищих не мечтает напиться, и больше не проснуться?
adelgeim
8 апр, 2012 21:05 (UTC)
мечтает напиться и не проснуться.
Мечтают многие, но шага не сделают, ибо хотят жить.
marinat55
8 апр, 2012 18:56 (UTC)
С праздником, отец Павел! Спасибо! Я рада , что нашла Вас! Очень давно Вы крестили мою дочь в Ленинграде. Теперь я живу в Америке , дочь в Москве . Мы всегда помним о Вас и благодарны Богу за нашу встречу.
livejournal
8 апр, 2012 19:32 (UTC)
No title
User tomirina referenced to your post from No title saying: [...] «Нищих всегда имеете с собой» (Мф.26,11). [...]
livejournal
8 апр, 2012 19:33 (UTC)
приходится терпеть ущерб и идти на сознательные жертв
User mikha_el referenced to your post from приходится терпеть ущерб и идти на сознательные жертвы saying: [...] Оригинал взят у в «Нищих всегда имеете с собой» (Мф.26,11). [...]
mamashakurazh
8 апр, 2012 20:39 (UTC)
С Праздником! )

Спаси Господи за мудрое, христианское слово.

И раньше задумывалась, почему в заключение к усям никто не пришел. Или пришел? Тогда совсем беда - не нашлось такого, кто заставил бы их задуматься, сожалеть...
adelgeim
8 апр, 2012 21:09 (UTC)
в заключение к пусям никто не пришел.
Никто не пришёл, как сказал Чаплин. Священноначалие ждёт, когда пуси покаются и пошлют в Патриархию запрос на духовника.
arassvetov
9 апр, 2012 05:17 (UTC)
Так кем же являются Pussy - "нищими в духе" или же "просто нищими"? По-видимому, ни то, ни другое не пристает к этой социльной фактуре, как не пристает листок к хорощо обдуваемой поверхности. Мы имеем здесь феномен, раскрывющий свои потенции в стороне от всякой укорененности. Речь идет о создании универсальной сцены, где любые смысловые фигуры значимы ровно в той мере, в какой они отображены в mass-media. Это искрение внутри холодного луча, которому мы едва ли сможем подобрать какое-либо имя.
Несомненно, был и личный мотив, опять-таки весьма трудно определимый в своих смысловых границах, хотя и хорощо знакомый каждому из ныне живущих. Это "болезнь к" какому-то бесприютному существованию, которое овладевает всеми, исподволь учреждает свои "институты" в психическом составе человека, а в своем торжестве - "подвинет" сердце, совершив "кардиологическую революцию". Ближайшим образом эта болезнь может названа так - отвращение.
Ясно, что все, "грозящие карами" Pussy, во-первых, ничего не добьются, а во вторых - почти трогательны со своими "палками" перед лицом соперника, вооруженного "вошедшей в свою меру" Иронией, с легкостью опрокидывющей все защитные сооружения, одним махом размывющей все запруды у деревенских водоемов.

