?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Путешествие в Румынию

Румынская митрополия «Клуж-Напока» провела конференцию «этическая импликация мученической смерти». Проблема рассматривалась с точки зрения религии и медицины. Меня пригласили принять участие и подготовить доклад на 30 минут. Подготовил доклад об осознании мучеником смысла своего служения и небольшое сообщение о встрече и общении с исповедником, прославленным церковью в 1988 году среди новомучеников и исповедников Российских, архимандритом Севастианом Карагандинским.
Конференция проходила два дня. Докладов было очень много, докладчикам давали 10 -15 минут. На второй день конференции прибыл митрополит Андрей Клуж-Напокский. Молебен служили протодьякон с могучим голосом и священник, служивший очень мелодично. Евангелие о десяти прокаженных он не читал, а пел. Там 12 стихов. Четыре стиха укладываются в красивую музыкальную фразу, которая повторяется трижды. По - румынски я не понимаю, оставалось наслаждаться пением. Действительно, было очень красиво. Остался неясным вопрос: не теряется ли за красотой ритуала смысл чтения. Не зная языка, это трудно оценить.
Общее впечатление от румынии: человечность, красота и мир. Они присутствуют повсюду. Домашний уклад в доме, где меня поселили в Бухаресте, наполнен семейной любовью. В трёхэтажном доме живёт большая семья во главе с патриархом, врачём – онкологом. Женатые сыновья и замужние дочери, невестки и зятья вместе с ползающими и бегающими внуками общаются без напряжения. Очень много народу, но в доме тишина, мирное общение, никто не повышает голоса, все собираются на трапезу, молитву и ходят в храм. Общаться можно было на немецком языке при ограниченном знании с обеих строн. По-английски говорят все, по-немецки, многие.
Храм построен хозяином поместья и передан епархии. Небольшой, уютный храм вмещает человек 150. В воскресенье меня пригласили послужить и дали красивое греческое облачение. Утреню пели всем храмом. Чтений почти нет, сплошное пение, и поют все молящиеся. Порядок службы понял не сразу: напевы неизвестные и язык незнакомый. Ектении говорил по-славянски. Солеи нет, только алтарь с иконостасом приподняты на 20 см.
Интересно проходит исповедь. Священник и исповедник становятся на колени друг перед другом, покрываются епитрахилью и шепчутся в интимной обстановке. Один стоит в алтаре, другой у порога. Просфоры коричневого цвета. Агнец двухчастный, остальные просфоры - односоставные булочки. Ритуал выполняется благоговейно, всё сделано очень красиво и удобно. Крест носят только награждённые крестом священники. Основная масса священников не имеет наперсного креста. Облачение гораздо удобнее российского. Нет горба, риза свободно облегает плечи. Мне подарили греческое облачение. Оно мне очень нравится.
После богослужения пообедали. Мяса в доме не едят. Молоко, рыбу и больше всего растительной пищи: овощи и фрукты. После обеда поехали на автомобилях в Клуж-Напоку за 800 км через всю Румынию к границе с Венгрией. Миновали перевалы через Карпаты, покрытые деревьями разнообразных пород. Дороги широкие с прекрасным покрытием, как зеркало вьются вверх, потом вниз и снова вверх и вниз. Вдоль пути тянутся посёлки и городки. Совсем не такие, как наши мёртвые и полумертвые деревни с разрушенными домами, заколоченными окнами и двумя доживающими стариками на всю деревню, да поля, заросшие кустарником.
Дома, покрашены в нарядные цвета, земля и хозяйство ухожены, всюду дети и молодёжь, поля и виноградники, каждый клочок земли засеян.
Над каждым селением возвышается храм. Церковь в Румынии государственная, священники получают от правительства зарплату.
Может быть, эта равномерность материальной обеспеченности снимает напряжение отношений среди духовенства. В МП расслоение на богатые и бедные приходы создаёт, разумеется, много противоречий. Одни приходы непомерно богаты, другим не на что крышу починить и храм покрасить. Но друг другу храмы не помогают, а епископы заботятся только о своевременных отчислениях на епархиальные счета. До бедных приходов им нет никакого дела: пусть сами выкручиваются. Богатые настоятели тратят средства только на себя самих, а как существуют бедные храмы всем всё равно. Это рождает карьеризм и пресмыкательство перед распределителями материальных благ – архиереями: кому густо, а кому – пусто.
Выходит, только государство способно внести порядок в равномерное распределение финансов. Иерархия МП не способна к разумному распределению церковных средств и тянет одеяло на себя.
В каждом государстве и церкви, конечно, есть свои проблемы и негативные стороны. То, что бросается в глаза при поверхностном наблюдении гостя без языка, ведёт к сравнению не в нашу пользу. Хотя я никак не сторонник государственной церкви, ибо за материальную заботу придётся платить свободой, должен признаться, что от государственных церквей Румынии и Финляндии, которые мне пришлось видеть со стороны, остаётся впечатление более свободных и внутренне благоустроенных, нежели наша.
Поездка была сложной: Псков-Петербург автобусом, Петербург-Киев-Бухарест-Варшава-Петербург, самолётом с пересадками, да ещё через всю Румынию- туда и обратно. Устал, но впечатлений много, и все светлые. Слава Богу за благополучное путешествие и благодарность устроителям конференции за приглашение.

Comments

( 43 комментария — Оставить комментарий )
livejournal
21 май, 2012 08:58 (UTC)
о традициях православных церквей и свободе
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись «о традициях православных церквей и свободе» в контексте: [...] приглашению друзей-христиан. Впечатления во многом схожие. Оригинал взят у в Путешествие в Румынию [...]
67baneka
21 май, 2012 09:52 (UTC)
Re: о традициях православных церквей и свободе
молодцы что сообщаете о ссылке на матерьял
67baneka
21 май, 2012 09:51 (UTC)
интересно
и ваш анализ и ваши впечатления
но разве деньги важнее свободы? не может так быть!
adelgeim
21 май, 2012 09:53 (UTC)
Re: интересно
Кому важнее свобода, а кому и деньги, что тоже дают свободу, хотя и другого рода.
livejournal
21 май, 2012 10:27 (UTC)
Путешествие в Румынию
Пользователь lesnoy_stgeorge сослался на вашу запись «Путешествие в Румынию» в контексте: [...] Оригинал взят у в Путешествие в Румынию [...]
m_ignatieva
21 май, 2012 10:27 (UTC)
Вы знаете, именно в Трансильвании можно увидеть к чему приводит государственная поддержка религии. Когда в городах, наполовину заселенных инославными венграми, из рупоров раздаётся Божественная Литургия, это только отталкивает от православия. Даже мне, православной, было стыдно в ранний воскресный час в том же Клуже, глядя на хмурых местных жителей, укрывавшихся в кирхах и кафе. Да и с какой стати Херувимская песнь должна доходить до каких-то других ушей, кроме ушей верных? А массовое строительство церквей в качестве орудия национальной политики ... Да по-моему, ничем особенно Румыния от нас не отличается.
А так, конечно, дивная страна, с искренним и глубоким благочестием, очень зеленая и красивая...
fi1618
21 май, 2012 10:38 (UTC)
Наглость и насилие не обязательно исходят от государс
Не думаю, что насилие, когда среди инославного венгерского населения раздаются по громкоговорителям православные песнопения, есть политика румынского государства.
Далеко ходить не надо, мои знакомые которые ездили в Карамышево, рассказывали, что православные жители жалутся, что священник врубил на все Карамышево динамики с православными песнопениями на круглые сутки. Вот такое вот православное воспитание грешного населения.
adelgeim
21 май, 2012 13:13 (UTC)
Re: Наглость и насилие не обязательно исходят от госуда
В Православной традиции перед Херувимской песнью некрещёные покидали храм. Оставались только участники Тайной Вечери, которые собираются причаститься Тела и Крови Христовых. До сих пор дьякон тщетно возглашает "оглашенные (наученные, но ещё не крещёные) выходите, чтобы никто их оглашенных не оставался в храме", но никто не обращает внимание на его слова. Перед пением "Верую" дьякон снова возглашает "Двери, двери"(заприте двери, чтобы никто не входил и не выходил, пока совершается Евхаристический канон). Но его снова никто не слушает. А священник, вместо того чтобы двери запереть, открывает алтарную завесу. Исторически сохранившиеся особенности подтверждают, что Литургия всегда совершалась в тайне от посторонних глаз. Вынесение службы на общее обозрение всех желающих и не желающих нарушает православную традицию
сокровенности Тайной Вечери. Перед Причастием тоже читается молитва со словами:"Участником Твоей Тайной Вечери прими меня, Сыне Божий. Не поведаю эту тайну Твоим врагам, целуя Тебя, как Иуда. Но как разбойник, молю Тебя: помяни меня, Господи, во Царстве Твоём". Если действительно священники так поступают, то не только раздражают окрестных жителей, но и не хранят тайну Церкви.
m_ignatieva
21 май, 2012 20:04 (UTC)
Re: Наглость и насилие не обязательно исходят от госуда
Спасибо! Про завесу я не знала - думала, что "двери" означает - открывать.
(Удалённый комментарий)
victor_vlad
21 май, 2012 13:27 (UTC)
Re: Наглость и насилие не обязательно исходят от госуда
Давление на венгров, католиков и протестантов, там, безусловно, есть. Отчасти оно исходит и от власти, центральной и местной. Потому в историю с миссионерством через рупор я, увы, верю.
Шинкарь Виталий
21 май, 2012 10:52 (UTC)
От себя могу добавить, что румынская Церковь намного лучше организована, чем наша. Пожалуй, это самая активная и лучшая Церковь в православном мире. Монашество развитое и самое многочисленное 10 000 человек. Книгоиздательство очень быстро реагирует на всё - есть переводы и с русского и с греческого и своих книг много. Вот что значит отсутствие советской власти 70 лет.
jan1302
21 май, 2012 12:32 (UTC)
отсутствие сов. власти.
Простите, но советская власть в Румынии была с 1945 по 1988. Чаушеску ведь в Румынии казнили?
vlnyj_obschnnk
21 май, 2012 14:49 (UTC)
Re: отсутствие сов. власти.
Так человек о том и говорит, что не 70 лет, как на Руси, а только 43 года была богомерзкая власть а Румынии. :)
Шинкарь Виталий
21 май, 2012 22:14 (UTC)
Re: отсутствие сов. власти.
Собственно, Вам уже верно ответили - я говорил именно о долгом периоде безбожия. В Румынии, как и у меня дома в Молдавии, не прервана связь поколений так ,как в России. Молдавские современные дети видели своих верующих бабулей, знают все свои традиции, слушают свою национальную музыку. Это очень важно. Традиционность не такая уж и пустая вещь. Она связывает нас как народ, делает для нас возможным пощупать жизнь в её прошлом и связать с настоящим. Молдаване знают как праздновать крестины, свадьбы, как хоронить людей и так далее. У меня возле храма наглядный тому пример 2 школы. Одна русская, другая молдавская. Так вот молдавские дети, проходя мимо храма, от мала до велика, обязательно крестятся и идут в школу, где, практически, в каждом классе есть икона и крест. А вот русские дети редко крестятся перед храмом, потому что в большинстве своём они потомки советских родителей, которые приехали в Молдавию после 45 года, т.е. они потомки тех, кто уже не помнил традиций веры. В Румынии это еще поглубже. Даже Чаушеску не закрывал так обильно храмов и монастырей.
adelgeim
21 май, 2012 13:23 (UTC)
румынская Церковь лучше организована
У меня тоже сложилось такое впечатление. В МП церковная деятельность имитируется. В Клуж-Напоке два женских монастыря. Как мне говорили, в одном их них 70 монахинь с высшим и средним медицинским образованием заботятся об онкологических больных. Мне кажется, они взаправду заняты реальными делами.
paramand
22 май, 2012 04:11 (UTC)
А мы привыкли жить на пожертвования-индульгенции вчерашних бандитов. В России монашество практически повсеместно одна видимость, да и видимость эта уже почти не видна. Традиция прервана, а восстановить некому, да и некогда, оц, столько дел, столько дел.
belokrylaya
21 май, 2012 17:26 (UTC)
Интересно. А фотографий из поездки нет?
adelgeim
21 май, 2012 20:57 (UTC)
Не умею пользоваться фотоаппаратом. Одно фото есть. Сняли меня в одном семействе, но мне не перелать. Интернет больше 40 КБ не посылает.
belokrylaya
22 май, 2012 20:27 (UTC)
Как-то это мало.
