?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Природа власти.

  «Определение об епархиальном управлении» от 22.02.1918 г. констатирует: «архиерей пользуется, по Божественному полномочию, всей полнотой иерархической власти в делах веро- и нравоучения,священнодействия и пастырского душепопечения». Аналогичный текст мы находим в Уставе РПЦ (гл.10 ст.11). Он тоже подразумевает «Божественное полномочие» власти, которой епископ «пользуется». Текст «Положения о церковном суде РПЦ МП» (далее-Положение) существенно отличается от Устава (гл.10 ст.11) в понимании природы власти епископа. В отличие от Устава, Положение передаёт судебную власть в собственность епископу. Епископ приватизирует власть и может «делегировать епархиальному суду». «Божественные полномочия» не подразумеваются там, где епископ оказывается источником «канонической власти», которая «из него проистекает» (Положение ст.3 п.2). Являясь подзаконным актом Устава РПЦ, Положение вступает в противоречие с ним. Признав епископа источником правовой власти, Положение не обосновало каноничность заявленной позиции. Правовая власть никогда не получала в церкви богословского обоснования, поскольку корни права остаются вне церковных пределов.
     В исторической ретроспективе власть имеет одно из трёх оснований:
1. В монархиях власть имела божественную санкцию. Правитель являлся либо богом, как римский кесарь и египетский фараон, либо помазанником Бога, как библейские цари, византийские и российские самодержцы. Помазание не входит в таинство поставления епископа. Восточная Церковь, в отличие от Западной, не называет епископа наместником или помазанником Бога.
2. Демократическое государство исходит из либеральной системы ценностей. Оно ставит человека в центр законодательства. Государственная власть обоснована интересами, правами и свободами человека, как видим в Конституции России (ст.2). В первом случае источником власти является Бог, во втором – человек.
3. Главой Церкви является Богочеловек: «Того дал главу выше всех Церкви» (Еф.1,22). Иисусу Христу принадлежит полнота власти: «Ему слава и держава во веки» (1Пет.5,11). Власть епископа можно обосновать послушанием Христу: «паси овец моих» (Ин. 21, 16). Это повеление имеет условие: «любишь ли ты Меня?». Во Христе обоснована власть любви. На её основе возникает пастырство. «Одно стадо и один Пастырь» (Ин.10,16). Христос не отдаёт овец в собственность епископу. Он доверяет овец его попечению и потребует отчета, как следует из молитвы на поставление. Так понимает власть епископа традиция Восточной Церкви. Епископы РПЦ считают себя хозяевами стада, отнимая его у Христа.
   
Господь чётко определил характер власти в церкви: «Цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий…Я посреди вас, как служащий» (Лк.22: 25, 27). «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример» (Ин. 13, 14). Власть насилия разделяет. Власть любви соединяет.
     Положение не обосновало правовую власть епископа. Власть, «проистекающая» из персональной воли человека, не нуждается в обосновании. Самовластие само себя обосновывает. Возникает уникальная система ценностей, в которой власть не имеет обоснования ни в Боге, ни в человеке. В её основу положено самовластие функции, в которую Положение превращает епископа. Неумолимая логика ведёт к одному из двух обоснований своевластия: либо – гуманистической идее сверхчеловека, либо - культу человекобога. В этой системе вполне логично отрицание интересов, прав и свобод христианина. С такой же необходимостью исключается Божественная власть. Власть имеет только один источник и одного Собственника. Нечестиво предполагать, что Бог разделяет власть с епископом. Если признать Положение церковным документом, возникает неправомерное разделение прав и ответственности. Права и свободы принадлежат епископу, но на него не возложена ответственность. Исполнять долг и нести ответственность обязаны все «прочие», но они не имеют имеют прав и свобод.
   
В Положении нет слов «справедливость и правосудие, Бог и человек». Исключая правосудие, авторы пренебрегают человеческой личностью, в которой отражён Лик Христов: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25, 40). Положение ставит задачу навести порядок: «оградить паству Церкви Божией от ересей, расколов, нестроений и бесчиния, помогать покаянию, исправлению и спасению преступников, имея в мыслях благо святой РПЦ и спасение ближних» (Присяга судьи).        
    Общие слова исключают заботу о правах, достоинстве и судьбе конкретного христианина, позволяя пренебречь человеком во имя отвлеченных целей: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб» (Ин.11,50). Иисус приносит в жертву Самого Себя. Каиафа предлагает принести в жертву Иисуса. Результат одинаковый: «Сын Человеческий идёт, как писано о Нём». Но разная мораль: «горе человеку тому, имже Сын Человеческий предается» (Мф.26, 24). Это вопрос о жертвенности и целесообразности. Лукавая мудрость Каиафы нашла опору в документах РПЦ. Христова Церковь является Богочеловеческим организмом. Её нельзя ни обезбожить, ни обесчеловечить. Принцип Каиафы, заложенный в церковные документы, искажает природу Церкви.

