?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очень долго я нигде не мог найти текст нового Устава РПЦ. Сайт МП сообщил, что Священным Синодом 10 октября 2009 г принят новый Устав прихода, но публикация оказалась доступной на этой неделе. Действительно, изменения существенные. Завершился процесс абсолютизации власти епархиального архиерея. Авторитарное управление, давно сложившееся в епархиях, теперь закреплено в учредительном документе РПЦ МП. Три небольших статьи о прихожанах исключены из Устава РПЦ. Теперь в Уставе вовсе нет ни мирян, ни прихожан - ликвидированы, как класс.
«Учредители» упразднены из Приходского собрания и исключены из Устава.
Правда, я читал только Устав прихода. Полный текст Устава РПЦ пока ещё не получил.
«Епархиальный архиерей является высшим органом управления Прихода». Своим решением он назначает и освобождает настоятеля и членов причта, принимает и исключает членов Приходского собрания, помощника настоятеля (церковного старосту), назначает и увольняет Председателя Приходского совета. Утверждает Устав Прихода и протоколы Приходского собрания(Устав; 5,1).
«В случае, если член Приходского собрания не исполняет хотя бы одну из обязанностей, предусмотренных пунктом 7.4 настоящего Устава, Епархиальный архиерей единоличным решением вправе исключить всех (часть) членов из состава Приходского собрания и включить в его состав новых членов по собственному усмотрению»(ст.7,3).
Все существенные действия органов прихода сопровождаются пометкой «утверждает епархиальный архиерей». Приход лишён всякой самостоятельности в хозяйственной, административной, финансовой и проч. деятельности.
В советской истории наблюдалось строгое чередование эпох. Когда военный коммунизм доводил страну до краха и голода, его сменял НЭП. Понемногу оттаивала промышленность и сельское хозяйство, народ распускал крылышки, и опять наступала эпоха Военного коммунизма и брала за горло народ. Тогда снова возвращали НЭП, и так до наших дней.
Такая же смена эпох происходит в РПЦ. В 1943 возникла РПЦ и началась легальная деятельность епископата. Отношения иерархии и народа постепенно складывались в пользу власти епископов, но власть эта была человечной, а приходы имели хозяйственную и проч. самостоятельность. С 1961 иерархия отказалась от хозяйственной и административной власти и передала её приходам. Возник перекос. Приходы вывели из-под власти архиереев и отдали во власть уполномоченных Совета по делам религий. Для церкви это было плохо. С 1970-80х архиереи начали возвращать себе власть в приходе. В 1988 Устав поставил приходы под контроль епископа.
С 1998 контроль ужесточился. Теперь приходы лишились всякой самостоятельности. Возник перекос в обратную сторону.
Власть епископа не контролируется. Приход не имеет прав, отсутствует орган, в котором можно обжаловать действия епископа. Клирики и приходская община беззащитны перед произволом епископа. Остаётся надеяться, что епископ имеет совесть, и не будет злоупотреблять властью. Едва ли приход и клирики питают такие надежды. Опыт говорит об обратном.
Положение в РПЦ складывается угрожающе. Догматический смысл соборности Церкви оказался утраченным. Единство Церкви может быть только соборным, иначе оно не будет церковным. Последствия авторитарного управления скажутся через 5-10 лет, как и последствия клерикализации и ОПКаизации. Скорей всего это приведёт к утрате нравственного авторитета РПЦ, который ещё остаётся, и негативному отношению населения, стремительно развивающемуся. Прогноз церковных последствий этой реформы будет очень серьёзным. Можно только удивляться, что церковные власти не замечают надвигающейся катастрофы. Боже, милостив буди нам грешным!

Comments

( 63 комментария — Оставить комментарий )
sergeserov
17 дек, 2009 22:17 (UTC)
в этом церковные власти не одиноки
triponaciy
17 дек, 2009 22:35 (UTC)
О таком уровне беспредела, светские власти могут разве что, мечтать пока...
А архиереи- на них ведь "дух власти", он ими и руководит...))
Прогноз о. Павла верный, из ТАКОЙ церкви народ побежит, по крайней мере честным, думающим , активным места не будет,его и сейчас то мало осталось. За инициативу будут морально калечить или выгонять.
Забавно, что все эти изменения идут под благостные разговоры про работу с молодёжью и пр. благие начинания. На лагерном жаргоне это "туфта" называется , кажется.
sava_ev
17 дек, 2009 22:24 (UTC)
Ох, как вы правы! :(
leo_sosnine
17 дек, 2009 22:41 (UTC)
Да уж, конец маячит, я его прям вижу.
larisa_vaneeva
17 дек, 2009 23:04 (UTC)
Какова логика этой вертикали власти, что-то не очень понимаю... Народ и не горит быть чем-то занятым в церковной жизни. То есть, получается, соглашаешься добровольно (уговаривают, можно сказать) в ущерб своей работе и своему времени безвозмездно исполнять церковное послушание, после чего тебе же вменяется это в обязанность архиереем, а если не будешь справляться, так еще и прещения и позор... Тогда уж лучше сразу подальше от деятельности. Достаточно молитвы.

Странно еще то, что где, как ни в церкви, учиться народу самоуправлению.

vikyakov
17 дек, 2009 23:58 (UTC)
Да, Устав «рассчитан» на праведного архиерея. Но один Бог без греха. Тем паче в эпоху объятий с государством, когда во главе угла стоит целесообразность – государственная, церковная, коммерческая, личная – любая, - приход на какую-либо кафедру совестливого архиерея невозможен в принципе. В церковь, где человек перед архиереем никто и ничто, где посягают на данную Богом свободу, не хочется. Дело саморазрушения РПЦ приобретает новый оборот, новое ускорение. Где оно, новое дно, с которого начнется – а это неизбежно – новое возрождение? И – нам-то, грешным, что делать? Вопрос не нов, да ответ непрост. И в церкви дурак, без Церкви никак…
bojarinja
18 дек, 2009 01:16 (UTC)
А что с имуществом прихода? кто им распоряжается, кому оно принадлежит?
vlnyj_obschnnk
18 дек, 2009 10:56 (UTC)
Что с имуществом прихода?
А имущество прихода никогда ему и не принадлежало. Оно всегда было общецерковным (читайте ВСЕ существовавшие Уставы РПЦ-Московского Патриархата), только на Предсоборном собрании перед "октябрьским переворотом" пытались что-то изменить и создать приходы с границами, прихожанами как полновластными гражданами, и имуществом... но всё кануло в "лету"... А нынешние государственные власти(законодательные, исполнительные и судебные), установив в законодательстве норму и определение "юридическое лицо", не обращают внимания, что РПЦ грубо игнорирует эту норму. Им, видимо, так удобнее... Да и приходов-то в России никогда по-настоящему и не существовало...
p_eugen
18 дек, 2009 03:42 (UTC)
Погружение 100 м
Всё, некуды бечь с подводной лодки.
fi1618
18 дек, 2009 04:41 (UTC)
По закону! Что за слово?
Я не слыхивал такого.
Слово царское дано.
Значит дело решено.
Это из мультика о Золотом петушке.
В Конституции РФ, не открыто записано, но следует, что в стране президентское самодержавие, сие постепенно, кропотливым трудом, выявил конституционный суд.
И церковный устав и конституцию сочиняла одна команда, по духу, разумеется.
Но это означает одно, как изящно выразился сказочный царь Додон "По Закону! Что за слово? Я не слыхивал такого...", что ничего нет, ни устава, ни конституции, а есть только страсти владеющие обладателем безграничной власти.
Я просто приведу хрестоматийную запись, которую, несомненно знают и Путин и Медведев, как выпускники юрфака ЛГУ им. А.А. Жданова:
"Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции"
п.16 Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1989г. Великой Французской революции.
Актуально, но страна и общество уже явно, очевидно для всех, вступили в эпоху светского и церковного абсолютизма, и счастья умникам проголосовавшим, 12 декабря 1993г. за эту "Конституцию". По большому счету, я уже не понимаю, о какой соборности, каких уставах, вообще сейчас идет речь?
В 1934году на XVII съезде ВКП(б), произносились фразочки: «Принять в качестве партийного закона положения отчетного доклада товарища Сталина». Впереди был 1937г.
А сейчас, в епархиях, чтобы архиерей ни сказал, все закон, а в государстве, чтобы президент ни сказал, все истина. Помните, как принимались поправки по увеличению президентского срока с 4-х до 6-ти лет, на бис! Что впереди?
Что касается опасений, что народ уйдет из церкви. Право эта проблема легко решаема, если такая опасность возникнет, народ в церковь загонят уголовным кодексом, введут, например, статью типа «Регулярное непосещение богослужений приписного прихода», уж это всегда умели делать. Не верите, но в школах уже силовым путем введены «основы православной культуры», это было немыслимо в том же 1993г.
Как поется в популярной песне:
Не сразу все устроилось,
Москва не сразу строилась…
nikolay12
18 дек, 2009 09:44 (UTC)
"например, статью типа «Регулярное непосещение богослужений приписного прихода»
Приписывание к приходу, кстати, одна из идей о. Павла Анатольевича. В остальном же - паранойя.
