?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Быть нищим означает быть «ни с чем», не иметь ничего. Это не те «нищие духом», которым Христос обещает Царство Небесное за надежду на Промысел Божий. Они обнищали собственным духом, чтобы жить в духе Святом.
Христос называет здесь «нищими» касту отверженных, не имеющих дома, имущества и близких по разным причинам: по несчастью или лени; часто, в силу зависимости от своих и чужих пороков. Они одиноки и бесприютны, живут как птицы небесные: не сеют, не жнут, в надежде что Бог и добрые люди напитают их. Некоторые полагаются на свою ловкость и тянут, что плохо лежит. Общество не может избавиться от этой касты, как невозможно отцепить последний вагон. Христос говорит: «Нищих всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете» (Мф.26,11).
В ста метрах от храма Святых Жен Мироносиц в г. Пскове возвышается колокольня. Под ней просторная подворотня. Здесь зимой и летом живут нищие: грязные, заросшие, нетрезвые. Запах тяжёлый, даже в насквозь продуваемой подворотне. Состав нищих обновляется, но подворотня никогда не пустует. У них разная вера, мораль, судьба; только участь общая: ни надежд, ни перспектив впереди.
Зимой ночуют в склепе. Рано утром вылезают, поёживаясь от холода, согреваются выпивкой, приходят погреться в храм. Пока не мешают, их не гонят и терпят запах. Цыганка Вера, невысокая, худая, но крепкая женщина лет пятидесяти, почти совсем глухая. Иногда заходит в храм пьяная, говорит сама с собой, поёт, иногда буянит. Двое мужиков возьмут с двух сторон под руки, выведут, отпустят. Изредка вызовут полицейских. Они тоже выводят за ворота и отпускают. Ничего не изменишь: «нищих всегда имеете с собой».
Бывает, Вера крестится, подходит к помазанию, целует икону, просит благословить. В среде нищих другой образ жизни, мысли и потребностей. Не только милостыня, но сам храм притягивает сердце. Нищие тянутся к храму, бессознательно чувствуя его значимость и медленно меняются.
Один из нищих, Димитрий, был поэтом. Вёл себя кротко: пил, писал хорошие стихи о Христе и Деве Марии, о любви и целомудрии, выдерживая стихотворный размер и рифму. Димитрий не был графоманом. В его стихах чувствуется поэзия. Димитрий много раз обещал переписать и принести стихи. У меня было желание издать их небольшим тиражом. Внезапно он умер, как и жил в подворотне, и рукописи пропали. Жаль.
Иногда нищие доставляют существенные хлопоты и неприятности храму. Некоторые воруют, и не знаешь, как объяснить прихожанам, чтобы следили за своими сумками. С одной стороны, нехорошо публично указывать вора. С другой стороны, жалко прихожан – большинство живёт на пенсию. Вором был нищий Х, высокий, худой, с бледным лицом и хищными глазами. Однажды у военного доктора он унёс куртку с документами и деньгами, пока тот молился в храме.
Однажды Х мне насолил. После богослужения, я вышел. Краем глаза видел, что вор остался в храме один, но не придал этому значения. Вернулся в храм через пять минут. Х уже не было, а с Престола исчез мой наперсный крест. Это был небольшой серебряный с позолотой крест, которым я дорожил.
В 1994 году из Детройта впервые приехала дочка с внуками. Они вошли в храм, когда я заканчивал Литургию. Трёхлетний Паша направился прямо ко мне. В руках у него был тот самый крест. Он привёз его из Америки. Этот крест был дорогой памятью. Было обидно мириться с пропажей, но что поделаешь!
Одна из нищих, Тамара, несколько странная, немолодая женщина, привязалась ко мне. Она часто приходит в храм, часто причащается. После службы дожидается меня и провожает до ворот. У неё всегда множество наивных вопросов. Тамара приносит мне подаяние, даёт 10 рублей. Несколько раз приносила банан или яблоко. Спрашиваю:
- где же ты берёшь фрукты? Их покупать надо...
- нет, они мне даром достаются. Около базы есть свалка, и туда выбрасывают фрукты. Я отыскиваю хорошие
фрукты, без гнили. Кушайте на здоровье.
Инородным для этой компании выглядит благообразный дедушка с чёрной бородой. Чистоплотный, не пьёт, не курит и не матерится. В храм не входит, не причащается. Ведёт себя степенно, пользуется уважением остальных. Одежду берёт и носит аккуратно.
Храм помогает нищим обувью и одеждой. Уже 20 лет народ приносит в храм ненужную одежду. Отслужила срок или вышла из моды, морально устарела - несут в храм. Моя жена собирает эти вещи, приводит в порядок, сортирует мужскую, женскую и детскую одежду, пакует в картонные коробки. Приезжают машины из психо-неврологического интерната, из дома инвалидов, даже из райцентра и освобождают нашу веранду. Потом она снова заполняется. Игрушки и одежду отвозим в детский фонд. Из этого second hend одеваем и обуваем подворотню. Они радуются нарядным курткам, джинсам и свитерам. Приятно видеть их нарядными и довольными. Как мало нужно для счастья! Но проходит день, другой, и они снова стоят извалявшиеся в грязи, раздетые, босиком.
- а где же твоя куртка и ботинки? – Смотрит молча и вздыхает.
Понятно без слов: пропил. Вера снова подбирает одёжку.
Живут они мирно, изредка поругаются, а то и подерутся, но ссоры гаснут быстро, и опять все вместе дружно тянут руки за подаянием. Их настроения напоминают погоду. То солнышко выглянет, то тучка найдёт, то ветерком подует.
Нищие создают проблемы для храма. С человеком всегда проблемы. Нам бы хотелось видеть его послушным и смиренным, а он упрямится и хулиганит. Что делать?
Можно прогнать его, задействовать полицию и другие силовые структуры или терпеливо сосуществовать, не насилуя совесть и не отказывая во внимании и заботе. С доверия, терпимости и уважения к человеку начинается любовь. Она приводит к взаимопониманию и диалогу. Человек способен сознавать свои ошибки, способен к покаянию, если мы добры к нему. Вместо скандала с пусями тоже можно было поискать взаимопонимания. Это позиции взрослого человека и зрелого христианина. Конечно, приходится терпеть ущерб и идти на сознательные жертвы. Таким был путь Христа навстречу человеку. Разговоры о защите святынь ценой человеческой жизни на практике ведут к крестовым походам, к судам и кострам инквизиции. Увы!

Comments

( 85 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
korotin
8 апр, 2012 15:50 (UTC)
С Праздником, отче!
_zhirafa
8 апр, 2012 15:54 (UTC)
Спасибо Вам!
Самая светлая проповедь в дни Поста.
karman2011
8 апр, 2012 16:37 (UTC)
Спасибо.
svet_rom
8 апр, 2012 16:58 (UTC)
С Праздником, отец Павел! Жду с нетерпением ваших слов. Светлые они.
ogla_ogla
8 апр, 2012 16:59 (UTC)
любить человека очень тяжело. особенно того, кто по общему мнению, этой любви не заслуживает. но как правило, именно тот, кто её не заслуживает, больше всех в ней и нуждается.
на протяжении всей истории христианства у многих священников был один страшный грех - они не любят людей. а всеволод чаплин совсем умом тронулся. про каких-то "воинствующих верующих" вещает. вот только воинствующих верующих нам сейчас и не хватает до кучи.

с праздником Вас, батюшка.
xpe6a
8 апр, 2012 17:05 (UTC)
"Понятно без слов: пропил. Вера снова подбирает одёжку."
Отче, а не получается, что это потакание пороку?
adelgeim
8 апр, 2012 20:34 (UTC)
не получается потакание пороку?
Хотите воспитывать? Милости просим в нашу подворотню. Нищие-взрослые люди. Они выбрали такой образ жизни. Есть больница, где лечат. Есть хоспис, где только облегчают страдания, как могут. Из хосписа едут не домой, а на кладбище. Но последние дни жизни помогают провести без мучений. Мы не призываем и не требуем. Просто помогаем, чем можем.
tarabukashkin
8 апр, 2012 17:12 (UTC)
Спасибо Вам, отец Павел!
andreistp
8 апр, 2012 17:17 (UTC)
С праздником
yegor_nachinkin
8 апр, 2012 17:31 (UTC)
Прекрасно! Спасибо.
pierre_le_petit
8 апр, 2012 17:58 (UTC)
Спасибо за это Ваше отношение к нищим.

Пока что позицию взрослого человека и христианина наблюдаю в том, как держатся пуси. Например, в письмах Нади. Их противники ведут себя как сопливые дети и нехристи.
adelgeim
8 апр, 2012 21:00 (UTC)
как держатся пуси
Сегодня посмотрел обсуждение в НТВешниках. 47% ожидают нравственного воспитания от государства средствами УК РФ. 35% ожидают этического влияния от семьи и школы. 11% надеются на нравственное влияние РПЦ. Никто не сказал, чем вызван протест пусей: сращиванием власти с РПЦ, которое означает симбиоз этики с уголовным кодексом. Некоторые из участников искренне считают, что мораль можно насадить насилием и страхом. Безнравственными средствами предлагают насаждать мораль. Это принцип инквизиции. Чаплин утверждает, что прощение без покаяния не может быть. Чаплин не замечает различия: Христос призывает к покаянию, а не требует покаяния. Чаплин заявляет:"Бог осудит, Бог не простит", а Христос говорит: "Сын Человеческий пришёл не судить мир, но спасти мир".
0_volna
8 апр, 2012 18:25 (UTC)
С праздником! Спасибо за проповедь.
mamacholya
8 апр, 2012 18:40 (UTC)
спасибо, действительно, очень светлая проповедь
kadis
8 апр, 2012 18:46 (UTC)
Интересно, хоть один из таких вот нищих не мечтает напиться, и больше не проснуться?
adelgeim
8 апр, 2012 21:05 (UTC)
мечтает напиться и не проснуться.
Мечтают многие, но шага не сделают, ибо хотят жить.
marinat55
8 апр, 2012 18:56 (UTC)
С праздником, отец Павел! Спасибо! Я рада , что нашла Вас! Очень давно Вы крестили мою дочь в Ленинграде. Теперь я живу в Америке , дочь в Москве . Мы всегда помним о Вас и благодарны Богу за нашу встречу.
livejournal
8 апр, 2012 19:32 (UTC)
No title
User tomirina referenced to your post from No title saying: [...] «Нищих всегда имеете с собой» (Мф.26,11). [...]
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 85 комментариев — Оставить комментарий )