40 кБ - может, это просто скорость передачи, а не общий объем данных?
40 кБ/с, например.
adelgeim
23 май, 2012 15:48 (UTC)
Текст больше 40 КБ не отправляется, точнее, не прикрепляется.
bars_999
21 май, 2012 21:03 (UTC)
...давно на языке крутится: у нас почти всё делается не для людей...
adelgeim
22 май, 2012 06:35 (UTC)
Не для людей...
Отсюда и возникает имитация деятельности.
bars_999
22 май, 2012 07:16 (UTC)
Re: Не для людей...
да....люди душой понимают что вот "это" не на пользу и внутренне сопротивляются, и делают порой вопреки здравому смыслу, опираясь на стадность "а что, так ведь все делают" а на самом деле - все именно не хотят этого...
fi1618
23 май, 2012 05:13 (UTC)
Re: Не для людей...
Тогда вопрос в лоб, и, это нехороший вопрос.
Если в РПЦ МП иммитация деятельности. То возникает вопрос об иммитации священнодействий? Или не допущено ли разрыва в хиротониях такой иммитацией?
adelgeim
23 май, 2012 15:50 (UTC)
Re: Не для людей...
Об этом можно высказать только личное мнение, которое ина объективность претендовать не может. По этому вопросу действительно существует разброс мнений от нуля до бесконечности.
(Удалённый комментарий)
adelgeim
22 май, 2012 06:33 (UTC)
Re: В МП церковная деятельность имитируется.
Это вопрос не ко мне. Могу только предполагать, а это рисковано в таких вопросах.
Алексей Котиков
22 май, 2012 08:02 (UTC)
Здравствуйте, о.Павел

интересная история, мне понравилось. И в первую очередь совершенно другим взглядом на нынешнюю Румынию, мне ранее не известным. Ибо все, что я знаю о современной Румынии - что это основной источник европейской проституции, и что работать с румынскими компаниями весьма рискованно, большая вероятность обмана :-(
Приятно прочитать об этой стране и нечто хорошее, спасибо!
serglebedinsk
22 май, 2012 08:04 (UTC)
А правда ли, что перед Причастием в Румынии целый месяц поста?
Шинкарь Виталий
22 май, 2012 10:15 (UTC)
Нет, не правда. Румыны причащаются очень часто.
serglebedinsk
22 май, 2012 11:45 (UTC)
Пускай часто, но сколько длится пост?
Шинкарь Виталий
22 май, 2012 20:19 (UTC)
Завтра лично спрошу про пост у румынского монаха, игумена прекрасного монастыря у нас, в Молдавии.
adelgeim
23 май, 2012 15:53 (UTC)
К сожалению, ничего не могу сказать. Мне не пришёл в голову этот вопрос, а теперь спросить некого.
livejournal
22 май, 2012 11:40 (UTC)
О путешествии отца Павла Адельгейма в Румынию
Пользователь ansm2000 сослался на вашу запись «О путешествии отца Павла Адельгейма в Румынию» в контексте: [...] и внутренне благоустроенных, нежели наша... Полностью об этом путешествии - в журнале отца Павла [...]