(без темы) - fi1618 - 18 дек, 2009 15:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12 - 18 дек, 2009 17:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fi1618 - 18 дек, 2009 18:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12 - 18 дек, 2009 19:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fi1618 - 19 дек, 2009 08:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12 - 19 дек, 2009 08:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fi1618 - 19 дек, 2009 09:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12 - 19 дек, 2009 12:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fi1618 - 19 дек, 2009 13:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12 - 19 дек, 2009 13:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vikyakov - 19 дек, 2009 17:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - to_be_christian - 19 дек, 2009 18:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vikyakov - 19 дек, 2009 19:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - to_be_christian - 19 дек, 2009 20:09 (UTC) - Развернуть
еще один - nikolay12 - 19 дек, 2009 20:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12 - 19 дек, 2009 18:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - to_be_christian - 19 дек, 2009 19:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - to_be_christian - 18 дек, 2009 14:13 (UTC) - Развернуть
nikolay12
18 дек, 2009 05:27 (UTC)
Как говорится в афоризме:"бросая в воду камешки, наблюдай за кругами ими образуемыми". Павел Анатольевич этот булыжник запустил... Теперь вот пошла волна. Цунами. Ведь на верху стояла, видимо, такая дилемма: или сохранить РПЦ как единое целое или позволить ей распадаться на отдельные парасинагоги. То, что это возможно, при существующем типовом уставе и гражданском законодательстве доказал своими неустанными трудами на ниве юриспруденции о. Павел. Вопрос о том, хороши ли эти изменения или плохи - отдельный. К сожалению, некогда сейчас писать о этом, ибо тороплюсь на работу.
Кстати, цензура сайта креда.ру мою вполне безобидную заметку по этому вопросу (примерно то же самое, что и здесь) не пропустила.
i_z_o
18 дек, 2009 06:12 (UTC)
даа.. и все изменения в уставе за последние
двадцать лет тоже о. Павел инициировал?!
да Вы батенька.....
a_hramov
18 дек, 2009 07:47 (UTC)
Просто после Суздальского раскола на Чистом переулке очень боятся перехода приходов вместе с храмами в другие юрисдикции. От чего и страхуются таким типовым уставом (и другими мерами).
nikolay12
18 дек, 2009 09:13 (UTC)
Это невозможно в силу действия устава РПЦ. Не, это был отклик на деятельность о. Павла Анатольевича.
(без темы) - i_z_o - 18 дек, 2009 11:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12 - 18 дек, 2009 12:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - to_be_christian - 18 дек, 2009 14:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12 - 18 дек, 2009 18:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - to_be_christian - 19 дек, 2009 18:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolay12 - 19 дек, 2009 18:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - to_be_christian - 19 дек, 2009 18:56 (UTC) - Развернуть
pan900
18 дек, 2009 08:49 (UTC)
начало конца?
owl_solnze
18 дек, 2009 09:13 (UTC)
Спасибо, о. Павел! Я его правда немного раньше прочла (случайно нашла на сайте нашей Московской епархии), но удовольствия никакого...
cthsqdjkr
18 дек, 2009 14:13 (UTC)
Положение в РПЦ складывается угрожающе
Я что-то не пойму,мы в храм ,в церковь,ходим Богу молиться или за правами прихожанина?Права ,как известно,начинаются там,где иссякает любовь.
В 70-е,80-е годы,как теперь известно,большинство епископов сотрудничали с охранкой,и что?Какое мне тогда и теперь до этого было дело?И из поколения тогда вошедших в церковь выросли умные,деятельные,совестливые священники,да тот же Вами уважаемый о.Георгий Кочетков.Не помешал ему плохой епископ,не помешало ему униженное положение церкви.
Меня пугают,но что-то мне не страшно :)
pan900
18 дек, 2009 15:30 (UTC)
Re: Положение в РПЦ складывается угрожающе
верно...но знать-то надо.:)
(Удалённый комментарий)
wolkow_wadik
24 мар, 2011 08:59 (UTC)
Новый Устав РПЦ
Всё правильно Вы написали, отец Павел. Только очень жаль, что всё это, видимо, никак не доходит до сознания многих тысяч приходских священников, живущих в РФ. Лишь единицы из них понимают, что они абсолютно бесправны и настало время бить об этом во все колокола, писать письма-протесты на такое бесправие Патриарху, в Государственную Думу, Президенту, в различные Организации по правам человека, вплоть до Страсбурского суда и т.д. Только так можно добиться, что на очередном Архиерейском соборе пересмотрят Устав и вынуждены будут пойти навстречу простому духовенству - приходскому священнику.
( 63 комментария — Оставить комментарий )