Edited at 2012-04-09 05:18 (UTC)
adelgeim
9 апр, 2012 07:12 (UTC)
Феномен.
Замечательный комментарий. Против иронии бессильны палки и наручники.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
livejournal
9 апр, 2012 05:21 (UTC)
"Сын Человеческий пришёл не судить мир, но спасти мир"
User ansm2000 referenced to your post from "Сын Человеческий пришёл не судить мир, но спасти мир" saying: [...] ит: "Сын Человеческий пришёл не судить мир, но спасти мир" (священник Павел Адельгейм [...]
(Удалённый комментарий)
tatpiaf
9 апр, 2012 05:45 (UTC)
".., Меня же не всегда имеете» (Мф.26,11).
Если и можно поздравить с началом Страстной седмицы, то это - таким словом. Благодарю. Прошу - молитв. Татьяна
adelgeim
9 апр, 2012 20:18 (UTC)
Re: ".., Меня же не всегда имеете» (Мф.26,11).
Дай Вам Бог всегда иметь Его своим Спасителем.
livejournal
9 апр, 2012 05:51 (UTC)
«Нищих всегда имеете с собой» (Мф.26,11).
User tatpiaf referenced to your post from «Нищих всегда имеете с собой» (Мф.26,11). saying: [...] Благодарю. Прошу - молитв. Татьяна" Оригинал взят у в «Нищих всегда имеете с собой» (Мф.26,11). [...]
livejournal
9 апр, 2012 05:57 (UTC)
«Нищих всегда имеете с собой» (Мф.26,11).
User mixmaxov referenced to your post from «Нищих всегда имеете с собой» (Мф.26,11). saying: [...] Оригинал взят у в «Нищих всегда имеете с собой» (Мф.26,11). [...]
ioannbelskiy
9 апр, 2012 06:46 (UTC)
Гордыня считается одним из самых тяжких грехов во всех
Здравствуйте о. Павел. Те, кто идёт нищенствовать ради того что-бы убить в себе гордыню, наверное, канули в прошлое или их не так уж много. Сегодня нищенство прибыльный бизнес. Но в "вашей" подворотне, похоже, нет ни тех ни других. Таких нищих как у Вас, достаточно по всей России и мне их тоже по человечески жаль. Но коль Вы увязали этот пост с "пуси", я хотел бы тоже остановиться на них. Я согласен с Вами, нам всем не хватает взаимопонимания. Внимательно слежу за отражением в СМИаспектов данного преступления и это не опечатка, дело это "мутное" (извиняюсь за сленг). Государство инкриминирует ст.213 УК РФ, церковную иерархию распирает от гордыни, и у Вас тоже прослеживается определённый интерес. Говорят и пишут много и взахлёб, Одни говорят сажать и надолго, другие-простить и опустить, третьи вообще оправдывают. Мнений много, все не перечислить. Решил тоже изложить своё видение. И опять согласен с Вами в том, что это может быть Божий промысел, даже если данный факт "происки Запада". Давайте посмотрим на это дело с другой стороны. Допустим дурёх этих отпустят, кто-нибудь даст гарантии безопасности этим девицам. А если найдутся два-три "молодца" (назвать религиозными фанатиками язык не поворачивается), подкараулят где-нибудь в тёмном переулке покалечат или вообще прибьют, а ведь у них детки малые. Что тогда начнётся, кто может предсказать дальнейший ход событий? Опять Церковь виновата? Отсюда вытекают деяния предусмотренные ст. 282 п.2 в)
1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Т. е. было до 7 лет, а стало до 5 лет.
Ст. 213. Хулиганство никакой политической подоплёки не имеет (простите меня великодушно за камень в Ваш огород), а равно не имеет отношения и к действиям данных девиц. Согласитесь, если они получат срок, им несладко придется на зоне и как бывший "сиделец" Вы об этом знаете. Небезопасно будет им и на свободе. И думается мне, что если у них не хватило мозгов просчитать вероятные последствия своих деяний, то у них не хватило бы мозгов совершить эти деяния. На мой взгляд ажиотаж создается для того, чтобы увести дело сторону, затереть и замазать вопрос о заказчиках. А пока каждый на этом деле зарабатывает политические очки.
adelgeim
9 апр, 2012 10:08 (UTC)
Re: Гордыня считается одним из самых тяжких грехов во вс
На политическую подоплёку хулиганства указывает сама статья, в которую законодатель ввёл такой мотив. К акции пусей отношения не имеет, но узникми совести уже сделал. Общественная реакция на событие показывает, что оно попало в болевую точку общества. Нравственные принципы потерялись в обществе и РПЦ. Особенно показательно, что средством для восстановления морали предлагаются насилие и страх-безнравственность. Понимание акции, мне кажется, выразил в комменте arassvetov.
genadyj
9 апр, 2012 06:59 (UTC)
Пуси
То, как развивается дискуссия на тему происшествия в ХХС, окончательно убеждает меня в правоте выводов Игнатия Брянчанинова, который еще в середине 19-го века написал, что русскому народу суждено стать орудием в руках антихриста. Не где-нибудь, а именно в так называемом третьем Риме воссядет он на престол и примет почести от церковных властей и почтут его как мессию и получив полноту власти наведет он свой порядок. Одно радует, что будет это всего три с половиной года. Но предшествовать этому будет множество войн, мора и глада о длительности которых можно только догадываться. Я не пророк и не пессимист и готов отказаться от своих выводов при ознакомлении с убедительными аргументами, но то как стремительно мчится прогресс в последнее десятилетие и темп этот все нарастает, думаю, что мы как раз сейчас и входим в фазу тех войн, которые будут предшествовать воцарению антихриста. Чувствуется предсказанное оскудение любви. Ну разве можно себе раньше было представить, чтобы у гроба Господня в Иерусалиме произошла массовая драка монашествующих христиан. Представители монашествующего духовенства - армянской и греческой церквей неистово молотили друг друга кулаками перед телекамерами и паломниками - на ютубе есть видео. В комментариях после драки у представителей каждой из сторон "убедительные" аргументы своего поведения. А ведь эти люди призваны совершать таинства и через них должна передаваться благодать на мирян. Ни тех ни других я не осуждаю, просто страшно за завтрашний день. Если у гроба Господня не сохранили душевного равновесия, то что говорить о светских политиках и дипломатах, от равновесия которых зависит начало того или иного вооруженного конфликта.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 85 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

adelgeim
священник Павел Адельгейм
Website

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner