?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вынос плащаницы.

Мы предстоим перед гробом. В нём положено истерзанное, израненное Тело, снятое с Креста. Перед нашей совестью встаёт вопрос: почему так состоялась в нашем мире судьба Проповедника любви и прощения, сочувствия и милости, пришедшего примирить нас с Богом? И второй вопрос: легла на нас ответственность за Его страдания и смерть?
Христос учил о сострадании и самоотречении и Сам исполнил это учение, принося Себя в жертву любви.
Чем вызваны смертельная ненависть и зависть приведшие Его к смерти?
Как могут любовь и забота вызывать ненависть вместо благодарности?
Христос спросил архиереев и фарисеев: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин.8,49).
Разбойник на кресте свидетельствовал о Нём: «Сей ни единого зла не сотворил» (Ин.23, 41).
Жена послала сказать Пилату: «Не делай ничего Праведнику тому» (Мф.27,19).
Пилат сказал о Нём: «невиновен я в крови Праведника сего» (Мф.27, 24).
Иуда сказал: «согрешил я, предав кровь неповинную» (Мф.27,4).
Кто же виноват в Его смерти? Почему Его распяли?
1. Очевиден конфликт Христа с архиереями, фарисеями, книжниками. Евангелист говорит: «предали Его из зависти» (Мф.27,18). Но архиереи объясняют свой поступок необходимостью и заботой о народе. Когда Христос воскресил из мёртвых Лазаря, «архиереи и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него; и придут римляне и овладеют местом нашим и народом. Один из них, некто Каиафа, будучи на тот год архиереем, сказал: лучше нам, что бы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб.
С этого дня положили убить Его» (Ин.11, 47-53). Итак, Каиафа предложил распять Христа не за вину, а из целесообразности, из политической предусмотрительности, заботы о еврейском народе. Сквозь высказанный повод просматривается зависть. Христос назвал вождей народа лицемерами. Апостол пишет: «они сохранили образ благочестия и отверглись его силы» (2Тим.3,5).
2. Иуда предал Христа, но не желал Его смерти: «увидев, что Христос осуждён, Иуда раскаялся и возвратил тридцать сребренников архиереям и старейшинам, и удавился» (Мф.27,3). Сребролюбие привело к предательству. Церковная песнь называет этот грех «окаянством иудиным».
3. Пилат «знал, что предали Его из зависти и хотел отпустить»(Ин.19, 12). Он «вышел к иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нём». Пилат предложил отпустить Его ради праздника Пасхи (Ин.18,38-39). Иудеи же кричали: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противится кесарю» (Ин.19, 12). Высокопоставленный чиновник испугался политического обвинения. Он не хотел жертвовать своей карьерой и благополучием, а может и головой: «видя, что смятение увеличивается, Пилат взял воду, умыл руки перед народом и сказал: невиновен я в крови Праведника сего». Церковная песнь говорит: «Пилат руки свои умыл, сердце же осквернил».
4. Народ требовал: «да будет распят! Правитель спросил: какое зло Он сделал? Но они ещё сильнее кричали: да будет распят!» Три дня назад они кричали: «Осанна Сыну Давидову!» Теперь требуют Его смерти. Когда Христос умер и поколебалась земля, наступила тьма, завеса церковная разодралась надвое, «весь народ, сошедшийся на позор* сей, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лк.23, 48). Народ повёл себя легкомысленно и безответственно.
5. Воины бичевали Христа и распяли, выполняя приказ. При этом они развлекались, глумясь над Ним: надели терновый венец, багряницу, трость вместо царского скипетра, кланялись и били Его. Они выполнили приказ.
Всех участников трагедии можно понять. Типичная история повторяется от Адама до наших дней. Никто не хочет взять на себя ответственность за поступок, каждый винит другого.
Наступило время вынести приговор, и Пилат «умывает руки».
Воины выполнили приказ, обезвредили бродягу, производившего беспорядки.
Толпа кричит: распни Его по послушанию архиереям. Разве можно не послушаться авторитетных вождей, поставленных Богом? Сами вожди убедили друг друга, что казнят опасного злодея: «Он- злодей, развращает народ, богохульствует, называя Себя Сыном Божиим».
Каждый имел оправдание, а все вместе распяли Христа, Который «ни единого зла не сотворил». Всех участников распятия объединяет грех. Это не общественный грех. Грех всегда бывает личным. Вина всегда личная и ответственность за неё тоже личная. Мы, отдалённые потомки, осознаём себя соучастниками злодейства не потому, что были там, а потому, что мы грешники.
В этом первый смысл Креста: суд над миром, который «весь во зле лежит» (1 Ин.5,19). Но виноват каждый в своём личном грехе.
Второй смысл: Крест- это мой выбор! Все стояли в ту ночь перед выбором: Пилат, воины, архиереи и каждый человек в толпе. Каждый выбирает сам. Каждый свободен и может поступить не как все.
«Кто хочет по Мне идти, пусть возьмёт крест свой». Взять крест означает не только терпеть тяготы жизни. Прежде всего, это означает принять ответственность. Сегодня невиновный человек тоже подвергается преследованиям.
Чиновники поступают «по закону», «маленькие люди» поступают «по послушанию», воины соблюдают дисциплину, выполняя приказ во имя порядка на благо всех. По-прежнему, пилаты умывают руки, воины исполняют долг, вожди спасают народ, а множество людей подобострастно улюлюкают или молча смотрят на торжество зла.
Евангелие призывает вспомнить перед этим гробом: у каждого есть выбор. «На суд пришёл Я в мир сей»-говорит Христос. Каждый из нас стоит перед этим гробом, как перед судом своей совести.

*Позор (слав.) - зрелище.

Comments

( 48 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
livejournal
12 апр, 2012 11:11 (UTC)
Кто виноват в смерти Иисуса Христа? Почему Его распяли?
User ansm2000 referenced to your post from Кто виноват в смерти Иисуса Христа? Почему Его распяли? saying: [...] судом своей совести. *Позор (слав.) - зрелище. Источник: Живой журнал протоиерея Павда Адельгейма [...]
(Удалённый комментарий)
igumendimitrij
12 апр, 2012 11:20 (UTC)
Аминь! Очень ясно разобраны роли и смыслы!
Дорогой, отец Павел! С Пасхой Вас Крестной и Воскресной!
Дай Бог нам всем не сбиться с прямого Пути - Пути Креста!
len63
12 апр, 2012 11:24 (UTC)
спасибо
Проникновенно.
roddyb
12 апр, 2012 11:35 (UTC)
Спасибо.
kraff_41
12 апр, 2012 11:57 (UTC)
Спасибо.
lozhkamyoda_73
12 апр, 2012 12:02 (UTC)
Любовь возникает в душе к дарующему надежду.
А вот ненависть возникает к тому,кто не оправдал эту надежду.

Мало ли в мире примеров,когда люди,мужчина и женщина,любят друг друга,дня прожить не могут без любимого(любимой)?
Огромное множество.Душа влюблённых поёт и ликует.
И вдруг всё разрушается.Начинается ругань,оскорбления,попытки переложить вину на другого.
Как и в евангельской истории,вдруг оказывается,что любовь была построена на меркантильном интересе,только если там,от пришедшего показать путь Спасения,ждали хлеба,вина,здоровья и свободы от власти иерархии и империи,а получили лишь наставление на долгий и трудный путь,то в истории более прозаической и приземлённой,любовь вдруг испарилась и сменилась ненавистью,только лишь потому,что доход не тот у любимого,или квартирка мала.
И ведь ничего плохого любящие друг другу не сделали.Наоборот,они лишь дарили друг другу прекрасные моменты,которые в жизни может и не повторятся,а не оправдали надежд,не конвертировали перспективы в материальные ценности - негодяи. Напели песен о том,как счастливо мы будем жить в раю земном,на чужих плечах туда въехав,а не вышло - рай надо строить,а не получать.
А строить никто не хочет.
Так и мучаются души,блуждая по свету,ища,кто бы всю работу за них сделал.


Edited at 2012-04-12 12:03 (UTC)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lozhkamyoda_73 - 12 апр, 2012 13:06 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - maegrom - 12 апр, 2012 13:52 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lozhkamyoda_73 - 12 апр, 2012 14:58 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lozhkamyoda_73 - 13 апр, 2012 15:28 (UTC) - Развернуть
koshkopjos
12 апр, 2012 12:42 (UTC)
«Кто хочет по Мне идти, пусть возьмёт крест свой». Взять крест означает не только терпеть тяготы жизни. Прежде всего, это означает принять ответственность. Сегодня невиновный человек тоже подвергается преследованиям.

Спасибо ))
mamacholya
12 апр, 2012 12:43 (UTC)
спасибо. заставляет задуматься.
(Удалённый комментарий)
adelgeim
13 апр, 2012 07:37 (UTC)
Re: Спасибо
И не веря ни сердцу, ни разуму,
Для надёжности спрятав глаза,
сколько раз мы молчали по-разному,
но не против, конечно, а за!
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду...
А молчальники вышли в начальники,
потому что молчание-золото.
Промолчи-попадёшь в богачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!

А теперь, когда стали мы первыми,
нас заела речей маята,
но под всеми словесными перлами
проступает пятном немота.
Пусть другие кричат от отчаянья,
от обиды, от боли, от голода!
Мы-то знаем - доходней молчание,
потому что молчание-золото!

Вот как просто попасть в богачи,
вот как просто попасть в первачи,
вот как просто попасть в палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи! Александр Галич.


(Удалённый комментарий)
foma_didim
12 апр, 2012 12:52 (UTC)
Всё, сказанное, конечно, правда. С точностью до Мистерии Распятия и Воскресения, которая должна была неотменимо совершиться. И Христос знал, что это всё сбудется, и пути назад нет. Это Божественный Акт, который опирается на человеческую волю лишь отчасти. В такой постановке вопроса вся свобода воли отдельного человека умещается в 3 сценария: а) содействовать Плану (Иуда, у которого в последний момент сдали нервы); б) противостоять Плану (Пётр, отрубивший рабу ухо в Гефсимани); в) все остальные. Не было бы Распятия - не было бы Воскресения, не было бы Церкви. Был бы оправданный римским судом бродячий проповедник, закончивший свою жизнь в безвестности и пренебрежении... Какой-нибудь Февда из Деяний, который "делал из себя кого-то великого", но потом сдулся.

Можем ли мы представить Христа, умершего своей смертью, женившегося на Магдалине, узревшего детей и внуков Своих?..
livejournal
12 апр, 2012 13:46 (UTC)
Вынос плащаницы.
User maegrom referenced to your post from Вынос плащаницы. saying: [...] Оригинал взят у в Вынос плащаницы. [...]
the_knight_33
12 апр, 2012 14:15 (UTC)
Спасибо, что Вы есть и что даете нам и Проповедь, и ее соотвествие Вашему Пути.
Если есть, чем "гордиться, то только тем, что Вы наш современник.

livejournal
12 апр, 2012 16:53 (UTC)
Быть не таким как все
User mikha_el referenced to your post from Быть не таким как все saying: [...] Оригинал взят у в Вынос плащаницы. [...]
livejournal
12 апр, 2012 17:39 (UTC)
Вынос плащаницы.
User lana_duze referenced to your post from Вынос плащаницы. saying: [...] Оригинал взят у в Вынос плащаницы. [...]
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 48 комментариев — Оставить комментарий )