Comments

( 35 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
20 июн, 2013 17:41 (UTC)
Природа власти.
Пользователь pontific_papa сослался на вашу запись в записи «Природа власти.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Природа власти. [...]
n_ermak
20 июн, 2013 21:14 (UTC)
Отче, разве эти установления делают нас собственностью? "Не становитесь рабами человеку. Такая, по-моему, заповедь дана всем нам. И за её нарушение ответят уже не епископы, а каждый из нас.
С Христом обошлись как с преступником, делали с Ним что хотели. Это с одной стороны. Но с другой Иисус Христос явил смирение перед Тем, Кто этого достоин - перед Отцом. Мне кажется и мы должны поступать по примеру Христа, смиряясь перед Отцом, попускающим собственнические устремления пастырей на наш счет.
adelgeim
21 июн, 2013 05:26 (UTC)
"Не становитесь рабами человеку.
Об этом я и пишу. Епископу не может принадлежать власть над человеком на правах собственности. Он ею пользуется "по божественному полномочию".
doroshick
22 июн, 2013 17:46 (UTC)
Если волеизъявление (например, собственнические устремления) старших делает младших нарушителями заповеди, то, получается, Вы, n_ermak, считаете правильным, когда ответственность за действия (волеизъявление) старших оказывается на младших?

Edited at 2013-06-22 17:49 (UTC)
n_ermak
22 июн, 2013 21:13 (UTC)
Как мне известно многие миряне превосходили в святости многих епископов. И нам не заказано. И кто тогда окажется старшим, а кто младшим?
doroshick
23 июн, 2013 00:16 (UTC)
То, что нередко младшим приходится фактически делаться старшими (т.е. брать на себя ответственность за действия вышестоящих) - это известно.
Вопрос заключается в другом: можно ли такую ситуацию считать нормой в Церкви?
И еще другой вопрос. Снимается ли ответственность при этом с этих вышестоящих? Ведь вот как Вы написали: "За ее нарушение ответят уже не епископы, а каждый из нас." Епископы за это уже совсем не отвечают?

Edited at 2013-06-23 00:56 (UTC)
adelgeim
23 июн, 2013 11:05 (UTC)
Отвечаю на коммент последующим постом.
n_ermak
23 июн, 2013 11:57 (UTC)
Отвечу Вам словами апостола Павла:
"каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь признал".
Если Господь определил Вам добиваться ответственности епископов, то я такого указания от Господа в свой адрес не вижу. И брать на себя смелость от имени Господа советовать Вам что-либо то же не могу. На Ваш вопрос и ответ у Вас может быть только Ваш, который от Господа, а не от людей.
(без темы) - doroshick - 23 июн, 2013 14:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - n_ermak - 23 июн, 2013 20:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 24 июн, 2013 07:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - n_ermak - 24 июн, 2013 22:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 25 июн, 2013 08:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 25 июн, 2013 09:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - n_ermak - 25 июн, 2013 10:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 25 июн, 2013 12:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - adelgeim - 24 июн, 2013 07:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 24 июн, 2013 09:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 24 июн, 2013 13:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 25 июн, 2013 08:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 25 июн, 2013 08:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - n_ermak - 24 июн, 2013 22:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 25 июн, 2013 13:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 23 июн, 2013 14:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - n_ermak - 23 июн, 2013 20:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doroshick - 24 июн, 2013 08:05 (UTC) - Развернуть
livejournal
21 июн, 2013 06:02 (UTC)
Христова Церковь является Богочеловеческим организмо
Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в записи «Христова Церковь является Богочеловеческим организмом. Её нельзя ни обезбожить, ни обесчеловечить.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Природа власти. [...]
livejournal
21 июн, 2013 06:51 (UTC)
Природа власти.
Пользователь drago_kun сослался на вашу запись в записи «Природа власти.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Природа власти. [...]
drago_kun
21 июн, 2013 06:52 (UTC)
Спаси Бог, отче.
kraff_41
23 июн, 2013 00:26 (UTC)
Спаси Бог....
r_sever
1 июл, 2013 13:41 (UTC)
Прекрасный пост, дорогой отец! Чувствуется огромное понимание главных фундаментальных, губительных заблуждений и бед Церкви. Понимание выстраданное. Господь не оставит.
panzerhaubitz1
29 янв, 2014 10:21 (UTC)
"Христова Церковь является Богочеловеческим организмом. Её нельзя ни обезбожить, ни обесчеловечить. "

Ну, а ежели говорить научным образом, то чем РПЦ отличается от НСДАП, например (немецко-фашистской партии)?

Идеологией? Ну мы (образованные люди) знаем, что сущность любой общественной формации определяется только её структурой, т.к. порядком принятия решений внутри неё, а более - ничем: ни программами, ни уставами, ни клятвами, ни юридически оформленными договорами (см. "Политические партии", М.Дюверже, 1951г.).

Так чем?
( 35 комментариев — Оставить комментарий )