(Удалённый комментарий)
Шинкарь Виталий
22 май, 2012 20:21 (UTC)
Румыны целыми монастырями во главе с игуменами ездят на Святую Гору, изучают традицию и пользуются этим опытом дома. Кстати, отношения к румынскому монашеству на Горе и в Греции - самое высокое.
adelgeim
23 май, 2012 15:56 (UTC)
Монашествующие в Румынии на меня тоже произвели хорошее впечатление. Но что-то обоснованное сказать можно, когда поживёшь и пообщаешься.
livejournal
22 май, 2012 17:54 (UTC)
На пути к вечности
Пользователь ansm2000 сослался на вашу запись «На пути к вечности» в контексте: [...] то не только раздражают окрестных жителей, но и не хранят тайну Церкви. (протоиерей Павел Адельгейм [...]
hristoformega
25 май, 2012 20:15 (UTC)
Про будущее...
Интересно МП способна к преобразованиям? Или гордыня победит?
lozhkamyoda_73
11 июн, 2012 00:26 (UTC)
Конечно сейчас у нас имитация.
Церковь это горизонтально-интегрированная структура и она востребована только во времена когда у людей есть идея развития.
У румын такая идея есть.Их путь в евроинтеграцию заставляет народ держаться вместе и объединяться не через КПСС,а через Церковь,ибо вторая имеет горизонтальную структуру,где каждый видит плечо соседа,а не зад начальника (или горб подчинённого)
А у нас какая идея? Зачем людям Церковь? Кому нужен маяк если нет моря,корабля,и даже кот Дорофей сбежал от одного из капитанов.
adelgeim
11 июн, 2012 05:37 (UTC)
путь в евроинтеграцию
Вы предлагаете использовать церковь не по назначению. Это структура имеет горизонтальные связи, но не ограничена ими. Церковь имеет смысл, пока в ней живёт богочеловеческая связь, которая и делает её Церковью. Политика, эконимика и даже национальные отношения вторичны и не могут занимать в ней центрального места, иначе, действительно, возникает имитация вместо церкви.
lozhkamyoda_73
11 июн, 2012 09:37 (UTC)
Re: путь в евроинтеграцию
Да я не предлагаю,я больше констатирую.А как оно будет,жизнь покажет.
Что касается богочеловеческой связи,то разве эта связь не выражена в виде сотворчества с Творцом? А сотворчество сообща,защита созданного и тп.,это разве вторично? По-моему,это как раз одна из основных целей,ради которой люди собираются в круг,движимые призывом Господа к единению с Ним и друг с другом.Вера ради веры,без реализации в созидании этого мира,улучшения его,с Его помощью,может увести человека от Бога очень далеко.
Я понимаю,что Вы не одобряете чрезмерную связь Церкви с политикой,экономикой,национальным самосознанием и тп.,но я думаю,что Вы прекрасно понимаете,что природа этого неприятия коренится в первую очередь в том,что у нас такая политика,такая экономика и такое самосознание,что их,в нынешнем их виде,стоит запереть в чумной барак и оградить людей от любых проявлений оных вещей в их жизни.И тут я с Вами во-многом солидарен.Но нужно менять и политику,и экономику и многие другие инструменты,которые как тупой скальпель в руках неумелого хирурга превратились из инструмента помощи в машину причинения страданий.
И это должно стать целью,а не простое отрицание всего и вся.Люди-то всё равно не откажутся ни от политики,ни от экономики,ни от национального самосознания,а если и откажутся то только в форме крайнего неприятия,как уже было в результате Революции 17-го.
Меня удивляет,что в нынешнем обществе самое широкое распространение получили призывы к неприятию власти,ровно как и к слепому принятию,но совсем не слышны призывы к молитвенному силовому воздействию на власть,хотя любой верующий понимает,что в мире нет силы более созидательной и благотворной,чем помощь Господа по молитвам верующих.Одни священники призывают бороться с ветряными мельницами,другие призывают признать власть нынешней клептократии безоговорочно,но мало кто вскрывает язвы и даёт рецепт лечения.Не обличения,а именно лечения.


tapirr
14 июн, 2012 16:00 (UTC)
----небольшое сообщение о встрече и общении с исповедником, прославленным церковью в 1988 году среди новомучеников и исповедников Российских, архимандритом Севастианом Карагандинским. -------

Уважаемый отец Павел!

А можно ли прочесть это сообщение?
Опубликуйте его, пожалуйста!
( 43 комментария — Оставить комментарий )