священник Павел Адельгейм (adelgeim) wrote,
священник Павел Адельгейм
adelgeim

Category:

Между архиереем и Богом.

Некоторые комментарии на письмо митрополита Евсевия, помещённое вчера, 27 ноября, меня удивили. Один назвал письмо «убедительным», другой полагает конфликт беспочвенным, как «личную склоку». Третий обвиняет меня в пресвитерианстве и эгоизме. Каждый вправе оценить по своей совести опубликованный документ и остаться при своём мнении. Удивила меня поверхностность комментариев, уклонение от разговора по существу.
Трудно назвать «убедительным» эмоциональный документ, состоящий из эпитетов, обвиняющих адресата в сношениях с сатаной и предполагающих его вечное осуждение с дьяволом. Пишет это архиерей священнику, вместе с которым совершает Евхаристию! Что я могу ещё сказать?! Автор не владеет собой и потерял контроль над словами. Документ точнее назвать истерическим. Аргументацию он исключает в принципе.
Конфликт отнюдь не беспочвенный. Если бы архиерей прочёл книгу, то узнал, что она имеет к нему лишь косвенное отношение. Она написана клириком его епархии, - и только! Посвящена книга исследованию догмата о Церкви. В первой части рассматриваются свойства Церкви, изложенные в Символе Веры. Во второй части уточняются канонические основы церковного устройства. В третьей части выявляется практика, нарушающая эти основы.
В книге приведены конкретные факты и архиерейские Указы с номером и датой.
Это вызвало столь крайнее раздражение.
Что касается «пресвитерианства», термин неясный. Скорей всего меня подозревают в желании похитить власть у епископа для пресвитеров? Боже меня сохрани от этого. Вариант ещё страшнее. Лучше пусть чудит один архиерей в епархии, чем 200-300 иереев.
К сожалению, в епархии насаждается культ личности епархиального архиерея. Опасность серьёзная. Каждый настоятель, желая выслужиться, ставит на горнем месте архиерейское кресло, в котором некому сидеть. Каждый монастырь строит архиерейский дом, в котором никто не живёт, если до епархии два километра. В день Пасхи и Рождества Христова совершается чествование... архиерея, а не Воплотившегося и Воскресшего. Это формальная сторона дела. Но есть существенная. В епархии звучит только архиерейское мнение. Духовенство обязано принимать его за догматический, канонический, этический и проч. эталон. Архиерейское мнение не обязательно совпадает с Евангелием и Соборами. Но оспорить его нельзя. Архиерей становится соперником Богу, и клирику приходится выбирать, кому из них служить. Клирики живут под постоянным страхом необоснованного запрещения, перевода, увольнения, если не угодит архиерею. Это ведёт к лицемерию, карьеризму, коррупции. Вопрос стоит не о дисциплине. Охотно подчиняюсь, и ничтоже вопреки глаголю. Вопрос идёт о свободе совести, голоса и суждений клирика, о его человеческом достоинстве. Речь о соборности, о свидетельстве Святого Духа, которое не должно быть связано человеческой волей. С древних времён в церкви существовала свободная рецепция соборных решений, а не сговор, лоббирующий выгодное решение. Святитель Киприан Карфагенский ценил соборность и никогда не принимал решений без своего пресвитериума. Архиерей тоже собирает епархиальные советы и собрания. Разница в том, что святитель Киприан выслушивал мнения,
а на епархиальных собраниях клирики пребывают в роли статистов. Процесс вышел из-под контроля. В архиерейской бесконтрольности таится опасность искажения и разрушения Церкви. Разве это можно сбросить со счетов?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments